Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: «Морфофункциональные особенности органов выделения»





Морфофункциональные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата

Опорно-двигательная система образована костями, мышцами, сухожилиями и связками. Опорно-двигательный аппарат выполняет ряд функций:

§ опорную;

§ двигательную;

§ защитную;

§ определяет форму тела;

§ участвует в минеральном обмене;

§ участвует в кроветворении (красный костный мозг в полостях трубчатых костей);

§ мышечная ткань способствует обмену белков, жиров и углеводов.

Скелет (от греч. Skeleton – высохший, высушенный) – совокупность твердых тканей в организме животных и человека, дающих опору телу и защищающих его от механических повреждений. Скелет весит около 17 кг у взрослого человека.

Кости состоят из костной ткани. Костная ткань – это разновидность соединительной ткани, состоящая из костных пластинок и плотного межклеточного вещества. Клетки соединены друг с другом многочисленными тонкими отростками, поэтому косная ткань отличается твердостью (кость в 30 раз тверже кирпича и в 2,5 раза тверже гранита, по прочности кость превосходит свинец в 9 раз).

Выделяют 4 группы костей: трубчатые, губчатые, плоские и смешанные.



Задание 1. Заполните таблицу 1, указав особенности строение каждой группы костей.

Таблица 1.

Особенности строение костей различных групп

группа костей особенности строения примеры
трубчатые – длинные – короткие состоят из компактного и губчатого вещества и имеют костномозговой канал кости плеча, бедра, голени, предплечья, фаланги пальцев
губчатые – длинные – короткие    
плоские    
смешанные    

Задание 2. Заполните таблицу 2, указав составные части отделов скелета человека.

Таблица 2.

Отделы скелета человека и их функции

отдел составляющие отдела функции кости, образующие отдел
скелет туловища позвоночный столб    
грудная клетка    
скелет конечностей скелета плечевого пояса    
скелет верхних конечностей    
скелет тазового пояса    
скелет нижних конечностей    
скелет головы (череп) мозговой отдел    
лицевой отдел    

 



Задание 3. Заполните таблицу 3 «Нарушения опорно-двигательной системы у детей: причины и профилактика».

Таблица 3.

Нарушения опорно-двигательной системы у детей: причины и профилактика

название определение причины меры профилактики
плоскостопие      
лордоз      
кифоз      
сколиоз      

 

Задание 4. Зарисуйте схематично в тетради мышцу и подпишите ее составляющие.

Задание 5. Назовите и поясните основные функциональные свойства мышц.

Тема: «Кровь. Анатомия, физиология и гигиена сердечно-сосудистой системы»

Сердечно-сосудистая система – система органов, которые обеспечивают циркуляцию крови по организму.

В состав этой системы входят сердце, кровеносные сосуды и кровь.

Кровь – непрозрачная красная жидкость, является разновидностью соединительной ткани. Общее количество крови в организме взрослого человека составляет в среднем 6-8% или 1/13 массы тела (в среднем у мужчин 5,2 л, у женщин – 3,9 л). У детей крови относительно массы тела больше, чем у взрослых (см. таблицу 4).

 

Таблица 4.

Количество крови у детей и подростков

кол-во крови возраст
новорожденные 1 год 6-11 лет 12-16 лет
в % к массе тела 14,7 10,39 7,0 7,0
на 1 кг массы тела (в мл)

Задание 1. Опишите химический состав крови человека.

Задание 2. Заполните таблицу 5, указав особенности строения и функции форменных элементов.

Таблица 5.

Строение и функции форменных элементов крови

форменные элементы строение место образования продолжитель- ность жизни, место разрушения функции
эритроциты        
тромбоциты        
лейкоциты        

Задание 3. Что такое анемия? Под действием каких факторов она развивается? Предложите мероприятия по профилактике анемии у детей и взрослых.



Задание 4. Укажите и объяснимте различия в строении основных типов кровеносных сосудов (артерии, вены, капилляры).

Сердце – полый четырехкамерный мышечный орган, способный к ритмическим сокращениям, обеспечивающим непрерывное движение крови внутри сосудов

Задание 5. Схематично зарисуйте сердце и подпишите клапаны и камеры.

Задание 6. Назовите особенности строения стенки сердца.

Задание 7. Что такое сердечный цикл? Из каких фаз он состоит?

Тема:«Анатомия, физиология и гигиена органов дыхания»

Дыхательная система человека — совокупность органов, обеспечивающих в организме человека внешнее дыхание, или обмен газов между кровью и внешней средой и ряд других функций.

Задание 1. Назовите и поясните функции дыхательной системы.

Задание 2. Заполните таблицу 6, указав части дыхательной системы человека.

Таблица 6.

Строение дыхательной системы

отдел составляющие отдела функции органы, входящие в состав отдела
дыхательные пути верхние дыхательные пути    
 
 
нижние дыхательные пути    
 
 
дыхательный орган      

 

Задание 3. Объясните что такое дыхание. Какие этапы проходит этот процесс?

Внешнее дыхание характеризуется рядом показателей.

Частота дыхания (ЧД)– количество вдохов и выдохов за единицу времени.

Дыхательный объем (ДО) – количество воздуха, которое человек вдыхает и выдыхает при спокойном дыхании.

Минутный объем дыхания (МОД) – количество воздуха, которое проходит через легкие в минуту.

Задание 4. Ознакомьтесь с данными таблицы 7. Объясните возрастные изменения показателей внешнего дыхания.

Таблица 7.

Показатели внешнего дыхания (по Малафеевой С.Н., 2007)

возраст, лет частота дыханий в минуту дыхательный объем, мл минутный объем дыхания, мл
новорожденный 48-63 650-700
50-60 2600-2700
35-40
4-6 23-26
22-24
18-20

 

Задание 5. Назовите заболевания органов дыхания, вызывает которые влияние следующих факторов:

§ курение (никотин, угарный газ, смолы);

§ попадание инородных предметов в дыхательные пути;

§ экологическое загрязнение атмосферы;

§ вирусы;

§ бактерии;

§ бытовая пыль, шерсть животных.

§

Тема:«Анатомия и физиология органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Питание детей»

Пищеварительная система – это совокупность структур, обеспечивающих процесс пищеварения.

Пищеварение – совокупность физических, химических и физиологических процессов, обеспечивающих обработку и превращение пищевых продуктов в простые химические соединения, способные усваиваться клетками организма. Эти процессы идут в определенной последовательности во всех отделах пищеварительного тракта (полости рта, глотке, пищеводе, желудке, тонкой и толстой кишке с участием печени и желчного пузыря, поджелудочной железы), что обеспечивается регуляторными механизмами различного уровня. Последовательная цепь процессов, приводящая к расщеплению пищевых веществ до мономеров, способных всасываться, носит название пищеварительного конвейера.

Задание 1. Схематично изобразите общий план строения пищеварительной системы.

Задание 2. Назовите функции отделов пищеварительной системы, заполнив таблицу 8.

Таблица 8.

Функциональные различия отделов пищеварительного тракта человека

отдел функция
ротовая полость  
глотка  
пищевод  
желудок  
двенадцатиперстная кишка  
печень (желчь)  
поджелудочная железа (панкреатический сок)  
подвздошная кишка  
толстый кишечник  
прямая кишка  

 

Задание 3. Запишите особенности строения и значение крупных желез пищеварительного тракта.

Задание 4. Что такое ферменты? Какую роль они играют в пищеварении?

Обмен веществ и энергии (метаболизм) — это совокупность химических реакций, протекающих в клетках или в целостном организме и заключающихся в синтезе сложных молекул и новой протоплазмы (анаболизм) и в распаде молекул с освобождением энергии (катаболизм). Энергия необходима для биосинтеза (образования нового вещества), осмотической работы (поглощения и секреции клетками разных веществ), механической работы (при движении) и других реакций.

Обмен веществ и энергии — это важнейшее свойство живого, проявляющееся на разных уровнях организации живого. Благодаря обмену веществ и энергии происходят рост и размножение, формируются другие важнейшие свойства клеток и организмов.

Основными метаболическими процессами являются анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция).

Задание 5. Назовите источники, основные процессы и результат обмена углеводов, липидов и белков.

Задание 6. Что такое витамины? Какую роль они играют в организме человека?

 

Тема: «Морфофункциональные особенности органов выделения»

Выделительная, или экскреторная система – совокупность органов, выводящих из организма избыток воды, а также продукты обмена веществ, соли, а также ядовитые вещества, попавшие в организм извне или образовавшиеся в нём.

 

 

 
 

 


Задание 1. Схематично зарисуйте выделительную систему человека. Подпишите ее части.

Почки здорового человека образуют ежедневно около 2 л мочи. Половина твердых веществ суточного количества мочи составляет мочевина (около 30 г), которая является главным шлаковым продуктом белкового метаболизма.

Задание 2. Опишите процесс образования мочи (2 фазы).

Задание 3. Какие вещества и химические элементы представляют наибольшую опасность для работы почек и почему?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.