Методология аудита финансовой отчетности
Название подхода
| Цель аудита
| Особенности методики
| назначение процедур
| объем аудиту
| Подтверждающий
| Предупреждение и выявление ошибок, злоупотреблений и мошенничества
| Подтверждение записей в учете
| Сплошная проверка
| Системный
| Подтверждение достоверности финансовой отчетности
| Тесты системы внутреннего контроля, остатков на счетах бухгалтерского учета
| Выборочная проверка на основании результатов оценки системы внутреннего контроля
| Рискованно-ориентированный
| Подтверждение достоверности финансовой отчетности
| Предварительная оценка аудиторского риска
| Тесты системы внутреннего контроля, записей в учете
|
Планирование является важнейшим этапом аудита. На стадии планирования аудитору требуется определить стратегию и тактику контроля, составить аудиторскую программу и предусмотреть аудиторские процедуры, оценить объем аудиторского контроля.
Методику планирования аудиторской проверки субъекта хозяйствования целесообразно представить в виде этапов в определенной последовательности, что представлено на рисунке.
Аудитору следует разработать и документально оформить общий план аудита, определить в нем существенность ошибок, а потом осуществлять аудит по этому плану.
Во время разработки общего плана аудитор осуществляет анализ следующих вопросов:
· Понимание аудитором бизнеса.
· Понимание учета и системы внутреннего контроля.
· Определение рисков и существенности.
· Виды, время и полнота процедур
· Координация, руководство, сопровождение и надзор.
· Другие вопросы.
Общий план аудита разрабатывается настолько детально, чтобы аудитор имел возможность благодаря ему подготовить программу аудита.
Программа аудита – это детальный перечень содержания аудиторских процедур. Этот перечень является детальной инструкцией для ассистентов аудитора и рядовых участников проверки, который также является средством контроля за качеством их работы.
При первичном аудите аудитор должен:
- выполнить процедуры по установлению взаимоотношений с клиентом и согласовать условия выполнения конкретного аудиторного задания;
- связаться с предыдущим аудитором, если имела место смена аудитора в соответствии с уместными этическими требованиями.
осмотр системы бухгалтерського учета и внутреннего контроля, выявление и оценка „слабих мест”
| | согласие принять задание на аудиторскую проверку
| |
Рисунок 2 – Методика планирования аудиторской проверки
Порядок получения информации о деятельности предприятия и его среде, включая внутренний контроль, а также оценки риска существенных искажений финансовой отчетности регламентируются Международным стандартом аудита № 315 «Понимание бизнеса предприятия, его среды и оценка риска существенного искажения».
Понимание аудитором деятельности предприятия и его среды включает знание следующих вопросов:
1. Отраслевые, экономические и другие внешние факторы, включая применимые принципы подготовки финансовой отчетности.
2. Характер деятельности субъекта, включая выбор и применение учетной политики.
3. Задачи, стратегические планы руководства и связанные с ними деловые риски, которые могут оказать влияние на возможность возникновения существенных искажений в финансовой отчетности;
4. Финансовая деятельность фирмы-клиента.
Система внутреннего контроля, в том числе:
• контрольная среда;
• процесс оценки риска фирмой-клиентом;
• информационная система, связанная с целями финансовой отчетности;
• процедуры контроля;
• мониторинг средств контроля.
На начальном этапе планирования рекомендуется выполнить аналитические процедуры, которые помогут аудитору выявить значимые для аудита вопросы и тем самым лучше спланировать работу. Это могут быть тестирование экономических показателей за несколько лет, выявление значительных отклонений, что свидетельствует о необходимости обострения внимания на этих позициях, тестирование учетных данных и т.д.
Важным этапом в подготовке общего плана проверки является изучение системы бухгалтерского учета, оценка системы внутреннего контроля, которые осуществляются путем:
- анализа соответствующей документации;
- бесед с руководством;
- опроса персонала, занятого в данных системах;
- наблюдение;
- изучение документов предварительного исследования заказчика;
- ознакомление с существующими требованиями к организации системы внутреннего контроля;
- тестирование внутреннего контроля.
Во время проведения аудита аудитору необходимо изучить и оценить следующие аспекты организации системы бухгалтерского учета:
- учетную политику и ее ответственность нормативным требованиям;
- организационную структуру (включая распределение обязанностей и полномочий) подразделения, функционально ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой отчетности;
- организацию документооборота;
- роль и место средств компьютерных информационных систем при подготовке финансовой отчетности;
- критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высокий (например, склонность высоколиквидных активов, в первую очередь денежных средств, к исчезновению и незаконному присвоению);
- средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета (самоконтроль системы бухгалтерского учета, например, при ручном варианте ведения учета – шахматная ведомость)
Внутренний контроль — процесс, который осуществляют лица, отвечающие за управление, руководство, и другой персонал. Их цель — обеспечение разумной уверенности, с точки зрения обеспечения надежности финансовой отчетности, эффективности и результативности операций и соответствия их применяемым законам и нормативным актам.
Внутренний контроль включает следующие элементы:
а) контрольная среда;
б) оценка уровня риска субъектом;
в) информационная система, включая соответствующие бизнес-процессы, имеющие отношение к подготовке финансовой отчетности и коммуникации;
г) контрольные действия;
д) мониторинг средств контроля.
От оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля зависит объем проверки.
Контрольная среда является основой для эффективного внутреннего контроля, обеспечивая дисциплину и структурированность.
Процесс оценки риска представляет собой процесс выявления рисков бизнеса и оценки их последствий. Для целей финансовой отчетности процесс оценки рисков включает:
• выявление руководством рисков в связи с подготовкой достоверной и объективной финансовой отчетности (или объективной во всех существенных аспектах) в соответствии с принципами подготовки финансовой отчетности;
• оценку «значимости» рисков;
• оценку вероятности возникновения рисков;
• принятие решений по управлению рисками.
Аудитор должен выявить и оценить риски существенных искажений — как на уровне финансовой отчетности в целом, так и на уровне предпосылок по каждому сальдо счета и классу операций.
Оцененный уровень риска аудитор должен учитывать при определении характера, сроков и объема дальнейших аудиторских процедур.
Аудитор, используя свое профессиональное суждение, должен определить, какие из выявленных рисков являются значимыми и требуют специального рассмотрения, а также риски, в отношении которых процедуры проверки по существу не обеспечивают достаточные и уместные аудиторские доказательства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|