Сделай Сам Свою Работу на 5

Методология аудита финансовой отчетности





Название подхода Цель аудита Особенности методики
назначение процедур объем аудиту
Подтверждающий Предупреждение и выявление ошибок, злоупотреблений и мошенничества Подтверждение записей в учете Сплошная проверка
Системный Подтверждение достоверности финансовой отчетности Тесты системы внутреннего контроля, остатков на счетах бухгалтерского учета Выборочная проверка на основании результатов оценки системы внутреннего контроля
Рискованно-ориентированный Подтверждение достоверности финансовой отчетности Предварительная оценка аудиторского риска Тесты системы внутреннего контроля, записей в учете

 

Планирование является важнейшим этапом аудита. На стадии планирования аудитору требуется определить стратегию и тактику контроля, составить аудиторскую программу и предусмотреть аудиторские процедуры, оценить объем аудиторского контроля.

Методику планирования аудиторской проверки субъекта хозяйствования целесообразно представить в виде этапов в определенной последовательности, что представлено на рисунке.

Аудитору следует разработать и документально оформить общий план аудита, определить в нем существенность ошибок, а потом осуществлять аудит по этому плану.



Во время разработки общего плана аудитор осуществляет анализ следующих вопросов:

· Понимание аудитором бизнеса.

· Понимание учета и системы внутреннего контроля.

· Определение рисков и существенности.

· Виды, время и полнота процедур

· Координация, руководство, сопровождение и надзор.

· Другие вопросы.

Общий план аудита разрабатывается настолько детально, чтобы аудитор имел возможность благодаря ему подготовить программу аудита.

Программа аудита – это детальный перечень содержания аудиторских процедур. Этот перечень является детальной инструкцией для ассистентов аудитора и рядовых участников проверки, который также является средством контроля за качеством их работы.

При первичном аудите аудитор должен:

- выполнить процедуры по установлению взаимоотношений с клиентом и согласовать условия выполнения конкретного аудиторного задания;



- связаться с предыдущим аудитором, если имела место смена аудитора в соответствии с уместными этическими требованиями.


осмотр системы бухгалтерського учета и внутреннего контроля, выявление и оценка „слабих мест”
согласие принять задание на аудиторскую проверку

 

Рисунок 2 – Методика планирования аудиторской проверки

 

Порядок получения информации о деятельности предприятия и его среде, включая внутренний контроль, а также оценки риска су­щественных искажений финансовой отчетности регламентируются Международным стандартом аудита № 315 «Понимание бизнеса предприятия, его среды и оценка риска существенного искажения».

Понимание аудитором деятельности предприятия и его среды включает знание следующих вопросов:

1. Отраслевые, экономические и другие внешние факторы, включая применимые принципы подготовки финансовой отчетности.

2. Характер деятельности субъекта, включая выбор и применение учетной политики.

3. Задачи, стратегические планы руководства и связанные с ними деловые риски, которые могут оказать влияние на возможность возникновения существенных искажений в финансовой отчетности;

4. Финансовая деятельность фирмы-клиента.

Система внутреннего контроля, в том числе:

• контрольная среда;

• процесс оценки риска фирмой-клиентом;

• информационная система, связанная с целями финансовой отчетности;

• процедуры контроля;

• мониторинг средств контроля.

На начальном этапе планирования рекомендуется выполнить аналитические процедуры, которые помогут аудитору выявить значимые для аудита вопросы и тем самым лучше спланировать работу. Это могут быть тестирование экономических показателей за несколько лет, выявление значительных отклонений, что свидетельствует о необходимости обострения внимания на этих позициях, тестирование учетных данных и т.д.



 

Важным этапом в подготовке общего плана проверки является изучение системы бухгалтерского учета, оценка системы внутреннего контроля, которые осуществляются путем:

- анализа соответствующей документации;

- бесед с руководством;

- опроса персонала, занятого в данных системах;

- наблюдение;

- изучение документов предварительного исследования заказчика;

- ознакомление с существующими требованиями к организации системы внутреннего контроля;

- тестирование внутреннего контроля.

Во время проведения аудита аудитору необходимо изучить и оценить следующие аспекты организации системы бухгалтерского учета:

- учетную политику и ее ответственность нормативным требованиям;

- организационную структуру (включая распределение обязанностей и полномочий) подразделения, функционально ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой отчетности;

- организацию документооборота;

- роль и место средств компьютерных информационных систем при подготовке финансовой отчетности;

- критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высокий (например, склонность высоколиквидных активов, в первую очередь денежных средств, к исчезновению и незаконному присвоению);

- средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета (самоконтроль системы бухгалтерского учета, например, при ручном варианте ведения учета – шахматная ведомость)

Внутренний контроль — процесс, который осуществляют лица, отвечающие за управление, руководство, и другой персонал. Их цель — обеспечение разумной уверенности, с точки зре­ния обеспечения надежности финансовой отчетности, эффективности и результативности операций и соответствия их применяемым законам и нормативным актам.

Внутренний контроль включает следующие элементы:

а) контрольная среда;

б) оценка уровня риска субъектом;

в) информационная система, включая соответствующие бизнес-процессы, имеющие отношение к подготовке финансовой отчетности и коммуникации;

г) контрольные действия;

д) мониторинг средств контроля.

От оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля зависит объем проверки.

Контрольная сре­да является основой для эффективного внутреннего контроля, обес­печивая дисциплину и структурированность.

Процесс оценки риска представляет собой процесс выявления рисков бизнеса и оценки их последствий. Для целей финансовой от­четности процесс оценки рисков включает:

• выявление руководством рисков в связи с подготовкой достоверной и объективной финансовой отчетности (или объективной во всех существенных аспектах) в соответствии с принципами подготовки финансовой отчетности;

• оценку «значимости» рисков;

• оценку вероятности возникновения рисков;

• принятие решений по управлению рисками.

Аудитор должен выявить и оценить риски существенных искажений — как на уровне финансовой отчетности в целом, так и на уровне предпосылок по каждому сальдо счета и классу операций.

Оцененный уровень риска аудитор должен учитывать при определении характера, сроков и объема дальнейших аудиторских процедур.

Аудитор, используя свое профессиональное суждение, должен определить, какие из выявленных рисков являются значимыми и требуют специального рассмотрения, а также риски, в отноше­нии которых процедуры проверки по существу не обеспечивают достаточные и уместные аудиторские доказательства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.