Сделай Сам Свою Работу на 5

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ПО КУРСУ





 

Познакомиться с рациональными приемами анализа содержания курса и подготовиться к экзамену помогают структурно-логические схемы анализа учебного материала.

Отправной точкой дифференциации и интеграции знаний по библиотечному обслуживанию является понимание библиотеки как социального института, а процесс обслуживания читателей как механизм социализации в особой форме взаимоотношений между обществом и личностью (табл. 1).

Библиотечное обслуживание всех социальных субъектов (личности, группы, общества), отражает общее, особенное и единичное в процессе и результате усвоения и воспроизведения социального опыта применительно к возможностям разных типов и видов библиотек. При этом учитывается личностный фактор социализации. Назовем его "персонализация социализации", так как любая социализация (целенаправленная или стихийная, непосредственная или опосредованная) приобретает индивидуально-личностную форму, поэтому результат взаимодействия личности и среды будет различным.

Фиксирование изучаемого материала в форме матриц по определенной структуре позволяет одновременно дифференцировать и интегрировать систему знаний по предмету, легче усвоить, а затем и воспроизвести. Этот же подход позволяет проанализировать более детально обслуживание пользователей библиотек в соответствии с той программой курса, которая соответствует специализации или квалификации на факультете.



Сравнить теории и теоретические подходы, на основе которых строится методика и организация библиотечного обслуживания, увидеть общее и различия в них поможет анализ по определенным признакам (табл. 1, 2, 4).

Иная возможность систематизации знаний по курсу появляется на основе сравнения с учетом и деятельностного, и технологического, и методического подходов применительно к обслуживанию пользователей библиотек в целом и в рамках одного определенного метода или организационной формы (табл. 5, 6, 7).

Другие подходы к анализу изучаемого материала представлены в рис. 1 и таблицах 3, 8.


Таблица 1.

Сравнительный анализ обслуживания читателей

в разных типах библиотек

А с п е к т ы а н а л и з а Тип и вид библиотеки: 1 2 3 . . . .
1. Характер социализации:* а) общеобразовательный; б) профессиональный; в) семейно-бытовой; г) любительски-досуговый; д) общественно-политически-экономический; е) благотворительный и др. 2. Контингент читателей 3. Преобладающий тип информационных потребностей 4. Цели обслуживания 5. Особенности библиотечно- библиографического и информационного обслуживания: а) основное содержание; б) средства доведения информации; в) доминирующие виды обслуживания; г) способы взаимодействия библиотеки с реальными и потенциальными читателями; д) рекламирование информационной продукции и услуг в библиотеке и вне ее; е) организационные формы обслуживания; ж) требования к библиотекарю-библиографу 6. Квалитология и квалиметрия обслуживания Принципы классификации библиотек: а) возрастной: детские, юношеские, взрослые; б) образовательный: школьные, ПТУ и техникумов, вузовские, ИПК; в) профессиональный: НТБ предприятий, научных учреждений; медицинские, педагогические, военные; г) универсально-региональные: районные, городские, областные, республиканские, национальные (по фонду и составу читателей); д) ведомственный: принадлежность министерству, ведомству; е) специализированный: - по видам документов; - для лиц с физическими и психическими недостатками; - для лиц с асоциальным поведением; ж) форма собственности: государственные, акционерные, частные; з) сочетание нескольких признаков.

* Характер социализации можно определять на основе разных критериев, чтобы получить комплексную картину.



Таблица 2.



Анализ теоретических основ библиотечного обслуживания

Название теории или теоретического подхода А с п е к т ы а н а л и з а
и т.д.
1. Руководство чтением 2. Пропаганда книги 3. Читательские интересы 4. Информационные потребности 5. Типология читателей 6. Общение библиотекаря с читателем 7. Читательское (шире – интеллектуально – информационное) развитие личности 8. Социализация личности 9. Психология и педагогика 10. Профессиональное чтение 11. Библиотечная педагогика 12. Библиотечные услуги 13. Технология БО 14. Маркетинг 1. Авторы 2. Определения 3. Понятийный аппарат 4. Структура 5. Концептуальная основа 6. Законы 7.Закономерности 8. Принципы 9. Функции 10. Цели 11. Методы 12. История 13. Взаимосвязь с другими теориями 14. Практическая ценность

 

Таблица 3.

Схема анализа исследований по чтению и БО

Аспекты анализа Исследование (б/грф описание)
и т.д.
1. Тема 2. Организация, возглавляющая исследование 3. Авторский коллектив 4. Научный руководитель 5. Время проведения 6. Объект 7. Предмет 8. Цель 9. Задачи 10. Гипотезы 11. Методы 12. База 13. Основное содержание 14. Результаты 15. Выводы и предложения 16. Особенности внедрения 17. Актуальность исследования в историческом контексте (на момент проведения и в перспективе).  

Таблица 4.

Схема по аспектам анализа, этапам и структуре

библиотечного обслуживания

Аспекты анализа обслуживания Этапы обслуживания Структура обслуживания
1. Теоретико- методологический 2. Содержательно- предметный 3. Организационно- методический 4. Результативно-оценочно- прикладной 5. Исторический: филогенетический 6. Исторический: онтогенетический 1. Планирование 2. Подготовка и рекламирование 3. Проведение 4. Подведение итогов и выводы 1. Цели 2. Субъекты 3. Объекты 4. Средства 5. Способы и методы 6. Процесс 7. Результат

Таблица 5.

Схема описания средств обслуживания

Х а р а к т е р и с т и к а О п и с а н и е
1. Целевое назначение 2. Читательское назначение 3. Вид (обзор, выставка, день специалиста, беседа, кольцевая почта и т.д.) 4. Содержание и тема 5. Характер (информационный, рекомендательный и т.д.) 6. Форма (устная, наглядная, печатная, комбинированная, комплексная) 7. Особенности выявления и отбора информации 8. Характеристика объектов информации 9. Группировка, структура, расположение 10. Способы и условия функционирования 11. Механизм обратной связи 12. Квалиметрия результатов обслуживания 13. Анализ, выводы и предложения по повышению эффективности средства 14. Требования к библиотекарям, реализующим средство 15. Рекламирование средства  

 

Примечание: В разных теориях и теоретических подходах БО наряду с термином "средство" употребляется "услуга", "метод", "форма", "мероприятие".


Таблица 6.

Классификация средств библиотечного обслуживания

П о с п о со б у п е р е да ч и и н фо р м а ц и и
Устные Наглядные Печатные Комплексные
Комментированные чтения Громкие чтения Обзоры Вечера: - вопросов и ответов, - интересных встреч, - литературные, - сказок и др. Устные журналы Дни поэзии Диспуты Лекции Беседы Обсуждения книг Викторины Консультации Политбои Чтения ... Брифинг Пресс-экспресс Круглые столы Автоинформатор Фонотека Выставки: новых поступлений, тематические, библиографических пособий, спецвидов и др. Уголки: живописи, искусства, природы Стенды и монтажи Плакаты: - информационные, - агитационные, - пропагандистские, - методические Альбомы Световые газеты Тематические подборки в открытом доступе Кино-, видео-, слайд- диафильмы Видеоклипы Малые формы: книжные закладки Уголок читателя Артотека Обзоры Информацион-ные листки Бюллетени новых поступлений Тематические списки литературы Индивидуаль-ные и групповые программы и планы чтения Распечатка материалов из БД "Кольцевая почта" Библиографические указатели Реферативные журналы и сборники Дни: - информации, - специалиста, - досугово- любительской деятельности, - кафедры, - презентации книг и др. Конференции Ярмарки идей Круглые столы Уроки: - библиотечно­ библиографи- ческие, - культуры чтения, - динамического чтения и др. Тематические кружки Клубы по интересам
 
По количеству обслуживаемых читателей
Индивидуальные (1-2 чел) Групповые (от 3 до 30 чел) Массовые (свыше 30 чел)
 
По доминирующему анализатору в восприятии информации
Слуховой (аудио) Тактильный (по Брайлю) Зрительный (наглядный, визуальный, печатный) Комбинированный(аудиовизуальный, мультимедиа)
                 

 

 

           
   
 
 
   
 


Б

И

Б

Л А

И

О Б

Т

Е В

К

А

Р Г

Ь

Характер

отношения

Ч И Т А Т Е Л Ь Информационная компетентность 1 2 3 4 5 6     Ч А И Т Б А Т В Е Л Ь Г Характер отношения
           
           
           
           
1 2 3 4 5 6 Информационная компетентность Б И Б Л И О Т Е К А Р Ь

Рис. 1. Модель коммуникативного поведения библиотекаря и читателя.

Обозначения.Характер отношения библиотекаря и читателя:

А– негативный, Б – пассивный, В - авторитарно-активный, Г - доброжелательно-активный. Информационная компетентность (степень информированности) библиотекаря и читателя: 1 - нулевая, 2 – слабая,

3 – средняя, 4 – хорошая, 5 – отличная, 6 – высшая (акме) – См. табл. 8.

Примечание.Для данной модели под "информационной компетентностью" понимается система знаний, которой владеет и библиотекарь, и читатель; в том числе "знаниями о незнании" и способах их добывания. Характер отношения отражает не только личностные, но и институциональные отношения (библиотекарь – представитель библиотеки как социального института, а читатель как пользователь библиотечными услугами и продукцией). Варианты коммуникативного поведения библиотекаря и читателя можно прогнозировать, определив их информационно-психологические типы.

Таблица 7.

Характеристика средств библиотечного обслуживания

в разных проявлениях

Средства библиотечного обслуживания  
Метод Формы Библиотечно-информационные:
продукты услуги результаты
1. Библиогр. обзор          
2. Выставка          
3. Консультация          
И т. д. (см. классификацию в табл. 6)          
             

Таблица 8.

Характеристика поведения библиотекаря и читателя

в соответствии с уровнями информированности

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.