Сделай Сам Свою Работу на 5

Эволюционные идеи в древности. Средневековье и эпоха Возрождения





Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ

Кировская государственная медицинская академия

ЭВОЛЮЦИОННОЕ

УЧЕНИЕ

 

 

Киров - 2006

УДК 574/577

Печатается по решению редакционно-издательского совета КГМА (протокол № 34 от 5 мая 2005 г.) и ЦМС (протокол № 4 от 19.01.2006 г.).

 

Эволюционное учение. Учебное пособие для студентов медицинских вузов /Сост.: Косых А.А., Чиркова Л.В.; под редакцией зав. кафедрой медицинской биологии и генетики, доктора медицинских наук профессора Косых А.А. /Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2006 - 76 с.

 

 

Учебно-методическое пособие “Эволюционное учение” предназначено для самостоятельной работы студентов медицинского вуза, изучающих эволюционную теорию. Пособие составлено в соответствии с программой по биологии для студентов медицинских вузов (Москва, 1995). Пособие содержат краткие сведения об истории эволюционных учений, методах изучения филогенеза, а также основные положения дарвинизма, современной эволюционной теории и теории антропогенеза. В пособии раскрываются понятия микро- и макроэволюции, способы и пути видообразования, направления эволюционного процесса.



Большое внимание уделено современным представлениям об эволюции человека и человеческих популяций, органов и систем органов человека в процессе онто- и филогенеза, вопросам нарушения онтогенетических и филогенетических корреляций в развитии и их роли в формировании пороков развития человека.

В пособии даются вопросы для самоподготовки, темы докладов к семинарскому занятию, список рекомендуемой литературы.

 

Рецензенты:

Спицин А.П. – доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой патологической физиологии Кировской государственной медицинской академии

Балашов В.П. – доктор биологических наук, профессор, зав. курсом медицинской биологии Мордовского государственного университета

© Косых А.А., Чиркова Л.В.

© Кировская государственная медицинская академия, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

      Стр.
     
Предисловие…………………………………………………………………... 5 Методические указания………………………………………….………….. 5
Глава История развития эволюционных идей………………...
  1.1. Эволюционные идеи в древности. Средневековье и эпоха Возрождения………………………………………
  1.2. “Система природы” Карла Линнея……………………...
  1.3. Эволюционное учение Жана Батиста Ламарка………...
  1.4. Непосредственные предшественники Ч. Дарвина……..
  Вопросы к главе 1………………………………………..
Глава Эволюционная теория Чарльза Дарвина……………….
  2.1. Основные предпосылки возникновения дарвинизма….
  2.2. Факторы эволюции по Ч. Дарвину……………………...
  2.3. Кризис классического дарвинизма……………………..
  Вопросы к главе 2………………………………………………..
Глава 3. Современный этап в развитии эволюционной теории...
  3.1. Методы изучения эволюционного процесса…………...
  3.2. Синтетическая теория эволюции……………………….
  Вопросы к главе 3………………………………………………..
Глава 4. Учение о микроэволюции……………………………….
  4.1. Вид - качественный этап процесса эволюции………….
  4.1.1. Понятие и критерии вида………………………………..
  4.1.2. Структура вида…………………………………………..
  4.2. Элементарные эволюционные факторы………………..
  4.3. Формы естественного отбора…………………………...
  4.4. Возникновение адаптаций – результат действия естественного отбора…………………………………….
  4.5. Основные пути и способы видообразования…………..
  Вопросы к главе 4………………………………………………..
Глава 5. Основные закономерности макроэволюции……………
  5.1. Эволюция онтогенеза. Учение А.Н. Северцова о филэмбриогенезах……………………………………….
  5.2. Эволюция онтогенетических и филогенетических корреляций……………………………………………….
  5.3. Общие закономерности эволюции органов…………….
  5.3.1. Принципы преобразования органов…………………….
  5.3.2. Способы преобразования органов………………………
  5.4. Эволюция групп организмов……………………………
  5.4.1. Формы филогенеза……………………………………….
  5.4.2. Главные направления эволюционного процесса………
  5.4.3. Правила эволюции групп………………………………..
  Вопросы к главе 5………………………………………………..
     
Глава 6. Особенности эволюции человека……………………….
  6.1. Место человека в системе животного мира……………
  6.2. Основные этапы антропогенеза…………………………
  6.2.1. Предшественники людей (проантропы)………………..
  6.2.2. Древнейшие люди (архантропы)………………………..
  6.2.3. Древние люди (палеоантропы)………………………….
  6.2.4. Современные люди (неоантропы)………………………
  6.3. Генетические механизмы эволюции видов человека….
  6.3.1. Хромосомная эволюция и видообразование…………...
  6.3.2. Сравнение сателлитных ДНК разных видов высших приматов………………………………………………….
  6.3.3. Эволюция белков………………………………………...
  6.4. Популяционная структура человечества……………….
  6.4.1. Виды популяций людей, их основные характеристики.
  6.4.2. Действие элементарных эволюционных факторов в человеческих популяциях……………………………….
  6.4.3. Расы и расогенез………………………………………….
  6.4.4. Генетические различия между расами………………….
  Вопросы к главе 6………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Перечень рекомендуемых тем для обсуждения на семинаре «Современное эволюционное учение»………………………………………
Список рекомендуемой литературы………………………………..………..

ПРЕДИСЛОВИЕ





Все живое на Земле обладает рядом общих черт: необычайной сложностью строения, высокой приспособленностью организмов и огромным разнообразием форм жизни. В современной фауне насчитывается примерно 4000 видов млекопитающих и 9040 видов птиц. Описано около 19000 видов современных рыб. Число всех известных ныне живущих видов позвоночных достигает примерно 42 000. Описано 107 000 видов моллюсков, 215 000 видов цветковых растений и 750 000 видов насекомых. Общее число известных видов живых существ в современном мире составляет около 1,5 млн. Однако, таксономическое изучение и описание еще значительного числа морских беспозвоночных, цветковых растений, членистоногих и представителей других групп все еще ждет своего таксономического описания. По довольно скромным допущениям о соотношении известных и неизвестных видов в различных крупных группах, общее число живущих ныне видов составляет не менее 5, а возможно и 30 млн., а общее число видов, по данным Grant (1991), за всю историю жизни на Земле составляет от одного до нескольких миллиардов.

Данное учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов. В программе подготовки врача вопросы эволюционной теории занимают особое место. Они имеют большое значение в формировании материалистического мировоззрения врача и позволяет правильно оценить происходящие изменения в человеческой популяции: роль мутаций, естественного отбора, изоляции,миграциии других факторов эволюции. Знание закономерностей возникновения и развития органической природы позволяет правильно понять происхождение и эволюцию человека, эволюцию его органов и систем и связанные с этим причины возникновения онто- и филогенетически обусловленных пороков развития.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В соответствии с примерной программой курса биологии в медицинских вузах и рабочей программой на изучение вопросов эволюционной теории, теории антропогенеза и эволюции органов и систем органов отводится 8 часов из общего лекционного курса (36 часов), а в плане практических занятий имеется одно семинарское занятие с обсуждением подготовленных докладов на ранее предложенные темы, а также 12 часов на изучение эволюции органов и систем органов позвоночных животных из общего количества учебных часов (113 часов). Завершается изучение вопросов эволюционной теории подготовкой докладов и их обсуждением на семинарском занятии. Поэтому основная нагрузка ложится на самостоятельное изучение вопросов эволюционной теории. В связи с тем, что до настоящего времени некоторые вопросы эволюционной теории остаются дискуссионными, а вопросы соотношения онтогенеза и филогенеза органов достаточно сложными для понимания студентами 1 курса, имеется необходимость в разъяснении отдельных положений и их комментарии. Для изучения данной темы следует обратиться к списку рекомендуемой литературы. При изучении вопросов эволюции органов и систем органов необходимо знать их строение, развитие и функцию в процессе онтогенеза, начиная с эмбриональных стадий. Для понимания механизмов возникновения аномалий развития необходимо знание основных закономерностей наследственности и изменчивости.

Глава 1. История развития эволюционных идей

Эволюционные идеи в древности. Средневековье и эпоха Возрождения

Ученых разных времен и народов всегда волновали проблемы происхождения человека, возникновения жизни на Земле, многообразие живых существ и их удивительная приспособленность к окружающей среде. Первые материалистические идеи о единстве живой и неживой природы стихийно появились на Древнем Востоке: в Индии и Китае. Еще в начале I тысячелетия до н.э. индийские философские школы, которые отстаивали идеи развития материального мира, утверждали, что человек произошел от обезьяны. В Китае за II тысячелетия до н.э. проводилась специальная селекция для выведения различных пород крупного рогатого скота, лошадей, рыб и декоративных растений. В конце I тысячелетия до н.э. там уже были распространены учения о возможности превращения в процессе эволюции одних живых существ в другие. Эти взгляды разделяли философы-материалисты Древней Греции и Рима. Так Гераклит Эфесский (IV в. до н. э.) считал, что все живые существа и человек в том числе, развились естественным путем из первичной материи. В фундаментальных произведениях Аристотеля (IV в. до н.э.) “О частях животных”, “Истории животных”, “О возникновении животных” говорится о существовании переходных форм у растений и животных.

Во времена мрачного Средневековья тысячи книг древних философов были уничтожены, тысячи людей сжигались на кострах за высказывание идеи развития природы.

Однако и в Средневековье звучат призывы к объективному изучению природы. Сочинение Авиценны “Канон медицины” (Ибн-Сина, 980-1037) содержит оригинальные мысли в области изучения животных и растений, а также самого человека. Крупным сводом средневековых знаний о живой природе было многотомное “Зеркало природы” Венсена де Бове (XIII в.), на Руси в IX в. ходило в списках “Поучение Владимира Мономаха”. В этих произведениях животные и растения интересуют авторов как символы, выражающие идею творца.

С наступлением Эпохи Возрождения вновь получили распространение сочинения древних мыслителей Аристотеля, Плиния, Платона, Теофраста. В это же время создаются благоприятные условия для развития естествознания.

В 1583 г. Чезальпино ввел классификацию растений на основе строения плодов, цветков, семян.

В 1628 г. Гарвей опубликовал работу “О кровообращении”.

В 1665 г. Гук описал строение растительных и животных тканей с помощью микроскопа.

В 1683 г. Левенгук увидел под микроскопом микроорганизмы, эритроциты, сперматозоиды.

Английский биолог Дж. Рей описал более 18 600 видов растений в труде “История растений” (1686-1704), впервые ввел понятие рода и вида. Ж. Бюффон написал “Естественную историю” (1749), М. Ломоносов “О слоях земных” (1763), Чемберс “Следы творения” (1844).

1.2. "Система природы" Карла Линнея

Первую относительно удачную искусственную систему органического мира разработал шведский натуралист Карл Линней (1707-1778). В 1735 году он опубликовал большую работу “Система природы”. За основу своей системы он принял вид как элементарную единицу живой природы. Его определение вида звучало так: “Вид- множество родственных сходных по строению организмов, при размножении воспроизводящих себе подобных”. Близкие виды объединил в роды, роды – в отряды, отряды – в классы.

Для обозначения вида Линней ввел так называемую бинарную номенклатуру, где первое слово обозначает родовое название, второе – прилагательное, определяющее характерный признак вида. Например, Смородина красная. Первое (родовое) название всегда начинается с большой буквы, а прилагательное – с маленькой. Этот принцип бинарной номенклатуры, а также разделение животных на классы, отряды, роды, виды, сохранился до настоящего времени. Первая настоящая систематика – это главная заслуга К. Линнея. Однако, у него были ошибки. Недостатком классификации является то, что за основу он брал 1-2 признака. Так, в состав одного из классов попали ель, сосна, кукуруза, ряска.

Искусственность систематики Линнея проявилась и в систематизации животных. Например, к классу Червей он отнес одноклеточных, губок, кишечнополостных, моллюсков, иглокожих и даже круглоротых.

Хотя К. Линней придерживался идеи сотворения мира и считал, что виды неизменны, в вопросе о месте человека в системе живой природы естествоиспытатель проявил себя как истинный натуралист, поместив в один отряд человека и обезьян на основе сходства их строения.

Линней рассматривал животный мир в порядке деградации: от млекопитающих к наиболее простым формам – червям. И лишь в конце своего жизненного пути Линней признал способность к изменениям в пределах вида.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.