Сделай Сам Свою Работу на 5

Дизайн в Советском Союзе 1960-1980





Содержание:

1. Советская мода 1960-1980 годы:

1.1 Открытая советская торговля.

1.2 Стиль хиппи.

1.3 Стиль ретро с элементами других направлений.

1.4 Панки.

1.5 "Космическая" мода

2. Ретро.Телевизор

3. Ретро. Патефон

4. Советский плакат

5. Список литературы

 

 

Советская мода 1960-1980 годы

 

Эпоха правления Брежнева получила название «период застоя», но в области моды даже это застойное время можно считать прогрессивным по сравнению со сталинскими годами. В 1967-м г. страна жила под знаком великого юбилея – 50-летия Революции. В ряду торжественных мероприятий, посвященных этой знаменательной дате, было и приглашение с показом дома Шанель.

Вообще в 1960-е гг. участились различные ярмарки и выставки с участием западных фирм. Западные товары, проникавшие в страну таким образом, конечно же, не поступали в широкую продажу, а распределялись среди людей, близких кругов внешней торговли. Появились закрытые магазины-распределители, например, знаменитая 100-я секция ГУМа – там по специальным талонам среди высокопоставленных людей и членов их семей «распределялись» западные товары, в основном, финские и австрийские. Вещи тогда ценились не по их дизайну или авторству, а исключительно по их происхождению – если про вещь говорилось «югославская», «итальянская» и т.п., это автоматически означало «шикарная».



Появилась целая сеть закрытых магазинов, которые назывались «Березка». Эти магазины торговали не на рубли, а на боны и сертификаты, в которых получали часть своей зарплаты советские граждане, по долгу службы имеющие отношение к загранице – работники посольств, сотрудники аэрофлота, моряки и т.п.

Открытая советская торговля представляла собой нечто совершенно удручающее – как по сервису, так и по ассортименту товаров, а вернее – по их полному отсутствию. Понятием, вполне определяющим состояние торговли того времени, было понятие «дефицит». Если в магазине появлялся какой-то товар, представляющий интерес, никто не говорил про него «продается», это называлось «выкинули» или «выбросили» - за любой мало-мальски стоящей вещью молниеносно выстраивалась очередь, и вещь скупалась в считанные часы. Идея моды в целом не поощрялась официальной идеологией, считалась ненужной, даже вредной и растлевающей молодежь.



Новое время предлагало свои эталоны красоты. Одной из самых красивых женщин в СССР того времени считалась актриса Наталья Фатеева.

В 1965-м г., по окончании Текстильного института, во Всесоюзный дом моделей пришел работать Вячеслав Зайцев. Это было большим событием, важным для развития моды в СССР. До него в советском модном бизнесе практически не было мужчин. Зайцев был и остается талантливым художником, он интересовался западными тенденциями и воплощал их в русском прочтении. Он был первым отечественным модельером, к которому потянулись звезды театра и кино. Зайцев, безусловно, был главным модельером страны в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Ему принадлежат многие широко известные модные образы тех лет – он одевал Эдиту Пьеху, он создал знаменитый балахон Аллы Пугачевой и т.п.

 

После 1968-го г. в СССР стал постепенно проникать зародившийся в Америке стиль хиппи. Начиная с сезона 1972-1973 г. хиппи появляются в СССР – молодые люди с длинными волосами в джинсах-клеш. Одним из главных путей проникновения модных западных веяний в СССР стала поп-музыка.

Магнитофонные записи группы «Битлз», рок-оперы «Иисус Христос - суперстар» были сверхпопулярны в то время. В моду стал возвращаться стиль унисекс, который, в частности, выразился в том, что женщины на время расстались с гримом и декоративной косметикой. «Натуральные», ненакрашенные лица, веснушки, пот, длинные, часто не очень свежие волосы, стали каноном красоты. Женщины и мужчины носили практически одинаковые джинсы с низкой талией, туники, бусы и амулеты.



В 1970-е гг. во всем мире и в СССР в моде присутствуют несколько главных тенденций. Это эклектично-фольклорное направление – восточноевропейские вышитые дубленки, народные блузки и вышитые кофты, турецкая обувь, сумки через плечо, изделия из кожи, жилеты, индийские сари, марлевые кофты, цыганские юбки и т.п. Кумир этого периода Ив Сен-Лоран ввел в моду стиль ретро, вернувшись к довоенной эпохе начала 1930-х гг. Стиль ретро стал одним из главных направлений и продолжает оставаться таковым вплоть до сегодняшнего дня. Также в моду вошел стиль поп, часто аляповатый и граничащий с безвкусицей.

Основным конструктивным отличием моды 1960-х от моды 1970-х гг.было то, что в 1960-е гг. основной упор делался на цельность ансамбля – платье, брючный костюм и т.п. А в 1970-е костюм представлял собой набор самостоятельных элементов одежды со значительными вкраплениями трикотажа – например, батник (приталенная блузка типа мужской рубашки), вязаный жилет в стиле ретро и длинная юбка. Силуэт юбок макси и миди был, в основном, расклешенным, часто спиралевидного кроя.

Любимым цветком этого времени стала ромашка, сменившая популярный в 1950-е ландыш. Она встречалась в текстах популярных песен, изображалась на тканях, в вышивках и т.п. Новинкой 1970-х гг. стало возвращение в русле моды на ретро обуви на платформе, в частности – сабо.

Ткани становились год от года все более цветастыми. В моде были так называемые «бабушкины рисунки» в мелкий цветочек, штапель стал дефицитом. Популярности его способствовала показанная Славой Зайцевым в 1973-м г. «Штапельная коллекция», в которой он использовал все залежавшиеся ткани отечественного производства. 1970-е гг. – это эпоха обилия аксессуаров, в частности, шляп с мягкими обвисающими полями. В эпоху хиппи, или, как их еще называли, детей-цветов, пиком моды было декорирование цветами всех аксессуаров и предметов одежды и обуви. Для первой половины 1970-х гг.характерно также смешение орнаментов – например, гороха с полоской. Одним из популярнейших аксессуаров того времени была шаль, главным образом, вязаная крючком.

 

После 1968-го г. навсегда умер диктат моды в отношении длины – стали допустимы самые разные длины одновременно. В 1974-1975-е вернулось мини, его отличие от мини предыдущей модификации – сильная расклешенность. Настоящий триумф переживает в эту эпоху трикотаж, в частности, кофты и кардиганы-унисекс, вещи грубой ручной вязки, вязаные головные уборы. В моду вошел грим в стиле ретро – выщипанные в ниточку брови; цветные тени для век; накрашенные ресницы; т.н. «коррекция лица» – румяна или темная пудра на скулах; помада перламутровая или с эффектом «мокрого» блеска.

Фольклорная направленность одежды проявлялась в простоте кроя и используемых материалов. Именно благодаря этому в СССР обрела большую популярность одежда собственного или кустарного производства. Появилось множество мастеров, шивших на продажу батники, джинсы, юбки-спирали и вязавших модные шапочки, длинные шарфы и т.д.

 

Основными источниками модных предметов одежды в 1970-е гг. были не магазины, а толкучие рынки, в первую очередь, в крупных портовых городах – Одессе, Владивостоке, Калининграде, Ленинграде. Из стран социализма наиболее продвинутой в отношении моды была Польша, и польские туристы везли в СССР модные вещи, а в обмен увозили икру, водку и золотые украшения. В Ленинград, гонимые действовавшим у них на родине сухим законом, по однодневной визе ехали финны, которые также везли чемоданы модных вещей для обмена на водку.

Вторая половина 1970-х гг. отмечена полным триумфом стиля ретро с элементами других направлений, таких как стиль диско и стиль панк. О моде конца 1930-х – начала 1940-х гг. напоминали, прежде всего, вернувшиеся подкладные плечи. Приметой стиля диско стали блестящие ткани, а его наиболее яркими представителями – музыкальные группы «АББА» и «Бони М». Джинсы были смещены с пьедестала моды атласными брюками-банан с золотой отстрочкой или кантом. В моду, несмотря на их дефицитность, стали возвращаться меха, в особенности пушистые, типа енота или песца.

В советских домах моды того времени часто устраивались показы, которые отличала своя специфика. Манекенщиц было мало, они должны были показать всю коллекцию, многократно переодеваясь. Им часто не предоставлялась обувь, т.е. они должны были пользоваться на показах своей или одевать одну пару обуви по-очереди.

Для изменения внешности очень популярно было использовать парики. Манекенщиц никто не обучал ни движению, ни профессиональным приемам работы на подиуме. В целом показы оставляли впечатление доморощенности и самодеятельности. Представляемые на показах коллекции, как правило, воспроизводили модные западные тенденции, но лишали их особых остромодных деталей и делая более обыденными.

Особой проблемой было найти мужчин-манекенщиков, поэтому в их роли часто выступали случайные люди, вроде шофера или охранника дома моделей.

Наиболее продвинутыми на запад считались и были в СССР прибалтийские республики – в Риге, Таллинне и Вильнюсе не только успешно работали Дома моделей, но и издавались свои собственные модные журналы, которые считались образцами стиля во всем СССР. Наиболее известным был таллиннский журнал «Силуэт», за которым гонялись все модницы страны – его без преувеличения можно назвать советским «Вогом». Не меньшей популярностью пользовались и журналы «Ригас модес» и литовский «Банга». Прибалтика вообще для всего населения СССР выполняла роль совершенно недоступной тогда заграницы; модницы всей страны стремились попасть туда, чтобы посмотреть, как выглядят, к примеру, рижанки – и взять с них пример.

В 1976-м г. в Лондоне появились первые панки. Непосредственного влияния на советскую моду они в тот период не оказали, но тенденции стиля панк проявились в аксессуарах – вошли в моду украшения из металла, часто в форме бритвочки; стало популярным носить на одежде множество булавок; вошла в моду юбка из шотландки с запахом, закалывающаяся на огромную декоративную булавку.

Нововведением стиля панк стал вошедший в моду после цветового буйства предыдущих лет черный цвет и мода на кожаные вещи, в частности, черные кожаные брюки-дудочки. Заметно повлиял стиль панк и на прически – после длинных волос в моду вошли стрижки, начесы и залаченные волосы, которые продержались в СССР еще 10 лет. Джинсы и все джинсовое вновь заняли абсолютно лидирующие позиции – джинсовым было все: от обуви до головных уборов и от зонтиков до детских колясок. Существовала целая индустрия по производству поддельных джинсов в СССР, продавались и нелицензионные копии фирменных джинсов, сделанные в Турции, Египте, Польше, Венгрии и др.

Наступала совсем новая эра в жизни человечества – в 1961-м г. в космос полетел Юрий Гагарин, а в 1963-м – Валентина Терешкова. Это положило начало новой, "космической" моде. В моду вошли мини-юбки, впервые предложенные в Лондоне в коллекции Мери Куант, а затем и в Париже; сапоги из кожзаменителя на низком каблуке; сарафаны с застежками-молниями; шлемы и "космические" очки. Покорение космоса советскими людьми стало началом новой "космической" моды, но в СССР она не разрабатывалась, а разрабатывалась во Франции.

Влияла на моду и политическая обстановка в мире – Кубинский кризис, холодная война, шпиономания… В начале 1960-х гг. французско-испанский модельер Кристобаль Баленсиага предложил новый силуэт женского платья – мешкообразный, собранный снизу и напоминающий каплю. И был немедленно обвинен американской модной прессой в том, что он чуть ли не является агентом СССР, пропогандирует идеи КГБ и проводит линию на изуродование западной женщины.

Кубинский кризис, сделавший актуальным образ Фиделя Кастро, и хрущевская оттепель, породившая поколение шестидесятников, популярнейшим автором в среде которых был Хемингуэй, сделали необычайно модным образ бородатого мужчины в свитере грубой вязки.

В 1960-е гг. появились первые фильмы о знаменитом Джеймсе Бонде, широко растиражировавшие "шпионскую" стилистику.

Спортивный стиль в моде смыкался с космической темой, многие дизайнеры стали использовать в своих моделях отстрочку. Актуальным женским образом того времени была совсем юная спортивная особа, поэтому женская грудь в этот период совершенно выходит из моды и в идеале стремится к нулю. Новинкой 1965-го г. стал предложенный Пьером Карденом свитер-лапша.

В моду входят крашеные блондинки, и на женских головах царствуют высокие начесы. Макияж этой эпохи – белые губы, яркая подводка глаз и светлый тон.

Ретро.Телевизор

Разработка первых отечественных телевизоров началась в ВНИИТ в Ленинграде в руковадящую группу входили М. Н. Товбин, В. А. Клибсон и главный инженер института А. В. Дубинин. В последущие 2 года группа инженеров: В. К. Кенигсона, Н. М. Варшавского и И. А. , также в проект внёс свой вклад и главный инженер института товарищ А. В. Дубинин. В результате чего был создан первый советский массовый телевизор КВН, получив своё название из первых букв фамилий его главных создателей. А выпускался этот телевизор под названием КВН-49.

Дизайн телевизора выглядел не затейлево и напоминал большой чемодан премоугольной формы или большой радио приёмник тех лет.

Конструкция телевизора КВН-49 включала в себя кинескоп с круглым экраном размером 105мм на 140мм. Дополнительно для увеличения размера изоброжения КВН-49 оснащался стеклянной линзой в которую заливалась дистилированная вода. Масса телевизора около 30кг.

За время выпуска телевизор стал очень популярен у советского народа и получил несколько прозвищ: "Акквариум", "Купил Включил Неработает" .

Ретро. Патефон

Патефон предназначен для проигрывания пластинок 78 оборотов с помощью механического завода специальной ручкой. Сам патефон не обладал чистотой звука (звук сопроваждался треском и шипением). Завода для большинства советских патефонов хватало на одну сторону пластинки(4-5 минут).

В СССР патефон получил широкое распрастронение в 30х-50х годах. Некоторые патефоны встречаются и по сей день.

Советский плакат

Советский плакат как явление стал известен в годы пролетарской революции; в плакате была заложена агитация, призыв к действию от Коммунистической партии к пролетариату.

Плакат рассматривался в первую очередь как социальная реклама. Восхваление идеалов Коммунизма было одной из основных задач советской власти, и как раз для этого, очень удобным инструментом были плакаты и афиши. Всё это использовалось для продвижения коммунистических идей в массы пролетариев.

Свою нишу в плакатной рекламе занимает агитация за трезвый образ жизни! Пропаганда прослеживалась во многих плакатах того времени. Антиалкогольная тематика проникала во все сферы жизни советского человека (хотя больших положительных результатов она не дала, от спиртного тяжело было отказаться). Много сил было брошено так же на борьбу с курением табака.

Тема взяток, преступности, измены Родине была актуальна в Советском Союзе. В то время любой человек мог написать донос, обвинив того, про кого написал в чём угодно, и «жертву» ожидала не очень приятная участь – смертная казнь, а если повезет, то долгий срок заключения в тюремной камере. Вот и ещё одно предназначение плакатов в Союзе – предостережение. Плакаты так и «кричали» своим содержанием, что совершать эти поступки категорически воспрещается. Ведь наказание за них могло быть самым тяжёлым! Беспощадно расправлялись со шпионами и предателями!

Нужно сделать акцент на том, что советские плакаты отличались оригинальностью, и художественными приёмами. Одни были строгими, другие чуть смешными и комичными. Разнообразие исполнения украшало, делало их чуточку живее. А народ в свою очередь проникался патриотизмом, и чувством долга перед Родиной, перед коммунизмом. Многие картины (не побоюсь этого слова) действительно вошли в историю, ибо сделаны с душой и несут в себе действительно идею тех времён. Многие художники рисовавшие эти плакаты, были Заслуженными деятелями Культуры Советского союза.

Плакаты в Советском Союзе можно назвать явлением, и при том явлением фундаментальным. При помощи этого инструмента власть поддерживала моральный дух народа на должном уровне. Не давала расслабляться. И что самое важное, прививала народу вкус к искусству, пусть хоть это искусство и было политическим!

Автомобиль в Советском Союзе в 1960-1980гг.

20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, Центральным Комитетом КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти.

14 января 1967 года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха. В этот же год стройка завода была объявлена Всесоюзной ударной. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на новую стройку автогиганта.

С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве своём это были те же люди, что и строили завод. Продолжился монтаж производственного оборудования произведенного на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других.

19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», имевшие конструктивные аналогии с итальянской моделью FIAT-124, но собранные из оригинальных комплектующих. Таким образом, при расчетном сроке строительства в 6 лет, завод был пущен в эксплуатацию досрочно на 3 года, что позволило стране сэкономить более 1 млрд. советских рублей.

1971 Сдан в эксплуатацию главный корпус ВАЗа. Создано Волжское объединение по производству легковых автомобилей -"АвтоВАЗ". Создано управление по экспорту и внешним связям ВАЗа. 1972 Создано производственное управление "АвтоВАЗтехобслуживание".

1973 Открылся Тольяттинский центр технического обслуживания и ремонта "Жигулей" - первый в ряду предприятий фирменной сети автосервиса. Завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. 21 декабря, после выпуска миллионного автомобиля, завод официально был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично».

1974 Завод вышел на проектную мощность - 660 тысяч автомобилей в год. Каждые 22 секунды с главного конвейера завода сходит автомобиль - 2230 машин в сутки. Волжский автомобильный завод награжден международной премией "Ингерсол-рэнд". Эта награда присуждается одноименной организацией (Италия) "За создание крупнейших сооружений, ставших символом нашей эпохи". Начало выпуска полноприводного автомобиля "ВАЗ2121 Нива".

1980 Золотая медаль 53-й Международной ярмарки в Познани присуждена автомобилю "ВАЗ-2121".

 

Список литературы:

www.osinka.ru

www.yandex.ru

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.