Сделай Сам Свою Работу на 5

Изобразительное искусство





В живописи постмодернизм - это монтажные эффекты «видео» и «фотоарта», холодные, как бы утратившие человеческое присутствие полотна гиперреализма, это грубая и примитивная живопись «новых диких». В музыке постмодернизм связан с приходом агрессивного и варварски буйного «панк-рока».

В 80-е годы в живописи растет влияние «новой волны» - трансавангарда («смерть авангарда»). Теперь на авансцену выходит комплекс возврата к истории и к ремеслу. Это означает возврат к фигуративности после продолжительного эпизода абстракции, возобновление интереса к живописной репрезентации, признание полной свободы живописных принципов.

Графический дизайн

На этот же период приходится пик «новой волны» в мировом графическом дизайне. Переворачиваются многие композиционные принципы. Взрыв происходит в классической графической композиции с ее требованиями целостности, единства, уравновешенности строго ранжированных элементов. В противовес господствовавшей до сих пор центростремительной композиции «новая волна» демонстрирует явную центробежную активность композиционных элементов, которые как бы имеют одинаковый заряд и взаимно отталкиваются. «Неудобочитаемая» разбивка в акцидентном и увеличенный интерлиньяж в текстовом наборе в типографике «новой волны» - частные следствия этого композиционного переворота.



Другое «вещественное доказательство» учиненного «новой волной» композиционного взрыва — рваный край плашек, фигур, плоскостей, букв. Сходное происхождение имеют и преувеличенно шероховатые, грубые фактуры линий и поверхностей, и та же самая джинсовая «варенка» служит иллюстрацией принципа рваного цвета. В произведениях «новой волны» обретают право гражданства рукописные, «самодельные» шрифты, которым дела нет до художественной красивости или научной правильности.

Поп-арт - «популярное искусство» - одно из наиболее заметных и скандально известных течений, которое оформилось в середине 1950-х годов в среде лондонских художников, архитекторов и критиков. Поп-арт открыто заимствовал образы, порожденные урбанистической цивилизацией (рекламные плакаты, оформление витрин, научная фантастика, комиксы, музыка варьете, мультипликация, кино и многое другое), а спустя каких-то два-три года поп-арт сам оказал сильнейшее воздействие на некоторые виды рекламной графики, на оформление книг и кинематограф. Нарочитые растры Лихтенштейна, которые художник почерпнул из типографской техники растровых изображений.



С момента своего возникновения поп-арт явился своеобразной реакцией на абстракционизм. Ему поп-арт противопоставил грубый мир вполне реальных вещей, выдаваемых за произведения искусства. По мнению сторонников поп-арта, каждая вещь, каждый предмет может стать произведением искусства. Соединенные в особые «комбинации», вещи якобы теряют свое назначение и приобретают новые качества. Алогично выбранные предметы быта, комбинации различной ветоши или грубо раскрашенные коллажи начали фигурировать вместо произведений искусства.

«Отцы» поп-искусства - Роберт Раушенберг и Джасперт Джонс. Каждый художник имел свое «творческое лицо» - Джон Чемберлен специализировался по смятым автомобилям, Клас Ольденбург - по коллажам, Джим Дайн — по оформлению уголков интерьеров.

Том Диксон. Стул «8». 1987 г.

Оп-арт - «оптическое искусство», наиболее яркими представителями которого являются Виктор Вазарели, Мортензен, Агам и др. Теоретики оп-арта говорят о течении, идущем по следам новой абстракции и решительно противостоящем поп-арту. Создатели оп-искусства творят свой особый мир, особую среду и формы; они отказываются от холстов и красок и других извечных материалов и компонентов изобразительного искусства. Оперируя подчас довольно сложными приборами и приспособлениями, они достигают разнообразных свето-цветовых эффектов с помощью определенно рассчитанных устройств из линз, вращающихся механимов, зеркал, направленных на них лучей света, то разлагающегося на спектральные чистые цвета, подобно радуге, то создающего иллюзию уходящего вдаль пространства, то просто режущего глаз пестротой и блеском дрожащих и извивающихся металлических пластинок.



Кинетическое искусство

На создание экспонатов кинетического искусства требуется еще больше выдумки, чем на хитроумные приспособления оптического. Одни из этих экспонатов, громадные по размерам, движутся и скрежещут, другие, подвешенные к потолкам, вращаются и гудят. Это подобия сложнейших механизмов, сочетающих в себе части различных станков, клавиши счетно-пишущих машин и музыкальных инструментов. К этому добавляются оптические эффекты. Есть экспонаты и другого типа - например, металлические стружки, которые, притягиваясь невидимыми магнитами, бегают по плоскости, или груда цилиндриков, из которой по неизвестным причинам поднимаются отдельные цилиндрики, чтобы, замерев на краткое время, снова упасть в общую свалку.

Мебель

Металлические трубки прочно вошли в арсенал технических средств мебели. В производстве мягкой мебели все большее распространение получают синтетические настилочные материалы (губчатая резина из латекса, пенополиуритан). Они позволяют придать мягкому элементу любую форму, улучшить конструкцию, повысить качество изделий и создать новые оригинальные формы. Такие искусственные материалы, как пенополистирол и стеклопластик, пригодны и для изготовления целых каркасов для выработки тонких, но прочных и упругих пластин с богатыми пластическими возможностями. Это давало дизайнеру больше свободы в экспериментах с формой, цветом и текстурой материалов.

В этот период дизайн в разных странах имеет свои отличительные особенности. Скандинавский стиль, например, отличают уравновешенность, комфортабельность, «естественность». Дизайнеры широко и многообразно используют различные породы древесины, особенно охотно применяя тик, кожу для обивки сидений, из всех металлов они отдают предпочтение хромированной стали.

Для итальянского стиля характерна экстравагантность. Дизайнеры ориентируются на синтетические смолы, агломераты и пластмассы, с успехом используют сталь, а иногда и «благородные» материалы, такие, как керамика, ценные кожи, мрамор. Они охотно прибегают к ярким, броским краскам, не ограничивая творческой фантазии.

Такт, простота и обостренное ощущение пространства характерны для японского дизайна, идущего от высочайшей культуры изобразительного искусства. Японцы сумели сохранить присущие их жилищу традиционные черты. Наряду с передвижными перегородками они используют разные уровни пола. Сиденья без ножек установлены на верхнем уровне так, что человек сидит, опустив ноги на плоскость нижнего уровня. Другой тип сиденья — кожаные подушки, также традиционные, уложенные на полированном, установленном на четыре ножки диске, как бы отрезке пола.

Декоративное искусство

К концу 60-х-началу 70-х годов в творчестве дизайнеров появились новые направления. Против рассудочной и жесткой логики функционализма выступила романтическая тенденция. Прихотливая композиция, острое столкновение противоположных мотивов, тщательная деталировка — все это характерно для многих новых работ. Появившиеся изделия казались странными, поскольку решительно порывали со столь ценившимся ранее принципом «правдивости», логикой функционального конструирования формы.

 

Контрольные вопросы

1. Интернациональный стиль в архитектуре

2. Постмодернизм в живописи

3. Развитие дизайна в 70х-80-х годах XX века

4. Основные тенденции в декоративно-прикладном искусстве.

ЛЕКЦИЯ 16 Культура Кочевников

 

1. Религиозно-мифологические представления и символика

2. Цветовая символика

3. Орнамент

Кочевничество - одно из наиболее ярких и своеобразных явлений в истории мировой культуры — возникло свыше трех тысяч лет назад. Эта самобытная степная культура имела древние традиции и глубокие корни.

Эпос, фольклор, песни, музыка, танцы, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, памятники архитектуры кочевников - все это несет на себе печать постоянного движения, перемещений и рожденного ими своеобразного отношения к пространству и времени. Для них восприятие мира кинетично. Вся жизнь в нем от рождения до смерти - путь, движение. Бесконечный путь кочевника измеряется временными циклами, пробегами коня. Ориентация в пространстве определяется относительно четырех сторон света. Движение определяется по солнцу. Пространственные характеристики строятся по вертикали - небо-земля, по горизонтали - восток (вперед), запад (назад), юг (вправо), север (влево). Степь кочевник воспринимал в форме круга, охватывающего ее как целое, как реальность самого бытия с человеком в центре

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.