Сделай Сам Свою Работу на 5

Во 2 и 1 вв. до н.э., в республиканскую эпоху, развиваются первый и второй стили.





Древнеримская монументально-декоративная живопись

Живопись этрусков

  • Живопись этрусков связана с греческой и проходит в своем развитии этапы, сходные с этапами эволюции греческой вазописи. Живописная декорация гробниц в известной мере связана с расписными греческими вазами ориентализирующего и чернофигурного стилей.
  • плоскостность изображения
  • силуэтный характер фигур
  • красочность изображений; сильный декоративный эффект.
  • росписи выполнялись в технике фрески, то есть по сырому грунту, лишь иногда для выделения отдельных мест фрески краска наносилась уже на сухом грунте на готовую роспись.
  • Живопись на стене располагалась поясами.

Сюжеты росписей сравнительно немногочисленны и часто повторяются. Обычно это сцены, где умерший изображен участником веселого, многолюдного пира, сопровождаемого танцами юношей и девушек. Иногда встречаются портретные изображения умерших, сопровождаемые надписью. Распространены изображения гладиаторских боев, состязаний атлетов, торжественных погребальных шествий, в единичных случаях встречаются сцены охоты и пейзажи. В некоторых гробницах преобладают мифологические сюжеты, как в гробнице Орка в Корнето, где фигурируют боги подземного царства - Гадес и Персефона - и трехликий великан Герион, а также крылатые гении этрусского пантеона.



 

Живопись Римской Республики

Неотъемлемой принадлежностью богатых жилых домов в эпоху республики была стенная живопись. В Помпеях сохранилось много стенных росписей, и поэтому значение этого города для изучения античной живописи исключительно велико.

 

В конце 19 в. установилось деление помпейских стенных росписей на четыре стиля, связанных с определенными историческими периодами. Это деление остается в основном правильным и притом не только для помпейской, но и для всей римской декоративной живописи до третьей четверти 1 в. р. э.

Во 2 и 1 вв. до н.э., в республиканскую эпоху, развиваются первый и второй стили.

  • Инкрустационный или структуральный (150—80 годы до н. э.) Первый декоративный стиль, названный «инкрустационным», соответствовал быту римлян II в. до н.э. Этот живописный стиль представляет собой подражание кладке стены из цветного мрамора. На стенах внутренних помещений из стука выполняли объемно все архитектурные детали: пилястры, полочки, карнизы, отдельные квадры кладки и потом все расписывали, имитируя в цвете и рисунке отделочные камни. Характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью). Штукатурка, на которую накладывали краску, приготовлялась из нескольких слоев, где каждый последующий был более тонким и мелкозернистым. «Инкрустационный» стиль являлся подражанием внутренним помещениям дворцов и богатых домов в эллинистических городах, где залы облицовывались разноцветными камнями (мраморами). Первый декоративный стиль выходит из моды в 80-е гг. до н.э.

Примером «инкрустационного» стиля может служить в Помпеях дом Фавна. Применяемые цвета - темно-красный, желтый, черный и белый - отличаются чистотой тона.



 

  • Архитектурно-перспективный, архитектурный стиль. В отличие от плоскостного первого стиля второй, так называемый архитектурный стиль(80 год до н. э.—14 год), носит более пространственный характер— на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции. Сюжеты картин были преимущественно мифологические, реже - бытовые. Часто росписи второго стиля представляли собой копии произведений древнегреческих живописцев IV в. до н.э. Своеобразной чертой второго стиля являются изображения ландшафтов - гор, моря, равнин, - оживленных несколько гротескно трактованными фигурами людей, выполненными в эскизной манере (например, в серии пейзажей с изображением приключений Одиссея). В этих пейзажах сказывается новое понимание пространства, не замкнутого и ограниченного, как в греческой живописи, а более широкого и свободного. В большинстве случаев в пейзаж входят изображения архитектурных построек.

 



Лучшими образцами дошедших до нас росписей второго стиля являются фрески из «Виллы мистерий» в Помпеях, из виллы в Боскореале, из дома Ливии на Палатине в Риме и из многих домов в Помпеях. Часто росписи второго стиля представляют собой копии произведений греческих живописцев 4 в. до н.э.

 

Примером росписей второго декоративного стиля служит живописное убранство Виллы мистерий в Помпеях. В небольшом зале (7х5 м) с высоким расписанным под мрамор цоколем, на фоне ярко-красной стены с зелеными пилястрами сгруппированы 29 фигур в размер человеческой натуры. Главная часть композиции посвящена мистериям в честь бога Диониса. Представлен здесь и сам Дионис, облокотившийся на колени Ариадны (супруги). Представлены здесь и старые силены и молодые сатиры, менады, женщины, участницы мистерий. Очень интересна сцена, где старый силен, изображенный на одной стене помещения, взор свой направляет на молодую менаду, которая изображена на другой стене. При этом силена дразнит молодой сатир с театральной маской в руках. Интересна и другая сцена росписи, показывающая грозную богиню, хлещущую длинным бичом по обнаженной спине коленопреклоненную девушку, пытающуюся стать полноправной участницей мистерий. Поза девушки, выражение ее лица, потухший взгляд, спутанные пряди черных волос передают физическое страдание и душевную муку. К этой же группе относится прекрасная фигура танцующей молодой вакханки, уже прошедшей положенные испытания. Парусом надут ее плащ.

Композиция фрески построена не столько на соотношении объемов в пространстве, сколько на сопоставлении силуэтов на плоскости, хотя изображенные фигуры объемны и динамичны. Вся фреска связана в единое целое жестами, позами, взглядами изображенных на различных стенах персонажей. Все действующие лица освещены ровным мягким светом, струящимся с потолка. Превосходно написано обнаженное тело, чрезвычайно красива гамма красок на одеждах. Несмотря на то, что фон ярко-красный, ни одна деталь не пропадает на этом контрастном фоне. Участники мистерий изображены так, чтобы создавалась иллюзия их присутствия в помещении.

Подобный принцип фресковой росписи, когда элементы пространственности оказываются подчиненными стенной плоскости, знаменует собой определенный период в развитии античной живописи. Примером такого подхода в живописи второго стиля является так называемая «Альдобрандинская свадьба» - фреска в доме Ливии на Палатине в Риме, изображающая сцену приготовления к свадебной церемонии. Форма картины в виде вытянутого прямоугольника хорошо согласуется с композицией, построенной в спокойном, плавном ритме. Фигуры образуют три свободные группы, расположенные на одном уровне на розовато-коричневом фоне стены. Движения фигур свободны и полны сдержанной грации, образ Афродиты, беседующей с закутанной в белые одежды невестой, полон строгого величия. Пластический характер фигур, композиция, напоминающая рельеф, светлая, изысканная гамма красок отвечают нашему представлению о греческой живописи 4 в. до н.э

 

  • Третий помпейский стиль (конец 1 в. до н.э. - начало 1 в. н.э.) Канделяберный стиль. Египетский стиль.полностью соответствует несколько холодному и парадному стилю Августа. Росписи подчеркивают плоскость стены, украшенной лишь тончайшими орнаментальными мотивами, среди которых преобладают очень тонкие, нарядные колонны, более всего похожие на металлические канделябры, отчего третий стиль называют канделябрным. Помимо этой легкой архитектурной декорации в центре стены помещались небольшие картины мифологического содержания. Лучшие образцы росписей третьего стиля сохранились в «Доме столетней годовщины» и в Доме Лукреция Фронтина.

Египетские мотивы, встречающиеся в орнаментике третьего стиля, объясняются оживлением интереса к Египту в связи с его включением в состав Римского государства. В орнаментальную декорацию с большим мастерством вводятся натюрморты, небольшие пейзажи и бытовые сцены. Очень характерны гирлянды из листьев и цветов, написанные на белом фоне. Наряду с этим в стенных росписях широко применяется фреска, по существу не связанная со стеной и нарушающая ее плоскость (особенно в росписях четвертого стиля). Третий стиль помпейской живописи, давший совершенные решения декорации стен, был предметом подражания в европейском искусстве 18 и начала 19 в.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.