Развитие ребенка в музыкальной деятельности
Э.П.Костина
Во все времена музыка сопровождала человека на протяжении его жизни и являлась одним из важных средств воспитания его лучших личностных качеств. И в настоящее время музыка присутствует уже в первые годы жизни маленького ребенка, оказывая положительное влияние на его развитие.
Так, общение с музыкой оказывает благотворное влияние на физическое развитие ребенка. Давно известно положительное влияние музыки на общее состояние организма ребенка. В играх под музыку у детей развиваются, координируются движения. Встреча с прекрасной музыкой способствует познавательному развитию малыша, требует от него внимания. Воспринимая отдельные средства музыкальной выразительности, ребенок делает первые сравнения и элементарные обобщения. Песни обогащают детей новыми представлениями, так как в них отражены образы и явления окружающей действительности. В музыкальном воспитании закладываются основы социализации малыша. Он знакомится с различными песнями об игрушках, животных, природе, сверстниках, о том, что его окружает. Это формирует доброе, заинтересованное отношение к миру.
Кроме того, музыка имеет богатые возможности для общения малыша с окружающими его близкими людьми, часто является основой эмоционального контакта между ними буквально с первых месяцев жизни ребенка.
Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности. В раннем возрасте малыш способен улавливать характер, настроение, чувства, переданные в музыкальном произведении. Он готов вслушиваться в музыку, оценивать ее в элементарных формах, а также воспроизводить понятные ему конкретные музыкальные образы в пении, движении. Малыш способен также к первичным музыкально-творческим проявлениям в песенном, музыкально-игровом и танцевальном творчестве.
Таким образом, довольно активная музыкальная деятельность ребенка оказывает положительное влияние на его общее развитие, прежде всего на развитие его музыкальности.
В раннем возрасте уже можно говорить о системном приобщении малышей к основам всех видов детской музыкальной деятельности (см. схему на с. 118).
Какие виды детской музыкальной деятельности присущи детям раннего возраста зарубежная и отечественная теория и практика музыкального воспитания утверждает возможность приобщения детей до трех лет к основам всех видов детской музыкальной деятельности.
Основные виды детской музыкальной деятельности
Восприятие музыки
Восприятие музыки, специально созданной для слушания
Восприятие музыки, предназначенной для дальнейшего исполнительства
восприятие музыки предназначенной для развития слуховых дифференцировок
Исполнительство (воспроизведение)
Приобщение к основам пения
Приобщение к основам музыкально-ритмических движений
приобщение к способам игры на детских музыкальных инструментах
Первичные музыкально-творческие проявления
В пении
В музыкально-игровых и танцевальных импровизациях
В импровизациях на инструментах
Попытаемся проследить развитие музыкальной деятельности детей раннего возраста и последовательность приобщения к ней, предварительно определив, что является содержанием музыки для детей раннего возраста. Известный отечественный психолог Б. М. Теплов определяет содержание музыки как чувства, эмоции и настроения, переданные в ней. Именно поэтому музыка имеет сильное влияние на малышей, поскольку дети, слушая музыку, воспринимают прежде всего ее эмоционально-образное содержание.
Поэтому слушание музыки как универсальный вид детской музыкальной деятельности занимает особое место в музыкальном развитии ребенка.Ребенок воспринимает музыку уже тогда, когда не может осваивать другие виды музыкальной деятельности. Общеизвестно, что у младенца буквально с первых недель отмечается реакция на музыкальные звуки и постепенно в течение первого года жизни развивается восприятие музыки. Первичный отклик на музыку представляет собой внешнее проявление на благозвучие музыки и всегда эмоционально окрашен. Особенность восприятия музыки у ребенка первого года заключается в том, что слушая музыку, он обязательно ищет источник музыки и смотрит на него, эмоционально реагируя. При систематическом слушании музыки (пения) отмечается динамика в развитии эмоциональной окрашенности восприятия музыки. Постепенно младенец по-разному начинает реагировать на контрастный характер музыки, на отдельные интонации в музыке и в пении.
На втором и особенно на третьем году у малыша более интенсивно обогащаются музыкальные впечатления, которые он получаетпрежде всего в процессе слушания музыки как вокальной, так и инструментальной. Слушание произведений, различных по характеру и настроению, по особенностям музыкального образа и средствам его выразительности, вызывает у детей разнообразные эмоциональные состояния. Воспринимая музыку, ребенок к концу третьего года различает понятный ему характер музыки, интонации ответа восхищения и т.п.
В это время успешно развивается музыкально-сенсорное восприятие выразительных отношений музыкальных звуков. Наиболее легко поддается развитию тембровый и динамический слух, хотя дети также различают звучание музыки, контрастное по высоте
Таким образом за три года у ребенка интенсивно развивается восприятие музыки: от импульсивного отклика на отдельные музыкальные звуки до осознанного восприятия музыкальных пьес, простых по содержанию и доступных по форме. Из музыкальных способностей в процессе слушания наиболее ярко развита эмоциональная отзывчивость на музыку - главный признак музыкальности
Постепенно в течение трех лет у него развиваются элементарные основы восприятия музыки: эмоциональная отзывчивость на музыку, отношение к содержанию, характеру музыкального произведения, его музыкальному образу, средствам музыкальной выразительности, поскольку у детей раннего возраста уже имеются все предпосылки для формирования этих основ.
Но для того чтобы малыш мог с удовольствием слушать музыку, взрослому необходимо играть музыкальные произведения для маленьких детей очень выразительно, так как от качества исполнения зависит глубина его восприятия музыки. А яркие музыкальные впечатления раннего детства оставляют неизгладимый след в после дующей музыкальной деятельности ребенка.
Далее проследим логику становления основ его восприятия песни. Первое, на что реагирует ребенок - это настроение интонации, переданные в музыке, в песне. В первые месяцы жизни, вслушиваясь в пение мамы, младенец начинает улавливать музыкальные интонации, похожие на более понятные ему речевые интонации, так как на первых ступенях развития малыша они являются для него единственным средством коммуникации с окружающими его близкими людьми.
Психолог Г. С. Тарасов удивительно тонко обусловливает особенности становления музыкальной интонации ребенка в тесной связи с развитием его речи. Буквально на втором месяце у малыша, можно услышать как звуки недовольства, так и спокойное гуление. К 6 месяцам смысловое содержание интонаций ребенка уже представлено недовольством, радостью и смехом. Позднее в интонации ребенка появляются звуки восхищения.
Данные интонации ребенок улавливает и в пении взрослого, потому что аналогично становлению речевой идет развитие песенной интонации, так как связи развития музыкального и речевого слуха неразрывны.
Постепенно на втором году жизни у ребенка в общении появляются интонации просьбы. Он также начинает реагировать на данную интонацию в речи и пении взрослых. Уже к 2 годам 6 месяцам-3 годам у малыша появляется многообразие интонационных проявлений, понятных для взрослых. Это облегчает малышу общение с близкими людьми, пока он не научился достаточно хорошо говорить.
Таким образом, слух ребенка в раннем возрасте, по утверждению Г. С. Тарасова, преимущественно интонационный. Именно поэтому взрослый в это время должен заботиться о создании психолого-педагогических условий для развития как речевого, так и интонационного слуха. Педагогу нужно чаще петь песни, обращая внимание детей на интонации вопроса, ответа, восхищения, грусти, а также побуждать их к проявлению этих интонаций в своем исполнительстве.
В то же время ребенку третьего года жизни для осознания музыкального образа песни недостаточно понимания только интонации. Он уже воспринимает элементарные средства музыкальной выразительности: контрастные регистры, тембры звучания детских музыкальных инструментов, динамику (силу звучания) и ритмические особенности песни, так как музыкальный образ создается определенным сочетанием данных разнообразных средств музыкальной выразительности.
Необходимо также помнить, что восприятие музыки рассматривается в музыкальном воспитании детей раннего возраста и как самостоятельный вид музыкальной деятельности, и как вид, предшествующий певческой и музыкально-двигательной исполнительской деятельности малышей, хотя возможности этого возраста весьма ограниченны и в пении, и в движении.
Проследим динамику становления певческой деятельности ребенка. Так, уже на первом году жизни у детей появляются импульсивные вокализации в ответ на пение взрослых, на втором году рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации. На основе положительных эмоций ребенок сначала подпевает взрослому отдельные звуки, потом повторяет слоги, слова, фразы (второй год жизни). Наконец, на третьем году дети поют вместе со взрослым несложные песенки, а некоторые из них могут исполнить песню самостоятельно под музыкальное сопровождение.
Как мы видим, певческая исполнительская деятельность детей раннего возраста незначительна. Она проходит лишь период становления. На первом году у младенца в ответ на пение взрослого появляются первые ответные вокализации. Затем развитие певческих интонаций ребенка тесно переплетается с развитием речевых. Постепенно появляются отдельные признаки - певческие интонации восхищения, радости или покоя, умиротворения. Вокализации начинают отличаться напевностью, протяжностью звука, определенным ритмом. В этом возрасте уже проявляются первичные предпосылки координации слуха и голоса.
На втором году певческие интонации проявляются в новом качестве. Ребенок начинает подпевать взрослому отдельные звуки, затем повторяющиеся слова, концы фраз. К концу второго года у малыша появляются первые сознательно воспроизводимые интонации.
На третьем году музыкальный слух детей остается в основном интонационным. Певческие возможности постепенно расширяются: дети уже не только подпевают отдельные фразы, но и поют несложные песни вместе со взрослыми и самостоятельно. Качественная характеристика их пения отличается выразительностью эмоций, напевностью исполнения. Хотя пение большинства детей не отличается точностью исполнения мелодии и согласованностью пения с музыкой, но, как правило, они проявляют эмоциональную отзывчивость на характер и содержание песен. Таким образом, продвижение детей в освоении пения очевидны.
Другая детская исполнительская деятельность - музыкально-двигательная - также находится в стадии становления. Первоначальная предпосылка музыкально-ритмических движений - это освоение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. Уже на первом году у младенца устанавливается элементарная связь движений с музыкой. Первичные проявления движений на музыку у него появляются еще тогда, когда он лежит в кроватке. Возможности движения под музыку расширяются с момента, когда малыш начинает сидеть, затем стоять и ходить.
На втором году дети постепенно начинают передавать в элементарных движениях характер музыки (спокойный или задорный, веселый), форму произведения (смену частей).
На третьем году малыши более интенсивно начинают осваивать основные движения: ходьбу, бег, прыжки; это помогает им лучше передать характер музыки, хотя движения их еще несовершенны и не всегда ритмичны. Дети уже двигаются по всей комнате, совершенствуются в ориентировке в пространстве: начинают ходить за взрослым стайкой, врассыпную, становиться в круг, к концу третьего года начинают осваивать ходьбу друг за другом.
Постепенно дети осваивают простейшие, элементарные танцевальные движения: разнообразные хлопки в ладоши и по коленям, притопы ногами, прыжки на двух ногах, легкие пружинки с поворотами туловища вправо-влево. Хотя движения их несовершенны, но в целом они улавливают характер музыки и ее ритмические особенности. И что особенно ценно, дети этого возраста очень активны в танцевальной и музыкально-игровой деятельности; движения под Музыку у них всегда эмоционально окрашены и выполняются с наслаждением и радостью.
Несомненно, для детей младенческого и раннего возраста особенно важна музыкально-игровая деятельность, которая ориентирована на музыкально-творческие проявления детей. Уже к концу первого года ребенок с удовольствием играет в игры типа «Идет коза рогатая» (русская народная мелодия), на втором году малыши любят играть в игры под песню «Игры с Мишкой» (музыка А. Филипенко), под музыку «Прятки» (украинская народная мелодия).
Наиболее популярными на третьем году жизни становятся игры в догонялки «Зайцы и медведь», «Курочка с цыплятами и кошка», в которых первая часть - это выполнение образных движений, а вторая - бег малышей от медведя, кошки.
Нравится детям игра в прятки. Она эмоционально проходит под музыку. Под веселую плясовую дети пляшут, по окончании предлагаете ему спрятаться. Он может отвернуться к стульчику или закрыть лицо ручками. Затем вы начинаете его искать, приговаривая: «И здесь нет, и тут нет...» Наконец находите. Общая радость, ликование. Снова включаете музыку, игра продолжается.
Необходимо также отметить, что в раннем возрасте появляются крупицы музыкально-творческих проявлений детей. Безусловно, их возрастные возможности еще очень невелики, элементарны знания и умения в музыкальной деятельности, они не имеют большого запаса жизненных впечатлений. Тем не менее на третьем году малыши уже готовы к элементарным музыкально-творческим проявлениям в певческой и двигательной деятельности: могут спеть кукле «свою» колыбельную или передать характерные особенности игровых персонажей (зайчика, медведя и др.).
Особенно ярко некоторые дети воплощают игровой образ в музыкальных играх-драматизациях по русским народным сказкам «Теремок», «Репка», «Колобок» и др. Специфика их заключается в том, что взрослый ведет сказку, а ребенок эпизодически включается в сюжет сказки. Многие дети легко справляются с ролью мышки, лягушки и т. п. (сказка «Теремок»), поскольку действия игрового персонажа в сказке повторяются многократно. Музыкально-творческие проявления детей отличаются, как правило, непосредственностью и эмоциональностью, что является первой ступенью дальнейшего развития детского музыкального творчества.
В зачаточном состоянии у детей раннего возраста такая исполнительская музыкальная деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. На данном возрастном этапе лишь развивается интерес к детским музыкальным инструментам: металлофону, дудочке и др., малыши проявляют большой интерес к разнообразным звучащим музыкальным игрушкам: шарманкам, шкатулкам и др. Этот интерес у них следует постоянно поддерживать для формирования потребности в освоении музыкальных инструментов.
И наконец, условно выделенный вид деятельности - музыкально-образовательная, несомненно, присутствует и развивается в процессе музыкального воспитания детей раннего возраста. Общаясь со взрослым в процессе освоения музыкальной деятельности, ребенок получает довольно много доступной для него информации. Происходит накопление знаний, связанных с музыкой.
Таким образом, в раннем возрасте происходит становление всех основных видов детской музыкальной деятельности, развитие которых протекает в тесной взаимосвязи. В этом заключается специфика музыкальной деятельности детей раннего возраста: слушание музыки и пение сопровождается, как правило, движениями, а танцевальные движения - подпеванием и т.п. Лишь к концу третьего года у малышей наблюдается более четкое проявление каждого из видов детской музыкальной деятельности.
Несомненно, для ее успешного развития педагогу необходимо правильно подобрать музыкальный репертуар из высокохудожественных русских классических, народных и современных музыкальных произведений, который должен быть доступен восприятию малышей (репертуар опубликован в программе музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э. П. Костиной (М.: Просвещение, 2006).
Прежде всего музыкальный репертуар должен отвечать общепедагогическим требованиям и способствовать расширению представлений детей об окружающей действительности. Для детей понятны и любимы произведения, в которых отображен мир природы («Птичка», музыка Е. Тиличеевой; «Дождик», русская народная мелодия; «Березка», музыка Р. Рустамова), мир игрушек («Машенька-Маша», музыка Е. Тиличеевой; «Петушок», русская народная мелодия; «Кукла Катя», музыка Н. Бордюг), мир сверстников («Помощники», музыка Н. Бордюг).
Кроме того, при подборе репертуара педагогу необходимо проанализировать его с точки зрения доступности музыкального образа произведения для маленьких детей. Песня должна быть удобной для исполнения, учитывать небольшие голосовые возможности малышей, чтобы дети легче запоминали песню и им было удобнее ее подпевать. В словах песни необходимы повторы отдельных слогов, слов («Дом», музыка Н. Бордюг), отдельных фраз («Петушок», русская народная мелодия), наличие нисходящих мелодий («Машенька-Маша», музыка Е. Тиличеевой; «Кукла Катя», музыка Н. Бордюг). Обычно в песнях для маленьких детей преобладают музыкальный образ без развития, небольшие музыкальные фразы, несложный ритм, умеренные темп и динамика исполнения. Для песен должно быть характерно напевное звуковедение.
Отличается также содержательным разнообразием репертуар для плясок и музыкальных игр. Для детей подбираются несложные пляски под пение, например танец о дружных ребятах («Приседай»), несложные хороводы («Греет солнышко теплее», музыка Т. Вилькорейской). В играх, как правило, представлена доступность сюжетов («Разбуди Таню», музыка Е. Тиличеевой; «Гуляем и пляшем», музыка М. Раухвергера).
Музыкальные произведения, подобранные для детских плясок, также должны отличаться простотой формы. Как правило, это двухчастные произведения с контрастным характером частей и яркими средствами музыкальной выразительности.
Необходимо учитывать, что дети раннего возраста не в состоянии удерживать внимание длительное время, поэтому подбирается Музыка, которая звучит довольно непродолжительно. Если все указанные рекомендации будут учтены педагогом, то можно надеяться, что подобранный репертуар сможет содействовать успешному развитию малыша.
Однако необходимо помнить, что полноценное развитие ребенка происходит только тогда, когда он увлечен музыкой, восхищен ею.
Поэтому педагог должен тщательно продумывать методику преподнесения детям музыкального произведения.
Прежде всего педагог создает интерес у детей к предстоящей встрече с музыкальным произведением, а затем, после его слушания формирует отношение к нему. Необходимо также помнить, что музыкальная деятельность осваивается детьми раннего возраста на основе подражания взрослому. Так, на втором году жизни педагог, как правило, индивидуально разучивает с ребенком песню или танец, ц лишь затем ребенок вливается в коллективное исполнение, где на фоне эмоционального положительного настроения идет дальнейшее их разучивание. На третьем году жизни малыш уже многое в исполнительской деятельности осваивает в процессе фронтальных форм работы с детьми, но непременно также на фоне положительных эмоций ина основе подражания взрослому.
Основной формой приобщения детей к музыкальной деятельности являются игровые музыкальные занятия. Их содержание продумывается на основе использования какого-либо игрового сюжета или какой-либо темы, интересной для маленьких детей. Виды музыкальных занятий предполагаются самые различные. Поскольку малыш не может долго сосредоточиваться на каком-либо одном виде музыкальной деятельности, поэтому необходимо их чередование. Благоприятным средством для формирования музыкальной деятельности на занятиях является предметная музыкально-развивающая среда, обеспечивающая психологический комфорт и эмоциональное благополучие детей. При наличии пособий, игрушек данной среды у детей к концу третьего года жизни могут возникать отдельные самостоятельные проявления, они сами повторяют знакомые им действия, поют песни.
Кроме занятий, существуют и другие формы организации музыкальной деятельности. Так, для детей третьего года жизни проводят игровые праздники. Их содержание должно быть понятно и доступно детям и вызывать желание идти на праздник («Праздник первого бантика», «Праздник друзей-игрушек» и т. п.). Все дети являются активными его "участниками. Музыка на празднике занимает ведущее место, репертуар должен быть интересен и доступен детям. Все виды музыкальной деятельности должны быть представлены на празднике. В заключение праздника детей непременно угощают сладостями.
Но не только в организованной музыкальной деятельности осуществляется музыкальное развитие детей. В повседневной жизнедеятельности детей педагог уделяет большое внимание музыкальной деятельности совместно с детьми, для которой большое значение имеет музыкальная предметная развивающая среда, являющаяся одним из ведущих средств развития музыкальности детей.
Она постепенно обогащается, пособия становятся разнообразнее. Используют для изображения персонажей, элементы костюмов, шапочки-ободки. Музыкальные инструменты пополняются музыкальными шкатулками, различными самодельными шумящими игрушками и т. п.
Итак, при системном подходе к музыкальному воспитанию и развитию детей раннего возраста у них формируются элементарные музыкальные способности. О них можно судить по показателям музыкального развития ребенка.
В слушании-восприятии музыки малыш:
• с удовольствием слушает доступные (по содержанию и длительности звучания) музыкальные произведения (вокальные и инструментальные);
• имеет небольшой запас любимых музыкальных произведений;
• эмоционально откликается на понятный ему художественный музыкальный образ произведения;
• различает звучание выразительных отношений музыкальных звуков контрастных по высоте (высоко и низко не менее октавы), длительности (шаги медведя и бег мышки), тембру (звучание дудочки и барабана), динамике (громкое и тихое звучание).
В детском музыкальном исполнительстве ребенок:
• желает активно участвовать в любой музыкальной деятельности;
• пытается в пении передавать настроение, интонацию песни;
• желает согласованно с другими детьми исполнить песню;
• старается петь песни плавно, протяжно;
• поет естественно, без принуждения несложные песни со взрослым, пытается петь самостоятельно;
• в движениях под музыку чувствует ритмическую выразительность и пытается ее передать;
• выполняет движения в соответствии с характером музыки, ее динамикой;
• владеет некоторыми умениями выразительных танцевальных движений;
• знакомится с некоторыми детскими музыкальными инструментами, их звучанием (дудочка, металлофон, колокольчик, балалайка, барабан, бубен).
Наблюдаются элементарные музыкально-творческие проявлениядетей:
• песенные (поет колыбельную, плясовую для куклы и т. п.);
• танцевальные (исполняет танцевальные движения в свободных плясках);
• игровые (выполняет небольшие роли игровых персонажей как в музыкальных играх, так и в драматизации русских народных сказок «Теремок», «Репка» и др.).
Итак, музыкальное воспитание детей раннего возраста имеет большое значение для формирования у них интереса к музыке и развития музыкальных способностей, а также для полноценного общего развития.
Именно в процессе становления всех видов детской музыкальной деятельности происходит формирование музыкальных способностей детей раннего возраста, причем наиболее ярко осуществляется развитие главного компонента музыкальности — эмоциональной отзывчивости на музыку. Начинают успешно развиваться музыкально-сенсорные способности, а также основы ладовысотного слуха и чувства ритма. В процессе музыкального восприятия отмечаются первичные проявления музыкального мышления, которое опирается на имеющиеся у детей музыкально-слуховые Представления, а в процессе освоения разнообразных видов деятельности у детей успешно развивается музыкальная память.
Таким образом, в раннем возрасте при создании полноценных Психолого-педагогических условий успешно осуществляется становление детской музыкальной деятельности, а в процессе ее освоения у ребенка развиваются музыкальные способности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|