Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие ребенка в музыкальной деятельности





Э.П.Костина

 

Во все времена музыка сопровождала человека на протяжении его жизни и являлась одним из важных средств воспитания его луч­ших личностных качеств. И в настоящее время музыка присутству­ет уже в первые годы жизни маленького ребенка, оказывая поло­жительное влияние на его развитие.

Так, общение с музыкой оказывает благотворное влияние на физическое развитие ребенка. Давно известно положительное вли­яние музыки на общее состояние организма ребенка. В играх под музыку у детей развиваются, координируются движения. Встреча с прекрасной музыкой способствует познавательному развитию ма­лыша, требует от него внимания. Воспринимая отдельные средства музыкальной выразительности, ребенок делает первые сравнения и элементарные обобщения. Песни обогащают детей новыми пред­ставлениями, так как в них отражены образы и явления окружа­ющей действительности. В музыкальном воспитании закладывают­ся основы социализации малыша. Он знакомится с различными песнями об игрушках, животных, природе, сверстниках, о том, что его окружает. Это формирует доброе, заинтересованное отношение к миру.



Кроме того, музыка имеет богатые возможности для общения малыша с окружающими его близкими людьми, часто является ос­новой эмоционального контакта между ними буквально с первых месяцев жизни ребенка.

Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности. В ран­нем возрасте малыш способен улавливать характер, настроение, чувства, переданные в музыкальном произведении. Он готов вслу­шиваться в музыку, оценивать ее в элементарных формах, а также воспроизводить понятные ему конкретные музыкальные образы в пении, движении. Малыш способен также к первичным музыкаль­но-творческим проявлениям в песенном, музыкально-игровом и танцевальном творчестве.

Таким образом, довольно активная музыкальная деятельность ребенка оказывает положительное влияние на его общее развитие, прежде всего на развитие его музыкальности.

В раннем возрасте уже можно говорить о системном приобще­нии малышей к основам всех видов детской музыкальной деятель­ности (см. схему на с. 118).



Какие виды детской музыкальной деятельности присущи детям раннего возраста зарубежная и отечественная теория и практика музыкального воспитания утверждает возможность приобщения детей до трех лет к основам всех видов детской музыкальной деятельности.

Основные виды детской музыкальной деятельности

Восприятие музыки

Восприятие музыки, специально созданной для слушания

Восприятие музыки, предназначенной для дальнейшего исполнительства

восприятие музыки предназначенной для развития слуховых дифференцировок

Исполнительство (воспроизведение)

Приобщение к основам пения

Приобщение к основам музыкально-ритмических движений

приобщение к способам игры на детских музыкальных инструментах

Первичные музыкально-творческие проявления

В пении

В музыкально-игровых и танцевальных импровизациях

В импровизациях на инстру­ментах

Попытаемся проследить развитие музыкальной деятельности де­тей раннего возраста и последовательность приобщения к ней, предварительно определив, что является содержанием музыки для детей раннего возраста. Известный отечественный психолог Б. М. Теплов определяет содержание музыки как чувства, эмоции и настроения, переданные в ней. Именно поэтому музыка имеет сильное влияние на малышей, поскольку дети, слушая музыку, воспринимают прежде всего ее эмоционально-образное содержание.

Поэтому слушание музыки как универсальный вид детской музыкальной деятельности занимает особое место в музыкальном развитии ребенка.Ребенок воспринимает музыку уже тогда, когда не может осваивать другие виды музыкальной деятельности. Общеизвестно, что у младенца буквально с первых недель отме­чается реакция на музыкальные звуки и постепенно в течение первого года жизни развивается восприятие музыки. Первичный отклик на музыку представляет собой внешнее проявление на благозвучие музыки и всегда эмоционально окрашен. Особенность восприятия музыки у ребенка первого года заключается в том, что слушая музыку, он обязательно ищет источник музыки и смотрит на него, эмоционально реагируя. При систематическом слушании музыки (пения) отмечается динамика в развитии эмоциональной окрашенности восприятия музыки. Постепенно младенец по-разно­му начинает реагировать на контрастный характер музыки, на отдельные интонации в музыке и в пении.



На втором и особенно на третьем году у малыша более интен­сивно обогащаются музыкальные впечатления, которые он получаетпрежде всего в процессе слушания музыки как вокальной, так и
инструментальной. Слушание произведений, различных по характе­ру и настроению, по особенностям музыкального образа и средствам его выразительности, вызывает у детей разнообразные эмоцио­нальные состояния. Воспринимая музыку, ребенок к концу третьего года различает понятный ему характер музыки, интонации ответа восхищения и т.п.

В это время успешно развивается музыкально-сенсорное восприятие выразительных отношений музыкальных звуков. Наибо­лее легко поддается развитию тембровый и динамический слух, хо­тя дети также различают звучание музыки, контрастное по высоте

Таким образом за три года у ребенка интенсивно развивается восприятие музыки: от импульсивного отклика на отдельные музы­кальные звуки до осознанного восприятия музыкальных пьес, простых по содержанию и доступных по форме. Из музыкальных спо­собностей в процессе слушания наиболее ярко развита эмоциональ­ная отзывчивость на музыку - главный признак музыкальности

Постепенно в течение трех лет у него развиваются элементар­ные основы восприятия музыки: эмоциональная отзывчивость на музыку, отношение к содержанию, характеру музыкального произведения, его музыкальному образу, средствам музыкальной выразитель­ности, поскольку у детей раннего возраста уже имеются все пред­посылки для формирования этих основ.

Но для того чтобы малыш мог с удовольствием слушать музы­ку, взрослому необходимо играть музыкальные произведения для маленьких детей очень выразительно, так как от качества исполне­ния зависит глубина его восприятия музыки. А яркие музыкальные впечатления раннего детства оставляют неизгладимый след в после­ дующей музыкальной деятельности ребенка.

Далее проследим логику становления основ его восприятия песни. Первое, на что реагирует ребенок - это настроение инто­нации, переданные в музыке, в песне. В первые месяцы жизни, вслушиваясь в пение мамы, младенец начинает улавливать музыкальные интонации, похожие на более понятные ему речевые ин­тонации, так как на первых ступенях развития малыша они явля­ются для него единственным средством коммуникации с окружаю­щими его близкими людьми.

Психолог Г. С. Тарасов удивительно тонко обусловливает осо­бенности становления музыкальной интонации ребенка в тесной связи с развитием его речи. Буквально на втором месяце у малыша, можно услышать как звуки недовольства, так и спокойное гуление. К 6 месяцам смысловое содержание интонаций ребенка уже пред­ставлено недовольством, радостью и смехом. Позднее в интонации ребенка появляются звуки восхищения.

Данные интонации ребенок улавливает и в пении взрослого, по­тому что аналогично становлению речевой идет развитие песенной интонации, так как связи развития музыкального и речевого слуха неразрывны.

Постепенно на втором году жизни у ребенка в общении появля­ются интонации просьбы. Он также начинает реагировать на данную интонацию в речи и пении взрослых. Уже к 2 годам 6 месяцам-3 го­дам у малыша появляется многообразие интонационных проявлений, понятных для взрослых. Это облегчает малышу общение с близкими людьми, пока он не научился достаточно хорошо говорить.

Таким образом, слух ребенка в раннем возрасте, по утвержде­нию Г. С. Тарасова, преимущественно интонационный. Именно по­этому взрослый в это время должен заботиться о создании психо­лого-педагогических условий для развития как речевого, так и интонационного слуха. Педагогу нужно чаще петь песни, обращая внимание детей на интонации вопроса, ответа, восхищения, грусти, а также побуждать их к проявлению этих интонаций в своем испол­нительстве.

В то же время ребенку третьего года жизни для осознания му­зыкального образа песни недостаточно понимания только интона­ции. Он уже воспринимает элементарные средства музыкальной вы­разительности: контрастные регистры, тембры звучания детских му­зыкальных инструментов, динамику (силу звучания) и ритмические особенности песни, так как музыкальный образ создается опреде­ленным сочетанием данных разнообразных средств музыкальной выразительности.

Необходимо также помнить, что восприятие музыки рассмат­ривается в музыкальном воспитании детей раннего возраста и как самостоятельный вид музыкальной деятельности, и как вид, предшествующий певческой и музыкально-двигательной исполни­тельской деятельности малышей, хотя возможности этого возрас­та весьма ограниченны и в пении, и в движении.

Проследим динамику становления певческой деятельности ребенка. Так, уже на первом году жизни у детей появляются им­пульсивные вокализации в ответ на пение взрослых, на втором году рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации. На основе положительных эмоций ребенок сначала подпевает взрослому отдельные звуки, потом повторяет слоги, сло­ва, фразы (второй год жизни). Наконец, на третьем году дети по­ют вместе со взрослым несложные песенки, а некоторые из них могут исполнить песню самостоятельно под музыкальное сопро­вождение.

Как мы видим, певческая исполнительская деятельность детей раннего возраста незначительна. Она проходит лишь период станов­ления. На первом году у младенца в ответ на пение взрослого по­являются первые ответные вокализации. Затем развитие певческих интонаций ребенка тесно переплетается с развитием речевых. Пос­тепенно появляются отдельные признаки - певческие интонации восхищения, радости или покоя, умиротворения. Вокализации на­чинают отличаться напевностью, протяжностью звука, определенным ритмом. В этом возрасте уже проявляются первичные предпосылки координации слуха и голоса.

На втором году певческие интонации проявляются в новом ка­честве. Ребенок начинает подпевать взрослому отдельные звуки, затем повторяющиеся слова, концы фраз. К концу второго года у малыша появляются первые сознательно воспроизводимые инто­нации.

На третьем году музыкальный слух детей остается в основном интонационным. Певческие возможности постепенно расширяются: дети уже не только подпевают отдельные фразы, но и поют неслож­ные песни вместе со взрослыми и самостоятельно. Качественная ха­рактеристика их пения отличается выразительностью эмоций, напев­ностью исполнения. Хотя пение большинства детей не отличается точностью исполнения мелодии и согласованностью пения с музы­кой, но, как правило, они проявляют эмоциональную отзывчивость на характер и содержание песен. Таким образом, продвижение детей в освоении пения очевидны.

Другая детская исполнительская деятельность - музыкально-двигательная - также находится в стадии становления. Первона­чальная предпосылка музыкально-ритмических движений - это ос­воение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. Уже на первом году у младенца устанавливается элемен­тарная связь движений с музыкой. Первичные проявления движений на музыку у него появляются еще тогда, когда он лежит в кроват­ке. Возможности движения под музыку расширяются с момента, ког­да малыш начинает сидеть, затем стоять и ходить.

На втором году дети постепенно начинают передавать в элемен­тарных движениях характер музыки (спокойный или задорный, ве­селый), форму произведения (смену частей).

На третьем году малыши более интенсивно начинают осваивать основные движения: ходьбу, бег, прыжки; это помогает им лучше передать характер музыки, хотя движения их еще несовершенны и не всегда ритмичны. Дети уже двигаются по всей комнате, совершен­ствуются в ориентировке в пространстве: начинают ходить за взрос­лым стайкой, врассыпную, становиться в круг, к концу третьего года начинают осваивать ходьбу друг за другом.

Постепенно дети осваивают простейшие, элементарные танце­вальные движения: разнообразные хлопки в ладоши и по коленям, притопы ногами, прыжки на двух ногах, легкие пружинки с пово­ротами туловища вправо-влево. Хотя движения их несовершенны, но в целом они улавливают характер музыки и ее ритмические особен­ности. И что особенно ценно, дети этого возраста очень активны в танцевальной и музыкально-игровой деятельности; движения под Музыку у них всегда эмоционально окрашены и выполняются с нас­лаждением и радостью.

Несомненно, для детей младенческого и раннего возраста особен­но важна музыкально-игровая деятельность, которая ориентирова­на на музыкально-творческие проявления детей. Уже к концу перво­го года ребенок с удовольствием играет в игры типа «Идет коза ро­гатая» (русская народная мелодия), на втором году малыши любят иг­рать в игры под песню «Игры с Мишкой» (музыка А. Филипенко), под музыку «Прятки» (украинская народная мелодия).

Наиболее популярными на третьем году жизни становятся игры в догонялки «Зайцы и медведь», «Курочка с цыплятами и кошка», в которых первая часть - это выполнение образных движений, а вторая - бег малышей от медведя, кошки.

Нравится детям игра в прятки. Она эмоционально проходит под музыку. Под веселую плясовую дети пляшут, по окончании предла­гаете ему спрятаться. Он может отвернуться к стульчику или зак­рыть лицо ручками. Затем вы начинаете его искать, приговаривая: «И здесь нет, и тут нет...» Наконец находите. Общая радость, ли­кование. Снова включаете музыку, игра продолжается.

Необходимо также отметить, что в раннем возрасте появляются крупицы музыкально-творческих проявлений детей. Безусловно, их возрастные возможности еще очень невелики, элементарны знания и умения в музыкальной деятельности, они не имеют большого за­паса жизненных впечатлений. Тем не менее на третьем году малы­ши уже готовы к элементарным музыкально-творческим проявлени­ям в певческой и двигательной деятельности: могут спеть кукле «свою» колыбельную или передать характерные особенности игровых персонажей (зайчика, медведя и др.).

Особенно ярко некоторые дети воплощают игровой образ в му­зыкальных играх-драматизациях по русским народным сказкам «Те­ремок», «Репка», «Колобок» и др. Специфика их заключается в том, что взрослый ведет сказку, а ребенок эпизодически включается в сю­жет сказки. Многие дети легко справляются с ролью мышки, лягуш­ки и т. п. (сказка «Теремок»), поскольку действия игрового персона­жа в сказке повторяются многократно. Музыкально-творческие про­явления детей отличаются, как правило, непосредственностью и эмоциональностью, что является первой ступенью дальнейшего раз­вития детского музыкального творчества.

В зачаточном состоянии у детей раннего возраста такая испол­нительская музыкальная деятельность, как игра на детских музы­кальных инструментах. На данном возрастном этапе лишь разви­вается интерес к детским музыкальным инструментам: металлофону, дудочке и др., малыши проявляют большой интерес к разнообраз­ным звучащим музыкальным игрушкам: шарманкам, шкатулкам и др. Этот интерес у них следует постоянно поддерживать для форми­рования потребности в освоении музыкальных инструментов.

И наконец, условно выделенный вид деятельности - музыкаль­но-образовательная, несомненно, присутствует и развивается в про­цессе музыкального воспитания детей раннего возраста. Общаясь со взрослым в процессе освоения музыкальной деятельности, ребенок получает довольно много доступной для него информации. Проис­ходит накопление знаний, связанных с музыкой.

Таким образом, в раннем возрасте происходит становление всех основных видов детской музыкальной деятельности, развитие кото­рых протекает в тесной взаимосвязи. В этом заключается специфика музыкальной деятельности детей раннего возраста: слушание музыки и пение сопровождается, как правило, движениями, а танце­вальные движения - подпеванием и т.п. Лишь к концу третьего го­да у малышей наблюдается более четкое проявление каждого из ви­дов детской музыкальной деятельности.

Несомненно, для ее успешного развития педагогу необходимо правильно подобрать музыкальный репертуар из высокохудожественных русских классических, народных и современных музыкаль­ных произведений, который должен быть доступен восприятию малы­шей (репертуар опубликован в программе музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э. П. Костиной (М.: Просвещение, 2006).

Прежде всего музыкальный репертуар должен отвечать общепе­дагогическим требованиям и способствовать расширению представ­лений детей об окружающей действительности. Для детей понятны и любимы произведения, в которых отображен мир природы («Птичка», музыка Е. Тиличеевой; «Дождик», русская народная ме­лодия; «Березка», музыка Р. Рустамова), мир игрушек («Машенька-Маша», музыка Е. Тиличеевой; «Петушок», русская народная мело­дия; «Кукла Катя», музыка Н. Бордюг), мир сверстников («Помощ­ники», музыка Н. Бордюг).

Кроме того, при подборе репертуара педагогу необходимо про­анализировать его с точки зрения доступности музыкального обра­за произведения для маленьких детей. Песня должна быть удобной для исполнения, учитывать небольшие голосовые возможности ма­лышей, чтобы дети легче запоминали песню и им было удобнее ее подпевать. В словах песни необходимы повторы отдельных слогов, слов («Дом», музыка Н. Бордюг), отдельных фраз («Петушок», рус­ская народная мелодия), наличие нисходящих мелодий («Машень­ка-Маша», музыка Е. Тиличеевой; «Кукла Катя», музыка Н. Бор­дюг). Обычно в песнях для маленьких детей преобладают музыкаль­ный образ без развития, небольшие музыкальные фразы, неслож­ный ритм, умеренные темп и динамика исполнения. Для песен должно быть характерно напевное звуковедение.

Отличается также содержательным разнообразием репертуар для плясок и музыкальных игр. Для детей подбираются несложные пляски под пение, например танец о дружных ребятах («Приседай»), несложные хороводы («Греет солнышко теплее», музыка Т. Вилькорейской). В играх, как правило, представлена доступность сюжетов («Разбуди Таню», музыка Е. Тиличеевой; «Гуляем и пляшем», музы­ка М. Раухвергера).

Музыкальные произведения, подобранные для детских плясок, также должны отличаться простотой формы. Как правило, это двух­частные произведения с контрастным характером частей и яркими средствами музыкальной выразительности.

Необходимо учитывать, что дети раннего возраста не в состоя­нии удерживать внимание длительное время, поэтому подбирается Музыка, которая звучит довольно непродолжительно. Если все ука­занные рекомендации будут учтены педагогом, то можно надеяться, что подобранный репертуар сможет содействовать успешному раз­витию малыша.

Однако необходимо помнить, что полноценное развитие ребенка происходит только тогда, когда он увлечен музыкой, восхищен ею.

Поэтому педагог должен тщательно продумывать методику препод­несения детям музыкального произведения.

Прежде всего педагог создает интерес у детей к предстоящей встрече с музыкальным произведением, а затем, после его слушания формирует отношение к нему. Необходимо также помнить, что му­зыкальная деятельность осваивается детьми раннего возраста на ос­нове подражания взрослому. Так, на втором году жизни педагог, как правило, индивидуально разучивает с ребенком песню или танец, ц лишь затем ребенок вливается в коллективное исполнение, где на фоне эмоционального положительного настроения идет дальнейшее их разучивание. На третьем году жизни малыш уже многое в ис­полнительской деятельности осваивает в процессе фронтальных форм работы с детьми, но непременно также на фоне положитель­ных эмоций ина основе подражания взрослому.

Основной формой приобщения детей к музыкальной деятельнос­ти являются игровые музыкальные занятия. Их содержание продумывается на основе использования какого-либо игрового сюжета или какой-либо темы, интересной для маленьких детей. Виды музыкальных занятий предполагаются самые различные. Поскольку малыш не может долго сосредоточиваться на каком-либо одном ви­де музыкальной деятельности, поэтому необходимо их чередование. Благоприятным средством для формирования музыкальной деятель­ности на занятиях является предметная музыкально-развивающая среда, обеспечивающая психологический комфорт и эмоциональное благополучие детей. При наличии пособий, игрушек данной среды у детей к концу третьего года жизни могут возникать отдельные са­мостоятельные проявления, они сами повторяют знакомые им действия, поют песни.

Кроме занятий, существуют и другие формы организации музы­кальной деятельности. Так, для детей третьего года жизни проводят игровые праздники. Их содержание должно быть понятно и доступ­но детям и вызывать желание идти на праздник («Праздник перво­го бантика», «Праздник друзей-игрушек» и т. п.). Все дети являют­ся активными его "участниками. Музыка на празднике занимает ве­дущее место, репертуар должен быть интересен и доступен детям. Все виды музыкальной деятельности должны быть представлены на празднике. В заключение праздника детей непременно угощают сладостями.

Но не только в организованной музыкальной деятельности осу­ществляется музыкальное развитие детей. В повседневной жизнеде­ятельности детей педагог уделяет большое внимание музыкальной деятельности совместно с детьми, для которой большое значение имеет музыкальная предметная развивающая среда, являющаяся од­ним из ведущих средств развития музыкальности детей.

Она постепенно обогащается, пособия становятся разнообраз­нее. Используют для изображения персонажей, элементы костюмов, шапочки-ободки. Музыкальные инструменты пополняются музы­кальными шкатулками, различными самодельными шумящими иг­рушками и т. п.

Итак, при системном подходе к музыкальному воспитанию и развитию детей раннего возраста у них формируются элементарные музыкальные способности. О них можно судить по показателям му­зыкального развития ребенка.

В слушании-восприятии музыки малыш:

• с удовольствием слушает доступные (по содержанию и длительности звучания) музыкальные произведения (вокальные и инструментальные);

• имеет небольшой запас любимых музыкальных произведений;

• эмоционально откликается на понятный ему художественный музыкальный образ произведения;

• различает звучание выразительных отношений музыкальных звуков контрастных по высоте (высоко и низко не менее октавы), длительности (шаги медведя и бег мышки), тембру (звучание дудоч­ки и барабана), динамике (громкое и тихое звучание).

В детском музыкальном исполнительстве ребенок:

• желает активно участвовать в любой музыкальной деятельности;

• пытается в пении передавать настроение, интонацию песни;

• желает согласованно с другими детьми исполнить песню;

• старается петь песни плавно, протяжно;

• поет естественно, без принуждения несложные песни со взрос­лым, пытается петь самостоятельно;

• в движениях под музыку чувствует ритмическую выразитель­ность и пытается ее передать;

• выполняет движения в соответствии с характером музыки, ее динамикой;

• владеет некоторыми умениями выразительных танцевальных движений;

• знакомится с некоторыми детскими музыкальными инстру­ментами, их звучанием (дудочка, металлофон, колокольчик, бала­лайка, барабан, бубен).

Наблюдаются элементарные музыкально-творческие прояв­лениядетей:

• песенные (поет колыбельную, плясовую для куклы и т. п.);

• танцевальные (исполняет танцевальные движения в свободных плясках);

• игровые (выполняет небольшие роли игровых персонажей как в музыкальных играх, так и в драматизации русских народных ска­зок «Теремок», «Репка» и др.).

Итак, музыкальное воспитание детей раннего возраста имеет большое значение для формирования у них интереса к музыке и развития музыкальных способностей, а также для полноценного об­щего развития.

Именно в процессе становления всех видов детской музыкаль­ной деятельности происходит формирование музыкальных способ­ностей детей раннего возраста, причем наиболее ярко осуществля­ется развитие главного компонента музыкальности — эмоциональ­ной отзывчивости на музыку. Начинают успешно развиваться музыкально-сенсорные способности, а также основы ладовысотного слуха и чувства ритма. В процессе музыкального восприятия отмечаются первичные проявления музыкального мышления, ко­торое опирается на имеющиеся у детей музыкально-слуховые Представления, а в процессе освоения разнообразных видов дея­тельности у детей успешно развивается музыкальная память.

Таким образом, в раннем возрасте при создании полноценных Психолого-педагогических условий успешно осуществляется ста­новление детской музыкальной деятельности, а в процессе ее освоения у ребенка развиваются музыкальные способности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.