Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы системы цен и тарифов. Цены на макро- и микроуровне





Все цены взаимосвязаны и образуют единую систему. Под воздействием рыночных факторов цены претерпевают изменения.

В зависимости от сферы товарного обращения все цены принято делить на так называемые блоки. Основными из них считаются следующие (рис. 5.1):

• оптовые цены на промышленную продукцию;

• цены на строительную продукцию;

• закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и прочие виды сырья;

• розничные цены;

• тарифы на услуги грузового и пассажирского транспорта;

• тарифы на коммунальные и бытовые услуги:

• цены внешнеторгового оборота (экспортные и импортные).

В зависимости от территории действия эти цены могут бытьедиными для всей территории страны или региональными (поясными или зональными).

В зависимости от характера возмещения потребителем транспортных расходов цены делятся на цены в месте производства, цены с включением расходов по доставке, зональные цены и цены, определенные с заданием базисного пункта.

Оптовые цены на промышленную продукцию — это цены, по которым продается и покупается продукция предприятий и фирмизготовителей. Это понятие не зависит от формы собственности и в равной мере применимо к государственным, частным, акционерным, кооперативным и другим предприятиям. Как правило, продукция продается и покупается оптовыми партиями. В результате совершения купли-продажи возможна смена формы собственности.



В свою очередь оптовая цена на промышленную продукцию делится на оптовую цену предприятия (иначе называемую отпускной ценой) и оптовую цену промышленных изделий данного типа, производимых промышленностью в целом.

Разновидностью оптовой цены на промышленную продукцию является так называемая трансфертная цена. Эта цена применяется при движении товаров внутри одного и того же предприятия. Это могут быть, например, полуфабрикаты, управленческие и информационные услуги и др.

Рис. 5.1. Система цен и тарифов/

Оптовые цены промышленности в целом или цены предприятий, специализирующихся на выпуске той или иной однородной продукции, помимо оптовой отпускной цены предприятия включают сбытовую наценку (положительную или отрицательную), а также налог на добавленную стоимость.



Цены на строительную продукцию обычно бывают трех видов:

сметная стоимость, т.е. предусмотренный проектом максимум расходов на строительство объекта;

прейскурантная цена, т.е. предусмотренная проектом сметная стоимость единицы параметра для типового строительного объекта;

договорная цена, устанавливаемая в каждом конкретном случае по согласованию между заказчиками и исполнителями.

Закупочные цены - это оптовые цены, по которым сельскохозяйственные предприятия, население, а также другие производители сырья реализуют свою продукцию. Эти цены могут быть средними для данного вида продукции с учетом разной стоимости ее реализации по различным каналам (например, через заготовительные организации, по прямым связям, на сельскохозяйственных рынках и др.). Закупочные цены могут быть также свободными и устанавливаться договорами в зависимости от соотношения между спросом и предложением.

Цены при оптовых поставках определяются условиями контракта. Эти условия могут быть зафиксированы в контракте на момент его заключения, на весь срок его действия или к моменту его исполнения. В зависимости от характера такой фиксации различают несколько видов оптовых цен.

Твердая (стабильная, фиксированная, гарантированная) цена — это цена, которая устанавливается при подписании контракта. Она не подлежит изменению в течение действия контракта и не зависит от сроков поставки партии товара.

Подвижная цена — это цена, зафиксированная при заключении контракта, которая может быть впоследствии изменена в соответствии с изменениями рыночной цены данного товара на момент его фактической поставки. В таком случае расчеты выполняются по текущим ценам, т.е. ценам, действующим на данный момент. В контракте оговаривается обычно и величина «зоны нечувствительности», т.е. такое отклонение рыночной цены от указанной в контракте, при котором еще не требуется производить пересмотр цены. Величина этой «зоны» находится в пределах 2—5% от указанной в контракте цены.



Скользящая цена — это цена, исчисляемая на момент фактического исполнения контракта путем пересмотра договорной базисной цены, учитывающего изменения производственных издержек за время действия контракта. Такие цены обычно устанавливаются на продукцию с длительным сроком изготовления.

Цена, фиксируемая в процессе выполнения контракта, уточняется и согласуется либо перед поставкой новой партии товаров, либо при долгосрочных контрактах перед началом очередного финансового года. В контракте оговариваются условия фиксации цены (обычно соответствующее право выбора оставляется за покупателем), а также метод расчета нового уровня цены.

При сделках на биржевые товары в контракте оговаривается, по котировкам какой биржи и каким образом будет определяться цена товара и в течение какого срока покупатель должен сообщить продавцу о своем желании зафиксировать контрактную цену.

Такие сделки с фиксацией цены по заявлению покупателя называются онкольными.

Ценообразование опционов. Опцион представляет собой право (но не является обязательством) осуществить куплю или продажу оговоренного объема того или иного актива по заранее установленной цене в течение определенного периода времени. Решение о реализации опциона принимается самостоятельно держателем данного опциона.

Арбитражное ценообразование применяется для анализа и прогнозирования многофакторной оценки доходности различного рода ценных бумаг, имеющихся у компании.

Контрактные и модифицированные цены. На этапе подготовки контрактов на поставку той или иной продукции для определения цен, указываемых в договоре, следует руководствоваться либо публикуемыми, либо расчетными ценами.

Публикуемые цены помещаются в специальных и фирменных источниках информации, которые могут носить общедоступный характер. Обычно эти цены отражают мировой уровень цен, применяемых наиболее известными и влиятельными поставщиками данного вида продукции.

Расчетные цены также используются для определения цен, оговариваемых при составлении контрактов. При этом следует различать публикуемые и справочные цены. К публикуемым ценам относятся:

биржевые котировки, представляющие собой цены товаров, являющихся предметом биржевой торговли;

цены аукционов и экспортно-импортных сделок, зафиксированных в определенный момент;

цены фактических внутренних сделок и среднее значение цен экспортно-импортных сделок за определенный временной интервал;

цены предложений крупных торговых и иных предприятий-продавцов.

Справочные цены — это цены, публикуемые под таким заголовком в различных общих и специальных изданиях или доходящие до партнеров по сделкам купли-продажи иным путем. Эти цены служат в качестве отправной точки для согласования договорных цен. Справочные цены могут быть:

номинальными, т.е. не связанными с реально проводимыми операциями купли-продажи;

базисными, т.е. «привязанными» к операциям купли-продажи в определенном пункте, принятом за базисную точку;

фактическими, т.е. связанными с опытом подобных операций, совершенных в прошлом.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта — это цены перемещения грузов и пассажиров. Эту плату вносят отправители грузов или потенциальные пассажиры. Отличительной особенностью формирования платы, компенсирующей издержки грузового транспорта, является то, что эти издержки состоят из двух частей. Первая часть падает на так называемые начально-конечные операции (погрузку и выгрузку), а вторая часть - на движенческую операцию (собственно транспортировку груза).

Розничные цены являются конечными. По этим ценам товары поступают через различные торговые каналы непосредственно к потребителям в личное пользование или производство.

На каждой стадии реализации товара в его розничную цену включается налог на добавленную стоимость. В цену подакцизных товаров входит также акциз (косвенный налог). Акциз уплачивается в бюджет изготовителем товара. В конечном счете указанные виды налога оплачиваются тем, кто платит розничную цену, т.е. конечным потребителем. По отдельным группам товаров (например, по некоторым продуктам питания, товарам детского ассортимента) существуют льготные ставки этих налогов.

Тарифы на бытовые и коммунальные услуги являются оплатой тех услуг, которые предоставляются службами и предприятиями быта и коммунального сервиса (цены за ремонт одежды, обуви и других предметов личного потребления, плата за квартиру, отопление, воду, газ, электроэнергию, обслуживание территории, услуги связи и т. д.).

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, имеют двойной характер. Во-первых, они должны соответствовать внешнеэкономической политике и внешнеэкономическим связям государства и внутреннего рынка с другими странами и их рынками. Во-вторых, эти цены зависят от цен, складывающихся на мировых рынках.

Мировая цена формируется под воздействием спроса или предложения данного товара на мировом рынке, а также колебаний валютных курсов. На мировые цены может существенно влиять государство (путем лицензирования, квотирования и субсидирования экспорта и импорта).

В зависимости от методов возмещения транспортных расходов, которые играют большую роль в обслуживании внешнеторгового оборота, различают цены «франко-станция отправления» и «франко-станция назначения».

Цены, распространяющиеся на те или иные ограниченные территории, классифицируются следующим образом.

Поясные цены устанавливаются, например, на такие товары, как газ, электроэнергия, квартирная плата и ряд других. Обычно поясные цены или лимиты на них определяются и контролируются государственными органами.

Региональные цены или лимиты на них устанавливаются и контролируются местными органами власти с учетом местных особенностей. Региональными, например, являются закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию.

Зональные цены или лимиты на них устанавливаются в пределах какой-либо одной географической зоны. По мере удаленности зоны от пункта производства данного товара его цена возрастает за счет транспортных расходов.

Цены с надбавками, скидками и зачетами применяются для поощрения определенных действий продавцов и покупателей.

Надбавка к цене (премия, бонус) — это повышение цены, отражающее удовлетворение тех или иных специальных требований покупателя. Например, сюда относятся индивидуальный характер и специфичность заказа, срочность его выполнения, особые требования к комплектации и качеству, особые требования к содержательности и длительности сервисных услуг, удобная для покупателя форма оплаты, например оплата в рассрочку и др.

Льготные цены — это пониженные цены, устанавливаемые для отдельных групп покупателей на конкретные виды товаров на вполне определенных рынках или рыночных сегментах. Цель установления льготных цен — это стимулирование сбыта определенных товаров в определенных регионах.

Большую роль в гибком реагировании на рыночную ситуацию играет назначение различного рода скидок, или дисконтов. В нашей литературе иногда употребляется термин «удержание с цены». Рассмотрим в этой связи различные виды скидок.

Простая (непрогрессивная) скидка за наличный расчет применяется в том случае, когда покупатель готов оплатить товар наличными. Такая скидка соответствует ссудной ставке кредита и обычно равняется 2-3%.

Скидка за объем покупаемого товара предоставляется покупателям, закупающим товар большими партиями. Покупать товар в мелкой расфасовке при условиях его высокого потребления невыгодно.

Сюда же можно отнести и скидку с оборота, или бонусную скидку (бонус), предоставляемую постоянным покупателям в зависимости от оборота, обеспеченного в течение определенного срока (как правило, 1 года). Величина бонуса может достигать 15—30% суммы оборота.

Функциональная скидка, иначе называемая посреднической скидкой, предоставляется посредникам в канале распределения, которые берут на себя ряд функций, связанных с хранением, затариванием, ведением учета и др.

Прогрессивные скидки - это скидки за количество или серийность, которая предоставляется при постоянной закупке товара во все увеличивающемся объеме.

Дилерские скидки предоставляются производителями постоянным покупателям и посредникам по сбыту (включая заграничных). Величина дилерской скидки находится в пределах 15-20% от розничной цены.

Специальные скидки предоставляются тому кругу покупателей, в заказах которых продавцы особо заинтересованы. Сюда же относятся цены на поставку пробных партий товаров.

Экспортные скидки - это дополнительные скидки, которые предоставляются иностранным покупателям сверх скидок, действующих на внутреннем рынке.

Сезонные скидки предоставляются вне сезона активного бизнеса. Особенно характерны для деятельности туристских предприятий.

Скрытые скидки - это скидки на фрахт, льготные или беспроцентные кредиты, предоставление различного рода бесплатных услуг.

Скидки за возврат ранее купленного товара и сервисные скидки за техническое обслуживание за все время эксплуатации применяются для расширения круга клиентуры.

Клубные скидки - это скидки, предоставляемые членам различного рода потребительских обществ. По предъявлении документа, удостоверяющего членство, член клуба может получить скидку в размере 10-50% продажной цены и более.

Скидки с учетом международных коммуникаций осуществляются там, где (как, например, в арабских странах) не считаютвозможным подписать договор, если он не предусматривает скидку до 20-30% от первоначальной цены.

Зачеты представляют собой особый вид скидок. Под товарообменным зачетом понимается уменьшение цены нового товара при условии сдачи старого. Зачеты на стимулирование сбыта - это вознаграждение для дилеров за их участие в рекламных мероприятиях в виде скидок на установленную для них цену.

 

Методы ценообразования

Одним из важных элементов предпринимательской деятельности, связанных с получением прибыли, является проблема «назначения цен» на товары (услуги), которые реализуются на рынке. Понятно, что выбор ценовой политики зависит от типа рынка, на котором осуществляется предпринимательская деятельность.

При выборе того или иного метода расчета цены методы ценообразования могут быть разделены на следующие три основные группы (рис. 5.2):

затратные методы (издержки производства);

рыночные методы (конъюнктура рынка);

параметрические методы (нормативы затрат на технико-экономические параметры продукции).

Рис. 5.2. Классификация методов ценообразования.

В соответствии с таким делением к группе затратных методов ценообразования можно отнести методы определения цены на основе полных издержек, прямых затрат, предельных издержек, учета рентабельности инвестиций, анализа безубыточности, надбавок к цене.

Группа рыночных методов с точки зрения отношения потребителя к товару включает методы определения цены с ориентацией на потребителя, а с точки зрения конкурентной ситуации на рынке - методы определения цены с ориентацией на конкурентов.

К группе, объединяющей параметрические методы, отнесены методы удельных показателей и агрегатный.

Группа 1. Рассмотрим затратные методы ценообразования подробнее.

Данные методы предполагают расчет цены путем прибавления к общей величине издержек определенной величины прибыли.

К примеру, метод «издержки плюс» основан на суммировании полных издержек (переменных (прямых) и постоянных (накладных)) с величиной прибыли, которую необходимо получить.

Если задан определенный процент рентабельности производства, то цена реализации может быть посчитана как

Р= С × (1 + R/100), (5.1)

где Р— цена продажи;

С — полные издержки на единицу продукции;

R — нормативная рентабельность.

Отнесение постоянных издержек на себестоимость товара может быть произведено пропорционально заработной плате производственных рабочих, пропорционально затратам на материалы, переменным издержкам.

Расчет цены на основе метода полных издержек очень распространен в российской практике.

К достоинствам этого метода можно отнести:

снижение конкуренции (чем больше предприятий в определенной сфере пользуется данным методом, тем более схожи их цены, что сводит к минимуму конкуренцию);

равенство покупателей и продавцов (при высоком спросе продавцы имеют нормированную прибыль).

Вместе с тем данный метод имеет два существенных недостатка:

при установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар и конкуренция на рынке со всеми вытекающими последствиями (к примеру, товар по данной цене можно и не реализовать);

отнесение на себестоимость товара постоянных издержек, которые являются условными, искажают объективный вклад каждого продукта в общий доход предприятия.

В основе метода прямых затрат (метода минимальных издержек) лежит установление цены путем добавления к переменным затратам определенной прибыли. При этом постоянные затраты погашаются за счет маржинальной (добавленной) стоимости как разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Этот метод позволяет с учетом условий реализации товара определять оптимальные соотношения объемов производства, цен реализации, расходов по производству продукции. Однако метод может быть использован лишь в случае наличия на предприятии неиспользованных резервов производственных мощностей и когда все постоянные затраты возмещаются в ценах, установленных из текущих объемов производства.

В отличие от описанных методов в случае метода предельных издержек надбавка делается к предельной высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги.

В связи с этим использование данного метода может быть логично только в случае, если гарантированная продажа по несколько высокой цене достаточна, чтобы покрыть накладные расходы. Обеспечение необходимой (целевой) прибыли возможно при расчете цены на основе анализа безубыточности.

Данный метод предполагает нахождение точки безубыточности, при которой валовые издержки покрываются выручкой от реализации, т.е.

ВЕР = FC / TR,(5.2)

где ВЕР - точка безубыточности;

FC - постоянные затраты;

TR- валовая прибыль.

В случае выпуска широкой номенклатуры товаров точка безубыточности будет определяться как:

ВЕР = FC/((S × TR)a + (S × TR)b + (S × TR)c+ (S × TR)d), (5.3)

где S— процент общего объема продаж для каждого товара а, Ь, с, d.

Метод анализа безубыточности целесообразен при принятии решений о величине объемов производства новых товаров на предприятии с известной рыночной ценой. Он учитывает платность финансовых ресурсов.

Недостатком можно считать использование процентных ставок, которые в условиях инфляции весьма неопределенны во времени.

Достаточно часто на практике применяется расчет цены на основе метода надбавки к цене:

Рs= Рр × (1 + m), (5.4)

где Psцена продажи;

Ррценаприобретения;

т –повышающий коэффициент (торговая надбавка), %/

Основным недостатком всех затратных методов является то, что они не учитывают конъюнктуру рынка, но позволяют обосновать некоторую базовую цену.

В соответствии с приведенной на рис. 5.2 классификацией рассмотрим методы расчета цены с ориентацией на потребителя, т.е. рыночные методы.

Расчет цены на основе анализа экономической ценности товара состоит из следующих стадий:

определение цены, связанной с использованием того блага (товара, технологии), которое покупатель склонен рассматривать как лучшую из реально доступных ему альтернатив;

установление отличительных признаков (параметров) выбранного товара по отношению к альтернативному;

оценка ценности выявленных признаков;

сравнение цены безразличия и оценок ценностей (положительных и отрицательных) выбранного товара и альтернативного.

При установлении цен через воспринимаемую ценность товара часто используется метод оценки максимально приемлемой цены. Под максимально приемлемой ценой понимается цена, соответствующая нулевой экономии на издержках. Порядок определения цены включает определение совокупности и условий применения товара, выявление неценовых достоинств товара для покупателя, всех неценовых издержек покупателя при использовании товара и установление уровня равновесия «достоинства — издержки».

Если производитель при установлении цены ориентируется на сложившийся спрос, то при расчете цены можно воспользоваться методом анализа пределов. В данном случае необходимо определить цену в области точки совпадения предельных доходов и расходов (уровень, обеспечивающий получение максимально высокой прибыли) и, зная объемы продаж в этой точке, установить соответствующую цену.

Альтернативой рассмотренному методу является метод расчета цены на основе анализа пика убытков и прибылей. Он позволяет определить объемы производства и продаж, соответствующие случаю равенства общей суммы прибылей и убытков.

Цены с ориентацией на конкуренцию устанавливаются по результатам сравнения и анализа цен конкурентов. Это метод следования за рыночными ценами, за ценами лидера на рынке, метод ценообразования на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен, метод определения престижных цен, состязательный (тендерный) метод. Использование этих методов предполагает наличие определенного сложившегося уровня цен в условиях конкурентной ситуации и конкурентного положения фирмы на рынке.

В свою очередь конкурентное положение фирмы на рынке во многом предопределяется конкурентоспособностью производимого товара. Что это означает? Существует множество определений понятия конкурентоспособности, которые носят в основном описательный характер. Это и комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих успех товара на внутреннем и внешнем рынках, и совокупность потребительских свойств продукции, характеризующих ее отличие от продукции-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен и других факторов. Аналогичные трактовки встречаются у других авторов с той лишь разницей, что в качестве показателя конкурентоспособности используется степень удовлетворения потребности или отношение полезного эффекта к цене потребления. Многими экономистами под конкурентоспособностью понимается способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка в определенный рассматриваемый период либо способность удовлетворять определенным требованиям при минимальных затратах у изготовителя или потребителя или, совсем упрощенно, способность обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции.

Несмотря на разноплановость приведенных определений, с позиций любого производителя критерием конкурентоспособности должен быть уровень доходности производства товара. При этом за счет оптимизации цены на товар он обеспечивает максимально возможную доходность в интервале «себестоимость — максимально возможная конкурентная цена».

С позиций потребителя критерием конкурентоспособности может выступать соотношение полезности товара и его цены.

Оценка полезности товара производится по множеству показателей. Существуют различные многокритериальные модели выработки и принятия решений о степени полезности товара. Однако анализ показывает, что обоснованных и исчерпывающих ответов эти модели не дают, так как многие критерии в рассматриваемых моделях носят субъективный характер.

В период борьбы с конкурентами для защиты своей прибыли большинство компаний стараются уменьшить издержки, расширяют и разнообразят предложение товаров. В этот момент лучшим инструментом является правильно выбранная ценовая стратегия, которая зависит от времени нахождения фирмы на рынке. Так, основные классические ценовые стратегии для новых участников рынка выглядят следующим образом:

стратегия цены проникновения на рынок;

установление цены на уровне цен конкурентов;

установление функциональных скидок;

стратегия выбора комбинаций между ценой и качеством и др.

Для «старожилов» рынка это:

открытая ценовая конкуренция;

избежание ценовой «прозрачности»;

ценовая дифференциация;

ступенчатое снижение цен по ассортименту товаров;

система двойного ценообразования и др.

Широкое распространение в последнее время получила стратегия двойного ценообразования. Установка двойных тарифов позволяет получить больший доход, чем при установлении единой цены на свой продукт или услугу. К примеру, телефонные компании, переходя на повременную оплату за услуги телефонной связи, устанавливают фиксированную плату и поминутную тарификацию разговоров, что позволяет извлекать дополнительный доход за счет «многоговорящих» абонентов, чем в случае единого тарифа, рассчитанного из среднестатистической продолжительности разговоров.

Помимо рассмотренной стратегии в мировой практике часто используется и стратегия ценовой дифференциации. В данном случае для максимизации прибыли необходимо для каждого сегмента рынка сформировать свою цену. Понятно, что различия в цене должны быть обусловлены различиями в сегментах рынка, которые основаны на разном восприятии ценности товара потребителем. Показательны в этом плане результаты сегментирования рынка телекоммуникационного оборудования. Исследователями выделены пять сегментов данного рынка, в которых цены на один и тот же продукт отличались на ±30% от цены производителя! Таким образом, управляя ценой и сохраняя доходность компании, можно эффективно противодействовать конкурентам.

Рассмотрим параметрические методы, которые применяются для расчета цен на новый товар. Суть методов заключается в установлении цен на продукцию в зависимости от потребительских свойств товара с учетом нормативов затрат на единицу параметра.

Метод удельных показателей используется в случаях, когда в некоторой группе товара (продукции) можно выделить основной параметр, величина которого в наибольшей степени будет определять уровень цены.

Рассчитывается удельная цена Рул:

Руд= Рб/Nб,(5.5a)

где Рб– ценабазисного изделия;

Nб–величина параметра базисного изделия.

Соответственно цена нового изделия Рнравна:

Рн= Рулб×NН,(5.5б)

где NHвеличинапараметра нового изделия.

Ввиду того что данный метод учитывает только один параметр, он применим для небольших групп товаров.

Агрегатный метод расчета цены заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости новых узлов, устанавливаемых на данном изделии, затрат на сборку (установку) новых узлов и нормативной прибыли.

Одним из видов параметрических методов является метод регрессионного анализа. Данный метод расчета цены основан на определении зависимости цены от технико-экономических параметров. Функциональная зависимость имеет вид

Р = f(Х1,Х2,..., Хп),(5.6)

где Х1,Х2,..., Хппараметрыизделия.

Метод регрессионного анализа является более точным и совершенным из параметрических методов. Необходимым условием его реализации является тщательный анализ при выборе технических и экономических параметров.

Алгоритм построения регрессионной модели зависимости цены от выбранных параметров включает отбор параметров, выбор формы зависимости цены от параметров, расчет регрессионной зависимости цены от параметров (уравнение регрессии линейной, степенной, параболической и тому подобной зависимости).

В основе баллового метода расчета цены лежат экспертные оценки значимости параметров. По результатам экспертизы каждому параметру присваивается определенное количество баллов (вес) bi.При этом общая сумма баллов (весов) должна отвечать условию нормирования, т.е.

bi=1.(5.7)

Тогда цена одного балла Р{может быть определена как

Р1 = Рб/ ∑Nбibi, (5.8)

где Рб– ценабазисного изделия;

Nбi–количество баллов базисного изделия по параметру i.

Соответственно цена нового изделия РН равна:

РН = Р1×∑NНibi= Рб×∑NНibi/∑Nбibi,(5.9)

где Nбi– количествобаллов базисного изделия по параметру i.

В данном методе большим недостатком являются субъективность определения количества баллов (весов) параметра и то, что цена зависит только от качественных характеристик товара и не связана с общей ценовой политикой конкурентов.

На основе задач нечеткого математического программирования (НМП) предлагается расчет цены методом многокритериальной оптимизации. Он позволяет сравнивать товары по значительному количеству показателей, а также не требует оценки весов параметров.

 

Налогообложение и цены

Основным источником формирования доходной части государственного бюджета в странах с рыночной экономикой являются налоговые поступления через механизм ценообразования.

Все налоги в зависимости от объекта налогообложения условно можно разделить на три группы: налоги с оборота, налоги на прибыль и налоги на капитал.

Налоги с оборота представляют наиболее многочисленную и динамично развивающуюся группу налогов. Это такие налоги, как НДС, налог на доходы физических лиц и т.п. Увеличение ставок налогов с оборота приводит к уменьшению свободных средств у компаний и тем самым ограничивает предпринимательскую активность. В итоге это может либо снизить прибыль компании, либо стимулировать снижение затрат.

Налоги на капитал являются достаточно стабильной группой налогов. К ним относят налог на имущество, налог на землю и т.п. Эта группа налогов заставляет компанию рационально использовать основные средства, является определяющим фактором при принятии инвестиционных решений по обновлению основных фондов.

Известно, что основная цель предпринимательства как бизнеса – этополучение прибыли. Поэтому величина получаемой прибыли характеризует эффективность и масштаб предпринимательской деятельности.

При этом одним из самых распространенных видов налога является налог на прибыль. В России он также занимает одно из ведущих мест в структуре федеральных налогов. Высока его роль и в формировании бюджетов субъектов РФ.

Государство, влияя на процесс формирования прибыли через систему налогообложения, взаимодействует с хозяйствующим субъектом как по поводу формирования государственного бюджета, так и распределения ее по направлениям использования. При этом, преследуя задачу формирования достойного бюджета страны, государство через систему налогообложения должно мотивировать к деятельности и сам источник поступления налогов.

Только эффективная система налогообложения прибыли, которая предполагает получение субъектом предпринимательства дополнительных льгот по налогу на прибыль, может оказывать определяющее влияние на стимулирование товаропроизводителей, имеет важное значение для обеспечения положительных финансовых результатов его деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических проблем.

Таким образом, изучая и анализируя налогооблагаемую базу налога на прибыль, можно выявить зависимость финансовых результатов от изменения цен.

В более широком смысле государство облагает не только и не столько прибыль субъектов предпринимательской деятельности, как величину получаемого дохода. При этом доход может рассматриваться как произведенный, полученный и используемый.

Произведенный доход облагается как прямыми налогами (налог на прибыль предпринимателей, налог на заработную плату), так и непрямыми налогами и прочими платежами предпринимателей (налог на имущество, лицензионные платежи, платежи за пользование природными ресурсами и др.). В свою очередь полученный доход облагается налогами на совокупный доход физических лиц, налогами на дивиденды, проценты. Используемый доход облагается налогом на добавленную стоимость, другими налогами на продажи и сделки, а также акцизами.

При определении налоговой базы необходимо использовать компиляцию показателей экономического дохода.

К примеру, наиболее простым показателем оценки налогового потенциала региона может быть показатель среднедушевых доходов населения.

В случаях, когда величина налога на доходы физических лиц в бюджете территории существенна, то использование этого показателя наиболее эффективно, потому что он отражает зависимость бюджета территории от уровня доходов населения.

Для полного учета налогооблагаемой базы могут быть использованы такие показатели, как произведенный или полученный (располагаемый) доход, или совокупные налоговые ресурсы.

Данные показатели отличаются степенью охвата экономического дохода.

Отметим, что на практике не все виды экономического дохода могут облагаться налогами. Необлагаемые виды доходов не образуют налоговый потенциал и должны быть исключены из расчетов. При этом отдельные виды экономического дохода напрактике образуют свои налоговые базы и подлежат обложению несколькими налогами. В этом случае они должны быть неоднократно учтены при оценке налогового потенциала.

Для более достоверных оценок налогового потенциала территории используют показатель относительных бюджетных налоговых доходов.

Относительные налоговые доходы –это налоговые поступления, которые рассчитываются на основе репрезентативной налоговой системы. Репрезентативная налоговая система –это специально разработанная система налоговых баз и ставок. Она может быть сформирована на основе использования действующих, но не обязательно всех налогов. Главное, чтобы отбор налогов обеспечивал достоверность оценки налогового потенциала. Поэтому репрезентативная налоговая система в целом по России может быть сформирована на базе основных налогов: налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, НДС и акцизов. Для бюджетов субъектов РФ совокупность основных налогов может быть иной, в зависимости от вклада налога в доходы территории. Ключевым моментом является расчет конкретных налоговых баз по налогам, вошедшим в репрезентативную систему.

Количественная оценка налоговых поступлений напрямую зависит от сформированных субъектами предпринимательства цен на товары и услуги.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.