ТРЕТИЙ ЭТАП ЗАМЫСЛА ИССЛЕДОВАНИЯ
Общие правила по оформлению научных материалов:
название, содержание глав и вопросов должно соответствовать теме исследования и не выходить за его рамки, содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание вопросов – главу в целом;
изучив материал для написания очередного вопроса (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, затем провести уточнение, «шлифовку» отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провести редакторскую и стилистическую правку;
сразу уточнять, проверять оформление ссылок, составлять справочный аппарат и список литературных источников (библиографических ссылок);
дать материалу «отлежаться»;
избегать наукообразности, игры в эрудицию, приведения большого количества ссылок, злоупотребления специальной терминологией;
литературное изложение материала должно быть спокойным (без эмоций), аргументированным или полемическим, критикующим, кратким или обстоятельным и развернутым;
соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что сделано предшественниками, трезво и объективно оценить свой конкретный вклад в научные изыскания;
перед тем, как оформить чистовой вариант материалов для подготовки к печати, провести апробацию работы.
Вопрос №45 Методика научного исследования.
Методика работы над научным исследованием включает в себя последовательность выполнения следующих работ
Выбор темы исследования. Тема выбирается студентом на основе его научного интереса. Помощь в выборе темы может также оказать преподаватель.
Планирование исследования. Включает составление календарного плана научного исследования и плана научного исследования.
Календарный план исследования включает следующие элементы:
выбор и формулирование научной задачи;
разработку плана научного исследования;
сбор и изучение исходного материала, поиск необходимой литературы;
анализ собранного материала, теоретическую разработку научной задачи;
сообщение о предварительных результатах исследования научному руководителю (преподавателю);
письменное оформление научного исследования;
обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т.п.).
Каждый элемент календарного плана датируется временем начала и временем завершения.
План научного исследования характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя: введение, основную часть, заключение, список используемых источников, приложения.
Введение включает в себя: актуальность темы; анализ литературы по проблеме; анализ состояния научной проблемы; определение объекта и предмета исследования; учебную исследовательскую цель; задачи исследования.
Актуальностьтемы предполагает вычленение научной и практической значимости избранной темы.
Анализ литературы по проблеме требует установления круга основных и смежных публикаций по теме исследования и их краткое описание.
Любое научное исследование начинается с определения проблемы: теоретического или практического вопроса, ответ на который вам не известен и на который нужно ответить. Проблема – это мост от неизвестного к известному. «Проблема – это знание о незнании».
Определение объекта и предмета исследования – довольно сложная задача даже для опытного исследователя. Следует помнить, что объект и предмет исследования – это не идентичные понятия.
Объект – это та объективная сфера социальной реальности, которая существует независимо от нас и на которую направлено внимание исследователя; это «актуальное поле исследования», в котором и должен разобраться исследователь.
Предмет – это тот специфический угол зрения, под которым мы рассматриваем изучаемый объект; это совокупность эмпирических описаний, дающих нам возможное видение объекта; это то, относительно чего мы хотим получить новое знание. Предмет должен быть отражен уже в самой теме исследования. Это некая идеальная модель объекта.
Итак, если объект исследования отвечает на вопрос: «что рассматриваем?», то предмет исследования отвечает на вопрос: «как рассматривается объект?», «какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование?».
Цель исследования заключается в том, какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? Цель исследования может быть связана либо с выявлением каких-либо закономерностей, связей объекта, либо с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования.
Задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Обычно формулируются три-четыре задачи, выдвижение и решение которых позволяет достичь поставленную цель.
Основная часть. Эта часть исследования делится на теоретическую и практическую (экспериментальную). Каждая из них может состоять из глав, которые могут подразделяться на параграфы.
В теоретической части на основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы к решению, излагается собственная позиция автора.
При оформлении научно-справочного аппарата требуется выдерживать единообразие сносок (ссылок). Название книг дается по титульному листу. В ссылках на материалы периодических изданий снимаются кавычки в их названиях. Ссылки обозначаются номерами, которые указываются под чертой в нижней части страницы (в подстрочнике). Во всех случаях обязательно (при прямом цитировании, изложении авторских взглядов и мнений, использовании статистических данных, результатов социологических исследований и т. д.): в подстрочнике, равно как и в списке литературы указывать автора, цитируемую работу, год и место ее издания, издательство, общее количество страниц (в списке литературы) или конкретные номера цитируемых страниц (в подстрочной библиографии).
Практическая часть носит аналитический характер. В ней студентом дается анализ изучаемой проблемы на примере конкретных регионов, предприятий (организаций) и т.д.
При написании научного исследования обязательны ссылки на использованные источники, другие исследования. В работе не допускаются описательность, увлечение эмпирическими фактами. Важно обеспечить лаконичность и четкость формулировок, точность в использовании специального понятийного аппарата. Разрабатываются также предложения (основные выводы), формулируются обобщения по главам.
Цитирование целесообразно только логически законченного фрагмента текста, т.е. должна быть обеспечена гарантия неизменности передачи смысла источника. Цитата должна слово в слово, буква в букву, в знак препинания следовать источнику. К этому есть несколько исключений: можно опустить одно или несколько слов или предложений, если мысль автора цитаты не искажается (такое цитирование имеет отточия на местах пропущенных слов); выделяются в кавычках главные слова, но в конце ставится многоточие; изменяется падеж слов в цитате, когда цитируются слова или словосочетания, цитаты, начинающиеся со строчной буквы, если первые слова стоят в начале предложения, и некоторые другие.
Государственным стандартом ГОСТ 7.12-77 определен список особых случаев сокращений часто встречающихся слов и сочетаний и условия их применения. Наиболее распространены способы сокращения во вспомогательных материалах (в приложениях, библиографических списках, сносках), чем в основном тексте. Если сокращения применены в основном потоке подаваемой информации, то важно знать, что сокращения типа и др. и т.п., и пр. не рекомендуется оставлять в середине фразы.
Заключение. В заключении суммируются, обобщаются теоретические и практические выводы и предложения исследования. Они должны отличаться краткостью и четкостью, показывая содержание, значимость, обоснованность и эффективность осуществленного исследования.
Список использованных источников является составной частью научного исследования. Этот список помещается в конце работы, после«Заключения». Библиографическое описание документа в целом унифицировано, но при составлении записей на отдельные виды документов могут действовать дополнительные правила.
Приложения.В приложении дается вспомогательный материал: таблицы цифровых данных, извлечения из инструкций, других документов, методические материалы, иллюстрации вспомогательного характера (схемы, рисунки) и другие материалы. Приложения оформляются на отдельных листах, каждое приложение имеет свой тематический заголовок, а в правом верхнем углу надпись: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.
Таким образом, приведенная последовательность этапов способствует качественному раскрытию поставленной научной проблемы, закреплению теоретических знаний, формирует у исследователя дополнительные навыки к самостоятельному анализу теории и практики.
Вопрос №46
Вопрос №47
Вопрос №48
Вопрос №49
Вопрос №50
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|