Сделай Сам Свою Работу на 5

С5. Стихотворение С. А. Есенина «Письмо матери» (восприятие, истолкование, оценка)





Проникновение в мастерскую любого поэта лучше всего начинать с воспоминания о его жизненном пути. Детство С. А. Есенина прошло среди крестьян, он ви­дит поэзию деревенской жизни, красоту людей труда. Молодой поэт вырос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его «любить на этом свете все, что душу облекает в плоть». Большое влияние на творчество С. А. Есенина оказала песенная лирика. Поэтому многие стихотворения написаны им в песен­ном жанре. Мать поэта была замечательной песенни­цей. От нее поэт с ранних лет слышал русские народ­ные песни, сказания, поговорки, загадки. Образ мате­ри проходит через все творчество поэта. Ему было всего лишь девятнадцать лет, когда он с поразитель­ной откровенностью передал грусть материнского ожидания в стихотворении «Русь». Много волнений приносит сын матери, но материнское сердце все ему прощает. «О моя терпеливая мать!» — вырывается у С. А. Есенина. Тоскуя по дому, по родным местам, он писал о «милой, доброй, старой, нежной матери»:

Смотрит, а очи слезятся, слезятся,

Тихо, безмолвно, как будто без мук.

Хочет за чайную чашку взяться —



Чайная чашка скользит из рук.

Верность и постоянство он воспел в светлом образе матери. В конце своей трагически оборвавшейся жиз­ни С. А. Есенин пишет стихотворение «Письмо мате­ри ». Здесь с поразительной силой переданы сыновние чувства.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

В тяжелые минуты горестных раздумий сердце по­эта тянулось к родительскому очагу, к отчему дому. Много раз в русской поэзии звучало обращение к ма­тери, но у С. А. Есенина это получилось особенно тро­гательно. Его строки признания в любви к «милой, родной старушке» наполнены пронзительной сердеч­ностью, изливающейся нежностью:

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Поэт словно возрождает пушкинскую традицию поэтических посланий. С такой же простотой и ясно­стью С. А. Есенин обращается с письмом-стихотворе­нием к матери, как и А. С. Пушкин в своем послании «Няне». Эти два произведения близки по своей заду­шевности, лиричности.



Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя.

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

«Письмо матери» наполнено доброжелательно­стью, сыновним чувством вины за долгое молчание,

признанием того, как много причинено беспокойства родному человеку. Поэт обращается к ней с любовью, используя при этом самые теплые, самые нежные сло­ва. Язык стихотворения очень близок к народному, здесь встречаются такие слова из разговорной речи, как «старушка», «избушка», «старомодный ветхий шушун», «шибко». Эти выражения придают фольк­лорную окраску всему стихотворению и даже образу матери. Она представляется читателю доброй, сердеч­ной старушкой из старой сказки. Народная лексика, используемая поэтом, ярко передает картину проис­ходящего. Мы как бы сами видим ветхую избушку, в которой мать ждет возвращения сына, чувствуем ее внутреннее взволнованное состояние. С. А. Есенин проявляет любовь к своей матери, пытается заверить ее, что у него все нормально, что он «не такой уж горь­кий... пропойца... чтоб... умереть», не увидев родную мать. В стихотворении также чувствуется тревога по­эта за мать. Поэт осознает, что она наслышана о его за­губленной жизни, о его постоянных «кабацких дра­ках», о частых запоях. Он знает, что тем самым при­чиняет ей боль, сеет в ее душе нерадостные предчувствия, которые мучают ее и поэтому она так «часто ходит на дорогу». Образ дороги не случайно по­является в стихотворении, она символизирует жиз­ненный путь поэта, на котором время от времени по­является его мать, желающая сыну добра и счастья. Поэт просит ее не волноваться, не тревожиться:



Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

В стихотворении появляется любимый эпитет С. А. Есенина — «синий». Без этого цвета трудно даже и представить его творчество. Это и цвет пасмурного неба, и расписных деревенских ставен, и родниковой воды, и лесных цветов.

В «Письме матери» поэт желает успокоить своего родного человека. Он пытается оправдаться перед ней, не дать ей поверить сплетням:

Ничего, родная. Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Очень романтично и возвышенно он пишет строч­ки, в которых отражено его горячее желание вернуть­ся домой:

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной,

Воротиться в низенький наш дом.

Образ белого сада напоминает нам о яркой поре вес­ны, веселой, беззаботной юности поэта.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Стихотворение написано пятистопным хореем, что в совокупности с перекрестной рифмой создает осо­бый ритм всему произведению, который несет в себе душевное состояние лирического героя. А кольцевая композиция придает завершенность этому поэтиче­скому творению.

Лирика С. А. Есенина искренняя и откровенная, в ней чувствуется биение беспокойного и нежного серд­ца автора. Недаром его поэзия была и остается поня­той и близкой многим русским людям. Она всегда зву­чит современно, в ней чувствуется человеческое добро и тепло, а они необходимы людям всех времен и поко­лений.

 

Я последний поэт деревни…»

Мариенгофу

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть.

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,

Панихидный справляя пляс.

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час!

<1920>

.

«Я последний поэт деревни...» – это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы, природного космоса и человека уходит. Приближается чуждый древнему «деревянному» миру «железный гость» и, наверное, новые певцы нового времени. Они не будут больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки и все то, что дорого сердцу поэта в его родном краю, в храме природы. Именно в этом природном храме, где можно совершать богослужение в любой час, и заказывает панихиду по всему, что ему дорого, лирический герой. Ключевые слова в этом стихотворении – «дощатый мост», «луны часы деревянные». В уходящем мире все было от природы, от древа (а не от железа): весь уклад жизни, вся уходящая крестьянская соприродная культура. Но «скромен в песнях дощатый мост», не по нему пойдут в будущее современные поэту люди. Они, как это ни горько сознавать автору стихотворения, пойдут иной дорогой, иным «мостом».

Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь. Для него наступает последний час. Да и для «часов» тоже наступают последние сроки, они именно «прохрипят» двенадцатый час, для них это мучительно тяжело.

Второе четверостишие открывается глаголом «догорит»: «Догорит золотистым пламенем // Из телесного воска свеча...» «Догорит» находится в начале строки и поэтому звучит особенно весомо, особенно безысходно. Свеча догорит обязательно, а сама она из «телесного воска», то есть из судеб миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих людей и сам поэт.

В третьем четверостишии говорится о причине гибели древнего («деревянного») мира – о «железном госте», который выйдет «на тропу голубого поля» России с ее необъятными просторами.

«Железный гость» несет тройной смысл. Это, очевидно, и трактор, комбайн, любая другая техника. Это и противостоящий деревне город, где производится эта техника. Это, конечно, и новый уклад жизни, новый мир, и новый, механический, а не природный, человек. Но, по Есенину, на голубом поле России он не хозяин и не работник, а всего лишь «гость», чуждый природе, рожденный не природным миром. Его не могут поэтому принять как родного.

И, конечно, у этого «железного гостя» «черная горсть», «не живые, чужие ладони». При нем природа осиротеет. И только будет разгуливать буйный разбойник, бродяга- ветер, «панихидный справляя пляс». Это кощунственная пляска на дорогих автору могилах.

Не только поэт скорбит о прошлом. Природа тоже находится в таком же смятении, ощущая одиночество, отчаяние. Выражение чувств человека через природу – одна из самых характерных особенностей поэзии Есенина.

И как приговор звучат последние строки стихотворения: «Скоро, скоро часы деревянные // Прохрипят мой двенадцатый час!»

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.