Сделай Сам Свою Работу на 5

При выполнении заданий B8 – B12 укажите ответ в отведённом





Для него поле.

B8К какому роду литературы относится это произведение?

B9Как называется изображение природы в художественном

произведении?

B10Как называется художественный прием, основанный на внутреннем

соотнесении разных предметов: скирды солнца, риза кашки?

B11Как называется образное определение предмета (с ним мы

встречаемся, например, в строках: «Я хотел бы затеряться// В зеленях

твоих стозвонных»)?

B12Выпишите из стихотворения обращение, которое задает всему тексту

особую задушевную интонацию.

При выполнении заданий C3 – C5 напишите развернутый ответ.

C3Как бы вы определили основное настроение этого стихотворения?

C4Какие еще стихотворения о человеке и природе вам известны и как

они перекликаются со стихотворением C.Есенина?

Главное настроение этого стихотворения определяется чувствами

лирического героя, которые выражены в тексте впрямую – это радость и

счастье. Эти чувства возникают от того, что герой любит свой «край родимый»,

живет одной жизнью в природой, ощущает себя ее частью, умеет наблюдать и

переживать. Однако в финале возникает и неясный оттенок грусти: в строчках



«Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть» как бы предсказывается и

странничество героя, и разлука с родиной, и близкая смерть.

Тема «Человек и природа» одна из магистральных для лирики,

стихотворения на эту тему в изобилии представлены в программе. Ученики

при ответе могут опереться на творчество А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева,

М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, А.А. Блока, Б.Л. Пастернака.

Можно подобрать для сопоставления стихотворения, в которых чувство

выражено и названо, как и у Есенина, прямо – а можно по контрасту взять

такие, в которых это выражение опосредованно.

ОтветЫ:

B7.составная форма превосходной

степени сравнения; форма

составной превосходной степени

сравнения; составная

превосходная степень

сравнения; превосходная

степень

B8 к лирике; лирика

B9 пейзаж

B10 метафора

B11 эпитет

B12 край любимый; край любимый!

Тест.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.



С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук.

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

<1916>

Сергей Есенин

B8К какому роду литературы относится это произведение?

B9Как называется изображение внешности человека в художественном

произведении?

B10На каком художественном приеме построены образы сноп волос,

зерна глаз?

B11Как называется прием сопоставления, соотнесения разных предметов

(ты… как снег, лучиста и бела)?

B12Как называется композиция стихотворения, в котором последние

строки (или целая строфа) являются повторением первых строк

(первой строфы)?

При выполнении заданий C3 – C5 напишите развернутый ответ.

C3Какую роль в описании возлюбленной поэта играют природные

мотивы?

C4Какие еще стихотворения о любви, оставшейся в прошлом, вам

известны и как они перекликаются со стихотворением C. Есенина?

В стихотворении Есенина мы встречаемся с особым видом портрета,

совмещенного с пейзажем. В описании возлюбленной множество природных,

пейзажных черт (стоит привести несколько примеров). Она как бы выходит из



самой природы и возвращается в нее, растворяясь, исчезая в ней. Это делает

ощущение разлуки с любимой не тоскливым, не тяжелым, а умиротворенным –

ведь ею дышит все пространство вокруг. Ее присутствие, физически

закончившееся (не случайно в стихотворении столкновение двух временных

планов – прошлого, связанного с героиней, и настоящего/будущего – без нее),

продолжается в жизни природы.

Интересные сопоставления можно провести со стихотворениями

А.С. Пушкина (например, «Я вас любил», «К***», «На холмах Грузии лежит

ночная мгла») и М.Ю. Лермонтова («Я не унижусь пред тобою»). Более

подготовленные ученики могут привлечь для сопоставления стихотворения

А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и А.А. Блока (например, «Осенняя воля» или «О

доблестях, о подвигах, о славе»).

Ответы.

B7 гипербола

B8 к лирике; лирика

B9 портрет

B10 метафора; на

метафоре

B11 сравнение

B12 кольцевая; кольцевая

композиция; кольцо

Тест.

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нём
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клён
Головой на меня похож.

Сергей Есенин, 1918

В8. Какие цвета прямо или косвенно названы в стихотворении?
В9. Как называется дважды использованный во второй строфе художественный приём, основанный на явном, открытом уподоблении предметов и явлений?
В10. Как называется приём внутреннего, скрытого сопоставления предметов и явлений, делающий картину образной, многомерной (листьев дождь, седина пролилась в бороде)?
В11.Как называется использованное в стихотворении перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы (стережёт голубую Русь // старый клён на одной ноге)?
В12.Назовите интонационно-синтаксическое средство, использованное в первой строке третьей строфы и позволяющее сделать выказывание эмоциональным.

С3.Какую роль в стихотворении Есенина играют образы деревьев?
С4.В каких произведениях русской литературы поднимается тема прощания с родным домом и как они перекликаются со стихотворением Есенина?

Ответы и комментарии

B8 голубой, золотой, белый
B9 сравнение
B10 метафора
B11 олицетворение
B12 восклицание; риторическое восклицание

Задания В8–В12направлены на выявление особенностей стихотворения Есенина, важных для характеристики его поэтического мира вообще. Здесь и особая цветовая гамма, и обилие сравнений, метафор, олицетворений, и эмоциональный синтаксис.

Задания С1 и С2 позволят проанализировать стихо­творение глубже. О любви Есенина к образам деревьев сказано много. Мир деревьев и мир человека близки, проникают друг в друга (березняк способен грустить, как мать лирического героя). Излюбленный приём Есенина — использование природных деталей при описании внешности человека: седина в бороде сравнивается с яблонным цветом. Клён в мире Есенина становится alter ego автора.

Прощание с родным домом — один из распространённых мотивов литературы и искусства вообще. Школьники могут вспомнить Татьяну Ларину, отъезжающую в Москву, Штольца, отправляющегося в Петербург, Ростовых, покидающих родное гнездо перед нашествием французов, героев «Вишнёвого сада». Среди лирических произведений, кроме стихотворений самого Есенина, в которых этот мотив встречается часто, ученики могут обратиться, например, к «Родине» Некрасова или «Лотовой жене» Ахматовой.

 

 

 

Тест.

 

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.О всех ушедших грезит конопляникС широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой,А журавлей относит ветер в даль,Я полон дум о юности веселой,Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно,Не жаль души сиреневую цветь.В саду горит костер рябины красной,Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти,От желтизны не пропадет трава,Как дерево роняет тихо листья,Так я роняю грустные слова. И если время, ветром разметая,Сгребет их все в один ненужный ком...Скажите так... что роща золотаяОтговорила милым языком. (С.А .Есенин)

 

 

А9. Творчество С.А. Есенина связано с таким поэтическим течением, как

1) символизм
2) футуризм
3) акмеизм
4) имажинизм

 

А10. Какое из приведенных высказываний отнесено к поэзии С.А. Есенина?

1) «Еще чуть не юношей он заявил, что может быть «от мяса бешеный» и может быть безукоризненно нежный, не мужчина, а «облако в штанах». Таким и остался на всю жизнь». А.Михайлов.
2) «Первое видение романтической любви – образ нездешней Возлюбленной. Любимая является поэту в неземном, таинственном озарении… Поэт называет ее (…) Лучезарной, Ясной, Светлой, Златокудрой, Недостижимой, Святой». В.Жирмунский
3) «Много раз отмечали исключительное его свойство отличать живую душу во всем вокруг; в березе, которая шепчет поэту слова о покинувшем возлюбленном, в цветах, с которыми поэт «выпил бы на ты», ветре, который может быть и «серебряным», и «косматым», – во всем, что дышит, движется, растет и селится на земле». М.Щеглов.
4) «Велика земная любовь» – вот движущее начало… лирики (поэта). В одном из стихотворений любовь названа «пятым временем года». Из этого необычного, пятого времени увидены все остальные четыре, обычные… Мир открывается в дополнительной реальности: «ведь звезды были крупнее, ведь пахли иначе травы». Н.Скатов.

 


 

 

A11.Одной из главных особенностей есенинской поэзии является

1) подчеркнутая публицистичность
2) классицистическая строгость
3) песенный лиризм
4) обличительный пафос

 

A12.Кто из художников «нового времени» являлся главным политическим и поэтическим оппонентом С.А. Есенина?

1) А.А. Блок
2) Н.С. Гумилев
3) Б.Л. Пастернак
4) В.В. Маяковский

А13.Стихотворение С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…» по своей тематике близко такому произведению автора, как

1) «Гой ты, Русь моя родная…»
2) «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»
3) «Не жалею, не зову не плачу…»
«Песнь о собаке»

 

A14.К какому жанру может быть отнесено стихотворение «Отговорила роща золотая…»?

 

1) оде
2) элегии
3) балладе
4) посланию

B7Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу («отговорила роща золотая» – «роща золотая отговорила милым языком»).

 

B8.Как называется прием «очеловечивания», одушевления образов неживой природы, к которому прибегает Есенин в своем стихотворении («отговорила роща», «грезит конопляник»)?

 

B9.Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («души сиреневая цветь», «костер рябины красной»).

 

B10.К какому приему, усиливающему эмоциональность лирического высказывания, прибегает поэт в начале двух первых строк 4 строфы стихотворения?

Как называется фонетический прием, основанный на повторе гласных звуков и придающий стиху особую музыкальность («отговорила роща золотая»)?

B11.Определите размер, которым написано стихотворение С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…».

C2.Что указывает на принадлежность есенинского стихотворения к философской лирике и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?

Тест.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.