Сделай Сам Свою Работу на 5

С5. Отражение революционной эпохи в стихотворениях С. А. Есенина





Сергей Александрович Есенин жил в сложное, пе­реломное время для российского государства. Его судьбу, как и судьбы многих людей, революция поде­лила как бы на жизнь «до» и «после».

Дореволюционное творчество поэта наполнено лю­бовью к родной рязанской природе, к отчему дому: Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. В природе поэт нашел для себя неиссякаемый ис­точник вдохновения. Он и себя ощущает ее маленькой частицей, ведь его детство и юность прошли среди «утренней и вечерней зари», «среди неба, покрытого грозовыми тучами», «среди полей, красующихся цве­тами с зеленью»:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Революцию 1917 года Есенин встретил восторжен­но. Он видел в ней реальную возможность изменения жизни к лучшему, в первую очередь для крестьянст­ва. Поэт верил, что пришло время для мужицкого сча­стья, для сытой, вольной жизни. Такое новое отноше­ние к жизни нашло свое отражение непосредственно и в творчестве Есенина.

Первый послереволюционный блок стихотворений поэта называется «Преображение». Такое название глубоко символично: преображается весь мир вокруг поэта, преображается и он сам. Первое стихотворение цикла «Инония» рассказывает о радостном, новом пришествии Спасителя. С его появлением Есенин свя­зывал грядущие перемены на всей земле. А себя он ви­дит пророком и дерзко возражает христианским ка­нонам:



Я иное узрел пришествие —

Где не пляшет над правдой смерть.

Новая вера для человека должна наступить совер­шенно по-иному: без «креста и мук»:

Не хочу восприять спасения

Через муки его и крест:

Я иное постиг учение

Прободающих вечность звезд.

И новая жизнь должна быть совсем иная, непохо­жая на прежнюю, поэтому и страну будущего поэт на­зывает «Инонией». Стихотворения этого цикла пол­ны веры в грядущие перемены, несущие всему миру освобождение и процветание; а родному крестьянст­ву — сельский рай, с нивами и полями, золотящими­ся от зерна:

Говорю тебе — будет время,

Отплещут уста громов;

Проводят голубое темя

Колосья твоих хлебов.



И вот, кажется, мечты поэта о новой жизни начи­нают сбываться. В судьбе России наступил коренной перелом, все стремительно изменяется. Но эти долго­жданные перемены настораживают Есенина. Вместо ожидаемого «мужицкого рая», вместо вольной и сы­той жизни перед глазами поэта предстает страна, раз­дираемая гражданской войной, опустошаемая разру­хой. Тяжелое, невыносимое зрелище видит поэт вме­сто обещанного рая:

Нет, не рожь! Скачет по полю стужа,

Окна выбиты, настежь двери.

Даже солнце мерзнет, как лужа,

Которую напрудил мерин.

Поэт чувствует, что приходит конец всему, чем он так дорожил, к чему испытывал глубокую привязан­ность. Приходит конец прежнему старинному укладу жизни, родному сельскому краю:

Трубит, трубит погибельный рог!

Как же быть, как же быть теперь нам

На измызганных ляжках дорог?

На место тонконогого жеребенка приходит на кре­стьянские поля железный конь, с которым уже беспо­лезно тягаться:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну, куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

В этой железной схватке с городом Есенин осознает бессилие деревни, она обречена. И поэт, полный от­чаяния, шлет проклятия железному коню:

Черт бы взял тебя, скверный гость!

Наша песня с тобой не сживется.

Жаль, что в детстве тебя не пришлось

Утопить, как ведро в колодце.

Есенин ощущает себя «последним поэтом дерев­ни», не потому, что не надеется, что эта тема будет ин­тересна новому поколению поэтов, а потому, что пред­полагает скорую погибель всему деревенскому укла­ду. Поэт не находит себе места в этой новой жизни, душа его полна боли и отчаяния. Он пытается найти хоть какой-то для себя выход, и забывается в «хулиганстве». Лирический герой этого времени «похабни­чает и скандалит», стремясь отвлечься в хмельном разгуле:



Я нарочно иду нечесаным,

С головой, как керосиновая лампа, на плечах...

Мне нравится, когда каменья брани

Летят в меня, как град рыгающей грозы...

Герой нарочно пытается выглядеть в глазах людей хуже, чем на самом деле. Но в душе он по-прежнему остается таким же деревенским озорником, до боли любящим свой край, свою природу:

Я люблю родину.

Я очень люблю родину!..

Я все такой же.

Сердцем я все такой же.

Проходит время, и поэт понемногу успокаивается. Его лирика вновь обретает свой звонкий голос. Новый сборник Есенина называется «Весну люблю». Вес­на — это время обновлений, время надежд и, конечно же, любви. И вновь это прекрасное чувство открыва­ется для лирического героя Есенина. Автор ставит пе­ред собой новую задачу:

...постигнуть в каждом миге

Коммуной вздыбленную Русь.

В стране советской многое изменилось, и поэт для себя делает много открытий. Изменился бедный и не­приглядный деревенский быт, сняты кресты с коло­колен:

Ах, милый край!

Не тот ты стал,

Не тот...

На селе читают уже не молитвенники, а «Капитал» Маркса да произведения революционных писателей:

С горы идет крестьянский комсомол,

И под гармонику, наяривая рьяно,

Поют агитки Бедного Демьяна,

Веселым криком оглашая дол.

Деревенская молодежь живет и мыслит совсем уже по-другому: ей не село, «а вся земля» стала родиной. Такое настроение заразительно действует и на самого автора, он ощущает в себе желание быть не только певцом в своей стране, но и полновластным ее гражда­нином:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю...

Поэт приносит своеобразную присягу своей обнов­ленной стране:

Но и тогда,

Когда по всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

С. А. Есенин старается всем сердцем принять все перемены, произошедшие в стране. Он считает, что наконец-то пришло время обустроить землю. Поэт горд и счастлив жить в эту эпоху обновлений. Теперь ему даже городские фонари кажутся милее и красивее южных звезд, он чувствует огромную любовь к Роди­не в своем сердце. В стихотворении «Письмо к жен­щине» С. А. Есенин раскрывает сложную эволюцию своего восприятия новой действительности. Сначала он не мог понять, что происходит в стране, и оттого мучил и себя и свою любимую, находясь в постоянном хмельном угаре:

... в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несет нас рок событий...

Но теперь все стало на свои места, стало все иначе, но уже понятно — поэт осознает и принимает обнов­ленную Россию:

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.

В цикле стихотворений «Цветы» С. А. Есенин об­разно повествует о революционных событиях. Люди — это цветы, гибнущие под сталью октября:

Цветы сражалися друг с другом,

И красный цвет был всех бойчей.

Их больше падало под вьюгой,

Но все же мощностью упругой

Они сразили палачей.

Поэту жаль, что пришлось заплатить жизнью мно­гих людей за ожидаемую новую, светлую жизнь:

Октябрь! Октябрь!

Мне страшно жаль

Те красные цветы, что пали.

Идет время и с новой действительностью не все ла­дится у лирического героя, с новой властью он далеко не во всем согласен:

Я из Москвы надолго убежал:

С милицией я ладить не в сноровке...

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

В душе поэта идет постоянная борьба — борьба ме­жду приятием и неприятием установившегося поряд­ка в государстве. С одной стороны, он всеми силами пытается принять «Русь советскую», но, с другой сто­роны, он чувствует боль и обиду за то, что он сам ос­тался невостребованным новой действительностью:

Вот так страна! Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Но Есенин находит в себе силы не стать на путь гне­ва и обиды за невостребованность, он завещает судьбу своей страны молодым, не обремененным грузом гре­хов и ошибок:

Цветите юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

Он приветствует и благословляет новую жизнь, счастье других:

Каждый труд благослови, удача!

А для себя он оставляет путь «к неведомым преде­лам».

Возможно, горьким предчувствием наполнены эти строки стихотворения. Вскоре поэт, действитель­но, ушел из этой жизни «в мир иной». Его лирика раз­нолика, как и сама его жизнь. Любовь, радость, грусть, разочарование, неверие, стремление понять и принять неведомое доселе — все находит свое отраже­ние в творчестве этого великого русского поэта. Жизнь и творчество С. А. Есенина сложны и противо­речивы, он заблуждался и нередко совершал ошибки. Но в одном он постоянно был верен себе — в стремле­нии постичь сложную, тяжелую и, часто, трагиче­скую жизнь своего народа.

 

 

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

  *** Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою". С.А. Есенин, 1914  
При выполнении заданий В8-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B8 Как в литературоведении называется разновидность описания, с помощью которого С. А. Есенин создает поэтическую картину родной природы: «Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза…»?
  Ответ:
   
B9 Какой прием противопоставления использует С. А. Есенин при создании образа лирического героя, влюбленного в родную землю: Не надо рая, Дайте родину мою?
  Ответ:
   
В10 Как называется стилистический прием, основанный на подборе однородных согласных звуков и придающий звучанию стихотворения С. А. Есенина музыкальность.
  Ответ:
   
B11 Как в литературе называют художественный прием очеловечивания, одушевления образа природы, к которому прибегает С. А. Есенин в своем стихотворении?
  Ответ:
   
B12 Определите размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…».
  Ответ:
B8   пейзаж  
B9   антитеза  
B10   аллитерация  
B11   олицетворение  
B12   хорей  
             

Часть С

С3. Какие образы, характерные для лирической поэзии С.А. Есенина, позволяют называть его "поэтом истинно русским"?

С4. В каких произведениях русских поэтов звучит тема Родины и в чем эти стихотворения созвучны стихотворению С. А. Есенина?

В творчестве Блока и Есенина, несмотря на индивидуальные стиль и литературные традиции каждого, есть много общего. Оба они сходятся в понимании Родины, России, которая для них всегда была самым дорогим, любимым, что только может быть у человека, ей были посвящены самые заветные мечты и устремления поэтов. У обоих в произведениях можно найти множество прекрасных строк о родной земле, о природе, о любви, о своем народе. Эти поэты всегда были предельно искренни в своих стихотворениях, все их размышления и переживания нашли отражение в творчестве.

Многогранный образ Родины в произведениях обоих поэтов исторически конкретен и наполнен большим социальным содержанием. Здесь и критический взгляд на прошлое России, вера в ее настоящее и будущее.

Сквозь внутренний мир поэтов прошли все бури, катастрофы, вся вера и все отчаянье их сложного и трудного века. Непреходящая ценность их поэтического взгляда на родину в том, что оба они никогда не отделяли своей судьбы от судьбы родины и народа.

 

Александр Александрович Блок так говорил о своём творчестве: «Это всё – о России». Но образ Родины в его поэзии сложен, противоречив и многогранен. К тому же, этот образ меняется с развитием литературного таланта самого Блока. В раннем творчестве поэта Россия -- сказочно-колдовская страна, она «опоясана реками и дебрями окружена, с болотами, и журавлями, и с мутным взором колдуна». Но уже после первой русской революции 1905 года образ Родины меняется. Блок показывает «ужасы старого мира» в таких стихотворениях как «Сытые», «Барка жизни встала» и других. И, наконец, в третий раз образ Родины меняется после октябрьской революции. Октябрь открыл перед Блоком новые горизонты творчества, поэт верил в очистительную силу революции. Самым совершенным произведением этого периода является поэма А. А. Блока «Двенадцать».

Есенин писал: «Чувство Родины – основное в моём творчестве». В раннем творчестве Родина связана для него с природой, народными и религиозными образами. К этому периоду относятся стихотворения: «Гой ты Русь моя…», «Выткался на озере алый свет зари…», «Край любимый сердцу снится…» и другие. В этих стихотворениях показано неповторимое своеобразие русской природы, её одухотворённость. Есенин принял революцию «с крестьянским уклоном». Послереволюционное время для него – время трагического переосмысления результатов революции и социальных изменений, произошедших в России. Есенин пишет в стихотворении «Русь Советская»:

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен

У Сергея Есенина возникает чувство, что он «слишком далеко отошёл от реальных путей революции». Он понимает, что мир социалистической деревни для него чужой.

Совсем другое понимание Родины у Владимира Владимировича Маяковского. В его раннем творчестве отсутствует патриотическая лирика, но проявляется пафос отрицания, в том числе отрицания корней. Образ Родины для него – это образ революции. Первые его стихи, которые можно отнести к этой теме это: «Левый марш», «Ода революции» и другие. В них Маяковский выражает гордость за свою страну, единство Родины и революции, подвергает осмеянию её врагов. Но Маяковский не идеализировал молодую Советскую республику, он писал:

Отечество славлю, которое есть,

Но трижды, которое будет

Таким образом, отношение к Родине в творчестве Блока, Есенина различное. Эти различия связаны с влиянием времени, революции, традициями их творчества, принадлежностью к тому или иному литературному направлению. Также различается и сам смысл, который поэты вкладывали в это слово. Но, несмотря на все различия, всех их объединяет чувство глубокой любви к своему Отечеству и желание выразить эту любовь в своём творчестве. Блок воспринимал Родину как любимую женщину, достойную только поклонения - "ты и во сне необычайна, твоей одежды не коснусь". А у Есенина Родина - это мать, или даже ждущая его в деревне с пирожками бабушка, что-то вроде этого символа.

В ранней лирике Н. Рубцова ярко выразилась есенинская традиция, которая проявилась, прежде всего, в стихотворениях о русской деревне и природе («Деревенские ночи», «Берёзы», «Я забыл, как лошадь запрягают»). Знаменитые слова Есенина: «Я - последний поэт деревни...» - с новой, трагедийной болью отзывались в лирике 60-х и, конечно, в поэзии Н.Рубцова. Его лирика, как и поэзия С.Есенина, социально окрашена. Поэт испытывает гордость за индустриализацию как результат человеческого труда, но призывает сохранять первозданную красоту природы - главную ценность в жизни:

 

Я молча сидел в сторонке,

Следя за работой мужчин

И радуясь бешеной гонке

Ночных продуктовых машин.

 

Я словно летел из неволи

На отдых, на мёд с молоком.

И где-то в зверином поле

Сошёл и пошёл

пешком.

 

(«На родину!»)

 

Н. Рубцов, как и С. Есенин, ощущает, что в мире «господствует гармония, которую следует проявить». Она во всём, что связано с природой: в деревне и её ценностях, в цельном чувстве, в мелодическом и напевно-ритмическом начале мира, как начале именно естественной гармонии. Хотя пейзаж как таковой почти отсутствует в стихах Н. Рубцова. В отличие от поэтического мира С.Есенина, природа редко выступает у него именно как объект изображения. Его стихи воплощают то философское единство человека и природы, когда «природа даёт самочувствие вечной жизни, определяя нравственную меру вещей и явлений».

 

Тест.

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

  *** Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу. Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни под метель о лете. Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым. И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал березку. С.А. Есенин, 1925  
При выполнении заданий В8-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B8 Обращаясь к клену, "приморозившему ногу", лирический герой стихотворения "очеловечивает" его. Как называется этот прием?
  Ответ:
   
B9 Укажите название стилистического приема, заключающегося в использовании одинаковых гласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа ("Утонул в сугробе, приморозил ногу").
  Ответ:
   
В10 Как называется образное определение, являющееся средством художественной выразительности ("клензаледенелый", "под метелью белой")?
  Ответ:
   
B11 Текст стихотворения делится на двустишия, каждое из которых содержит законченную мысль. Укажите термин, которым обозначают элементы смыслового членения стихотворного текста, объединенные общей рифмовкой и представляющие собой ритмико-синтаксическое целое целое.
  Ответ:
   
B12 Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина.
  B8   олицетворение  
  B9   ассонанс  
  B10   эпитет  
  B11   строфа  
  B12   хорей    
               

С3. В чем, по вашему мнению, секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чем их произведения созвучны стихотворению С.А. Есенина?

 

Тест.

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

  Песнь о собаке Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. До вечера она их ласкала, Причесывая языком, И струился снежок подталый Под теплым ее животом. А вечером, когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать... И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь. А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков. В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях. И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. С.А. Есенин  
Ответом к заданиям B8–B12 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
B8 2-я, 3-я строфы. Как называется повтор звуков, который помогает передать чувство умиления и теплоты во 2-й строфе и неприятие грубости и жестокости в 3-й строфе?
  Ответ:
   
B9 4-я строфа. Назовите художественный прием, который передает напряженность, драматизм ситуации («По сугробам она бежала,// Поспевая за ним бежать...»)
  Ответ:
   
В10 4-я, 5-я строфы. Укажите пару глаголов-антонимов, передающих контраст в состоянии собаки и в настроении стихотворения.
  Ответ:
   
B11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в шестой-седьмой строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания). 1) метафора 2) гипербола 3) сравнение 4) эпитет 5) анафора
  Ответ:
   
B12 Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении (мир собаки-матери и мир хмурого хозяина)?

 

B8   аллитерация
B9   повтор
B10   бежалаплелась
B11  
B12   антитеза  

С3. Как различные поэтические приемы помогают автору выразить пафос стихотворения?

С4. Как в стихотворении С. Есенина раскрывается проблема взаимоотношения человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?

Контексты: М. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу...», Ф. Тютчев «Не то, что мните вы, природа...», А. Фет «Шёпот, робкое дыханье...», «Учись у них – у дуба, у берёзы...» и др.

Обоснования для сопоставления: натурфилософская лирика; неразрывная связь человека и природы; одушевление природного мира (олицетворение); психологический параллелизм; пейзаж, «древесные» мотивы.

 

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

  *** Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда,- Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года. До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес. Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши, Но, наверно, навеки имею Нежность грустную русской души. Полюбил я седых журавлей С их курлыканьем в тощие дали, Потому что в просторах полей Они сытных хлебов не видали. Только видели березь да цветь, Да ракитник, кривой и безлистый, Да разбойные слышали свисты, От которых легко умереть. Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть. Потому так и днями недавними Уж не юные веют года... Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда. С.А. Есенин, 1924  
При выполнении заданий В8-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B8 Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу («Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда»)?
  Ответ:
   
B9 Как называется прием очеловечивания, одушевления образов неживой природы, к которому прибегает Есенин в своем стихотворении?
  Ответ:
   
В10 Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие (например, «серенький ситец небес»).
  Ответ:
   
B11 Как называется прием поэтической звукописи, основанный на повторе согласных звуков и придающий стиху особую музыкальность?
  Ответ:
   
B12 Определите трехсложный размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина.

 

B8   кольцевая
B9   олицетворение
B10   метафора
B11   аллитерация
B12   анапест  

 

C3. В каких образах стихотворения "Низкий дом с голубыми ставнями" воплощены представления лирического героя о "малой родине"?

C4. В произведениях каких русских поэтов главным мотивом является любовь к родине, и что сближает их со стихотворением Есенина?

Вопрос: В произведениях каких русских поэтов нашёл своё воплощение образ Родины и какие мотивы сближают эти произведения со стихотворением С.А. Есенина «Русь Советская»?

Контексты: М.Ю. Лермонтов «Родина», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…», А.А. Блок «Россия», «Грешить бесстыдно, непробудно…»

Обоснования для сопоставления: Образ Родины нашёл яркое художественное воплощение в произведениях многих русских поэтов ХIХ–ХХ веков. Стихотворения М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока обнаруживают целый комплекс мотивов, сближающих их с «Русью Советской» С.А. Есенина. Это мотив «странной любви» к Родине, «нераздельность и неслиянность» с ней; мотив исторического пути России; мотивы русской природы; мотив пути лирического героя; мотив российского «непокоя»; мотив обретения гражданских идеалов и др. Каждый из поэтов искал и создавал свой образ России. Объединяющим началом в развитии этой темы является знакомый по поэзии Пушкина, Лермонтова, Блока и других поэтов мотив дороги, динамичного движения в будущее.

 

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

  Поет зима — аукает Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. С.А. Есенин  
При выполнении заданий В8-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B8 Укажите название авангардистского течения в поэзии XX века, оказавшего влияние на творчество С. Есенина.
  Ответ:
   
B9 Как называется художественный прием, использованный Есениным для изображения зимы: «Поет зима — аукает, мохнатый лес баюкает»?
  Ответ:
   
В10 Как называется изобразительное средство, которое Есенин использует во второй строфе («воробышки игривые, как детки сиротливые»)?
  Ответ:
   
B11 Укажите термин, которым обозначается средство иносказательной выразительности: «А по двору метелица ковром шелковым стелется».
  Ответ:
   
B12 Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении («Кругом с тоской глубокою // Плывут в страну далекую // Седые облака»)?

 

B8   имажинизм
B9   олицетворение
B10   сравнение
B11   метафора
B12   инверсия  

С3. Каково ведущее настроение стихотворения?

С4. Какую тему, отраженную в данном стихотворении и в лирике С. Есенина, можно считать одной из главных тем российской поэзии XIX века (на примере творчества нескольких поэтов)?

Тест.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

1914

Сергей Есенин

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания B8 – B12; C3, C4.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.