Составление рекомендаций родителям по профилактике речевых нарушений (ринолалия).
Рекомендации:
• Создание благоприятных условий для беременности, своевременное генетиеское консультирование
• Предупреждение ушибов головы.
• Предупреждение различных заболеваний, протекающих с высокой температурой.
• Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.
• Охрана артикуляционных органов:
• предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
• своевременное оперирование расщелин верхней губы, нёба;
• охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);
• своевременное оказание логопедич помощи (даже до операции)
• с 1х месяцев жизни важно ативное общение с ребенком
• стимуляция физического развития
• развитие двигательных навыков (ползать от 6м, ходить к 1г.)
• с 1х месяцев выкладывать ребенка на живот (в таком положении нет патологической фиксации языка)
• стимуляция кончика язка (облизать ложку, губу.)
• следить за мимикой (не допускать синкенезий)
• развитие характеристик голоса (силы, высоты. Кукла уаааа. В лесу ааууу)
Подбор диагностического материала для обследования детей разного возраста с нарушениями речи (ринолалия).
Задание №1.
Цель: Исследовать умение ощущать разницу в направлении воздушной струи.
Оборудование: Игрушка «Цветочек»,игрушка «Пирог», клочок бумаги
Инструкция:Посмотри пожалуйста какой у меня красивый цветочек. Представим, что он очень вкусно пахнет. Сейчас мы его понюхаем .Ты должена вдохнуть аромат носом и выдохнуть носом.
Теперь представь ,что мама приготовила вкусный пирог. Ты должна сделать вдох носом ,а выдохнуть ртом.
Затем представь, что ты только что быстро бежал. Сделай вдох и выдох ртом.
Задание № 2.
Цель:Уточнить состояние фонематического слуха.
Оборудование:Игрушки: медведь, корова, кошка, собака, волк, петух
Инструкция: Сейчас мы поиграем в подражание голосов разных животных. Посмотри кто сегодня к нам пришёл- медведь . Давай издадим низкий голос рычащего медведя. ( Логопед на своём примере показывает какие звуки должен издавать медведь, ребёнок повторяет. Затем логопед имитирует звуки таких животных ,как корова, кошка, собака, волк, петух . Затем благодарит ребенка)
Задание № 3.
Цель:Исследование звукопроизношения.
Оборудование: Игрушка-кукла Соня
Инструкция:Логопед не торопясь чётко произносит:
Стала Сонечка зевать
Скоро Соне отдыхать.
(Выдох – пффф- пауза; возврат дыхания и форма «зевка»; выдох-пффф-пауза ;возврат дыхания – расслабление брюшного пресса)
Задание № 4.
Цель:Определить, умеет ли ребёнок удерживать язык у верхних зубов в форме чашки.
Инструкция:Логопед просит ребенка сделать «чашечку»: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Задание № 5.
Цель: Определить, достаточно ли подвижны губы и щеки у ребёнка.
Инструкция:Представим, что ты только что покушала и тебе нужно прополоскать ротик. Набираем в рот как можно больше воздуха и делаем вид что полощем рот (в течение 1 мин).
Состояние артикуляционного аппарата и его подвижность
Губы
• Строение: (норма, толстые, тонкие, рубцы)
• расщелина: (отсутствует, скрытая, полная/неполная, односторонняя/двусторонняя, правосторонняя/левосторонняя, симметричная/ассиметричная)
• подвижность губ: быстрота, точность, переключаемость, саливация, истощаемость движений
Прикус: (норма, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
Особенности зубного ряда: (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, брикет-система)
Строение альвеолярного отростка верхней челюсти:
Твердого нёба:
• строение: норма, высокое узкое, широкое и плоское, пологое, крутое
• расщелина: отсутствует, сквозная – односторонняя, сквозная – двусторонняя, несквозная – полная, несквозная – неполная, субмукозная (скрытая)-твердого, мягкого нёба, смешанная, наличие/отсутствие свищей/рубцов)
Мягкое нёбо: (норма, укороченное, слишком длинное, наличие/отсутствие расщелины, деформация)
Подвижность: Парез / паралич:
Увуля: (отсутствует, укорочена, раздвоена, свисает неподвижно, по средней линии отклоняется в сторону, наличие/отсутствие пареза / паралича)
Небно-глоточное смыкание:
• Активное (произнести «а»)
• Пассивное (покашлять)
• функционально-рефлекторное (шпателем приподнять мягкое нёбо)
Особенности глоточного рефлекса: (сохранный, повышенный, сниженный)
Нёбные дужки: (деформация, активность работы нижней челюсти)
Язык:
• строение: норма, компенсаторное положение, массивный, маленький, «географический»
• подвижность (точность, объем, равномерность работы, содруж.движения)
• наличие / отсутствие пареза /паралича
Подъязычная уздечка: (норма, короткая, натянутая, приращенная)
Мимика: (наличие компенсаторных движений, живая, вялая, скованная, отсутствие мимики)
Тонус: (сохранен, нарушен)
• нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб; легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть правый глаз, затем левый глаз, подмигнуть.
4. Состояние дыхательной функции
Тип физиологического дыхания: (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное)
Тип речевого дыхания: (учащенное, носовое, ротовое)
глубина вдоха: длительность выдоха: = словам
Утечка воздуха через нос во время речи: (имеется, отсутствует)
Возможность направленной воздушной струи: (имеется, отсутствует)
5. Состояние голосовой функции
Резонанс: (гиперназальность-носовая полость, гипоназальность-ротовая полость, тупиковый)
Тембр: огрубелость (пониженная высота, слабость, сдавленность, резкость)
охриплость (сочетание огрубелости с предыханием)
напряженность
глухость
Высота: (низкий голос, высокий, смешанный, нормальный)
Сила: (нормальный, громкий, чрезмерно тихий)
6. Характер спонтанной речи
Разборчивость: (разборчивая, неразборчивая, смазанная)
Степень назализации: (умеренная, слабая, сильная)
Темп речи: (нормальный, замедленный, ускоренный)
Паузация: (частые, соответствуют синтагме, внутри слов, между словами)
Выразительность: (выразительна, не выразительна)
7. Состояние звукопроизношения (по результатам наблюдения и на основе знакомства с речевой картой)
• Отсутствие звуков:
• Замены звуков:
• Искажения звуков:
[а] астра, игла, сало Аня купила арбуз и апельсина
[ э] эхо, каратэ, поэт Эля услышала эхо
[ о] облако, молоко, море Над морем пролетают облака
[ ы] часы, рыба У девочки ноты, она одета в боты.
[ у] ухо, какаду, шуба Ульяна купила какаду
[ и] игры, угли, липа У Миши инструменты
[ я] яблоко, земля Яблоко упало на землю
[е] ель, море, орех Емеля искупался в море
[ё] ёлка, остриё, берёза На опушке растут ёлки и берёзы
[ю] Юля, играю, ключи Юля потеряла ключи
[р] рыба, комар, пирог, краб У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.
[р’] рюкзак, снегирь ,варенье, скрепка В рюкзаке у Риты лежит варенье
[л] ласточка, стол , мыло , слон Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.
[л'] люк, июль, Аленка, слеза В июле Аленка купалась в реке
[ч] часы, врач, печень, счёт Чирикал черный чижик, Что он не чижик-пыжик.
[щ] щука, хвощ, пещера, морщины Щеткой чищу я щенка - Щекочу ему бока.
[ж] журавль, морж, кожа, обжора Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке.
[ш] шапка, малыш, крыша, чашка Смешные шутки у Саши и Мишутки.
[ц] цыпленок, заяц, курица, сцена Цыпленок и курица пьют водицу на улице
[з] заяц, мороз, узор, праздник У Зои заболели зубы.
[3'] зебра, мазь, узелок, корзина Зебра из узелков сплела корзину
[с] сушка, матрас, коса, маска Саше дали кашу, А Клаше - простоквашу.
[с'] сети, гусь, письмо Сёма купил гуся
[г] голубь, сапог, огонь, гнездо Галка села на забор Грач завел с ней разговор
[к] комар, цветок, море, окно Коля катается на коньках.
[х] хомяк, мех, муха, хлеб Мухи сели на хлеб.
[б] булка, лоб, обед , обруч Бабушка была больна
[п] пингвин, клоп, топор, штопор Петя пилил пилой пень.
[д] дерево, обед, удав, дворец Тетя Дина сидит на диване
[т] телевизор, крот, уточка, утро Вырастил Толя тополь за полем.
[в] волк, остров, кровать, вторник Валя промочила валенки.
[ф] фантик, телеграф, сарафан, вафли Филипп сказал фразу.
[м] масло, сом, комар, космос Не жалела мама мыла.
[н] носок, телефон, граната, ножницы Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|