Сделай Сам Свою Работу на 5

Составление рекомендаций родителям по профилактике речевых нарушений (ринолалия).





Рекомендации:

• Создание благоприятных условий для беременности, своевременное генетиеское консультирование

• Предупреждение ушибов головы.

• Предупреждение различных заболеваний, протекающих с высокой температурой.

• Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.

• Охрана артикуляционных органов:

• предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;

• своевременное оперирование расщелин верхней губы, нёба;

• охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);

• своевременное оказание логопедич помощи (даже до операции)

• с 1х месяцев жизни важно ативное общение с ребенком

• стимуляция физического развития

• развитие двигательных навыков (ползать от 6м, ходить к 1г.)

• с 1х месяцев выкладывать ребенка на живот (в таком положении нет патологической фиксации языка)

• стимуляция кончика язка (облизать ложку, губу.)



• следить за мимикой (не допускать синкенезий)

• развитие характеристик голоса (силы, высоты. Кукла уаааа. В лесу ааууу)

 

Подбор диагностического материала для обследования детей разного возраста с нарушениями речи (ринолалия).

Задание №1.

Цель: Исследовать умение ощущать разницу в направлении воздушной струи.

Оборудование: Игрушка «Цветочек»,игрушка «Пирог», клочок бумаги

Инструкция:Посмотри пожалуйста какой у меня красивый цветочек. Представим, что он очень вкусно пахнет. Сейчас мы его понюхаем .Ты должена вдохнуть аромат носом и выдохнуть носом.

Теперь представь ,что мама приготовила вкусный пирог. Ты должна сделать вдох носом ,а выдохнуть ртом.

Затем представь, что ты только что быстро бежал. Сделай вдох и выдох ртом.

Задание № 2.

Цель:Уточнить состояние фонематического слуха.

Оборудование:Игрушки: медведь, корова, кошка, собака, волк, петух

Инструкция: Сейчас мы поиграем в подражание голосов разных животных. Посмотри кто сегодня к нам пришёл- медведь . Давай издадим низкий голос рычащего медведя. ( Логопед на своём примере показывает какие звуки должен издавать медведь, ребёнок повторяет. Затем логопед имитирует звуки таких животных ,как корова, кошка, собака, волк, петух . Затем благодарит ребенка)



Задание № 3.

Цель:Исследование звукопроизношения.

Оборудование: Игрушка-кукла Соня

Инструкция:Логопед не торопясь чётко произносит:

Стала Сонечка зевать

Скоро Соне отдыхать.

(Выдох – пффф- пауза; возврат дыхания и форма «зевка»; выдох-пффф-пауза ;возврат дыхания – расслабление брюшного пресса)

Задание № 4.

Цель:Определить, умеет ли ребёнок удерживать язык у верхних зубов в форме чашки.

Инструкция:Логопед просит ребенка сделать «чашечку»: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Задание № 5.

Цель: Определить, достаточно ли подвижны губы и щеки у ребёнка.

Инструкция:Представим, что ты только что покушала и тебе нужно прополоскать ротик. Набираем в рот как можно больше воздуха и делаем вид что полощем рот (в течение 1 мин).

Состояние артикуляционного аппарата и его подвижность

Губы

• Строение: (норма, толстые, тонкие, рубцы)

• расщелина: (отсутствует, скрытая, полная/неполная, односторонняя/двусторонняя, правосторонняя/левосторонняя, симметричная/ассиметричная)

• подвижность губ: быстрота, точность, переключаемость, саливация, истощаемость движений

Прикус: (норма, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

Особенности зубного ряда: (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, брикет-система)



Строение альвеолярного отростка верхней челюсти:

Твердого нёба:

• строение: норма, высокое узкое, широкое и плоское, пологое, крутое

• расщелина: отсутствует, сквозная – односторонняя, сквозная – двусторонняя, несквозная – полная, несквозная – неполная, субмукозная (скрытая)-твердого, мягкого нёба, смешанная, наличие/отсутствие свищей/рубцов)

Мягкое нёбо: (норма, укороченное, слишком длинное, наличие/отсутствие расщелины, деформация)

Подвижность: Парез / паралич:

Увуля: (отсутствует, укорочена, раздвоена, свисает неподвижно, по средней линии отклоняется в сторону, наличие/отсутствие пареза / паралича)

Небно-глоточное смыкание:

• Активное (произнести «а»)

• Пассивное (покашлять)

• функционально-рефлекторное (шпателем приподнять мягкое нёбо)

Особенности глоточного рефлекса: (сохранный, повышенный, сниженный)

Нёбные дужки: (деформация, активность работы нижней челюсти)

Язык:

• строение: норма, компенсаторное положение, массивный, маленький, «географический»

• подвижность (точность, объем, равномерность работы, содруж.движения)

• наличие / отсутствие пареза /паралича

Подъязычная уздечка: (норма, короткая, натянутая, приращенная)

Мимика: (наличие компенсаторных движений, живая, вялая, скованная, отсутствие мимики)

Тонус: (сохранен, нарушен)

• нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб; легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть правый глаз, затем левый глаз, подмигнуть.

4. Состояние дыхательной функции

Тип физиологического дыхания: (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное)

Тип речевого дыхания: (учащенное, носовое, ротовое)

глубина вдоха: длительность выдоха: = словам

Утечка воздуха через нос во время речи: (имеется, отсутствует)

Возможность направленной воздушной струи: (имеется, отсутствует)

5. Состояние голосовой функции

Резонанс: (гиперназальность-носовая полость, гипоназальность-ротовая полость, тупиковый)

Тембр: огрубелость (пониженная высота, слабость, сдавленность, резкость)

охриплость (сочетание огрубелости с предыханием)

напряженность

глухость

Высота: (низкий голос, высокий, смешанный, нормальный)

Сила: (нормальный, громкий, чрезмерно тихий)

6. Характер спонтанной речи

Разборчивость: (разборчивая, неразборчивая, смазанная)

Степень назализации: (умеренная, слабая, сильная)

Темп речи: (нормальный, замедленный, ускоренный)

Паузация: (частые, соответствуют синтагме, внутри слов, между словами)

Выразительность: (выразительна, не выразительна)

7. Состояние звукопроизношения (по результатам наблюдения и на основе знакомства с речевой картой)

• Отсутствие звуков:

• Замены звуков:

• Искажения звуков:

[а] астра, игла, сало Аня купила арбуз и апельсина

[ э] эхо, каратэ, поэт Эля услышала эхо

[ о] облако, молоко, море Над морем пролетают облака

[ ы] часы, рыба У девочки ноты, она одета в боты.

[ у] ухо, какаду, шуба Ульяна купила какаду

[ и] игры, угли, липа У Миши инструменты

[ я] яблоко, земля Яблоко упало на землю

[е] ель, море, орех Емеля искупался в море

[ё] ёлка, остриё, берёза На опушке растут ёлки и берёзы

[ю] Юля, играю, ключи Юля потеряла ключи

[р] рыба, комар, пирог, краб У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.

[р’] рюкзак, снегирь ,варенье, скрепка В рюкзаке у Риты лежит варенье

[л] ласточка, стол , мыло , слон Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.

[л'] люк, июль, Аленка, слеза В июле Аленка купалась в реке

[ч] часы, врач, печень, счёт Чирикал черный чижик, Что он не чижик-пыжик.

[щ] щука, хвощ, пещера, морщины Щеткой чищу я щенка - Щекочу ему бока.

[ж] журавль, морж, кожа, обжора Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке.

[ш] шапка, малыш, крыша, чашка Смешные шутки у Саши и Мишутки.

[ц] цыпленок, заяц, курица, сцена Цыпленок и курица пьют водицу на улице

[з] заяц, мороз, узор, праздник У Зои заболели зубы.

[3'] зебра, мазь, узелок, корзина Зебра из узелков сплела корзину

[с] сушка, матрас, коса, маска Саше дали кашу, А Клаше - простоквашу.

[с'] сети, гусь, письмо Сёма купил гуся

[г] голубь, сапог, огонь, гнездо Галка села на забор Грач завел с ней разговор

[к] комар, цветок, море, окно Коля катается на коньках.

[х] хомяк, мех, муха, хлеб Мухи сели на хлеб.

[б] булка, лоб, обед , обруч Бабушка была больна

[п] пингвин, клоп, топор, штопор Петя пилил пилой пень.

[д] дерево, обед, удав, дворец Тетя Дина сидит на диване

[т] телевизор, крот, уточка, утро Вырастил Толя тополь за полем.

[в] волк, остров, кровать, вторник Валя промочила валенки.

[ф] фантик, телеграф, сарафан, вафли Филипп сказал фразу.

[м] масло, сом, комар, космос Не жалела мама мыла.

[н] носок, телефон, граната, ножницы Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.