Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика детей с ФФНР. Структура речевого расстройства при ФФНР.





Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний: трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове. Состояние звукопроизношения детей с ФФНР характеризуется следующими особенностями: 1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л'], []'], вместо звонких — глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т'], [д], [д']. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа — до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т'] и [д']; звуки [л], [р], [р']; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный []']; гласный [ы]. 2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягченного [ч]. Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим. 3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими. 4. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слова. Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях -развитию фонематического слуха. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть - они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед - «сипед». Состояние фонематического восприятия у детей с ФФНР. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук. Структура дефекта: Первичные ведущие симптомы: При ФФН нарушается 2 компонента речи: 1. Произносительная сторона 2. Фонематические представления (слуховое восприятие, анализ, синтез).







К вторичным отклонениям относятся: особенности моторных функций, высших психических функций: внимания, памяти и особенности поведения и общения. С дизартрией общая моторика хаотична, мелкая моторика не сформирована.

 

Несформированность звуковой стороны речи у детей с ФФНР.

ФФНР – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.Для данной группы детей характерно неправильное произношение (отдельных или нескольких групп), несформированность фонематического восприятия, а также обусловленные этим нарушением произношение многосложных слов со стечением согласных (при наличии большого количества дефектных звуков), напр-р, «качиха» вместо ткачиха, трудности в звуковом анализе слов, общая смазанность, недостаточная выразительность и чёткость, некоторая задержка формирования словаря и ГСР( н-р, ошибки в падежных окончаниях, ошибки в употреблении сложных предложений, в согласовании с порядковыми числ. и сущ.), затруднения при практическом осознании основных элементов языка и речи (трудности в восприятии и различении окончаний слов, приставок в однокоренных словах, трудности в выделении общих суффиксов и др.). Для таких детей характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость, хуже запоминают речевой материал в сравнении с говорящими сверстниками, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанное с активной речевой деятельностью. Несформированность звуковой стороны речи выражается в следующем (степени выраженности ФФНР): - лёгкая, при которой отмечается недостаточное различение и затруднение в анамнезе только нарушенных звуков. Весь звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно; -выраженная, при которой отмечается недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи; - глубокое фонемат. недоразвитие, ребёнок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность. Таким образом, недостатки звукопроизношения сводятся кследующим характерным проявления: 1) замена звуков более простыми по артикуляции, нап-р, звуки с и ш заменяются звуком ф; 2) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков; 3) нестабильное использование звуков в различных формах речи; 4) искажённое произношение одного или нескольких звуков. У детей с ФФНР нередко имеется определённая зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Поэтому раннее выявление детей с ФФНР является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждение нарушений письма.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.