Сделай Сам Свою Работу на 5

Оро-акустическая направленность античной культуры.





Оро-акустическая направленность. Т.е. греческая культура была ориентирована на звучащее слово. На слух способен современ. Человек 35 процентов услышанной информации. Греки максимально развили слуховую память. Эта ориентация – от полисной жизни – вся информация доносится устно. Письменное слово никогда не берет там верха над звучащим словом.

3 жанра: Жанр речи политической – Демосфен, жил в эпоху когда македония стремилась покорить греческий мир, был в антимакедонской партии. Лидер промакедонской партии считал, что Демосфена нужно было изгнать за его деятельность. Демосфен – только удел рабов – быть под чье-то властью. Когда он закончил речь, все проголосовали за него. Эсфин прибыл на остров Родос, где была лучшая ораторская школа. В Древней Греции – оратор и полит. Деятель – одно лицо. От оратора зависит благо мира. тАКАЯ ЖЕ ПОЧЕТНАЯ РОЛЬ, как у полководца.

Судебное красноречие – Лизий(Лисий?) – обвинять или оправдывать – ни прокуроров, ни адвокатов, Речи Лисия легли в основу судебного современного красноречия.

Торжественное красноречие – Исократ – прославлять или порицать.Исократ писал в честь ФИлиппа панигирики, а Демосфен писал филиппики – обвинительные речи против Филиппа Македонского.



(По учебнику)

Еще одним принципиальным отличием античной культуры была ее оро-акустическая направленность, т. е. ориентация на звучащее слово. После гибели микенского общества слоговая письменность ахейцев была забыта и на рубеже IX–VIII вв. до н. э. в Греции было создано алфавитное письмо, состоявшее из 24 букв. По одному из преданий (по‑видимому, оно отражает историческую истину), письменность в Грецию принес брат Европы Кадм, переселившийся из Финикии в Беотию. Хотя знаки заимствовались из финикийского алфавита, но передавали уже не только согласные, но и гласные звуки. Простая и удобная письменность получила широкое распространение, что привело к практически поголовной грамотности греческого общества.

Весь уклад жизни в полисе требовал от его членов быть грамотными. Однако в античной культуре звучащее слово всегда преобладало над письменным текстом. Гражданин греческого полиса активно участвовал в народном собрании, суде, многочисленных выборных органах и должен был уметь выступать при обсуждении законов или на судебном заседании, готовить проекты законов и постановлений, которые затем высекались на камне, и т. д. Знания нужны были и в хозяйственной жизни: например, при покупке товаров у себя на агоре или на заморских рынках.



Греческая культура никогда не была элитарной. Это культура гражданского коллектива, насчитывавшего 2000–3000 человек. Поэтому многие важнейшие ее компоненты были ориентированы на слуховое восприятие и устную передачу информации. Основное развитие получают в ней те области духовной и художественной культуры, которые через словесное выражение обращены к массовой аудитории. Хотя благодаря всеобщей грамотности рукописные тексты были широко распространены, но процесс чтения про себя грекам был незнаком. Греки предпочитали наслаждаться красотой звучащего слова.

 

(По пособию)

Еще одной важной чертой античной культуры была ее ориентация на звучащее слово, то есть оро-акустическая направленность. Речевые аспекты культуры выдвигались на первый план и подчиняли себе остальные ее стороны.

Греки совершили значительный шаг в совершенствовании птсменности, раработав алфавитную систему письма из 24 знаков, передающих и согласные, и гласные звуки. Однако слово написанное никогда не брало в античности верх над словом произнесенным. Греки, так же как и римляне, чтения «про себя» не знали.

Большое развитие в античности получило публичное красноречие, которым должен был владеть каждый гражданин для непосредственного участия в государственных делах полиса. В Древней Греции сложилось три вида риторических выступлений: совещательные (политические), судебные и эпидиктические (торжественные) речи. В каждом виде публичного красноречия блистали группы ораторов. Политическими речами прославился Демосфен, мастером судебного красноречия был Лисий, а искусством панегирика стяжал себе славу Исократ.



 

На всякий случай про поэзию и лесбиянок/стариков/эротику можно еще вот это прочесть:

Греческая литература появилась в VIII–VI вв. до н. э. и первоначально была представлена только эпической поэзией,которая непосредственно «выросла» из устного народного творчества. Историю греческой литературы открывает творчество Гомера, создавшего самые яркие эпические произведения – «Илиаду» и «Одиссею». Гомер был одним из аэдов – странствующих певцов‑сказителей, которые, переходя из города в город, – исполняли эпические песни под аккомпанемент кифары. Как правило, это происходило на пирах знати. Поэмы Гомера отличает единство формы и содержания, яркий образный язык, цельность и законченность характеров героев и глубина образов. Гомеровский эпос, изложенный в стихотворной форме гекзаметра, по праву стал вершиной эпической поэзии.

Кроме творений Гомера, в греческом эпосе было множество поэм о древних мифологических героях. Так как эти произведения были связаны единством повествования и составляли замкнутый цикл, или круг, то получили название «киклический эпос» (от греч. kyklos – круг). Часто эти поэмы повествовали о Троянской войне.

Поэмы, в которых излагались мифы о богах, получили название гомеровски гимнов, хотя их создал не Гомер, а безвестные авторы в разное время.

Первым авторским произведением эпического жанра были сочинения Гесиода, младшего современника Гомера. Его поэмы, написанные гекзаметром, отличал архаический даже для конца VIII в. до н. э. язык. В поэме «Труды и дни» описывается жизнь беотийского крестьянина и прославляется упорный труд. В нее включены накопленные столетиями нехитрые правила житейской мудрости, сельскохозяйственный календарь, мифологические сюжеты. В «Теогонии» («Происхождение богов») представлена эпическая картина сотворения мира и происхождения трех поколений богов. Гесиод завершил начатое Гомером формирование эллинской религиозной картины мира.

С развитием полисов усложняются социальные отношения и политическая жизнь, меняется духовный настрой общества. Героический эпос уже не способен выразить те мысли и чувства, которые порождала динамичная полисная жизнь. На смену эпосу приходят лирические сочинения,отражавшие внутренний мир отдельного человека. Лирика здесь представлена произведениями музыкально‑вокального характера, называвшимися меликой (от греч. melos – песнь) и исполнявшимися в сопровождении флейты.

Величайшим лирическим поэтом греки считали Архилбха (VII в. до н. э). В своих ярких и образных стихах Архилох предстает то воином, то гулякой и жизнелюбом, то женоненавистником.

Гражданская тема в греческой лирике наиболее ярко представлена в творчестве спартанского поэта Тиртея (VII в. до н. э.). В своих элегиях он воспевал героизм и воинскую доблесть граждан, защищавших родной полис.

Иные, общегражданские чувства пронизывают элегии знаменитого реформатора Солона (ок. 640–560 до н. э.). В своих стихах он рассказал о бурной, раздираемой противоречиями жизни афинского полиса, о своих реформах и об уже сложившихся представлениях о гражданских ценностях.

Наряду с элегией и ямбом существует и вокальная лирика: как хоровая, возникшая из народных песен, так и сольная. Наиболее ярко сольная песенная лирика была представлена в творчестве двух поэтов с острова Лесбос – Алкея и Сапфо (рубеж VII–VI вв. до н. э.). Эолийский мелос отличала непосредственность, теплота чувств, радостное мироощущение, но в то же время крайний субъективизм видения мира. В стихах Алкея радость жизни и печаль неразделенной любви, воспевание красоты природы и размышление о неизбежности смерти. Как все традиционные застольные песни, завершались они призывом: «Будем пить. Где вино, там и истина». Алкею подражали многие греческие поэты, знаменитый римский поэт Гораций и др.

Аристократка Сапфо возглавляла кружок, в котором знатных девушек готовили к будущей семейной жизни: обучали умению себя вести, музицированию, стихосложению и танцам. Музам и этим девушкам и посвящала свои стихи поэтесса. Героиней творчества Сапфо является женщина пылко любящая, ревнующая, страдающая. Стихи Сапфо отличают искренность чувств, выразительность языка. Влияние стихов Сапфо чувствуется в поэзии римлян Катулла и Горация.

По тематике стихов иониец Анакреонт (VI в. до н. э.) был близок к Алкею и Сапфо. Но в поэзии Анакреонта уже нет серьезности, характерной для творчества его предшественников. Она полна игрового, изящного и веселого эротизма. Анакреонт любил изображать себя седовласым, но жизнерадостным любителем вина и любовных приключений. Впоследствии, в александрийскую эпоху, появляются многочисленные подражания изящной поэзии Анакреонта – «анакреонтика», которая оказала влияние на всю европейскую поэзию.

Архаическая эпоха породила и другие литературные жанры: басни, торжественные гимны и т. д. Так, одами в честь победителей спортивных игр прославился Пиндар (VI–V вв. до н. э.). Разножанровая древнегреческая литература полно и ярко воспроизводила реалии жизни полисного мира, выражала мысли и чувства человека нового общества.

 

Древнегреческий театр.
(по пособию)

Оро-акустическая направленность проявилась и в характере античного театра, возникшего в VI в. до н.э. Места для зрителей сооружались на склоне холма, а у его подножия устраивалась сцена. В время представлений долгое время обходились практически без декораций. Лица актеров были скрыты масками. Набор изобразительных средств был ограниченным, и поэтому театральное представление с декламацией стихов и хоровым пением было ориентировано прежде всего на слуховое восприятие.
Непосредственно со звучащим словом была связана и античная лирика, исполнявшаяся под аккомпанемент музыкального инструмента. Сами греки называли ее «мелика» или мелос, т.е. мелодическая поэзия. Она возникла также в VI в. до н.э. и по своему характеру была как патриотической (Тиртей), так и любовной (Сапфо, Анакреонт). В древнегреческой лирике получили развитие и применение все жанры поэзии и многообразные стихотворные формы.

(По учебнику. Запомнить стоит только выделенное жирным шрифтом)

К концу архаической эпохи широкое распространение получил культ Диониса – бога виноградарства и виноделия. Празднества в его честь приобрели в Афинах огромную популярность. Участники празднеств, одетые в козлиные шкуры, изображали сатиров, спутников Диониса. Они разыгрывали сцены из мифов о веселом боге и распевали дифирамбы – прославлявшие его песни. Из этих песен и родилась в VI в. до н. э. трагедия . Театр стал одним из центральных элементов жизни демократических Афин. Древнегреческий театр наиболее полно и ярко воплотил в себе основные черты античной культуры – приоритет звучащего слова и агональный характер полисной жизни.

Окончательный ритуал проведения празднеств в честь Диониса установился около 500 г. до н.э. Три из посвященных этому богу праздников включали театральные представления: Великие(или Городские) Дионисии,на которых каждый из трех приглашенных драматургов представлял три трагедии и Сатарову драму (тетралогию), позднее добавили и Ленеи,где исполнялись комедии, и Малые Дионисии , на которых повторялись уже сыгранные трагедии.

Набольшей пышностью отличались Великие Дионисии, они справлялись в конце марта – начале апреля. За несколько дней до праздника совершалась церемония перенесения статуи Диониса из храма в Элевтерах в Афины. Руководил праздником архонт‑эпоним. Великие Дионисии начинались с пышной процессии, которую возглавляли жрецы и должностные лица полиса. Многочисленные участники шествия несли на плечах кожаные мехи с вином, ритуальные хлебы, корзины с фруктами и цветами и фаллические символы бога; эфебы вели жертвенных быков. Воздав почести олимпийским богам у их алтарей, у алтаря Диониса проводили заклание жертвенных животных. После совершения священной трапезы ее участники веселой толпой под музыку бродили по улицам города, распевая песни. В следующие два дня состязались хоры мальчиков и молодых мужчин, исполнявших дифирамбы в честь Диониса. Победители получали треножник, который выставлялся затем на одной из улиц Афин и в храме Диониса.

После этого начинались театральные представления, которые проходили в расположенном на южном склоне Акрополя театре Диониса, вмещавшем до 17 тысяч зрителей. Зрительские места располагались на полукруглых ступенях, устроенных на склонах холма. У их подножия располагалась орхестра – площадка, где выступали актеры и хор. Позади орхестры находилась – скена – палатка, где переодевались актеры.

Позднее стали возводить специальное сооружение, на котором размещали декорации. Входной билет стоил 2 обола, а бедным гражданам выплачивали для приобретения билетов так называемые театральные деньги. В первом ряду стояли 76 мраморных кресел для жрецов, высших магистратов и заслуженных граждан. Театральное представление строилось на принципе агона – состязательности. Обычно в соревновании участвовали три драматурга, актеры, а так же хореги, которые руководили представлением и на свои деньги осуществляли постановку спектаклей, порой весьма дорогостоящих.

Состязание трагиков начиналось с установки в театре статуи Диониса и совершения церемоний жертвоприношения и очищения. А затем переходили к общеполисным мероприятиям. На орхестру выносили форос, выводили детей граждан, погибших при защите Афин, и провозглашали, что полис будет содержать этих сирот. Дети, достигшие совершеннолетия, выстраивались перед зрителями в полном вооружении гоплита, полученном от государства. Затем по жребию выбирали десять судей, определяли победителя в каждом виле состязаний и увенчивали его венком. Таким образом, Великие Дионисии были праздником для всех жителей полиса. Включавший и религиозные церемонии, и театральные представления, и церемонии гражданского характера, этот праздник занимал одно из важных мест в социально‑политической и культурной жизни Афин.

 

О жанрах по учебнику

Расцвет древнегреческого театра связан с созданием важнейшего драматического жанра – трагедии. Сюжеты трагедии основывались, как правило, на мифах. В них рассказывалось о борьбе героической личности с темными силами зла за торжество добра и справедливости. Эта борьба часто заканчивается гибелью героя, но зритель в ходе представления, следя за полными трагизма событиями, переживает катарсис – глубокое эмоциональное очищение, которое возвышает человеческую душу, освобождая ее от всего мелочного, ничтожного и случайного. Греческая трагедия утверждает веру человека в свои силы, величие человеческого духа. Именно в трагедии с наибольшей силой и полнотой были выражены две основные темы древнегреческой культуры: тема трагичности бытия и тема героического противостояния человека враждебным силам мирового хаоса.

Считается, что первым афинским драматургом был Феспид, который включил в трагедию, где поначалу действовал только хор, актера. Дальнейшее развитие трагедии связано с именами Эсхила, Софокла и Еврипида.

Эсхил вводит в действие второго актера, благодаря чему усиливается драматизм трагедии, а ее действие становится более динамичным. Прозванный «отцом трагедии», Эсхил написал около 90 пьес, в которые нашли отражение сражения греко-персидских войн.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.