Сделай Сам Свою Работу на 5

Архитектура и искусство Древнего Египта. Пирамида и храм как модели космоса.





Египет: Египет оставил огромное количество литературных памятников. С 13 века были созданы различные сказки, повести – повесть о Синухэ, которая дошла до нас в 25 папирусах. “О правде и кривде”, “О человеке с уставшим сердцемф”Он был обязателен для изучения любому школьнику. Помимо прозы культура Египта отличается традиционностью, которая несет вечные общечеловеческие ценности, которые в Египте были зафиксированы в ряде поучений.

вся скульптура – заупокойная. Все изображения – не человек, но изображение его Ка. Если сердце перевешивало, то собака с гривой льва – разрывала тело на части, т.е. нет тела – нет вечности. Чтобы обезопасить себя, египтяне клали в саркофаги тексты: “Я не чинил зла, я не творил дурного и т.д.” – книги мертвых. Чтобы сохранить статус, рядом клали фигурки слуг, ушебки.

Важную роль природа сыграла в формировании художественного канона. Возникновении о золотом сечении треугольника. Идеальная математическая гармония. Искусство Египта – искусство математической гармонии.

Картина мира во всех обществах выражается через сакральные сооружение. У егоиптян первая – мастаба – плоская скамья, основное место погребения. Но когда Джосера провозгласили фараоном-богом, ему не клицу было хоронить его в мастабе, его хоронили в первой ступенчатой пирамиде. Однако каждая ступень отбрасывала тень. Представителями 4 династии были постороены пирамиды Гизе. Ночью все пирамиды повернуты одной плоскостью на север. Если посмотреть по лучу-входу, то можно увидеть полярную звезду, вечно находящуюся на одном и том же месте. Дуат – небесная страна богов, вечная, неизменная, несмотря на течение времени. Фараон ночью был связан с этой страной. Пирамида – сакральная модель общества. Она указывала, что такое мир, что такое фараон.



Встала проблема о создании новой сакральной модели космоса, представленная египетским храмом. Он появляется в эпоху нового царства, все храмы – во одной и ой же схеме. Расположены восток-запад.

Встала проблема создания новой сакральной модели космоса. Была найдена в эпоху нового царства и представлена новым сооружением – египетским храмом. Он появляется в эпоху нового царства. Все храмы были сооружены по одной и той же модели. Расположены по оси в-з, обращены на з, всегда абсолютно одинаковы и включают в себя 3 части. Храм разделил все пространство на пространное (повседневное) и сакральное. Первая часть храма - перистиль – доступна для простых смертных. Тут проводятся все религиозные церемонии. Далее идет крытый колонный зал – гипостиль. Это пространство между миром земным и божественным. Третья часть храма – мрачное помещение, куда не входит никто, кроме жрецов. Как только солнце вставало над горизонтом, жрецы входили в это помещение, открывали двери, совершали омовение, солнце на статую – начиналось путешествие Ра по небу. Т.о. появилась новая сакральная модель, в которую включены все боги и все люди. Темнота в последней части – символ страны дуат, вечного мрака, вечной темноты, где и жили все остальные боги.



Культура др. египтянина целиком зависела от природных условий. Так, все произведения искусства были симметричны. Эта симметричность нашла свое отражение в определенной регистровости изображений. Эта регистровость заключалась в том, что египтяне все видели, как бы разделенным на отдельные полосы. В этом заключается особенность древнеегипет искусства и древнеегипет. системы ценностей. Также существует удивительная пропорциональность фигур. Необходимость строительства ирригационных сооружений привела к тому, что в Египте очень рано была развита система математических и геом. знаний. Уже в 30 в. до н. э. египтяне знали основные свойства «золотого сечения» треугольника. Художники довели все это до совершенства, когда надо было создать скульптуру. Отсюда изображенный человек всегда пропорционален и гармоничен. Египтяне также наносили изображения на рельеф. Скульпторы изображали человека одновременно как бы с нескольких точек зрения, и от этого происходил уход от плоскости, появлялась объемность.



Пирамида: Самым главным для человека, было решение проблемы бессмертия. Проблема бессмертия была связана целиком с движением солнца, отсюда, по представлениям египтян, восток-это то место, откуда солнце восходит, это территория живых, поэтому все поселения находились на восточном, правом берегу Нила; а солнце заходит на западе, поэтому там страна мертвых, и все гробницы , все некрополи находились только на западном берегу. Коль это есть, встала необходимость создания специального архитектурного сооружения. Первоначально создали египтяне сооружение в виде параллелепипеда – мастаба. Фараон третьей династии Джосер, который первым был провозглашен богом решил себя отметить от простых смертных. Он одну мастабу водрузил на другую – так появилась первая пирамида. Египтяне представляли солнечный луч, как равностороннюю пирамидку. Отсюда, солнечное божество, фараон, находящийся в пирамиде, гробнице, не может и не должен отбрасывать тень. Так появились пирамиды Гизы, которые создаются фараонами четвертой династии. В этих пирамидах впервые благодаря наклону граней пирамиды основное время дня солнечный луч скользит по сторонам пирамиды, поэтому пирамиды, которая не отбрасывает тени, становится идеальной формой жилища для сына солнечного божества на земле. Отсюда прямая связь между божеством на земле и божеством на небе. Поэтому пирамида - это первая модель космоса, окружающего человека. Но при этом еще нет людей: люди живут на уровне первобытных отношений. Вся цивилизация только у фараона, и фараон олицетворяет собой этот космос. По представлениям египтян фараон должен соотноситься с миром космоса и ночью, поэтому создается пирамида, которая обращена одной гранью точно на север, по направлению к полярной звезде. Она никогда не движется, вечна, подобно богам. Поэтому, в точке полярной звезды находится благословенная страна, где живут боги. Так, все входы всех пирамид направлены на север, где находилась звезда альфа созвездия драконов. Таким образом, пирамида – это олицетворение представлений египтян о космосе, который слит днем солнечным светом, а ночью связан с миром богов.

Храм: В эпоху Среднего царства произошел взлет культуры и расширение его по всей территории Древнего Египта, а также произошел стремительный прогресс, приведший к появлению новых социальных групп, перешедших на другой уровень социальной стратификации( это произошло в результате появления рабов, которые принимали участие в экономическом процессе, что позволяло определенным группам, которые раньше целиком были погружены в физический труд, получать более высокое образование и совершенно по-другому оценивать себя, и предъявлять свои требования более активно) В результате появляется новое общество, которому нужно осознать, кем оно является. Нужно этому обществу осознать в мифологической форме решить проблему нахождения себя в мире, решить, что такое космос, который расположен вокруг этого общества, и как он с ним соотносится. Поэтому, пирамида, как модель космоса, в эпоху Древнего царства перестает выполнять свою главную задачу. Кроме того, пропала необходимость отрывать большое количества людей на строительство пирамид, ввиду появления возможности непрерывного ведения орошения верхних полей. Все эти факторы привели к тому, что встала необходимость выражения нового сакрального пространства, этим сокральным пространством становится храм. Храм в любой культуре - это модель космоса. Когда верующий приходит в храм, он ощущает себя в центре космоса, окруженный со всех сторон богами, космическим пространством. Весь мир для человека делится на повседневное и сакральное- т.е. территорию храма. Все храмы строились по оному и тому же образцу. Главным, что было когда человек приближался к храму, - это были высокие пилоны, которые символизировали горизонт. Перед храмом находился всегда один или несколько обелисков, которые символизировали застывший луч солнца. Таким образом, перед стенами храма было сакральное пространство. Как только человек проходил мимо застывших лучей солнца и входил в узкую щель между горизонтом на пространство сакрального. Это сакральное пространство включало в себя: мир живых и мир богов. Мир живых – это пространство, которое сразу начиналось после входа между линиями горизонта. Человек попадал в двор, обнесенный колоннами; двор залит светом а колонны отбрасывают тень. Поэтому это было, с одной стороны, солнечное пространство, но уже сакральное. Двор, обнесенный колоннами, назывался перистиль, перистильный дворик. В этом перистильном дворике совершались все основные ритуалы богослужения. После совершения этих ритуалов, человек попадал во второе пространство, крытый колоннадный зал, который назывался гипостилем. Фактически человек подходил к той черте, где кончается его человеческое сакральное пространство, и останавливался перед третьим, последним помещением, абсолютно закрытым, лишенным любых окон, куда бы проникал свет. Это пространство было сокровищницей, кумирня, где стояло изображение бога Ра, главного бога, которому поклонялись.

Когда наступали первые лучи, в храм могли заходить только жрецы, внутреннее помещение освещалось факелами и лампадами, жрецы совершали омовение, совершали молитвы, приносили дары, подношения изображению бога Ра.

Таким образом, на место одной модели космоса, которая была при неразвитом обществе, приходит другая, состоящая из трех частей: мир людей, сакральный, и мир богов, тоже сакральный. Эта модель помогала человеку решить проблему бессмертия…

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.