Сделай Сам Свою Работу на 5

психолог, многодетная мама, директор Центра семейных отношений «ЛАДиЯ»





Программа студии «Ладушка»

2013 год, февраль

 

Анна Бобрецова,

психолог, многодетная мама, директор Центра семейных отношений «ЛАДиЯ»

 

Данная программа рассчитана на детей от 1 до 3 лет.

Мы ориентируемся на то, что в этот период маленький человечек активно познает окружающий мир через движение, игру, художественное и музыкальное творчество, речь. Малыш САМОСТОЯТЕЛЬНО пробует взаимодействовать с тем, что вокруг, задача взрослого – не мешать этой самостоятельности, а всячески ее поддерживать и создавать благоприятную среду для развития.

 

Главный развивающий принцип этого возраста – пример. Маленький ребенок очень восприимчив. Он впитывает, как губка, не только поведение, настроение, речь педагога, но он чувствует также его мысли и духовную глубину. Он ЗНАЕТ, как бы это не казалось странным взрослому человеку, любят его или нет. В общении с малышом не должно быть места лицемерию, иначе душа ребенка будет страдать, и он не сможет отдаться целиком своей познавательной потребности. Поэтому мы тщательно отбираем педагогов для работы по этой программе. Это должен быть не только профессионал своего дела, понимающий природу детского возраста, но человек, несущий в сердце мир, а в голове – постоянную устремленность к знаниям.



 

Большое значение имеет ритмизация пространства и всего процесса воспитания ребенка: вещи должны знать свое место и свой порядок, а занятия идти в определенной последовательности. Это приводит ребенка в душевное равновесие и стабилизирует эмоциональное состояние. Например, когда ребенок приходит, с ним всегда здороваются в своеобразной игре, и он понимает, что сейчас будет занятие. А если педагог звенит колокольчиком, ребенок знает, что пришло время хороводов и пения и так далее.

Помимо того, что мы соблюдаем гармонизирующий ритм каждого занятия, в своей работе мы придерживаемся и годового ритма. В этом мы ориентируемся на народную педагогику и светские и православные календарные праздники. Так, осенью всегда отмечается праздник урожая, зимой – рождество, весной – масленица, Пасха и встреча птиц, летом – день Ивана Купала и Яблоневый Спас. Из светских праздников мы отмечаем Новый год, день защитника Отечества и международный женский день. При рисовании и конструировании поделок мы стараемся придерживаться не механических правил, а творить в соответствии со временем года, погодой и календарным настроением. Например, осенью мы делаем бусы из рябины, зимой - игрушечного кролика из непряденой шерсти, весной выпекаем птичек, а летом – сворачиваем куколку из травы.



Различные виды деятельности в течении двух часов не делятся четко перерывами: приветствие плавно перетекает в пальчиковую гимнастику, которая постепенно сменяется жестовыми играми и веселой разминкой, после чего детки расходятся по различным игровым «зонам» для самостоятельной игры с развивающими игрушками и пособиями. Примерно через 20 минут педагог колокольчиком и подходящей песенкой созывает малышню в хоровод и проводит музыкальное занятие, после которого сразу предлагается художественное творчество: «Здорово мы поиграли, пели дружно, танцевали, но еще не рисовали!..» Каждый ребенок, заканчивая рисунок или поделку, вновь устремляется в «игровую комнату». Ближе к концу занятия педагог рассказывает (показывает) сказку, соответствующую времени года и праздникам. А в самом конце для детей проводятся массажные игры: малыш сидит или лежит на полу (располагается, как ему удобно), а мама на его спине, руках, ногах, груди, животе, голове «рисует» пальцами под определенные песенки. Заканчивается двухчасовое занятие всегда одним и тем же стихотворением, и, таким образом, маленький ребенок понимает, что пора одеваться, чтобы идти домой.



 

Приветствие. В самом начале занятия мы обязательно все собираемся в кругу, чтобы поздороваться. .Происходит это в ходе своеобразной игры-хоровода:

С добрым утром, с добрым утром!

Солнце в дом к нам войдет!

С добрым делом славным делом

Встретим солнца восход!

С добрым утром, с добрым утром! –

Мы друг другу говорим:

Рады встретиться мы снова,

Руки все соединим!

С добрым утром, с добрым утром,

Будем вместе играть,

Рисовать и сказки слушать,

И друг другу помогать!

***

С добрым утром, глазки, вы проснулись?

С добрым утром, ушки, вы проснулись?

С добрым утром, ручки, вы проснулись?

С добрым утром, ножки, вы проснулись?

Глазки – смотрят!

Ушки – слушают!

Ручки – хлопают!

Ножки – топают!

Все мы проснулись, все мы здесь собрались!

И Ваня здесь, и Вика здесь… (называется имя ребенка)

 

Пальчиковая гимнастика и жестовые игры. После приветствия мы разминаем пальчики ребенка, в целом кисть, а потом и предплечье, и плечо. Стихи для упражнений всегда подбираются в соответствии с временем года. Кроме того, мы читаем стихи про домашнюю работу, про транспорт, про животных. Приведем некоторые из стихов.

 

***

Утром встали пальчики-маленькие мальчики,

Друг дружке обрадовались, здороваться начали:

Здравствуй, пальчик, здравствуй, пальчик и т.д.

***

1,2,3,4,5 вышли мышки погулять

Испугались кошки –

Спрятались опять!

***

На реке камыши,

Расплескались там ерши:

Круг постарше,

Круг помладше,

Круг – совсем малыши.

***

На двери висел замок,

Кто б его открыть помог?

Постучали, покрутили, повертели – и открыли!

***

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем!

***

Тесто мы месили

Мы пирог лепили,

Шлеп-шлеп-шлеп-шлеп,

Испекли бо-ольшой пирог!

***

Лодочка плывет по речке, оставляет нам колечки,

Пароход идет по речке и дымит он, словно печка!

***

Ветер тучу-мельницу крутит во весь дух,

И на землю падает белый-белый пух!

Закрывайте окна,

Закрывайте двери,

Закрывайте уши,

Закрывайте нос!

Ходит-бродит по дорогам старый Дед Мороз:

Щиплет уши, щиплет нос, щиплет щечки Дед мороз!

***

Зайка маленький сидит и ушами шевелит

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, нужно лапоньки погреть,

Вот так, вот так нужно лапоньки погреть.

Зайке холодно стоять, нужно зайке поскакать,

Вот так, вот так нужно зайке поскакать.

 

Физическая разминка. Во время разминки малышам предлагаются упражнения на укрепление мышц рук, ног, таза, спины, груди, живота, шеи. Малыши ходят по следам, сидят на пенечке, забрасывают снежки (шишки, грибы) в корзину, пробегают под мостиком, прыгают зайчиками, нагибаются кошечками – в общем, в игре выполняют комплекс физических упражнений. Кроме того, мы предлагаем упражнения из телесной терапии, предполагающей тесный контакт матери и ребенка (в пример можно привести всем известную игру в «лошадки»), полезно отражающийся на общем самочувствии маленького человечка и снимающий ряд психологических зажимов всех участников.

 

Игровое пространство. Игровая комната поделена по зонам:

- зона сыпучих материалов и развития мелкой моторики (крупы, мозаика, песок);

- зона развития крупной моторики и развития логики (кубики, пирамидки и пр.);

- зона развития речи (книги, головоломки, пазлы, пальчиковые и перчаточные куклы);

- зона изучения механики движения (игрушки, двигающиеся под силой земного притяжения, и пр.);

- зона игр с водой (емкости с водой, резиновые игрушки, различные стаканчики, колбы);

- сухой бассейн (надувной бассейн с шариками);

- сенсорный коврик (прикрепленный на стене коврик, на котором можно отлеплять предметы на «липучках», отстегивать пуговицы, завязывать шнурки и пр.);

- зона художественного творчества (детский столик со стульчиками, бумага, раскраски, восковые мелки, краски, пластилин и пр.).

Практически все игрушки представлены в одном экземпляре, что учит детей, с одной стороны, уважать выбор другого человека, не отбирать у него пособие; с другой, учит правильно, не конфликтуя, отстаивать свое право на игру с понравившимся предметом.

 

Музыкальная деятельность. Никто не будет спорить, что полезнее всего развивать слух и учиться понимать и творить музыку, слушая живой звук, а не механический, идущий из колонок или наушников. А для малыша полезнее всего будет музыка, воспроизводимая его матерью. Мы предлагаем мамам петь, в основном, народные песни и играть на элементарных музыкальных инструментах, таких как бубен, колокольчики, металлофон, ложки, трещетки и т.д. Так, летом мы, к примеру, разучивали такие песни, как «Во поле береза стояла», «Я на горку шла», «Да уж мы вьем, вьем капусточку». Осенью пели «Есть у нас огород», «Осень, осень, в гости просим», «Видишь, осень, как мы потрудились». Зимой на наших занятиях звучали рождественские песенки и колядки, а также «Снег-снежок», «Уж ты, прялица», «Сами саночки бегут». Весной можно предложить «Земелюшка-чернозем», «Весна-весна красная» и различные масленичные песни. Стоит отметить, что детям музыкальные занятия очень нравятся, они с удовольствием слушают мам, пытаются сами подпевать, покачиваются в такт, выполняют хороводные движения и, конечно, им разрешено играть самим на всех музыкальных инструментах.

 

Художественное творчество включает в себя как простое рисование пальчиковыми красками, так и по заданной теме или трафарету; аппликацию; моделирование из бумаги, природных и подручных материалов; лепку из теста. Как и вся деятельность студии, художественное творчество также подчиненно годовому ритму. Соответственно, в каждое время года развивается своя тематика. Мы стараемся акцентировать внимание детей именно на красоте настоящего момента, будет это гроза, или снегопад, или радуга. С каждого занятия ребенок уносит домой готовую поделку или красивую картину, выполненную при его непосредственном участии с помощью мамы.

 

Сказка. Еще не придумали ничего проще, красочнее и, в то же время, мудрее народных сказок. Осенью находят отклик урожайные сказки «Вершки и корешки», «Колобок», «Репка». Ближе к зиме можно рассказать сказку «Варежка», «Зимовье зверей». Под Рождество мы рассказываем волшебные сказки про чудесный свет, найдя который, можно стать смелым и добрым, и про ангелов, которые спускаются с небес в колыбельки. Зимние сказки: «Заюшкина избушка», «Волк и Лиса», «Морозко», ближе к весне - «Снегурочка». Весенние: «Курочка Ряба», «Петух и лиса», «Соломинка, Лапоть и Пузырь», «Блин, мышонок и воробей». Летние: «Грибок-теремок», «Лиса и журавль», «У солнышка в гостях», «Красная шапочка». Чаще всего сказки мы показываем с помощью кукольного театра. Специально под каждую сказку мы изготавливаем декорации и кукол: это куклы-перчатки, куклы-столбушки, бумажные куклы, связанные или сшитые куклы, деревянные фигурки. Особую прелесть сказка приобретает, когда малыши сначала видят, как кукла изготавливается (руками педагога, пока они играют), и когда после сказки детям разрешается поиграть персонажами сказки (дети становятся у «сцены» и с помощью мамы повторяют сказку). Отметим, что мы не рассказываем на каждом занятии новую сказку, напротив, мы повторяем одну и ту же историю не меньше трех-четырех раз: так ребенок лучше запоминает сказку. Последняя, в свою очередь, помогает маленькому человечку пребывать в том настроении времени года, которое длится в данный момент.

 

Массажные песенки. По прошествии почти двух часов, несмотря на мягкую неоднократную смену деятельности, ребенок уже достаточно устает как эмоционально, так и физически. Легкие массажные поглаживания направлены на то, чтоб успокоить возбужденного малыша, снять напряжение, высказать телесным образом любовь к нему. Мы поем или читаем стихи, в соответствии с которыми мама рисует что-то на спинке у ребенка или щекочет, или постукивает, или гладит.

 

 

***

Пау-паучина паутинку сплел,

Тут закапал дождик паутинку смыл.

Вот и солнце вышло стало припекать,

Пау-паучина трудится опять.

 

***

В кузнице кузнечик на скрипочке совей

Целый день играет, чтоб было веселей.

День угасает, ночь придет опять,

Только кузнечик продолжит играть!

***

У носорога складочки, складочки везде: и на щечках, и на ручках, и на животике…

У зебры полосочки, полосочки везде: и на щечках, и на ручках, и на живолтике..

У жирафа пятнышки, пятнышки везде:….. и т.д.

***

Две сороконожки бежали по дорожке

Побежали-побежали и друг дружку повстречали!

Как друг дружку повстречали, сразу носик (спинку, шейку, пятки…) почесали!

 

Заключительное стихотворение помогает детям понять, что пора идти домой. Обычно малыши его очень любят и с удовольствием повторяют и слова, и движения педагога.

***

Вышла мышка как-то раз посмотреть который час,

Тут часы сказали «БОМ!» – мышь скатилась кувырком.

(Пальчики мамы (ребенок постарше сам может делать) поднимаются снизу по ногам, потом по животу, груди, щечкам ребенка, при слове «БОМ!» хлопаем над головой в ладоши и обратным путем «сбегаем» пальцами вниз к полу)

Вышла мышка второй раз посмотреть который час,

Тут часы сказали «БОМ! БОМ!» - мышь скатилась кувырком.

Вышла мышка в третий раз посмотреть который час,

Тут часы сказали «БОМ!БОМ!БОМ!» - мышь скатилась кувырком и УБЕЖАЛА!

И детки побежали гулять!!!

 

Ожидаемые результаты

Опыт реализации программы в течение шести лет показывает, что дети, воспитанные таким образом, то есть на принципах гуманистической педагогики (педагогические модели Льва Толстого, Януша Корчака, Марии Монтессори, Рудольфа Штейнера, Василия Сухомлинского, Симона Соловечика), рано становятся самостоятельными в мышлении и проявлении воли, умеют отстаивать свою позицию и делать выбор. Они очень тонко чувствуют такие вещи, как искренность, справедливость, красота. У детей рано развивается «социальность»: они чувствуют себя частью мира и понимают ответственность за свои поступки, за взаимоотношения с другими людьми, за окружающую природу.

Количественные показатели – это все стихи и песни, которые дети незаметно для себя запоминают (несмотря на то, что в силу возраста и речевых особенностей пока не в силах рассказать), множество рисунков и поделок, выполненных в разной технике, прекрасное развитие мелкой моторики рук, тесный контакт с мамой, увеличивающий степень защищенности и уверенности ребенка в себе.

Жизнь не стоит на месте, и программа студии «Ладушка» постоянно корректируется с учетом современных методик в педагогике и психологии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.