Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4 Контроль налоговых органов за деятельностью налогоплательщиков





 

4.1 Понятие налоговой проверки, ее место в системе налогового контроля

 

Реализация государством функции налогового контроля заклю­чается в осуществлении на постоянной основе специализированны­ми органами контроля за соблюдением налогоплательщиками, нало­говыми агентами и плательщиками сборов требований законодатель­ства о налогах и сборах. Налоговый контроль это осуществляе­мая на постоянной основе деятельность специализированных орга­нов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов требований налогово-правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе взимания налогов и сборов в Российской Федерации.

Следует отличать налоговый контроль от контроля за соблюде­нием налогового законодательства. Последнее понятие более широ­кое и включает в себя деятельность любых государственных органов, осуществляющих контрольные функции в области налогообложе­ния.

Основной целью налогового контроля является контроль за со­блюдением законодательства, регулирующего процесс поступления финансовых ресурсов в специальные централизованные фонды пуб­личных субъектов, необходимые последним для выполнения возло­женных на них функций. Учитывая, что порядок образования де­нежных фондов Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления как составляющая часть финансовой дисциплины является объектом финансового контроля, следует предположить, что налоговый контроль является составной частью финансового контроля государства. Органы, осуществляющие налоговый контроль, всегда выступают от имени государства (что, например, отличает налоговый контроль от аудита) и это также свидетельствует о при­надлежности налогового контроля к финансовому контролю.



Сущность налогового контроля заключается в том, что при его проведении, в тех формах, которые предписаны Налоговым кодек­сом, проверяется соблюдение налогоплательщиками (налоговыми аген­тами, плательщиками сборов) налогового законодательства. С помо­щью налогового контроля отслеживается правильность уплаты нало­гоплательщиками и плательщиками сборов налогов и сборов в централизованные государственные фонды (бюджет, государствен­ные внебюджетные фонды), то есть правильность отчуждения нало­гоплательщиками в пользу публичных субъектов части своего иму­щества, соответствующей размеру налогового платежа, а также пра­вильность удержания и перечисления в бюджет финансовых ресурсов налоговыми агентами. В этом проявляется специфика налогового контроля по отношению к финансовому контролю в целом.



Одним из видов налогового контроля являются налоговые проверки, которые налоговые органы могут проводить проверки в соответствии:

- с Налоговым кодексом Российской Федерации;

- иными законодательными актами.

К проверкам, проводимым в соответствии с иными законода­тельными актами, относится достаточно большое число проверок соблюдения законодательства, в т. ч.:

- о применении контрольно-кассовой техники в денежных расчетах;

- о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и табачной продукции;

- о кассовой дисциплине

- о валютном контроле и т. д.

Действия налоговых органов при проведении таких проверок регламентируются, как правило, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Что касается проверок, проводимых в соответствии с НК РФ (налоговых проверок), то их можно классифицировать по несколь­ким признакам.

Так, ст. 87 НК РФ определено, что налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Камеральная налоговая проверка (в соответствии со ст. 88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплатель­щиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имею­щихся у налогового органа.



Выездная налоговая проверка (в соответствии со ст. 89 НК РФ) проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

Значение выездных налоговых проверок в деле выявления случа­ев нарушения налогового законодательства высоко. Однако в после­днее время налоговые органы все большее внимание уделяют имен­но повышению эффективности камеральных налоговых проверок, поскольку выездные налоговые проверки очень трудоемки, занимают много времени, в связи с чем данной формой налогового контроля могут быть охвачены всего лишь 20—25 процентов налогоплательщи­ков.

Статьей 87 НК РФ установлен запрет на проведение налоговы­ми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплатель­щиком за уже проверенный налоговый период. Из этого правила сделано два исключения - повторная проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, либо в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за проверенный период с суммой налога к уплате меньше, чем заявлялось ранее. Таким образом, налоговые провер­ки подразделяются по признаку повторности на первичные и повторные. Первичные проверки могут быть камеральными и выездными.

Повторные проверки могут быть только выездными.

Статьей 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая про­верка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Таким образом, по степени охвата проверкой уплачиваемых плательщиком налогов выделяются: комплексные проверки и тематические проверки.

Под комплексной проверкой понимается проверка, которой ох­ватываются вопросы правильности исчисления и уплаты всех нало­гов, уплачиваемых налогоплательщиком.

Тематическая проверка — это проверка, охватывающая вопро­сы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

По категории участников налоговых правоотношений выделя­ются: проверки налогоплательщиков; проверки налоговых агентов; проверки плательщиков сборов.

Эта классификация влияет на перечень вопросов, которые мо­гут быть подвергнуты проверке. В ходе проверок у налогоплательщи­ков проверяется правильность исчисления и уплаты всех или неко­торых налогов, которые они обязаны уплачивать. У плательщиков сборов проверяется правильность взимания и своевременность пере­числения в бюджет соответствующих сборов. У налоговых агентов проверяется правильность исчисления и удержания у плательщиков таких налогов, как налог на доходы физических лиц и т. п.

По статусу объектов проверок можно выделить: проверки юридических лиц; проверки юридических лиц по вопросам исчисления и упла­ты налогов филиалами и обособленными подразделениями; проверки индивидуальных предпринимателей; проверки физических лиц, не являющихся индивидуальны­ми предпринимателями.

Каждая проверка из этих категорий имеет свою специфику в части состава проверяемых налогов и соблюдения отдельных фор­мальностей.

Так, проверка филиала или представительства юридического лица может быть инициирована и проведена как налоговым органом, в котором состоит на учете данное юридическое лицо, так и налого­вым органом по месту нахождения этого филиала (представитель­ства) обособленного подразделения.

По методу проведения проверки можно выделить: проверки, проводимые сплошным методом; проверки, проводимые выборочным методом.

При сплошной проверке проверяются все документы налого­плательщика за все налоговые (отчетные) периоды, охваченные про­веркой. Выборочной проверкой охватывается, как правило, часть документации (если плательщик работает по типовым договорам, схемам и т. п.) или часть налоговых (отчетных) периодов.

По составу участников проверки можно выделить: проверки, проводимые силами налоговой инспекции; совместные проверки.

Совместные проверки проводятся силами сотрудников инспек­ции и иных контролирующих органов.

В первую очередь речь идет о правоохранительных органах, об органах государственных внебюджетных фондов и финансовых орга­нах. Возможно взаимодействие и с другими государственными и муниципальными организациями.

По отношению к плану проверок можно выделить: плановые проверки; внеплановые проверки.

Ежеквартально инспекцией составляется план проведения вы­ездных проверок, в который включаются те налогоплательщики, де­ятельность которых инспекция обязана или считает необходимым проверить в течение очередного квартала. В то же время имеют место случаи, когда инспекции приходится проводить проверки на­логоплательщиков, не включенных в план. К ним относятся: прове­дение проверок по постановлению следователя, расследующего уго­ловное дело; проведение проверок по срочным заданиям вышестоя­щих налоговых органов и т. п.

 

4.2 Методы налогового реагирования на налоговые нарушения со стороны налогоплательщика как составная часть налогового контроля

 

Применение методов документального и фактического контро­ля, расчетно-аналитических методов в рамках процедур камеральной или выез­дной налоговой проверки может привести к выявлению оснований для применения к налогоплательщикам мер административной и налоговой ответственности. В этом случае законодатель предусматривает возможность осуществления мер пресечения (прекращения) противоправных действий, а также мер защиты, применяемых для восстановления нормального состояния правоотношений путем по­буждения субъектов права к исполнению возложенных на них обя­занностей.

Меры пресечения и защиты, как правило, предшествуют мерам юридической ответственности за совершение противоправных дея­ний в сфере налогообложения, поскольку правонарушитель принуж­дается к исполнению лежащей на нем обязанности, которую он ра­нее должен был исполнить, но не исполнил, то есть на восстановле­ние интересов управомоченного лица посредством защиты соответствующих субъективных прав.

К числу мер пресечения необходимо отнести приостановление операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора), когда банк ограничивает налогоплательщика в его праве производить че­рез данное кредитное учреждение различные денежные операции. Эта мера начинает действовать с момента получения банком реше­ния налогового органа о приостановлении таких операций и приме­няется в отношении налогоплательщиков — организаций; налоговых агентов — организаций; плательщиков сборов — организаций; нало­гоплательщиков — индивидуальных предпринимателей. Основанием для приостановления операций по счетам в отношении налогопла­тельщиков — организаций является ситуация, когда они не исполня­ют в установленные сроки обязанности по уплате налогов и сборов. При этом должно быть вынесено и доведено до сведения налогопла­тельщика решение о взыскании налога.

В отношении налогоплательщиков — организаций и налогопла­тельщиков — индивидуальных предпринимателей рассматриваемая мера пресечения может применяться в случае непредставления нало­гоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления та­кой декларации, а также при отказе от предоставления налоговой декларации.

Процедура рассматриваемой меры пресечения предполагает, во-первых, принятие руководителем налогового органа или его замес­тителем решения о приостановлении операций по счетам налогопла­тельщика в банках.

Во-вторых, — направление указанного решения банку, которое вручается ему способом, свидетельствующим о дате его получения, и действует с момента его получения банком. Срок действия реше­ния неограничен, и оно действует вплоть до его отмены налоговым органом (в том числе и после исполнения банком инкассового пору­чения в обеспечении взыскания, по которому было принято данное решение). Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному ис­полнению банком, в связи с чем банк, согласно п. 9 ст. 76 НК РФ не вправе открывать новые счета данному налогоплательщику — организации.

В-третьих, нормативная процедура рассматриваемой меры пре­сечения предполагает уведомление налоговым органом о принятом решении налогоплательщика, который вправе его обжаловать в вы­шестоящем налоговом органе или арбитражном суде.

Приостановление операций по счетам в банке как мера пресече­ния не может быть применена в отношении налогоплательщиков — физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринима­теля, а также налоговых агентов - физических лиц, независимо от того, имеют ли они статус индивидуального предпринимателя или нет.

На должностных лиц налогового органа возлагается обязанность отменить принятое решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих исполнение решения о взыскании налога, или пред­ставления налоговой декларации. Если решения об отмене примене­ния данной меры принуждения принято в более поздние сроки, то налогоплательщик вправе требовать в соответствии со ст. 35 НК РФ возмещения в полном объеме убытков, причиненных неправомер­ным бездействием налогового органа и возникших вследствие дей­ствия решения о приостановлении операций по счетам в банках сверх установленного срока.

Арест имущества налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов). Данная мера пресечения представляет собой зап­рещение с санкции прокурора распоряжаться имуществом организа­ции — налогоплательщика. Законодатель в п. 5 ст. 77 НК РФ специ­ально сделал оговорку, согласно которой аресту подлежит только имущество, необходимое и достаточное для исполнения обязаннос­ти по уплате налога.

Арест имущества организации — налогоплательщика (платель­щика сбора — налогового агента) выступает в качестве способа обес­печения исполнения решения об обращении взыскания на имущество налогоплательщика, принятого в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ. Законодатель в ст. 77 НК РФ установил возможность применения этой меры пресечения в отношении организаций — нало­гоплательщиков, организаций — плательщиков сборов, организаций — налоговых агентов. Также в отношении имущества физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) арест может быть применен судом в качестве меры по обеспечению иска по ходатайству налогового органа при подаче в суд иска о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика — физического лица.

В статье 77 НК РФ арест имущества дифференцируется на полный и частичный, в зависимости от степени ограничения права налогоплательщика в отношении его имущества. Если при полном аресте налогоплательщик не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владеть и пользоваться им с разрешения и под конт­ролем налогового органа, то при частичном аресте налогоплательщик владеет, пользуется и распоряжается арестованным имуществом с разрешения и под контролем налогового органа.

Нормативная процедура данной меры пресечения предполагает процессуальное оформление принятого руководителем налогового или таможенного органа либо их заместителями решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика — организации постановле­нием, санкционируемым прокурором. При этом определяется место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест. Осно­ванием для вынесения постановления являются достаточные причи­ны полагать, что налогоплательщик примет меры, чтобы спрятать или скрыть свое имущество. Оно действует только при наличии санкции прокурора. Исполнение решения об аресте имущества про­изводится должностным лицом, реализующим решение об обраще­нии взыскания на имущество. Решение об аресте имущества дей­ствует с момента наложения ареста до отмены этого решения упол­номоченным должностным лицом органа, его вынесшего, либо до отмены данного решения вышестоящим таможенным органом или судом.

Регламентируя нормативную процедуру ареста имущества, за­конодатель запретил применение этой меры принуждения в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

К числу право восстановительных мер относится взыскание недоимки. Процедурным моментом, предваряющим решение о бесспорном списании недоимки со счетов налогоплательщика — организации в банке, является направление налогоплательщику требования об уп­лате налога (сбора). Если данное требование в установленный срок не исполнено налогоплательщиком, то принимается решение о бес­спорном списании недоимки со счетов организации в банке. Соот­ветствующее решение может быть вынесено не позднее 2 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). Налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика задолженности в случае про­пуска данного срока, а также в ситуациях, когда бесспорное списа­ние недоимки не допускается (во-первых, это ситуация, когда обязанность по уплате налога (недоимки по налогу) возникла в свя­зи с изменением налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком; во-вторых, это случаи, когда по уплате налога (недоимки по налогу) обязанность возникла в связи с изменением налоговым органом юридической квалифика­ции статуса или характера деятельности налогоплательщика).

Судебный порядок взыскания недоимки требует от налогового органа подачи искового заявление в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Законодатель установил правило, согласно которому исполне­ние решения о бесспорном взыскании недоимки за счет денежных средств организации в банках производится путем направления в банк инкассового поручения, которое исполняется в соответствии с нормами гражданского законодательства. Данная восстановительная мера предполагает изъятие недоимки как с рублевых расчетных (те­кущих), так и с валютных счетов организации.

Если денежные сред­ства взыскиваются с валютных счетов, то одновременно с инкассо­вым поручением в банк направляется поручение на продажу валюты не позднее следующего дня после получения данного поручения. Особенностью процедуры взыскания недоимки является запрет на бесспорное списание недоимки с депозитных счетов налогоплательщика до истечения срока действия депозитного договора.

Если де­нежные суммы, необходимые для погашения недоимки, в наличии только на депозитных счетах налогоплательщика, то налоговый орган должен дать банку поручение на перевод средств с депозитного сче­та на расчетный счет сумм недоимки по истечении срока действия депозитного договора. Это возможно в том случае, когда инкассовое поручение не исполнено. Осуществляя процедуру взыскания недо­имки, налоговый орган одновременно с решением о ее применении должен довести до сведения налогоплательщика информацию о при­нятом решении не позднее пяти дней с момента его принятия.

Правом принимать решение об обращении взыскания на иное имущество налогоплательщика — организации (организации — пла­тельщика сбора, организации — налогового агента) обладает руково­дитель налогового или таможенного органа, если денежных средств на счетах организации в банках недостаточно для погашения недо­имки или у налогового органа отсутствует информация о таких счетах. Такое решение в трехдневный срок направляется судебному приставу для исполнения.

Бесспорный порядок взыскания недоимок с организаций распространяется и на суммы причитающихся к уплате пеней, то есть денежных сумм, которые налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны возместить в случае уплаты причитающих­ся с них сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации в более поздние сроки по сравне­нию с временными интервалами, установленными налоговым зако­нодательством. По своей правовой природе взыскание пеней — вос­становительная мера, а не штрафная санкция. Поэтому на нее зако­нодатель распространил бесспорный порядок взыскания, что направлено на компенсацию ущерба, понесенного бюджетом вслед­ствие несвоевременного поступления средств.

 

4.3 Общая характеристика деятельности налоговых органов по приему и камеральной проверке налоговых деклараций

 

Камеральная налоговая проверка - это проверка бухгалтерской отчетности и деклараций, сданных организациями (индивидуальными предпринимателями) в налоговые инспекции (без выезда к налогоплательщикам). Проводится соглас­но статье 88 Налогового Кодекса.

Целью камеральной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или нало­говым агентом законодательства о налогах и сборах. Проверка проводится уполномоченными дол­жностными лицами по месту нахождения налогового органа без ка­кого либо специального решения руководителя в течение трех меся­цев со дня представления налогоплательщиком налоговой деклара­ции (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

В ходе камеральных проверок исследуются следующие доку­менты: налоговые декларации и расчеты; документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету); документы, самостоятельно представленные налогоплательщи­ком; другие документы о деятельности налогоплательщика, имею­щиеся у налогового органа.

При проведении камеральной проверки налоговая инспекция имеет право использовать любую имеющуюся у нее информацию о налогоплательщике, если эта информация получена законным путем. Чаще всего источниками такой информации являются:

—документы налогоплательщика, представленные им в инспек­цию при государственной регистрации и постановке на налоговый учет;

—ранее сданные налогоплательщиком в инспекцию налоговые декларации и бухгалтерская отчетность за предыдущие налоговые (отчетные) периоды;

—информация, поступающая в налоговую инспекцию от раз­личных государственных органов в соответствии с требованиями ст. 85 НК РФ и других законодательных актов;

—информация, полученная налоговыми органами в ходе конт­рольной работы.

Основными этапами камеральной налоговой проверки являются:

1.Проверка полноты представления налогоплательщиком доку­ментов, налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, а также иных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

2.Визуальная проверка правильности оформления представ­ленных документов (полноты заполнения необходимых реквизитов, четкости заполнения и т. д.).

3.Арифметический контроль данных налоговой отчетности.

4.Проверка своевременности представления налоговой отчет­ности.

5.Проверка обоснованности применения налоговых ставок и льгот.

6.Проверка правильности исчисления налоговой базы.

Первым этапом работы налоговой инспекции при камеральной проверке налоговых деклараций является их прием от налогопла­тельщиков и ввод полученных данных в автоматизированную ин­формационную систему (АИС) налоговых органов.

Налоговые декларации, бухгалтерская отчетность и иные доку­менты, необходимые для исчисления и уплаты налогов, должны быть представлены налогоплательщиком в налоговую инспекцию на бу­мажном носителе и в электронном виде. При этом, если документы представляются по телекоммуникационным каналам связи и подпи­саны электронной цифровой подписью плательщика, представление их на бумажных носителях не требуется.

Налоговые декларации и иные необходимые документы пред­ставляются налогоплательщиком в налоговую инспекцию по месту его учета. Документы могут быть переданы: лично налогоплательщиком; через уполномоченного представителя; направлены в виде почтового отправления с описью вложения; по телекоммуникационным каналам связи.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата фактического представления их в налого­вую инспекцию на бумажных носителях или дата отправки заказно­го письма с описью вложения.

На титульном листе каждой принятой налоговой декларации инспектором проставляется дата ее представления в налоговую инс­пекцию.

Если налоговые декларации и бухгалтерская отчетность направ­ляются в инспекцию по почте, то рекомендуется учесть следующие моменты: отчетность должна направляться заказным письмом с уве­домлением о вручении; обязательно должна быть составлена опись вложений; моментом сдачи отчетности считается дата ее направления по почте с соблюдением двух вышеназванных требований; соответ­ственно, нужно следить за тем, чтобы сотрудники отделения связи четко и правильно указывали дату отправки письма (это особенно важно, когда отчетность направляется по почте в конце последнего дня перед истечением срока ее сдачи).

Плательщику необходимо сохранить квитанцию (и опись), вы­даваемую отделением связи при сдаче письма на отправку, вместе со своими экземплярами налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в течение всего времени их хранения.

На стадии приема налоговых деклараций и бухгалтерской от­четности все представленные документы подвергаются визуальному контролю на предмет их соответствия следующим требованиям:

1.Полнота представления. На данной стадии налоговый инспек­тор устанавливает фактическое наличие всех документов отчетности, определенных законодательными и иными правовыми нормативными актами для соответствующей категории налогоплательщиков.

2.Соответствие формы бланков представленных налоговых дек­лараций и бухгалтерской отчетности утвержденным формам.

3.Наличие обязательных реквизитов налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности (полного наименования плательщика; ИНН и КПП; периода, за который представляются налоговые декларации и бухгалтерская отчетность; подписей лиц, уполномоченных подтверж­дать достоверность и полноту сведений, содержащихся в декларациях и отчетности; печати организации; правильности заполнения иных реквизитов налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности).

4.Наличие обязательных реквизитов в иных представляемых налогоплательщиком документах, служащих для исчисления и упла­ты налогов, и их четкое заполнение.

Действующим законодательством налоговым органам не предос­тавлено право отказывать налогоплательщикам в приеме налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов. Поэтому если в представленных налогоплательщиком налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов, реквизиты заполнены нечетко или карандашом, имеются не оговоренные подписью налогоплательщика исправления, налоговая инспекция обязана принять такие документы. При этом налоговая инспекция обязана в трехдневный срок письменно уведомить налого­плательщика о необходимости представления им документа по уста­новленной для него форме в определенный налоговой инспекцией срок. Этот срок, как правило, устанавливается в 5—10 дней.

На практике сотрудники налоговой инспекции, обнаружившие факт несоответствия сдаваемых деклараций установленным требова­ниям к их оформлению, могут предложить налогоплательщику сразу внести в них исправления.

Принятые налоговые декларации и бухгалтерская отчетность регистрируются налоговой инспекцией не позднее следующего рабо­чего дня с даты их принятия. Регистрация проводится с использова­нием программного обеспечения, установленного в инспекции. Каж­дой поступившей налоговой деклараций и каждому документу бух­галтерской отчетности присваивается регистрационный номер, который проставляется на принятом документе. Эти номера используются для контроля за сохранностью и ходом обработки документов в налоговой инспекции, и особого интереса для налогоплательщиков не представляют.

Не позднее следующего рабочего дня после приема налоговые декларации и бухгалтерская отчетность, подлежащие вводу в инфор­мационную систему налоговых органов, формируются в пачки по ви­дам форм и передаются в отдел, ответственный за ввод данных в АИС налоговых органов.

Налоговые декларации и бухгалтерская от­четность, представленные основными налогоплательщиками, подле­жат вводу в АИС в течение одного рабочего дня, следующего за днем их получения. По окончании процедуры ввода на документах отчетности проставляется дата ввода и подпись сотрудника инспек­ции, осуществившего ввод данных.

Если при вводе показателей налоговых деклараций будет уста­новлено, что ввести данные невозможно в связи с тем, что отсут­ствуют какие-либо обязательные реквизиты, имеются нечетко за­полненные или заполненные карандашом реквизиты, исправления не удостоверены подписью налогоплательщика и т.п., налоговая инспекция письменно уведомляет налогоплательщика о необходимости представления им правильно оформленных документов в установленный срок.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализиро­ванного оператора связи. Налоговая инспекция подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых деклараций и бухгал­терской отчетности в электронном виде, высылая по телекоммуни­кационным каналам связи квитанцию об их приеме после проверки соблюдения налогоплательщиком требований к оформлению доку­ментов. Квитанцией о приеме налоговых деклараций и бухгалтерс­кой отчетности является электронный документ, содержащий фор­мы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электрон­ном виде, подписанный электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП) налогоплательщика и заверенный ЭЦП налогового органа. Второй экземпляр квитанции о приеме налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности и уведомление о дате их представления сохраняется в хранилище налоговой инспекции.

Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность, представ­ленные по телекоммуникационным каналам связи, в обязательном порядке проходят программный контроль, предусматривающий под­тверждение подлинности ЭЦП отправителя и проверку соответствия формату представления налоговых деклараций и бухгалтерской от­четности в электронном виде.

Если в представленных налогоплательщиком налоговых декла­рациях и бухгалтерской отчетности отсутствует какой-либо из обя­зательных реквизитов, налоговая инспекция в трехдневный срок дол­жна письменно уведомить налогоплательщика о необходимости пред­ставления им документа по форме, установленной для данного документа, в установленный налоговой инспекцией срок. Уведомле­ние отправляется налогоплательщику в электронном виде по теле­коммуникационным каналам связи и на бумажном носителе. При этом специализированный оператор связи фиксирует факт доставки уведомления налогоплательщику и направляет в налоговую инспек­цию по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об этом.

В случае невозможности ввода данных каких-либо документов налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности сотрудник от­дела ввода возвращает их в отдел приема для доработки. Отдел приема принимает меры по устранению ошибок, допущенных при приеме и регистрации документов. Если причиной невозможности ввода данных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности явилась ошибка, допущенная налогоплательщиком, то он приглаша­ется в налоговую инспекцию для исправления ошибки. Уведомле­ние отправляется налогоплательщику в электронном виде по теле­коммуникационным каналам связи и на бумажном носителе.

В том случае, если после рассмотрения представленных доку­ментов, либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налого­вый орган установит факт совершения налогового правонарушения, должностное лицо налогового органа обязано составить акт провер­ки в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой про­верки.

В нем указываются:

1) дата акта налоговой проверки, то есть дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки органи­зации по месту нахождения ее обособленного подразделения, поми­мо наименования организации, указываются полное и сокращенное наименования проверяемого подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководи­теля) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

10)адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

11)сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

12)документально подтвержденные факты нарушений законода­тельства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или за­пись об отсутствии таковых;

13)выводы и предложения проверяющих по устранению выяв­ленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ.

Акт налоговой проверки подписывают лица, проводившие соот­ветствующую проверку, и лицо, в отношении которого проводилась проверка (его представитель). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

Кроме того, акт камеральной проверки должен быть вручен налогоплательщику под расписку или передан иным способом, сви­детельствующим о дате получения. Если налогоплательщик будет уклоняться от получения акта проверки, налоговый орган направит акт заказным письмом.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, налогоплательщик имеет право подать письменные возражения. Срок подачи возражений — 15 рабочих дней с момента получения акта проверки.

О рассмотрении материалов проверки вне зависимости от того, представил налогоплательщик письменные возражения по акту или нет, его обязаны известить.

При рассмотрении материалов проверки, если нужно получить дополнительные доказательства, налоговый орган может вынести ре­шение о проведении дополнительных мероприятий налогового конт­роля (истребовать документы у иных лиц, располагающих докумен­тами (информацией), касающимися деятельности проверяемого на­логоплательщика; допросить свидетеля, провести экспертизу).

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение:

1.о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

2.об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Вынесенное по результатам проверки решение вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответ­ствующее решение. До вступления в силу вышеуказанные решения могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган, а после – в суд.

 

4.4 Общая характеристика организации работы по выездным налоговым проверкам. Выбор объекта проверки

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.