Тема 4 Контроль налоговых органов за деятельностью налогоплательщиков
4.1 Понятие налоговой проверки, ее место в системе налогового контроля
Реализация государством функции налогового контроля заключается в осуществлении на постоянной основе специализированными органами контроля за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов требований законодательства о налогах и сборах. Налоговый контроль это осуществляемая на постоянной основе деятельность специализированных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов требований налогово-правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе взимания налогов и сборов в Российской Федерации.
Следует отличать налоговый контроль от контроля за соблюдением налогового законодательства. Последнее понятие более широкое и включает в себя деятельность любых государственных органов, осуществляющих контрольные функции в области налогообложения.
Основной целью налогового контроля является контроль за соблюдением законодательства, регулирующего процесс поступления финансовых ресурсов в специальные централизованные фонды публичных субъектов, необходимые последним для выполнения возложенных на них функций. Учитывая, что порядок образования денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления как составляющая часть финансовой дисциплины является объектом финансового контроля, следует предположить, что налоговый контроль является составной частью финансового контроля государства. Органы, осуществляющие налоговый контроль, всегда выступают от имени государства (что, например, отличает налоговый контроль от аудита) и это также свидетельствует о принадлежности налогового контроля к финансовому контролю.
Сущность налогового контроля заключается в том, что при его проведении, в тех формах, которые предписаны Налоговым кодексом, проверяется соблюдение налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сборов) налогового законодательства. С помощью налогового контроля отслеживается правильность уплаты налогоплательщиками и плательщиками сборов налогов и сборов в централизованные государственные фонды (бюджет, государственные внебюджетные фонды), то есть правильность отчуждения налогоплательщиками в пользу публичных субъектов части своего имущества, соответствующей размеру налогового платежа, а также правильность удержания и перечисления в бюджет финансовых ресурсов налоговыми агентами. В этом проявляется специфика налогового контроля по отношению к финансовому контролю в целом.
Одним из видов налогового контроля являются налоговые проверки, которые налоговые органы могут проводить проверки в соответствии:
- с Налоговым кодексом Российской Федерации;
- иными законодательными актами.
К проверкам, проводимым в соответствии с иными законодательными актами, относится достаточно большое число проверок соблюдения законодательства, в т. ч.:
- о применении контрольно-кассовой техники в денежных расчетах;
- о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и табачной продукции;
- о кассовой дисциплине
- о валютном контроле и т. д.
Действия налоговых органов при проведении таких проверок регламентируются, как правило, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Что касается проверок, проводимых в соответствии с НК РФ (налоговых проверок), то их можно классифицировать по нескольким признакам.
Так, ст. 87 НК РФ определено, что налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Камеральная налоговая проверка (в соответствии со ст. 88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Выездная налоговая проверка (в соответствии со ст. 89 НК РФ) проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.
Значение выездных налоговых проверок в деле выявления случаев нарушения налогового законодательства высоко. Однако в последнее время налоговые органы все большее внимание уделяют именно повышению эффективности камеральных налоговых проверок, поскольку выездные налоговые проверки очень трудоемки, занимают много времени, в связи с чем данной формой налогового контроля могут быть охвачены всего лишь 20—25 процентов налогоплательщиков.
Статьей 87 НК РФ установлен запрет на проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период. Из этого правила сделано два исключения - повторная проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, либо в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за проверенный период с суммой налога к уплате меньше, чем заявлялось ранее. Таким образом, налоговые проверки подразделяются по признаку повторности на первичные и повторные. Первичные проверки могут быть камеральными и выездными.
Повторные проверки могут быть только выездными.
Статьей 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Таким образом, по степени охвата проверкой уплачиваемых плательщиком налогов выделяются: комплексные проверки и тематические проверки.
Под комплексной проверкой понимается проверка, которой охватываются вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов, уплачиваемых налогоплательщиком.
Тематическая проверка — это проверка, охватывающая вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.
По категории участников налоговых правоотношений выделяются: проверки налогоплательщиков; проверки налоговых агентов; проверки плательщиков сборов.
Эта классификация влияет на перечень вопросов, которые могут быть подвергнуты проверке. В ходе проверок у налогоплательщиков проверяется правильность исчисления и уплаты всех или некоторых налогов, которые они обязаны уплачивать. У плательщиков сборов проверяется правильность взимания и своевременность перечисления в бюджет соответствующих сборов. У налоговых агентов проверяется правильность исчисления и удержания у плательщиков таких налогов, как налог на доходы физических лиц и т. п.
По статусу объектов проверок можно выделить: проверки юридических лиц; проверки юридических лиц по вопросам исчисления и уплаты налогов филиалами и обособленными подразделениями; проверки индивидуальных предпринимателей; проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Каждая проверка из этих категорий имеет свою специфику в части состава проверяемых налогов и соблюдения отдельных формальностей.
Так, проверка филиала или представительства юридического лица может быть инициирована и проведена как налоговым органом, в котором состоит на учете данное юридическое лицо, так и налоговым органом по месту нахождения этого филиала (представительства) обособленного подразделения.
По методу проведения проверки можно выделить: проверки, проводимые сплошным методом; проверки, проводимые выборочным методом.
При сплошной проверке проверяются все документы налогоплательщика за все налоговые (отчетные) периоды, охваченные проверкой. Выборочной проверкой охватывается, как правило, часть документации (если плательщик работает по типовым договорам, схемам и т. п.) или часть налоговых (отчетных) периодов.
По составу участников проверки можно выделить: проверки, проводимые силами налоговой инспекции; совместные проверки.
Совместные проверки проводятся силами сотрудников инспекции и иных контролирующих органов.
В первую очередь речь идет о правоохранительных органах, об органах государственных внебюджетных фондов и финансовых органах. Возможно взаимодействие и с другими государственными и муниципальными организациями.
По отношению к плану проверок можно выделить: плановые проверки; внеплановые проверки.
Ежеквартально инспекцией составляется план проведения выездных проверок, в который включаются те налогоплательщики, деятельность которых инспекция обязана или считает необходимым проверить в течение очередного квартала. В то же время имеют место случаи, когда инспекции приходится проводить проверки налогоплательщиков, не включенных в план. К ним относятся: проведение проверок по постановлению следователя, расследующего уголовное дело; проведение проверок по срочным заданиям вышестоящих налоговых органов и т. п.
4.2 Методы налогового реагирования на налоговые нарушения со стороны налогоплательщика как составная часть налогового контроля
Применение методов документального и фактического контроля, расчетно-аналитических методов в рамках процедур камеральной или выездной налоговой проверки может привести к выявлению оснований для применения к налогоплательщикам мер административной и налоговой ответственности. В этом случае законодатель предусматривает возможность осуществления мер пресечения (прекращения) противоправных действий, а также мер защиты, применяемых для восстановления нормального состояния правоотношений путем побуждения субъектов права к исполнению возложенных на них обязанностей.
Меры пресечения и защиты, как правило, предшествуют мерам юридической ответственности за совершение противоправных деяний в сфере налогообложения, поскольку правонарушитель принуждается к исполнению лежащей на нем обязанности, которую он ранее должен был исполнить, но не исполнил, то есть на восстановление интересов управомоченного лица посредством защиты соответствующих субъективных прав.
К числу мер пресечения необходимо отнести приостановление операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора), когда банк ограничивает налогоплательщика в его праве производить через данное кредитное учреждение различные денежные операции. Эта мера начинает действовать с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и применяется в отношении налогоплательщиков — организаций; налоговых агентов — организаций; плательщиков сборов — организаций; налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей. Основанием для приостановления операций по счетам в отношении налогоплательщиков — организаций является ситуация, когда они не исполняют в установленные сроки обязанности по уплате налогов и сборов. При этом должно быть вынесено и доведено до сведения налогоплательщика решение о взыскании налога.
В отношении налогоплательщиков — организаций и налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей рассматриваемая мера пресечения может применяться в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также при отказе от предоставления налоговой декларации.
Процедура рассматриваемой меры пресечения предполагает, во-первых, принятие руководителем налогового органа или его заместителем решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках.
Во-вторых, — направление указанного решения банку, которое вручается ему способом, свидетельствующим о дате его получения, и действует с момента его получения банком. Срок действия решения неограничен, и оно действует вплоть до его отмены налоговым органом (в том числе и после исполнения банком инкассового поручения в обеспечении взыскания, по которому было принято данное решение). Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком, в связи с чем банк, согласно п. 9 ст. 76 НК РФ не вправе открывать новые счета данному налогоплательщику — организации.
В-третьих, нормативная процедура рассматриваемой меры пресечения предполагает уведомление налоговым органом о принятом решении налогоплательщика, который вправе его обжаловать в вышестоящем налоговом органе или арбитражном суде.
Приостановление операций по счетам в банке как мера пресечения не может быть применена в отношении налогоплательщиков — физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, а также налоговых агентов - физических лиц, независимо от того, имеют ли они статус индивидуального предпринимателя или нет.
На должностных лиц налогового органа возлагается обязанность отменить принятое решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих исполнение решения о взыскании налога, или представления налоговой декларации. Если решения об отмене применения данной меры принуждения принято в более поздние сроки, то налогоплательщик вправе требовать в соответствии со ст. 35 НК РФ возмещения в полном объеме убытков, причиненных неправомерным бездействием налогового органа и возникших вследствие действия решения о приостановлении операций по счетам в банках сверх установленного срока.
Арест имущества налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов). Данная мера пресечения представляет собой запрещение с санкции прокурора распоряжаться имуществом организации — налогоплательщика. Законодатель в п. 5 ст. 77 НК РФ специально сделал оговорку, согласно которой аресту подлежит только имущество, необходимое и достаточное для исполнения обязанности по уплате налога.
Арест имущества организации — налогоплательщика (плательщика сбора — налогового агента) выступает в качестве способа обеспечения исполнения решения об обращении взыскания на имущество налогоплательщика, принятого в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ. Законодатель в ст. 77 НК РФ установил возможность применения этой меры пресечения в отношении организаций — налогоплательщиков, организаций — плательщиков сборов, организаций — налоговых агентов. Также в отношении имущества физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) арест может быть применен судом в качестве меры по обеспечению иска по ходатайству налогового органа при подаче в суд иска о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика — физического лица.
В статье 77 НК РФ арест имущества дифференцируется на полный и частичный, в зависимости от степени ограничения права налогоплательщика в отношении его имущества. Если при полном аресте налогоплательщик не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владеть и пользоваться им с разрешения и под контролем налогового органа, то при частичном аресте налогоплательщик владеет, пользуется и распоряжается арестованным имуществом с разрешения и под контролем налогового органа.
Нормативная процедура данной меры пресечения предполагает процессуальное оформление принятого руководителем налогового или таможенного органа либо их заместителями решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика — организации постановлением, санкционируемым прокурором. При этом определяется место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест. Основанием для вынесения постановления являются достаточные причины полагать, что налогоплательщик примет меры, чтобы спрятать или скрыть свое имущество. Оно действует только при наличии санкции прокурора. Исполнение решения об аресте имущества производится должностным лицом, реализующим решение об обращении взыскания на имущество. Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа, его вынесшего, либо до отмены данного решения вышестоящим таможенным органом или судом.
Регламентируя нормативную процедуру ареста имущества, законодатель запретил применение этой меры принуждения в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
К числу право восстановительных мер относится взыскание недоимки. Процедурным моментом, предваряющим решение о бесспорном списании недоимки со счетов налогоплательщика — организации в банке, является направление налогоплательщику требования об уплате налога (сбора). Если данное требование в установленный срок не исполнено налогоплательщиком, то принимается решение о бесспорном списании недоимки со счетов организации в банке. Соответствующее решение может быть вынесено не позднее 2 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). Налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика задолженности в случае пропуска данного срока, а также в ситуациях, когда бесспорное списание недоимки не допускается (во-первых, это ситуация, когда обязанность по уплате налога (недоимки по налогу) возникла в связи с изменением налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком; во-вторых, это случаи, когда по уплате налога (недоимки по налогу) обязанность возникла в связи с изменением налоговым органом юридической квалификации статуса или характера деятельности налогоплательщика).
Судебный порядок взыскания недоимки требует от налогового органа подачи искового заявление в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Законодатель установил правило, согласно которому исполнение решения о бесспорном взыскании недоимки за счет денежных средств организации в банках производится путем направления в банк инкассового поручения, которое исполняется в соответствии с нормами гражданского законодательства. Данная восстановительная мера предполагает изъятие недоимки как с рублевых расчетных (текущих), так и с валютных счетов организации.
Если денежные средства взыскиваются с валютных счетов, то одновременно с инкассовым поручением в банк направляется поручение на продажу валюты не позднее следующего дня после получения данного поручения. Особенностью процедуры взыскания недоимки является запрет на бесспорное списание недоимки с депозитных счетов налогоплательщика до истечения срока действия депозитного договора.
Если денежные суммы, необходимые для погашения недоимки, в наличии только на депозитных счетах налогоплательщика, то налоговый орган должен дать банку поручение на перевод средств с депозитного счета на расчетный счет сумм недоимки по истечении срока действия депозитного договора. Это возможно в том случае, когда инкассовое поручение не исполнено. Осуществляя процедуру взыскания недоимки, налоговый орган одновременно с решением о ее применении должен довести до сведения налогоплательщика информацию о принятом решении не позднее пяти дней с момента его принятия.
Правом принимать решение об обращении взыскания на иное имущество налогоплательщика — организации (организации — плательщика сбора, организации — налогового агента) обладает руководитель налогового или таможенного органа, если денежных средств на счетах организации в банках недостаточно для погашения недоимки или у налогового органа отсутствует информация о таких счетах. Такое решение в трехдневный срок направляется судебному приставу для исполнения.
Бесспорный порядок взыскания недоимок с организаций распространяется и на суммы причитающихся к уплате пеней, то есть денежных сумм, которые налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны возместить в случае уплаты причитающихся с них сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации в более поздние сроки по сравнению с временными интервалами, установленными налоговым законодательством. По своей правовой природе взыскание пеней — восстановительная мера, а не штрафная санкция. Поэтому на нее законодатель распространил бесспорный порядок взыскания, что направлено на компенсацию ущерба, понесенного бюджетом вследствие несвоевременного поступления средств.
4.3 Общая характеристика деятельности налоговых органов по приему и камеральной проверке налоговых деклараций
Камеральная налоговая проверка - это проверка бухгалтерской отчетности и деклараций, сданных организациями (индивидуальными предпринимателями) в налоговые инспекции (без выезда к налогоплательщикам). Проводится согласно статье 88 Налогового Кодекса.
Целью камеральной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Проверка проводится уполномоченными должностными лицами по месту нахождения налогового органа без какого либо специального решения руководителя в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
В ходе камеральных проверок исследуются следующие документы: налоговые декларации и расчеты; документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету); документы, самостоятельно представленные налогоплательщиком; другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.
При проведении камеральной проверки налоговая инспекция имеет право использовать любую имеющуюся у нее информацию о налогоплательщике, если эта информация получена законным путем. Чаще всего источниками такой информации являются:
—документы налогоплательщика, представленные им в инспекцию при государственной регистрации и постановке на налоговый учет;
—ранее сданные налогоплательщиком в инспекцию налоговые декларации и бухгалтерская отчетность за предыдущие налоговые (отчетные) периоды;
—информация, поступающая в налоговую инспекцию от различных государственных органов в соответствии с требованиями ст. 85 НК РФ и других законодательных актов;
—информация, полученная налоговыми органами в ходе контрольной работы.
Основными этапами камеральной налоговой проверки являются:
1.Проверка полноты представления налогоплательщиком документов, налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, а также иных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
2.Визуальная проверка правильности оформления представленных документов (полноты заполнения необходимых реквизитов, четкости заполнения и т. д.).
3.Арифметический контроль данных налоговой отчетности.
4.Проверка своевременности представления налоговой отчетности.
5.Проверка обоснованности применения налоговых ставок и льгот.
6.Проверка правильности исчисления налоговой базы.
Первым этапом работы налоговой инспекции при камеральной проверке налоговых деклараций является их прием от налогоплательщиков и ввод полученных данных в автоматизированную информационную систему (АИС) налоговых органов.
Налоговые декларации, бухгалтерская отчетность и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, должны быть представлены налогоплательщиком в налоговую инспекцию на бумажном носителе и в электронном виде. При этом, если документы представляются по телекоммуникационным каналам связи и подписаны электронной цифровой подписью плательщика, представление их на бумажных носителях не требуется.
Налоговые декларации и иные необходимые документы представляются налогоплательщиком в налоговую инспекцию по месту его учета. Документы могут быть переданы: лично налогоплательщиком; через уполномоченного представителя; направлены в виде почтового отправления с описью вложения; по телекоммуникационным каналам связи.
Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата фактического представления их в налоговую инспекцию на бумажных носителях или дата отправки заказного письма с описью вложения.
На титульном листе каждой принятой налоговой декларации инспектором проставляется дата ее представления в налоговую инспекцию.
Если налоговые декларации и бухгалтерская отчетность направляются в инспекцию по почте, то рекомендуется учесть следующие моменты: отчетность должна направляться заказным письмом с уведомлением о вручении; обязательно должна быть составлена опись вложений; моментом сдачи отчетности считается дата ее направления по почте с соблюдением двух вышеназванных требований; соответственно, нужно следить за тем, чтобы сотрудники отделения связи четко и правильно указывали дату отправки письма (это особенно важно, когда отчетность направляется по почте в конце последнего дня перед истечением срока ее сдачи).
Плательщику необходимо сохранить квитанцию (и опись), выдаваемую отделением связи при сдаче письма на отправку, вместе со своими экземплярами налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в течение всего времени их хранения.
На стадии приема налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности все представленные документы подвергаются визуальному контролю на предмет их соответствия следующим требованиям:
1.Полнота представления. На данной стадии налоговый инспектор устанавливает фактическое наличие всех документов отчетности, определенных законодательными и иными правовыми нормативными актами для соответствующей категории налогоплательщиков.
2.Соответствие формы бланков представленных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности утвержденным формам.
3.Наличие обязательных реквизитов налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности (полного наименования плательщика; ИНН и КПП; периода, за который представляются налоговые декларации и бухгалтерская отчетность; подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, содержащихся в декларациях и отчетности; печати организации; правильности заполнения иных реквизитов налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности).
4.Наличие обязательных реквизитов в иных представляемых налогоплательщиком документах, служащих для исчисления и уплаты налогов, и их четкое заполнение.
Действующим законодательством налоговым органам не предоставлено право отказывать налогоплательщикам в приеме налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов. Поэтому если в представленных налогоплательщиком налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов, реквизиты заполнены нечетко или карандашом, имеются не оговоренные подписью налогоплательщика исправления, налоговая инспекция обязана принять такие документы. При этом налоговая инспекция обязана в трехдневный срок письменно уведомить налогоплательщика о необходимости представления им документа по установленной для него форме в определенный налоговой инспекцией срок. Этот срок, как правило, устанавливается в 5—10 дней.
На практике сотрудники налоговой инспекции, обнаружившие факт несоответствия сдаваемых деклараций установленным требованиям к их оформлению, могут предложить налогоплательщику сразу внести в них исправления.
Принятые налоговые декларации и бухгалтерская отчетность регистрируются налоговой инспекцией не позднее следующего рабочего дня с даты их принятия. Регистрация проводится с использованием программного обеспечения, установленного в инспекции. Каждой поступившей налоговой деклараций и каждому документу бухгалтерской отчетности присваивается регистрационный номер, который проставляется на принятом документе. Эти номера используются для контроля за сохранностью и ходом обработки документов в налоговой инспекции, и особого интереса для налогоплательщиков не представляют.
Не позднее следующего рабочего дня после приема налоговые декларации и бухгалтерская отчетность, подлежащие вводу в информационную систему налоговых органов, формируются в пачки по видам форм и передаются в отдел, ответственный за ввод данных в АИС налоговых органов.
Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность, представленные основными налогоплательщиками, подлежат вводу в АИС в течение одного рабочего дня, следующего за днем их получения. По окончании процедуры ввода на документах отчетности проставляется дата ввода и подпись сотрудника инспекции, осуществившего ввод данных.
Если при вводе показателей налоговых деклараций будет установлено, что ввести данные невозможно в связи с тем, что отсутствуют какие-либо обязательные реквизиты, имеются нечетко заполненные или заполненные карандашом реквизиты, исправления не удостоверены подписью налогоплательщика и т.п., налоговая инспекция письменно уведомляет налогоплательщика о необходимости представления им правильно оформленных документов в установленный срок.
Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи. Налоговая инспекция подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, высылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об их приеме после проверки соблюдения налогоплательщиком требований к оформлению документов. Квитанцией о приеме налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности является электронный документ, содержащий формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП) налогоплательщика и заверенный ЭЦП налогового органа. Второй экземпляр квитанции о приеме налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности и уведомление о дате их представления сохраняется в хранилище налоговой инспекции.
Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность, представленные по телекоммуникационным каналам связи, в обязательном порядке проходят программный контроль, предусматривающий подтверждение подлинности ЭЦП отправителя и проверку соответствия формату представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде.
Если в представленных налогоплательщиком налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов, налоговая инспекция в трехдневный срок должна письменно уведомить налогоплательщика о необходимости представления им документа по форме, установленной для данного документа, в установленный налоговой инспекцией срок. Уведомление отправляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и на бумажном носителе. При этом специализированный оператор связи фиксирует факт доставки уведомления налогоплательщику и направляет в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об этом.
В случае невозможности ввода данных каких-либо документов налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности сотрудник отдела ввода возвращает их в отдел приема для доработки. Отдел приема принимает меры по устранению ошибок, допущенных при приеме и регистрации документов. Если причиной невозможности ввода данных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности явилась ошибка, допущенная налогоплательщиком, то он приглашается в налоговую инспекцию для исправления ошибки. Уведомление отправляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и на бумажном носителе.
В том случае, если после рассмотрения представленных документов, либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, должностное лицо налогового органа обязано составить акт проверки в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
В нем указываются:
1) дата акта налоговой проверки, то есть дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, помимо наименования организации, указываются полное и сокращенное наименования проверяемого подразделения и место его нахождения;
3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
7) период, за который проведена проверка;
8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
9) даты начала и окончания налоговой проверки;
10)адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
11)сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
12)документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
13)выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ.
Акт налоговой проверки подписывают лица, проводившие соответствующую проверку, и лицо, в отношении которого проводилась проверка (его представитель). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.
Кроме того, акт камеральной проверки должен быть вручен налогоплательщику под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате получения. Если налогоплательщик будет уклоняться от получения акта проверки, налоговый орган направит акт заказным письмом.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, налогоплательщик имеет право подать письменные возражения. Срок подачи возражений — 15 рабочих дней с момента получения акта проверки.
О рассмотрении материалов проверки вне зависимости от того, представил налогоплательщик письменные возражения по акту или нет, его обязаны известить.
При рассмотрении материалов проверки, если нужно получить дополнительные доказательства, налоговый орган может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (истребовать документы у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика; допросить свидетеля, провести экспертизу).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение:
1.о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
2.об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Вынесенное по результатам проверки решение вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение. До вступления в силу вышеуказанные решения могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган, а после – в суд.
4.4 Общая характеристика организации работы по выездным налоговым проверкам. Выбор объекта проверки
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|