Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3 Деятельность налоговых органов по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации





 

3.1 Общая характеристика работы государственных налоговых органов по учету поступлений в бюджет. Лицевой счет налогоплательщика

 

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999 № 106н «Об утверждении инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального каз­начейства министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета» установ­лены следующие термины и понятия:

Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти Российской Федерации или иной прямой получатель средств федерального бюджета, имеющий право распре­делять ассигнования по распорядителям и получателям средств фе­дерального бюджета.

Распорядитель средств федерального бюджета — орган государ­ственной власти Российской Федерации, получающий ассигнования от вышестоящего распределения между нижестоящими распорядителями и получа­телями средств федерального бюджета, находящимися в его ведении.

Получатель средств федерального бюджета — орган государ­ственной власти Российской Федерации, бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя средств федерального бюджета, а также иной прямой получатель средств федерального бюджета, имеющий право на получение бюд­жетных ассигнований.



Бюджетное учреждение — организация, созданная органом госу­дарственной власти Российской Федерации для осуществления управ­ленческих, социально-культурных, научно-технических или иных фун­кций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из федерального бюджета на основании смет доходов и расходов.

Смета доходов и расходов — документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований и содержащий рас­четные данные по каждому целевому направлению бюджетных ас­сигнований.

Лицевой счет — регистр аналитического учета органа федераль­ного казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объе­мов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в про­цессе исполнения расходов федерального бюджета главными распо­рядителями, распорядителями и получателями средств федерально­го бюджета, и органами федерального казначейства.



Клиент — главный распорядитель, распорядитель и получатель средств федерального бюджета, обособленное подразделение, кото­рому в установленном порядке открыт в органе федерального казна­чейства соответствующий лицевой счет.

Учетный номер — порядковый номер, присваиваемый получа­телю средств и обособленному подразделению органом федерально­го казначейства при открытии лицевого счета получателя средств и лицевого счета обособленного подразделения.

Можно выделить следующие виды лицевых счетов:

1.лицевой счет распорядителя средств, предназначенный для учета операций главного распорядителя средств и распорядителя средств по распределению и доведению объемов лимитов бюджет­ных обязательств и финансирования распорядителям и получателям средств, находящимся в их ведении;

2.распорядительный лицевой счет органа федерального казна­чейства, предназначенный для учета операций по отражению рас­пределения и доведения до нижестоящих органов федерального казначейства объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования по федеральным мероприятиям, по которым главным рас­порядителем средств является Министерство финансов Российской Федерации;

3.лицевой счет получателя средств, предназначенный для уче­та сумм доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств, при­нятых денежных обязательств, объемов финансирования, кассовых расходов, осуществляемых при исполнении смет доходов и расхо­дов получателей средств федерального бюджета;



4.лицевой счет органа федерального казначейства, предназна­ченный для учета операций по отражению объемов лимитов бюд­жетных обязательств и финансирования, кассовых расходов по фе­деральным мероприятиям, по которым главным распорядителем средств является Министерство финансов Российской Федерации;

5.лицевой счет обособленного подразделения, предназначенный для учета операций при расходовании наличных денег обособлен­ным подразделением.

Порядок открытия и закрытия лицевого счета. Учет операций по исполнению расходов федерального бюджета на лицевых счетах осуществляется нарастающим итогом с начала финансового года.

Органы федерального казначейства при открытии лицевых сче­тов получателей средств и лицевых счетов обособленных подразде­лений присваивают им учетный номер, который идентифицирует данного получателя средств (обособленное подразделение) в инфор­мационной системе федерального казначейства с учетом его подве­домственности и используется при нумерации соответствующих ли­цевых счетов распорядителей средств.

Номер лицевого счета должен однозначно определять его при­надлежность к конкретному получателю средств (обособленному под­разделению) и соответствовать характеру операций, учитываемых на данном счете. Номер лицевого счета состоит из одиннадцати разрядов, где: 1 и 2 разряды — признак принадлежности к виду лицевого счета; с 3 по 10 разряды — учетный номер получателя средств и обособленного подразделения, 11 разряд — контрольный ключ. Распорядителям и получателям средств, обособленным подраз­делениям лицевые счета открываются в органах федерального казна­чейства по месту их нахождения.

Каждому клиенту может быть открыт только один лицевой счет соответствующего вида.

При открытии лицевого счета распорядителя средств или лице­вого счета получателя средств орган федерального казначейства зак­лючает с клиентом договор об обслуживании лицевого счета распо­рядителя средств и (или) договор об обслуживании лицевого счета получателя средств, в котором определены права и обязанности сто­рон. При открытии лицевого счета обособленному подразделению договор об обслуживании не заключается.

Клиенты обязаны незамедлительно в письменной форме сооб­щать органу федерального казначейства о всех изменениях в доку­ментах, представленных в орган федерального казначейства для от­крытия лицевых счетов, для внесения соответствующих изменений.

Орган федерального казначейства в пятидневный срок после открытия лицевого счета получателя средств и лицевого счета обо­собленного подразделения сообщает об этом в установленном поряд­ке территориальным органам ФНС России (налоговые органы), региональным органам Пен­сионного фонда Российской Федерации, органам Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалам территориального фонда обязательного медицинского страхования (органы государ­ственных внебюджетных фондов) по месту регистрации получателя средств и по месту нахождения обособленного подразделения.

Лицевой счет обособленного подразделения открывается обо­собленному подразделению на основании письменного обращения юридического лица, создавшего данное обособленное подразделение.

На лицевом счете обособленного подразделения отражаются операции по выдаче наличными деньгами сумм, поступивших на основании платежного поручения юридического лица: на выплату заработной платы, стипендий, командировочных расходов, приобре­тение канцелярских и хозяйственных принадлежностей, оплату почтовых расходов, других расходов, перечень которых устанавливает юридическое лицо.

Органы федерального казначейства не позднее следующего опе­рационного дня после поступления уведомлений (расходных распи­саний) отражают поступившие объемы лимитов бюджетных обяза­тельств и финансирования на лицевом счете получателя средств и представляют ему выписки из его лицевого счета получателя средств с приложением копии уведомления (расходного расписания) с от­меткой органа федерального казначейства.

Орган федерального казначейства при наличии у получателя средств принятых денежных обязательств после проверки расчетно-денежных документов и соответствующих документов, подтвержда­ющих факт выполнения работ (услуг) или поставки товаров, утвер­жденных получателем средств, а также в случае авансирования ра­бот (услуг) согласно условиям договора, в установленном порядке представляет в учреждение банка расчетно-денежные документы для осуществления им платежа со счета органа федерального казна­чейства на банковские счета исполнителей работ (услуг), и отражает кассовый расход на лицевом счете получателя средств.

При ликвидации юридического лица орган федераль­ного казначейства осуществляет переоформление лицевого счета рас­порядителя средств или лицевого счета получателя средств на лик­видационную комиссию.

В случае закрытия лицевого счета клиента обслуживающий его орган федерального казначейства должен произвести на дату закры­тия счета выверку движения и остатков сумм доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования, принятых де­нежных обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, кассового расхода с начала финансового года по день закрытия счета включительно.

При реорганизации юридического лица (слияние, присоедине­ние, разделение, выделение, преобразование) юридическое лицо пре­доставляет в орган федерального казначейства копию решения его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполно­моченного на то учредительными документами, о реорганизации, кроме формы присоединения.

Закрытие лицевого счета обособленного подразделения осуще­ствляется на основании заявления соответствующего обособленного подразделения, которое представляется в орган федерального казна­чейства по месту его обслуживания одновременно с письмом юри­дического лица, создавшего обособленное подразделение, о закры­тии лицевого счета обособленного подразделения.

Орган федерального казначейства не позднее следующего рабо­чего дня после закрытия лицевого счета сообщает об этом клиенту и в пятидневный срок после закрытия лицевого счета получателя средств или лицевого счета обособленного подразделения - налоговому органу и органам государственных внебюджетных фондов по месту его ре­гистрации (по месту нахождения обособленного подразделения).

Ежемесячно, не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным, распорядители средств и соответствующие органы феде­рального казначейства осуществляют сверку операций по движению объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования, уч­тенных на лицевых счетах распорядителей средств.

 

3.2 Порядок учета в налоговых органах, начисленных и поступивших в бюджет сумм. Зачеты и возвраты. Пени

 

Даже при беспрекословном соблюдении налогоплательщиком норм налогового права суммы налога, пени и штрафов могут ока­заться излишне уплаченными или излишне взысканными, что приводит к возникновению переплаты.

Переплата может возникнуть в двух случаях:

1. Совершение ошибочных действий самим налогоплательщи­ком (излишняя уплата), либо налоговым органом (излишнее взыс­кание).

2. Переплата может возникнуть и без ошибочных действий. Такая ситуации может возникнуть при признании нормативного акта, устанавливающего налог, недействительным, отмены нормативного акта принявшим его органом, либо изменении системы налогообло­жения.

В отношении денежных сумм, излишне уплаченных либо излишне взысканных, можно осуществить зачет и возврат.

Зачет представляет собой способ исполнения обязанности по уплате налога или сбора при котором суммы, уплаченные изначаль­но в счет одного налогового обязательства считаются уплаченными в счет иного обязательства.

Возврат - возмещение из бюджета уплаченных в счет погаше­ния налоговых обязательств сумм. Возврат осуществляется налого­вым органом за счет средств соответствующего бюджета.

Сумма излишне уплаченного налога может быть:

- зачтена в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным нало­гам;

- направлена на погашение недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения;

- возвращена налогоплательщику.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сбо­ров, региональных и местных налогов производится по соответству­ющим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога произ­водится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено стать­ей 78 НК РФ.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каж­дом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возмож­ной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждается федеральным органом исполнитель­ной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области на­логов и сборов.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществ­ляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогопла­тельщика или со дня подписания налоговым органом и этим налого­плательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штра­фам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принима­ется налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Налогоплательщик представляет в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет пога­шения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом слу­чае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штра­фам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки упла­ченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по пись­менному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, под­лежащим взысканию, производится только после зачета суммы излиш­не уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указан­ной суммы.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога прини­мается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплачен­ного налога или со дня подписания налоговым органом и этим нало­гоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения указанного срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществле­ния возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным зако­нодательством Российской Федерации.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налого­плательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излиш­не уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении заче­та (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующе­го решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осу­ществляется с нарушением срока, налоговым органом на сумму из­лишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщи­ку, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирова­ния Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществив­ший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет нало­говый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплатель­щику денежных средств.

В случае, если проценты уплачены налогоплательщику не в пол­ном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате остав­шейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактическо­го возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвра­щенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществле­ния возврата.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

Сумма излишне взысканного налога подлежит только возврату налогопла­тельщику. Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного на­лога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога прини­мается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы из­лишне взысканного налога.

До истечения указанного срока поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществле­ния возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным зако­нодательством Российской Федерации.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога мо­жет быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Однако, исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов на эту сумму.

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с на­численными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического воз­врата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Фе­дерации.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществив­ший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

В случае, если проценты уплачены налогоплательщику не в пол­ном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате остав­шейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактическо­го возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвра­щенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществле­ния возврата.

Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начис­ленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.