Сделай Сам Свою Работу на 5

Как всегда, немного теории





Если не вдаваться в технические подробности, то канальные эквалайзеры микшера позволяют тебе управлять уровнем определенных диапазонов частот (обычно верхнего, среднего и нижнего) звукового сигнала. А так как зачастую можно провести соответствие между элементами трека, такими как бочка или вокал, и диапазонам, которым они принадлежат, то получается, что эквалайзер позволяет тебе произвольно приглушать или, наоборот, акцентировать элементы мелодии.

Таблица ниже иллюстрирует эту приблизительную принадлежность элементов трека частотным диапазонам. Чтобы непосредственно прочувствовать, о чем идет речь, поиграй с эквалайзером, следя за тем, на какие элементы композиции особенно влияет тот или иной регулятор.

Диапазон Типичные частоты Элементы трека
Верхний 3 000 – 20 000 Гц Тарелки, струнные инструменты, верхняя часть вокала
Средний 250 – 3 000 Гц Мелодия, нижняя часть вокала, перкуссия
Нижний 20 – 250 Гц Бочка, басовая линия

В канальных эквалайзерах микшера трем основным диапазонам из таблицы соответствуют отдельные регуляторы (см. фото слева). В нейтральном положении (метка верх) регулятор не оказывает никакого влияния на сигнал своего диапазона. Зато поворот ручки влево приглушает соответствующие частоты, а вправо – наоборот, делает их громче. Кроме того, на некоторых микшерах есть кнопки Kill (или соответствующая зона в крайнем левом положении регулятора), которые полностью «убивают» нужный диапазон частот.



Какое все это имеет отношение к сведению? Самое прямое. Дело в том, что тарелки и бочки двух треков, накладываясь, зачастую плохо уживаются друг с другом. В результате, даже несмотря на то, что бочки треков синхронизированы, звук при переходе может получиться грязным. Чтобы этого избежать, вначале DJ с помощью эквалайзера приглушает потенциально конфликтные элементы нового трека, а в процессе перехода заменяетими соответствующие элементы старого.

Кстати, из всего этого следует, что при сведении тебе в основном предстоит иметь дело с регуляторами высоких и низких частот. Регуляторы средних используются редко еще и потому, что в момент перехода хотя бы один из треков находится либо на вступлении, либо на окончании, где мелодия и вокал обычно отсутствуют. Соответственно между композициями диссонанса в среднем диапазоне не возникает.



А теперь – практика

Разобравшись с основами, я сейчас расскажу, как чаще всего использую эквалайзер при сведении. Заметь, что это не догма, а всего лишь отправная точка для твоих экспериментов.

Итак, перед тем, как начать выводить трек B на танцпол, почти полностью убери на нем низкие частоты, а высокие сбавь где-то на две трети. Затем, в процессе обычного перехода при помощи фейдеров, плавно подкручивай регуляторы канальных эквалайзеров, добавляя на B низких частот и одновременно убирая их на A. То же самое не забывай проделывать и с высокими. В конце перехода у тебя на зал должен звучать трек B со всеми тремя регуляторами эквалайзера в нейтральном положении.

Так как у тебя не шесть рук (надеюсь), то орудовать фейдерами и регуляторами эквалайзеров придется поочередно. Начни, как обычно, – с перевода между A и B при помощи ползунков каналов. Когда трек B станет различимым на танцполе, отвлекись от фейдеров и займись переводом между треками в плоскости низких частот, плавно добавляя их на B и убирая на A. Затем можно вернуться к фейдерам, а еще через некоторое время – обратить внимание на высокие частоты. В итоге твои руки будут постоянно перемещаться между фейдерами и регуляторами канальных эквалайзеров, подхватывая эстафету перехода то там, то здесь.

Чтобы стимулировать твою фантазию, приведу еще несколько вариаций на эту же тему:

Выведение на высоких.Иногда бывает так, что во вступлении трека B присутствует элемент мелодии, который интересно заявить с самого начала перехода. В таком случае ты не трогаешь высокие частоты канала B, но по мере выведения этого канала слегка сбавляешь их на A, чтобы высокие двух каналов не перекрикивали друг друга.



Вот пример из моего последнего микса, «Граю хаус»:

Переход начинается на 7-й секунде отрывка; заметь, как я сразу заявляю новый трек его фирменным «тилиньканьем» на высоких нотах.

Резкая смена бочки.Вместо того чтобы плавно прибавлять низких частот на B и убирать их на A, в переход можно добавить немного драматизма. Для этого одним быстрым движением выведи низкие у B и убери их на A, когда оба трека будут хорошо слышны на танцполе. Напоминаю, что такие резкие изменения во время перехода можно делать только в начале двоек.

Резкая смена тарелок.То же, что и предыдущий пункт, только с регуляторами высоких частот.

В заключение

Использование эквалайзера позволяет тебе делать по-настоящему гладкие и незаметные переходы между треками. В то же время, если попытаться словами описать все действия диджея во время перехода, то картина может оказаться довольно устрашающей. Диск-жокею приходится управлять фейдерами каналов, орудовать регуляторами эквалайзеров, периодически подслушивать танцпол в наушниках, а также отслеживать и корректировать возможные отставания одного трека от другого.

Хорошая новость в том, что, постепенно осваивая различные технические аспекты диджеинга, со временем вполне реально довести их до автоматизма. И в один прекрасный день ты словишь себя на том, что классное сведение начало получаться «само собой».

Как сводить по двойкам

Плохая новость: хорошего владения битмэтчингом недостаточно для безукоризненного сведения. Чтобы переходы были плавными и естественными, ты также должен знать и грамотно использовать структуру треков, которые ты сводишь. Новость хорошая: это несложно. Ключевой момент здесь – сведение по двойкам, о котором мы сегодня и поговорим.

Что же такое двойка? Как ты уже знаешь из статьи о структуре трека, двойка – это два квадрата, то есть отрезок из 8 тактов (32 битов). Двойки так важны тем, что каждая часть любого танцевального трека – будь то припев, куплет или вступление – состоит из целого числа двоек, первый бит которых обычно акцентируется. Таким образом, вся композиция складывается из двоек, которые идут с самого начала трека одна за другой.

Теперь о сведении. Когда два трека накладываются друг на друга в процессе перехода, совмещение их битов и совпадение темпов – это только полдела. Для максимальной правдоподобности перехода важно, чтобы и части треков были точно наложены одна на другую. Обычно для этого достаточно, чтобы двойки треков совпадали.

Лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать, верно? Послушай, как звучит типичный переход новичка, который уже освоил битмэтчинг, но еще не разобрался с двойками:

Комментарий такой: на 20-й секунде DJ начинает выводить на танцпол трек B и приглушать A. На 36-й B заявляет о себе началом инструментального вступления и полностью завоевывает территорию на 52-й секунде. Как будто все хорошо, но, с другой стороны, чувствуется, что с переходом что-то не так. Это «что-то» – несовмещенность фраз, частей сводимых композиций.

Послушай еще раз: на 10-й секунде с новой двойки начинается инструментальное окончание трека A. Но двойки B смещены на три такта раньше по отношению к двойкам старого трека, а поэтому и инструментальное вступление трека B на 36-й секунде начинается за три такта до того, как окончание A успевает отыграть свое на 42-й. Результат – небольшая какофония и замешательство гостей на танцполе.

Вот как получилось, что двойки треков не совпадают:

Слышишь, как диджей запускает трек B на 4-й секунде? С попаданием в бит все хорошо, но ближайшая двойка A начнется позже, на 10-й. Эта поспешность и привела к тому, что теперь все части B начинаются на 6 секунд раньше частей A. Если исправить эту ошибку и запустить трек B на три такта позже, то переход будет звучать так, как и должен:

Идеально! Инструментальное окончание A заканчивается на 42-й, и сразу же начинается вступление новой композиции.

Правило классных переходов очень простое: Новый трек всегда запускается под очередную двойку старого. Так как первый бит любого трека – это начало его самой первой двойки, то получается, что сразу после запуска двойки треков будут синхронизированы. Правильно запустив новый трек, ты можешь больше не волноваться о совмещении двоек до самого конца перехода.

Я хорошо знаю, каким непростым это может показаться на первых порах. Битмэтчинг занимает львиную долю звучания трека A, и, когда тот уже подходит к концу, тебе уже не приходится выбирать, под какой бит запускать трек B. Начало очередной двойки или нет – «не до жиру, быть бы живу»!

Выход один: тренировка, тренировка и еще раз тренировка! Со временем битмэтчинг будет занимать у тебя все меньше времени, и ты сможешь спокойно запускать новый трек под ту двойку старого, которая тебе понравится.

Упражнение:Старайся мысленно отмечать про себя начало двоек каждой танцевальной композиции, которую ты слушаешь. Возможно, поначалу тебе придется считать биты и такты, но постепенно ты начнешь «чувствовать» двойки и предвкушать начало следующей двойки трека. Тренируй в себе это чувство, ощущай музыку, чтобы запускать новый трек в правильный момент, не задумываясь.

Эффекты и трюки между переходами

По мере того, как будет расти твое мастерство, ты будешь замечать, что сведение и связанные с ним приготовления занимают не так уж и много твоего времени за вертушками. Основную часть сета тебе придется слушать треки вместе с танцполом. Сегодня я расскажу, как пара незамысловатых трюков в правильных местах композиции помогут тебе наладить лучший контакт с аудиторией и заодно создать впечатление, что тебе не зря платят деньги.

Предупреждение:Как и все в этой жизни, трюки и эффекты хороши в меру. Используй их в каждой композиции по нескольку раз – и ты до смерти надоешь танцполу своим выпендрежем. Обратись к ним пару раз за вечер, но в действительно нужных местах – и гости будут визжать от восторга. Не злоупотребляй.

Еще одно правило: при работе с эффектами одевай наушники или включай мониторы. Дело в том, что звук танцпола доходит до тебя с задержкой, которой как раз достаточно, чтобы нарушить тонкую привязку твоих манипуляций ко временным точкам трека.

Готов? Читай дальше:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.