Сделай Сам Свою Работу на 5

Постклассической философии





Постклассическое философское мышление в его западной версии репрезентирует себя как весьма сложный и многомерный феномен, объединяющий в себе множество различных школ, направлений, концепций, относящихся прежде всего к философии ХХ в. Даже самая краткая характеристика важнейших направлений постклассической философии не представляется возможной, исходя из целей и объема данного учебно-методического комплекса. Поэтому укажем лишь на самые значительные и смыслообразующие этапы и тенденции в ее развитии.

Прежде всего важно подчеркнуть необходимость акцентуации внимания на некоторых процессах и течениях в развитии философии во второй половине ХIХ в. В этот период в связи с распадом гегелевской школы философской классики разрабатываются принципиально новые образцы философствования, существенно расширяется сфера компетенции философии как особого типа дискурса.

Радикальная форма критического преодоления предшествующей философской традиции была провозглашена в марксизме, который предложил новую версию социально-философской теории.

В творчестве А .Шопенгауэра, С .Кьеркегора, Ф .Ницше закладываются фундаментальные основания философского иррационализма, которые впоследствие будут неоднократно востребованы в различных направлениях философии ХХ в.



Весьма своеобразную роль в конституировании нового проблемного поля философствования сыграли идеи В. Дильтея и Г. Зиммеля, в которых воплотилась так называемая «философия жизни».

В 60-х годах ХIХ столетия в философском развитии Запада обнаруживается достаточно интересное явление, связанное с якобы возвратом к классическому философскому наследию, в процессе которого, однако, это наследие существенно переосмыслялось и трансформировалось. Это касается прежде всего неокантианства, представленного двумя основными школами – марбургской (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) и баденской (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), а также неогегельянства, к наиболее видным представителям которого относятся Ф. Брэдли, Р.Дж. Коллингвуд, Б. Кроче, Ж. Валь и др.

К началу ХХ в. в западной философии начинают оформляться достаточно автономные и весьма специфические направления философской мысли, в рамках которых радикально отвергаются принципы классического философствования. К ним можно отнести позитивизм с его идеей «положительного знания» и требованием очищения философии от метафизических иллюзий (О. Конт. Г. Спенсер, Дж. Милль). Эволюция позитивизма и стремление адаптировать его методологические принципы к процессам бурного роста естественнонаучных знаний и прежде всего физики стимулировали появление новой версии позитивистской философии, которая обнаружила себя в начале ХХ в. как эмпириокритицизм с его идеями радикального эмпиризма (Э .Мах) и «критики чистого опыта» (Р. Авенариус).



Дальнейшее развитие позитивизма было связано с его трансформацией в неопозитивизм, который по праву претендовал на статус философии науки на протяжении нескольких десятилетий первой половины ХХ в. Усилиями таких его представителей. как Г. Фреге, Б. Рассел, Дж. Мур, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик и другие были разработаны различные методы логического анализа языка науки, исследованы проблемы значения, редукционизма, референции.

К середине ХХ века философия неопозитивизма исчерпывает свои эвристические возможности и начинает переживать состояние парадигмального кризиса. Своеобразной формой реакции на этот кризис явилось становление постпозитивистской философской науки (Т. Кун, П. Фейерабенд, К. Поппер, С. Тулмин и др.), а также концептуальное оформление аналитической философии как своеобразной реализации «лингвистического поворота» в западной философии (П. Стросон, Х. Патнэм, М. Даммит. Дж. Серл и др.).



Начало ХХ в. ознаменовалось развитием и обоснованием феноменологической философии, которая благодаря активной и плодотворной деятельности ее основателя Э. Гуссерля вооружила философию принципиально новым методом анализа сознания и различных его состояний. Феноменология стала одним из наиболее авторитетных и распространенных направлений постклассической философии на Западе и усилиями Р. Ингардена, А. Шютца, М. Шелера была существенно развита и апплицирована на область социологии, этики, психологии и других наук.

Значительную роль феноменология сыграла также в становлении и конституировании экзистенциализма как философии существования или «аналитики человеческого бытия». Бытие, время, свобода – эти и многие другие проекции человеческого существования явились предметом глубоких и тонких размышлений в трудах М .Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю и многих других представителей философии экзистенциализма. Критика картезианского рационализма в истолковании человека и подлинно экзистенциальная его интерпретация отличали в этот период не только профессиональных философов, но также представителей широких кругов европейской интеллигенции, писателей, художников (М. де Унамуно, Х. Ортега-и-Гассет, С. де Бовуар).

Одно из интересных направлений постклассической философии Запада – психоанализ. В творчестве его основателя З. Фрейда раскрыто фундаментальное значение сферы бессознательного в жизни человека, предложены нестандартные интерпретации человеческой психики, генеалогии морали, соотношения культуры и естественных основ в жизнедеятельности общества и личности.

Развитие психоанализа было продолжено в аналитической психологии К. Юнга, в неофрейдизме К. Хорни, Г. Салливена, Э. Фромма и др.

В рамках постклассической стратегии философствования развивались и доктрины религиозной философии ХХ в. Наиболее представительной из них, безусловно, является неотомизм как философия католицизма, стремящаяся возродить в новых социокультурных условиях интерес к идеям Фомы Аквинского. В трудах Ж. Маритена, Ж. Жильсона, П.Тейяра де Шардена и других религиозных философов рассматриваются традиционные для этого направления философской мысли проблемы онтологии, этики, гносеологии.

Говоря о современной религиозной философии, важно упомянуть и философскую теологию протестантизма (Р. Бультманн, П. Тиллих, Э. Блох), в которой существенное место отводится анализу проблем взаимосвязи Бога и человека.

Принципиальная установка на постклассические стандарты философствования характерна и для таких направлений философской мысли в западноевропейской культуре, как герменевтика (П. Рикер, Г. Гадамер, К.-О. Апель), структурализм и постструктурализм (К. Леви-Стросс, Р.Барт, М. Фуко, Ж. Лакан и др.).

В последние десятилетия ХХ в. в философском развитии Запада заметно активизировались тенденции антиинтеллектуализма, релятивизации культуры и радикальной критики метафизических абсолютов. Актуализацию этих тенденций нередко связывают с феноменом постмодернизма как определенной общекультурной ориентацией современного западного общества, проявляющейся в искусстве, литературе, архитектуре и т. п. Влияние постмодернистских идей сказалось и на развитии философии. Ж. Делез. Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Р. Рорти и др. в своих сочинениях неоднократно заявляли об исчерпанности традиционных форм философствования и необходимости перехода к состоянию постметафизического мышления.

Дискуссии вокруг классического наследия и заметное оживление интереса к проблемам философской антропологии, социальной философии, философии языка характерны для сегодняшнего состояния философской мысли на Западе. Проблематика этих дискуссий концентрируется вокруг осмысления и философских интерпретаций техногенной цивилизации на стадии постиндустриализма, ее экологических и антропологических проблем, феномена информационной революции и виртуальных моделей жизни сознания, маргинальных форм научной рациональности, вопросов коммуникации и социальной справедливости, этики ненасилия, перспектив феминистского поворота в культуре и других вопросов, актуальность которых перманентно инициируется противоречивой динамикой западных обществ на рубеже ХХ и ХХI вв.

Т е м а 3. ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ

САМОСОЗНАНИЕ. Философская мысль

беларуси. Русская философия

1. Философия в контексте процессов национального

Возрождения

Рубеж ХХ и ХХI в. оказался переломным временем в развитии мировой цивилизации. Радикальные трансформации охватили буквально все сферы общественной жизни. В особой мере это характерно для стран посткоммунистического мира, вступающих в новый период своей истории. Все более остро осознаваемая необходимость социально-экономических реформ, формирование новых духовно-нравственных ориентиров, отвечающих запросам эпохи, – эти процессы выступают в качестве основополагающих признаков цивилизационного развития. В такие переломные эпохи человечество обращается к переосмыслению традиционных ценностей, накопленных национальными культурами. Именно мудрость прошлых веков выступает в качестве одного из критериев, по которым человечество выверяет свою преобразовательную деятельность. Особая роль в этой духовной работе принадлежит философии. Всеобщность ее категориального строя, ее изначальный универсализм оказываются соразмерными масштабам вызовов и задач, встающих перед современным миром. На новом этапе своего развития отечественная философия призвана осуществить свою мировоззренческую функцию, отвечая на вопрос о том, как устроен современный мир, какие из набирающих силу социальных тенденций соответствуют решению глобальных проблем, связанных с выживанием человечества, а какие следует оценить как угрожающие, негативные.

Отечественная философия стоит перед необходимостью осмысления процессов глобализации, идущих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранение национальной идентичности отдельных стран, народов, регионов. Обращение к ценностям национальной культуры, их актуализация в современной социально-культурной динамике – одна из серьезнейших задач философии. Решение экологической проблемы также входит в круг интересов национальной философской культуры. Именно в белорусской, русской национальной духовной традиции сосредоточен оригинальный экофильный потенциал, созвучный современным поискам идеала коэволюции общества и природы. Представляется, что философско-социальные исследования должны способствовать поискам духовных основ гражданской консолидации современного общества, выявлению общегражданских, ценностей и интересов, составляющих стержень национальной идеи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.