Сделай Сам Свою Работу на 5

Т е м а 4. МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ





Понятие метафизики. Изменение статуса метафизики в историко-философской традиции. Предпосылки и идеалы построения метафизики как систематической философии. Метафизика субстанций и метафизика субъекта. Постклассическая метафизика и ее основные ориентиры.

Онтология как философское учение о бытии. Природа онтологического знания. Исторические типы онтологии.

Бытие как предмет философско-категориального анализа. Бытие и небытие. Основные формы бытия и их взаимосвязь. Бытие материальное и идеальное. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

Системная организация бытия. Категории системы, структуры, элемента. Основные структурные уровни организации материального бытия. Динамическая организация бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия. Исторические формы диалектики. Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы, законы и категории. Принцип глобального эволюционизма.

Пространственно-временная структура бытия. Реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Пространство и время в неживой и живой природе. Специфика социально-исторического пространства и времени.



Т е м а 5. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

Понятие природы в философии и науке. Динамика образов природы в классической и неклассической науке.

Природа как среда обитания человека. Естественная и искусственная среда обитания. Биосфера и закономерности ее существования. Философский смысл понятия биосферы. Понятие ноосферы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. Концепция коэволюции. Понятие этосферы. Проблема устойчивого развития системы «общество-природа».

Раздел 3. Философская антропология

Т е м а 6. Проблема человека

В философии и науке

Феномен человека в научном и философском его понимании. Статус философской антропологии в современном социально-гуманитарном познании. Природа человека в научном познании: особенности интерпретации.

Учение о человеке в структуре философского знания. Проблема философского определения человека. Человек как микрокосм, микротеос, микросоциум. Основные понятия и проблемы философской антропологии. Тело, душа и дух как субстанциальные характеристики человека.



Основные стратегии осмысления проблемы человека в философии. Натурализаторская стратегия о статусе человека в природе и его сущностных характеристиках. Тема уникальности человеческого «Я» в экзистенциально-персоналистской традиции. Сознание и разум как сущностные характеристики человека в рационалистической философии. Социологизаторские версии человека в современной философии: марксизм, структурализм. Проблема создания синтетической концепции человека в «философской антропологии».

Научные и философские модели антропогенеза. Креационизм о происхождении человека: традиции и современность. Эволюционная теория о биологических основаниях антропосоциогенеза. Понятие гоминидной триады. Трудовая теория: труд как механизм адаптации и фактор социальности. Антропосоциогенез и культурогенез. Философские модели культурогенеза: игровая, психоаналитическая, семиотическая.

Т е м а 7. Социальные и аксиологические

Параметры человеческого бытия

Феномен человеческой телесности. Тело и телесность как категории философского познания. Основные модусы анализа тела: тело как объект и субъект. Феномены телесности: страх, агрессия, смех, стыд, плач, эрос. Индивидуально-психологические и культурно-исторические функции феноменов телесности.

Экзистенциальные характеристики личности. Личностный выбор и проблема смысла жизни в философии. «Cмысл смерти» в истории философии и культуры. Свобода и человеческая индивидуальность: категории судьбы, свободы воли, необходимости, ответственности и случайности. Игра как феномен человеческого бытия.



Социокультурные модусы человеческого бытия. Феномен «детства» и проблема социализации в современной философии и психологии. Образование как социокультурный механизм формирования личности.

Деятельность как сущностная характеристика человека. Понятие и структура деятельности. Трудовая деятельность как объект анализа философской антропологии. Трудовые технологии и историческая типология личности. Сфера труда и структура повседневности.

Общение и коммуникация в личностном опыте. Статус «другого» и феномен одиночества: возможности и границы понимания. Феномен массовой коммуникации и массовой культуры. «Человек массы»: парадоксы солидаризма и одиночества.

Т е м а 8. Сознание человека как предмет

Философской рефлексии

Проблема сознания и основные традиции ее философского анализа. Проблема наблюдения и реконструкции сознания в философии и науке. Метафизические, онтологические, гносеологические и социально-философские оппозиции философии сознания. Субстанциальная концепция сознания об онтологических основаниях разума. Исторические формы субстанциализма. Функциональная модель сознания в развитии философского и научного знания. Сознание как отражение. Экзистенциально-феноменологическая стратегия как преодоление рационалистических эталонов классики. Интенциональная природа сознания и онтология «жизненного мира».

Генетические и структурно-функциональные характеристики сознания.Многомерность феномена сознания: природно-психические, личностно-индивидуальные и социокультурные проекции. Проблема генезиса сознания. Сознание и отражение. Эволюция форм отражения в природе. Отражения и информация. Сознание человека и психика животных. Культурогенез сознания. Проблема единства фило- и онтогенеза сознания в современной философии и психологии. Механизмы формирования индивидуального сознания.

Структура сознания. Сознание и бессознательное. Чувственно-эмоциональный, интуитивно-волевой и рационально-дискурсивный уровни сознания. Основные проекции структуры сознания: когнитивная, аксиологическая и регулятивная. Динамика сознания: память, внимание, воображение.

Механизмы функционирования сознания.Сознание и мышление. Мышление и разум. Образно-ассоциативный и рационально-логический типы мышления. Многообразие состояний сознания.

Творческая природа и социокультурная размерность сознания. Представления о социокультурной «предпосылочности» сознания в современной философии. Идеологическая ангажированность разума и чувственности. Статус культурных «предрассудков» в сознании.

Творческая природа сознания. Сознание и деятельность. Сознание и социально-историческая практика. Культурная традиция как организующая структура сознания.

Сознание и коммуникация. Коммуникативная природа «Я». Понятие речевого акта. Знаково-символическая природа сознания. Мышление и язык. Вербальные и невербальные параметры мышления.

Раздел 4. Теория познания

В классических

И постклассических версиях

Философствования

Т е м а 9. Познание как ценность

Культуры и предмет философского

Анализа

Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Особенности познания природы, человека, общества. Становление философского образа познания. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

Классическая теория познания как учение о «человеческом разуме». Принцип субъективности – основа гносеологических концепций классики. Эпистемологический поворот в постклассической философии.

Интерпретации проблемы субъекта и объекта познания в основных программах классической гносеологии. Наивно-реалистическая программа. Программа идеалистического эмпиризма. Программа трансцендентальной гносеологии. Социокультурная программа. Познание как деятельность. Практика и познание. Отказ от принципа субъект-объектной оппозиции в постклассической гносеологии.

Структура и основные характеристики познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и рационализма в классической теории познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Проблема формирования субъективного образа. Сенсорно-перцептивный опыт. Формирование понятий и категориальная структура мышления. Рассудок и разум.

Познание как творчество. Явное и неявное знание. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Знание и вера. Гносеологический статус сомнения.

Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Классическая концепция истины и ее альтернативы. Феномен релятивизма в современной эпистемологии. Специфика научной истины и формы ее объективации в естествознании и социально-гуманитарном познании.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.