Сделай Сам Свою Работу на 5

Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил





Российской Федерации – участника боевых действий

Порядок поведения участников боевых действий юридически закреплен в Женевских конвенциях 1949 г., целью которых является защита жертв войны. Это касается в основном военного и гражданского медицинского персонала, раненых, больных, как военных, так и гражданских лиц, потерпевших кораблекрушение, а также военнопленных, гражданских и интернированных лиц, населения оккупированных территорий и иностранцев на территории одной из воюющих сторон.

Значительная часть обязательств государств по соблюдению соглашений, относящихся к международному гуманитарному праву, возлагается на командиров (начальников) всех степеней, которые в своей служебной деятельности должны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного гуманитарного права и обучать этому своих подчиненных.

Так, командиры обязаны организовывать в пределах своих должностных полномочий обеспечение подчиненных частей и подразделений международно-признанными средствами опознавания (отличительными эмблемами, знаками и средствами подачи сигналов опознавания), а также необходимыми текстами (выдержками текстов) международно-правовых документов и законодательных актов Российской Федерации, Кодекса поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации и соответствующими памятками.



Соблюдение норм международного гуманитарного права возможно только при твердом знании военнослужащими его норм и умении их применять при подготовке и в ходе боевых действий.

Целью изучения военнослужащими норм международного гуманитарного права является их подготовка к выполнению своих функциональных обязанностей в сложной обстановке с учетом норм международного гуманитарного права.

В результате подготовки военнослужащие должны:

солдаты: знать Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации - участника боевых действий и международные отличительные эмблемы, знаки и сигналы; уметь выполнять приемы действий в бою, соблюдая, при этом, Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации - участника боевых действий, исходя из норм международного гуманитарного права;



сержанты (старшины):знать основные нормы международного гуманитарного права в пределах своих должностных обязанностей; уметь учитывать нормы международного гуманитарного права при управлении подчиненными и обучать их практическим действиям, обеспечивающим соблюдения указанных норм в боевой обстановке;

офицеры и прапорщики:знать нормы международного гуманитарного права в пределах своих должностных обязанностей; уметь руководствоваться нормами международного гуманитарного права при управлении подчиненными, обеспечивать контроль за соблюдением указанных норм, а также обучать их практическим действиям, обеспечивающим соблюдение указанных норм в боевой обстановке.

Основными формами практической подготовки органов управления (штабов), частей и подразделений по выполнению поставленных задач с учетом норм международного гуманитарного права являются тактические (тактико-специальные, командно-штабные) учения, занятия, тренировки. В ходе их проведения обучение действиям по соблюдению норм международного гуманитарного права отрабатывается совместно с выполнением других приемов и способов подготовки и ведения боевых действий.

Основные положения Кодекса поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации - участника боевых действий:

воевать можно только с теми, у кого в руках оружие;

подвергать нападению можно только военные объекты;

нападение не должно быть направлено на объекты и лица, обладающие защитным статусом. Гражданских лиц и гражданские объекты следует щадить;



нельзя причинять больший ущерб, чем это требуется для выполнения боевой задачи. Неизбирательные нападения запрещены;

необороняемые местности и нейтральные зоны не должны подвергаться нападению;

объекты, содержащие опасные силы (атомные электростанции, дамбы, плотины), не должны подвергаться нападению;

взятие заложников запрещается;

следует с уважением относиться к лицам и объектам, отмеченным защитными знаками и эмблемами;

медицинский и духовный персонал, раненые и больные солдаты противника, гражданское население, личный состав гражданской обороны (пожарники, саперы, поисковые и спасательные отряды), парламентеры с белым флагом не должны являться объектом нападения;

окруженному противнику необходимо дать возможность сдаться в плен. Приказ не брать пленных является серьезным военным преступлением;

с военнопленными следует обращаться гуманно. Они обязаны сообщать данные только о своей личности;

следует воздерживаться от любых актов мести, с уважением относиться к собственности гражданского населения.

 

 

Содержание основных мероприятий морально-психологического обеспечения, организуемого в ходе контртеррористических операций.

 

Одним из примеров контртеррористической операции можно привести действия войск (сил) в Северо-Кавказском регионе. Впервые после окончания Великой Отечественной войны Российской армии пришлось вести крупномасштабные боевые действия на значительной части своей территории, сражаться не с внешним агрессором, вторгшимся в нашу страну, а с незаконными вооруженными формированиями. Ничего об­щего с общепринятыми не имели методы и способы вооруженной борьбы, применяемые этими формированиями: нападения из-за угла, террористиче­ские акты, захваты заложников, использование наемников, тактика "живого шита", покушения на военных и государственных руководителей и др.

Отечественный и зарубежный опыт подготовки и использования вооруженных сил в военных конфликтах свидетельствует о том, что из-за ограниченного применения сил и средств для достижения военных целей вооруженного конфликта возникает феномен различной психологической вовлеченности социальных групп, слоев и отдельных граждан государств в военные события. Одни из них (военнослужащие, члены их семей, некоторые управленческие государственные структуры), по существу, вступают в обстановку военного времени. Их потребности, мотивы, переживания, помыслы, так или иначе, связаны с войной. Другие дистанцируются от военных событий, проявляют безразличие к ним. Третьи в силу личных убеждений, конъюнктуры или непонимания сущности происходящего направляют свои силы и энергию против военного конфликта. При этом часто не учитываются его реальные причины, возможные последствия, социально-политические и экономические интересы государства.

При различной психологической вовлеченности людей в вооруженный конфликт общество может ощутимо делиться на тех, кто за активное ведение боевых действий, полное достижение целей государства в военном столкновении, и тех, кто против силового решения возникающих противоречий. В результате этого такой мощный фактор мотивации активных и самоотверженных боевых действий военнослужащих, как социально-политическое единство общества, единение армии и народа, социальное одобрение и призвание, не может активно использоваться в процессе морально-психологического обеспечения боевых действий.

Все эти и другие особенности операции предъявляют исключительно высокие, во многом специфические требования к профессиональной подго­товке, боевой выучке и тактической грамотности российских воинов. Вместе с тем, они заставляют командный состав, штабы, воспитательные структуры Российской армии уделять самое пристальное внимание морально-психологическому обеспечению боевых действий, формированию у воинов морально-психологических и боевых качеств, позволяющих им успешно выполнять задачи операции в своеобразных социально-политических, национальных и военно-стратегических условиях региона.

Для непосредственного руководства морально-психологическим обеспечением действий объединенной группировки Вооруженных Сил, других войск по локализации и пресечению вооруженного конфликта создается объединенный орган управления – управление воспитательной работы Объединенной группировки войск (сил)[2] на временной основе. Руководство деятельностью управления воспитательной работы ОГВ (с), как правило, возлагается на заместителя командующего войсками военного округа по воспитательной работе.

Органы воспитательной работы ОГВ (с) организуют и осуществляют свою деятельность в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к управлению общевойсковыми объединениями, соединениями, частями, подразделениями, в тесном взаимодействии с воспитательными структурами, штабами (органами управления, представителями) МВД, ФСБ, МЧС и ФСЖВ.

Морально-психологическое обеспечение действий войск (сил) в ходе контртеррористической операции представляет собой комплекс согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени одновременных или последовательных мероприятий информационно-воспитательной, психологической, военно-соци­альной, культурно-досуговой работы, защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника, обеспечения войск (сил) техническими средствами воспитания, направленных на достижение морально-психо­логического превосходства над противником в период ведения боевых действий, боев, ударов и других мероприятий и акций, проводимых для решения поставленных задач в определенном районе (зоне) в установленный период времени.

Основные усилия морально-психологического обес­печения действий войск (сил) в ходе контртеррористической операции направляются на: подготовку сознания и психики личного состава вести боевые действия в условиях правового поля мирного времени на своей территории; разъяснение им важности и необходимости ликвидации очага вооруженного конфликта; поддержание постоянной боевой настороженности и бдительности по недопущению возможных диверсионных действий со стороны вооруженных формирований; поддержание благоприятной морально-психологической и информационной обстановки в районе конфликта; работу с местным населением; недопущение негативного информационно-психологического воздействия бандформирований на свои войска (силы) и население региона.

Основными задачами органов воспитательной работы являются: сбор данных и анализ морально-психологической и информационной обстановки; организация управления выдвижением и развертыванием сил и средств морально-психологического обеспечения; подготовка данных командиру для принятия решения; доведение задач по морально-психологическому обеспечению до войск (сил); создание единой системы управления морально-психологическим обеспечением; организация взаимодействия в ходе совместных действий войск (сил), сил и средств морально-психологического обеспечения; планирование, организация морально-психологического обеспечения; планирование и проведение мероприятий по работе с местным населением; участие в организации и проведении мероприятий совместно с представителями международных гуманитарных организаций в рамках договорных обязательств Российской Федерации; поддержание связи и взаимодействия с представителями средств массовой информации; выполнение других задач в соответствии с целями, задачами, характером действий войск (сил) и складывающейся обстановкой.

При проведении морально-психологической подготовки личного состава, направленного для участия в контртеррористической операции, учитывается, что контингенты своих войск (сил) и противника сформированы из наиболее обученных в боевом отношении военнослужащих, многие из которых имеют боевой опыт предыдущих войн. Опыт боев сам по себе еще не гарантирует морально-психологического превосходства над противником. Он полезен тогда, когда внедряется в практику войск творчески, сообразуясь с новыми боевыми, географическими, природно-климатическими, демографическими, национальными особенностями.

Большое значение имеет формирование у личного состава чувства ненависти к противнику. Руководители воинских коллективов, направленных в «горячие точки», должны понимать, что благодушное отношение к противнику затрудняет адаптацию военнослужащих к боевой обстановке.

Например, если в начальный период, в частях, прибывших в Чечню на доукомплектование Объединенной группировки войск только 20% личного состава поддерживало силовые методы по наведению там конституционного порядка, то через некоторое время, особенно после активного участия в боях, такой точки зрения придерживалось уже более 50% воинов, что в определенной степени было следствием эффективного морально-психологического обеспечения.

Важную роль в выработке у личного состава боевой активности в ходе боевых действий играет личный пример руководящего состава, профессионализм в управлении войсками. Локальные вооруженные конфликты подтверждили вывод, сделанный в годы Великой Отечественной войны, о том, что, как правило, с опытным, умелым, решительным командиром дивизии, полки, батальоны, роты, авиаэскадрильи успешно вели боевые действия, имея больше побед и меньше потерь.

Так, например, 84% опрошенных воинов заявило, что после боев в г. Грозном у них укрепилась вера в свои душевно-нравственные силы и боевое мастерство, 47% опрощенных заявили, что в трудную минуту боя они могут положиться на своих боевых товарищей, тогда как до начала боёв такой точки зрения придерживалось только 13% военнослужащих.

Анализ документов, воспоминаний участников локальных войн и вооруженных конфликтов, свидетельств очевидцев показывает, что боевая активность военнослужащих и эффективность боевых действий частей зависели от целого ряда факторов: качества огневой подготовки; натренированности личного состава в ведении боев; тактической обстановки; умения командиров в процессе боя грамотно производить оценку обстановки, принимать решения, вступать в бой и вести бой; совершенства системы жизнеобеспечения и покидания поврежденной в бою техники; напряженности боевой деятельности личного состава и продолжительности нахождения частей и подразделений на передовых позициях; состояния обеспечения личного состава всеми положенными видами довольствия.

Структурно морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) в контртеррористической операции включает в себя: информационно-воспитательную, психологическую, военно-социальную, культурно-досуговую работу, защиту войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника, обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания.

Так, информационно-воспитательную работу, как показывает практика, следует направлять на решение следующих задач: разъяснение военно-политической обстановки, причин и сущности вооруженного конфликта, политики руководства России по его урегулированию и принятых им по этому поводу решений; необходимости привлечения войск (сил) для сохранения целостности страны, восстановления конституционного порядка на части ее территории и нормативно-правовых основ их использования в конфликте; поставленных перед войсками (силами) задач, сильных и слабых сторон противника, его вооружения, тактики действий и т.д.; перестройку сознания военнослужащих с учетом правового поля ведения боевых действий, пресечения благодушия и беспечности; укрепление у личного состава уверенности в своих силах, товарищах и командирах, возможностях боевой техники и оружия.

Для решения задач информационно-воспитательной работы в ходе операции проводятся занятия по общественно-государственной подготовке один раз в неделю по 1 часу, ежедневное информирование в подразделениях 15-20 минут, а на пунктах управления 10-15 минут. Нередко информирование личного состава, ведущего боевые действия, осуществляется путем индивидуального общения "от позиции к позиции" в ночных условиях.

Опыт боевой обстановки и тактических учений определяет следующую примерную структуру и время информирования: доведение материалов и документов высших органов государственной власти и управления, военных советов - 20% отводимого времени; разъяснение сложности современной военно-политической обстановки в мире и на театре военных действий - 20%; воспитание бдительности, высокой боевой готовности - 15%; изучение боевых традиций, примеров героизма российских воинов - 15%; разъяснение требований военной присяги, воинских уставов, законов - 15%; вопросы укрепления воинской дисциплины, сплочения воинских коллективов, недопущения случаев не­уставных взаимоотношений - 10%; другие вопросы - 5%.

Активно применяются такие формы воспитательной работы, как индивидуальные и групповые беседы, митинги, встречи с ветеранами, духовенством, местным населением и др. В подразделениях должна быть организована работа боевого и информационного актива.

Например, в 1999 г. в войсках Объединенной группировки войск (сил) в Республике Дагестан было создано 1633 группы общественно-государственной подготовки, внештатные информационные группы в соединениях - до 10 человек, в частях - до 5 человек, в подразделениях - из числа подготовленных сержантов или солдат 2-го года службы.

Названные и другие задачи информационно-воспитательной работы решаются постоянно. При их выполнении на различных этапах операции имеются свои особенности, поэтому применяются разные формы и методы работы.

Оперативное информирование личного состава, местного населения районов дислокации о событиях в Российской Федерации и стране пребывания осуществляется через дивизионные газеты, которые выходят еженедельно на восьми полосах тиражом 1000 - 3000 экземпляров. В этих же целях используются возможности дивизионных телецентров для популяризации среди местного населения подвигов военнослужащих, достигнутых успехах, разъяснения целей и задач, решаемых войсками (силами). Проводятся встречи с военнослужащими, имеющими боевой опыт, и ветеранами частей. Военнослужащие участвуют в информационно-разъяснительной работе с местным населением.

Содержание психологической работы включает: изучение и анализ социально-психологических характеристик личного состава и воинских коллективов; формирование психологической готовности к бою; проведение профилактических мероприятий по повышению эмоционально-психологической устойчивости; психодиагностику, психокоррекцию и психореабилитацию военнослужащих, получивших боевые психические травмы; проведение мероприятий по снятию отрицательных последствий воздействия боевой обстановки на личный состав и т.д.

Например, опыт боевых действий в Республике Дагестан в 1999 г. показал, что свыше 80% личного состава группировки на вторые - третьи сутки участия в боевых действиях адаптировались к боевым условиям, научились основным способам самозащиты. В тоже время свыше 70% военнослужащих получили боевые психические травмы, которые потребовали проведения комплекса психореабилитационных мероприятий, в т.ч. совместными усилиями психологов и медиков.

В связи с этим следует уже в подготовительный период обратить особое внимание на изучение и анализ индивидуальных психологических особенностей военнослужащих, назначенных в подразделения для отправки в зону боевых действий; выявить лиц с психическими отклонениями, низкими морально-деловыми качествами, ослабленным здоровьем.

Например, особенностью работы по подготовке к выполнению боевых задач в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона морских пехотинцев Северного флота было то, что что она проводилась одновременно с боевым слаживанием, прохождением медицинской комиссии, подготовкой и погрузкой боевой техники. В такой обстановке основной упор в изучении личного состава делался на проведение индивидуальных бесед, ознакомление с картами профпсихотбора, результатами проведённых ранее социально-психологических обследований штатного личного состава одшб СФ. Проводились тестирование, изучение биографических данных военнослужащих, прибывших в гарнизон Спутник на доукомплектование батальона. В результате проведённой совместно с офицерами организационно-мобилизационного управления штаба СФ и военно-медицинской службы флота работы по отбору и изучению людей 17 человек не были включены в подразделения, убывающие в Республику Дагестан. Из их числа: 4 - по семейным обстоятельствам, 5 - по болезни и 8 военнослужащих - по причине низкой нервно-психической устойчивости.

Не менее важно также обеспечить равномерное распределение по подразделениям личного состава по национальностям. При этом надо тщательно изучить и выяснить их отношение к своему участию в предстоящей операции, особенно тех, кто призывался из региона конфликта, имеет родственные связи с местными жителями или является представителем господствующей там религии. В случае необходимости следует принять меры к их выводу из боевых подразделений.

В подготовительный период целесообразно также заранее, как показывает практика, продумать вопрос о создании мобильных отрядов для проведения психореабилитационных мероприятий с военнослужащими, вышедшими из боя.

В ходе боевых действий, если они носят продолжительный характер, следует учитывать нарастание морально-психологической и физической усталости личного состава, которое может привести к потере ориентировки, утрате самоконтроля и осторожности и, следовательно, к напрасным потерям. Поэтому необходимо путем индивидуального воздействия поддерживать у военнослужащих чувство самосохранения, разумную осторожность.

Одним из мероприятий по восстановлению физических и моральных сил, нормализации психологического состояния личного состава может быть своевременный вывод частей и подразделений из боя на отдых и доукомплектование. Независимо от того, вернулся ли солдат домой победителем или побежденным, его должны достойно встретить страна, сослуживцы, члены семьи, знакомые. Это позволит предотвратить многие возможные отрицательные последствия психотравмирующего воздействия боевых действий в ходе контртеррористической операции на человека, сохранить его психическое здоровье.

Так, например, после возвращения личного состава одшб СФ в место постоянной дислокации, исходя из выработанных психологами рекомендаций, с военнослужащими было организовано проведение специальных реабилитационных мероприятий на базе лечебных и оздоровительных учреждений. Такая работа с помощью губернатора Мурманской области Евдокимова Ю.А. в период с 6 по 19 июля 2000 года была проведена на оздоровительной базе ОАО "Грин-Мотель". Здесь смогли отдохнуть и поправить свое здоровье 89 человек. 72 морских пехотинца прошли курс реабилитации в профилактории "Зеленый бор", который также расположен на территории Мурманской области. В период с июля по декабрь 2000 года 12 семей офицеров и прапорщиков отдыхало в санаториях и домах Министерства обороны РФ за пределами Заполярья. В ходе реабилитационного отдыха и, как правило, после его завершения и возвращения в часть военнослужащие подвергались углубленному медицинскому и психологическому обследованию. Результаты обследования были убедительными: значительно снижался уровень психологического напряжения, внешней агрессии и суицидального риска у тех военнослужащих, у которых они были выявлены; в то же время у личного состава в целом повышался уровень эмоционально-волевой устойчивости.

Большое значение в морально-психологическом обеспечении действий войск имеют организация и проведение военно-социальной работы, которая включает в себя: создание социальных и правовых условий для выполнения личным составом своих функциональных обязанностей и реализации своих прав и социальных гарантий; организацию взаимодействия с органами власти и общественными организациями в интересах решения социально-правовых проблем военнослужащих и членов их семей; правовое воспитание и образование личного состава; профилактику правонарушений и преступлений и т.д.

Выполняя названные задачи, в подготовительный период необходимо провести работу по полному обеспечению убывающих в зону конфликта подразделений всеми видами довольствия, вооружением, техникой и другим имуществом (в интересах качественного решения вопросов обустройства, быта и отдыха в полевых условиях).

Учитывая важность оказания первой медицинской помощи раненым, следует, как показывает имеющийся опыт, создавать специальные группы военнослужащих по эвакуации раненых и погибших с поля боя, проводить с ними подготовительные занятия. В этот же период организуется разъяснение военнослужащим правовых актов военного времени, в том числе и международных; их прав и обязанностей в боевой обстановке; их ответственности за воинские преступления, невыполнение приказов и т.д.

Большое внимание уделяется поддержанию и развитию взаимодействия с органами местного самоуправления, общественными организациями, средствами массовой информации, религиозными учреждениями в местах постоянной дислокации части (подразделения) убывшей в район контртеррористической операции. Это взаимодействие предусматривает:

мобилизацию общественности на оказание шефской помощи убывшим в район боевых действий частям и подразделениям (посылка гуманитарной помощи, выезды представителей администрации, творческой интеллигенции, ветеранских организаций и родительской общественности, журналистов, концертных бригад и т.д.), а также госпиталям, в которых находятся на излечении раненые военнослужащие;

объективное освещение в местных средствах массовой информации хода боевых действий, участия в них убывших из гарнизона военнослужащих, проявлений мужества и героизма;

оказание помощи семьям убывших в зону конфликта военнослужащих (реализация положенных им социальных гарантий, трудоустройство неработающих жен, обеспечение жильем, местами в детских дошкольных учреждениях, страховыми пособиями, льготными путевками и т.д.).

Так, например, личным составом было позитивно воспринято посещение 30 сен­тября 1999 года посёлка Спутник, в котором проживали семьи офицеров и прапор­щиков одшб СФ, выполняющего боевые задачи в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, Главнокомандующим ВМФ адмиралом Куроедовым В.И. и командующим СФ адмиралом Поповым В.А., встреча 6 октября 1999 года заместителя командующего СФ вице-адмирала Доброскоченко В.Г. с проживавшими в Североморске жёнами военнослужащих, находившихся в командировке. По инициативе управления воспитательной работы Северного флота, женской общественности, администрации и правительства Мурманской области, женсовета соединения морской пехоты военнослужащим батальонной тактической группы было отправлено 16 тысяч бутылок минеральной воды, 24 тысячи штук сигарет, одна тонна груза туалетных принадлежностей и предметов личной гигиены, 620 комплектов вязаных шапочек и свитеров, 300 зеркал для бритья, 320 тазов для помывки личного состава.

В период ведения боевых действий при организации военно-социальной работы с личным составом внимание акцентируется на предупреждении фактов мародерства и бесчинств по отношению к гражданскому населению, неуставных взаимоотношений, хищений военного имущества в целях продажи и личного обогащения.

В интересах социального обеспечения командованием, штабами, органами воспитательной работы проводятся мероприятия, характерные для вооруженных конфликтов:

регулярное оказание консультационной помощи военнослужащим и членам их семей, гражданскому персоналу по социально-правовым вопросам;

переписка с учреждениями, членами семей военнослужащих для разрешения социальных вопросов;

ходатайства перед вышестоящим командованием и государственными органами о решении социально-бытовых проблем военнослужащих;

участие военнослужащих частей Российской армии в оказании гуманитарной помощи населению (доставка, сопровождение и охрана грузов гуманитарной помощи, эвакуация населения из районов боевых действий);

оказание продовольственной помощи голодающим жителям городов и сел в местах дислокации войск (сил);

установление военно-шефских связей с администрацией, комитетами родителей военнослужащих, военкоматами, общественными организациями краев, областей, республик Российской Федерации.

Необходимой частью морально-психологического обеспечения контртеррористической операции, является культурно-досуговая работа. Она направляется на организацию духовно-содержательного досуга и культурного обслуживания всех категорий личного состава. Для ее проведения в районах расположения войск (сил) целесообразно развернуть походные автоклубы, телецентры, а также оборудовать клубы в блиндажах, палатки (землянки) досуга, где личный состав мог бы познакомиться с материалами периодической печати, почитать книги, послушать радио, поиграть в настольные игры.

В целях обеспечения досуга военнослужащих следует организовать направление в войска концертных и агиткультбригад, коллективов художественной самодеятельности; установить, если позволяет обстановка, взаимодействие с расположенными в районе боевых действий органами культуры. При нахождении частей и подразделений на отдыхе не исключается возможность проведения в них некоторых массовых мероприятий (тематических вечеров, обсуждений произведений художественной и военно-мемуарной литературы, спортивных соревнований и т.д.).

Культурно-досуговая работа может проводиться и с проживающим в зоне контртеррористической операции населением в интересах формирования позитивного отношения к российским военнослужащим и правильного понимания выполняемых ими задач.

Например, только за три месяца боевых действий в Республике Дагестан было проведено более 150 концертов и выступлений для военнослужащих, гражданского персонала и местного населения. В частности, в интересах войск ОГВ (с) Северо-Кавказского региона в соединениях и воинских частях проведено: Концертной бригадой Ансамбля песни и пляски РВСН “Красная звезда” 23 концерта для военнослужащих Вооруженных Сил России, больных и раненых Моздокского военного госпиталя, местных жителей в г. Моздок (по плану проведения Дня города), станице Ищерская. Концертная бригада Культурного центра ВС РФ работала для военнослужащих ОГВ (с) и местного населения в районе станиц Каргалинская, Ищерская, Наурская (5 концертов и творческих встреч). Перед жителями н.п. Червленая Наурского района выступил оркестр 20 мсд. Концертная бригада Ансамбля Внутренних войск МВД России провела 4 концерта для военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил и МВД в гарнизонах Махачкала, Кизляр, Даташурт. Во Владикавказском гарнизоне на базе Дома офицеров была развернута работа по участию военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил в 1-м туре фестиваля солдатской песни “Когда поют солдаты”.

Важной составной частью морально-психологического обеспечения контртеррористической операции является защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия противника. Она направляется на нейтрализацию информационно-психологического воздействия со стороны противника, нанесение ему морально-психологического поражения, деморализацию его войск и населения.

В этих целях в районах дислокации войск (сил), привлекаемых для участия в контртеррористической операции, организуется работа по анализу социально-политической ситуации, национально-этнической и криминогенной обстановки, обобщению данных о возможностях противника осуществлять информационно-психологическое воздействие на наши войска (силы) и прогнозированию его последствий, оказанию противодействия и подготовке собственных информационно-психологических акций в отношении противника.

Как показал опыт вооруженных конфликтов, для осуществления защиты своих войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника необходимо проводить мероприятия по перекрытию каналов враждебной информации, сбору и ликвидации подбрасываемых в расположение части (подразделений) провокационных материалов, глушению подрывной радиопропаганды, решительному пресечению распространяемых ложных слухов и попыток проникновения в воинские коллективы лиц с целью склонить военнослужащих к неповиновению, отказу от участия в боевых действиях, самовольному оставлению части, по выявлению и уничтожению (подавлению) сил и средств психологических операций противника.

Для осуществления информационно-психологического воздействия на местное население организуется использование всех имеющихся в распоряжении сил и средств (залистование территории зоны конфликта с применением авиации, агитационных боеприпасов, установка звуковещательных станций; налаживание телерадиовещания и полиграфической базы в районе боевых действий; привлечение прессы и т.д.). Так, например, только в 1999 году в ходе боевых действий в Республике Дагестан были сброшены 12 авиационных бомб (АГИТАБ-500), парашютный агитационный контейнер, выпущены 22 артиллеристских снаряда из гаубицы Д-30.

Особая роль в ходе организации морально-психологического обеспечения контртеррористической операции отводится исследованиям его опыта отечественными и зарубежными специалистами. Важность социологических, психологических и других исследований обусловлена тем, что их результаты могут послужить основой для принятия необходимых и своевременных решений по совершенствованию подготовки личного состава армии и флота к крупномасштабным войнам, вероятность которых на сегодняшний день не исключена. Изучаются объективно существующие настроения в армии и обществе, мнения, запросы личного состава; определяются тенденции развития общественного мнения в воинских коллективах; выявляются факторы, негативно влияющие на морально-психологическое состояние личного состава, снижающие его боеспособность и боевую активность.

В части (подразделениях) морально-психологическое обеспечение их действий в ходе контртеррористической операции планируется на основе решения командира, на которого возложено руководство их подготовкой и проведением, а также указаний вышестоящего органа воспитательной работы.

При планировании морально-психологического обеспеченияорганы воспитательной работы должны учитывать: экономические, политические, национальные, религиозные и территориальные проблемы региона; ограничения применения сил и средств морально-психо­логического обеспечения; возможность определения задач войскам (силам), силам и средствам морально-психо­логического обеспечения с учетом их предназначения и возможностей; строгое ограничение допуска должностных лиц к планированию морально-психологического обеспечения; выбор эффективных, а иногда и нестандартных способов действий сил и средств морально-психологического обеспечения.

Планирование морально-психологического обеспеченияосуществляется, как правило, по этапам, при этом задачи ставятся только на один этап, и осуществляется ориентирование на последующие действия. В ходе первого этапа осуществляется общее планирование морально-психоло­гического обеспечения. На втором этапе осуществляется непосредственное планирование морально-психологического обеспечения операции по локализации района вооруженного конфликта и созданию зоны безопасности. На последующих этапах осуществляется планирование морально-психоло­гического обеспечения мероприятий по разгрому иррегулярных вооруженных формирований, освобождению занятых (захваченных) ими территорий и созданию условий для политического разрешения вооруженного конфликта. На заключительном этапе осуществляется планирование морально-психологического обеспечения действий войск (сил) по восстановлению кон

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.