Сделай Сам Свою Работу на 5

Операции международных сил по поддержанию мира, характер и особенности морально-психологического обеспечения действий войск (сил) в миротворческих операциях.





 

Характерной особенностью локальных войн и вооруженных конфликтов, произошедших после окончания второй мировой войны, стали миротворческие операции. С началом деятельности Организации Объединенных Наций в районы вооруженных конфликтов под эгидой Совета Безопасности стали направляться межнациональные вооруженные силы в целях разъединения конфликтующих сторон. Все чаще в зоне конфликта появляется авиация - боевые самолеты и вертолеты, вооруженная борьба ведется не только иррегулярными (полупартизанскими) формированиями, но и хорошо организованными, высокооснащенными технически, обученными войсками, которые в состоянии грамотно применять современную тактику боя, что требует адекватных действий. В каждом конкретном случае миротворческие силы имеют соответствующую численность и структуру, свою систему обеспечения всем необходимым для решения поставленных перед ними задач.

Российская Федерация, начиная с 1992 г., включилась в миротворческие акции как на территории бывшего СССР, так и в других регионах планеты. Например, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва на своем заседании 5 января 1996 г. проголосовал на направление российского воинского контингента в составе многонациональных сил в Боснию и Герцеговину. Необходимо также отметить, что поддержание мира и стабильности является неотъемлемым условием существования Содружества Независимых Государств, обеспечивающим экономическое и социально-политическое развитие каждого из его участников и Содружества в целом.



Практика миротворческих операций показывает, что на эффективности деятельности российских войск в зонах вооруженных конфликтов сказывается недостаток у командиров и начальников всех уровней, рядового состава миротворческих контингентов опыта по выполнению задач разъединения конфликтующих сторон. Всего с 1992 г. участниками таких операций (с учетом ротации каждые 6 месяцев) стали более 35 тысяч российских военнослужащих.

Спецификой участия российских военнослужащих в миротворческих операциях в большинстве случаев является то, что личный состав противоборствующих сторон в недалеком прошлом проходил службу в тех же Вооруженных Силах, что и сами «голубые каски», обучался по одним боевым уставам и имеет вооружение и технику в основном советского производства.



Вполне естественно, что названные факторы не могут не влиять на сознание и психику военнослужащих, направленных в район конфликта. Для того чтобы смягчить их действие, командиры, штабы, органы воспитательной работы частей и подразделений, назначенных для участия в миротворческих операциях, проводят целый комплекс мероприятий.

Подготовка и проведение миротворческих операций с использованием войск в каждом случае имеют свою специфику. В процессе подготовки операции конкретного типа задействовано множество составляющих, прежде всего политических, экономических, гуманитарных, военных и т.д. И все же накопленный международным сообществом опыт их проведения свидетельствует о том, что в миротворческой практике сложилась универсальная схема учреждения таких операций, в соответствии с которой и процесс планирования имеет свои постоянные фазы.

Наиболее предпочтительной формой, позволяющей рассмотреть основные аспекты планирования и организации морально-психологического обеспечения миротворческих операций, представляются операции по поддержанию мира - как усредненная форма миротворческих акций. В частности, урегулирование вооруженных конфликтов на территории СНГ может предусматривать кроме комплекса мер политического, социального, правового, экономического и иного характера, проведение Операций по поддержанию мира (ОПМ).



На период проведения ОПМ в целях содействия урегулированию вооруженного конфликта на территории любого из государств-участников СНГ создаются временные коалиционные формирования - Коллективные силы по поддержанию мира (КСПМ).

Как показывает опыт миротворческих операций в СНГ, а также применения миротворческих контингентов ООН, их ход и исход в значительной степени зависит от степени моральной готовности и психологической устойчивости военнослужащих, их способности переносить тяготы и лишения воинского труда, связанного с выполнением миротворческих задач.

Многонациональные силы государств-участников должны в самом начале миротворческой акции осознавать, что им не удастся разрешить проблемы, лежащие в корне конфликта. Следовательно, традиционные концепции победы и поражения на поле боя оказываются неприемлемыми для миротворчества, поскольку солдат миротворческого контингента в ходе операции не имеет врагов, он всегда имеет дело только с конфликтующими сторонами. Такая специфика в деятельности миротворческих сил не могла не найти своего отражения в принципах проведения миротворческих акций с их участием, сформулированных в различных документах национального характера. Именно эти принципы лежат в основе форм и методов участия войск в миротворческой деятельности. Основными из них являются:

Законность,понимаемая как в широком, так и в узком смысле. В широком - это опора миротворческой миссии на весь нормативно-правовой комплекс документов, разработанных мировым сообществом, который регламентирует те или иные аспекты деятельности армейских подразделений в конфликтных и кризисных ситуациях, от Гаагских и Женевских конвенций, Устава ООН и Уставов региональных организаций до национального законодательства. В узком - включает, прежде всего, мандат на операцию, резолюции, иные соглашения и документы ООН и региональных организаций, определяющие цели, задачи, масштабы и характер операции, допустимые средства и уровни насильственных действий.

Согласие конфликтующих сторон - важнейший принцип, определяющий, в конечном счете, вид проводимой операции. Это обусловлено тем, что международные силы развертываются только после подписания учреждающим операцию международным органом и сторонами конфликта соответствующего соглашения о введении в зону миротворческих сил.

Беспристрастность международных сил представляется как следствие принципа согласия сторон, подразумевающего отказ от действий, которые могут нанести ущерб правам и положению задействованных в конфликте сторон или могут быть истолкованы ими как оказание предпочтения одной из них.

Нейтральность. Участники операции не должны вступать в какие-либо “доверительные” отношения ни с одной из сторон, а также не должны оказывать ни одной участвующей в конфликте группировке прямого или косвенного содействия в реализации ее интересов.

Использование силы лишь в порядке самообороны. Понятие самообороны включает противодействие вооруженным попыткам воспрепятствовать выполнению мандата международных сил, нападению на объекты миссии или ее сотрудников, включая и военнослужащих многонациональных сил.

Осуществление постоянного контроля за действиями миротворческих сил на всех этапах операции со стороны учреждающего операцию органа.

Многонациональность. Этот принцип предполагает участие в операции нескольких государств, входящих в состав международного сообщества или региональной организации, придавая, тем самым, миротворчеству с использованием войск максимально объективный и беспристрастный характер.

Формирование и поддержание необходимого уровня морально-психологического состояния осуществляется командирами, штабами, органами по работе с личным составом (воспитательной работы) и другими органами Объединенного командования посредством проведения комплекса мероприятий морально-психологического обеспечения Операций по поддержанию мира.

Морально-психологическое обеспечение, наряду с боевым, тыловым и техническим относится к основным видам обеспечения миротворческих операций.

Целью морально-психологическое обеспечение Операций по поддержанию мира является: формирование и поддержание высокой моральной готовности и психологической устойчивости личного состава Коллективных сил по поддержанию мира при подготовке и в ходе проведения миротворческих операций.

Основными задачами морально-психологичес­кого обеспечения Операций по поддержанию мира являются:изучение и обобщение морально-психологической и информационной обстановки в районе проведения операций, оценка и прогнозирование их влияния на морально-психологическое состояние и действия КСПМ и разъединяемых сторон; разъяснение личному составу причин, характера, политических целей ОПМ, задач, стоящих перед КСПМ, международного и внутреннего положения регионов (районов) коллективной безопасности, совместных решений высших органов военно-политического руководства государств – участников, коалиционных и национальных органов военного управления, приказов и директив командующего КСПМ, их значимости и необходимости выполнения боевых задач в любых условиях обстановки; выработка и осуществление согласованных мер по воинскому и патриотическому воспитанию, укреплению дружбы и взаимопонимания между военнослужащими воинских формирований, входящих в состав КСПМ, сплочению личного состава объединенных органов управления, поддержанию в воинских коллективах здорового морального и психологического климата, уважительного отношения к традициям и обычаям, религиозным верованиям народов государств-участников; поддержание и наращивание психологической устойчивости войск (сил), формирование у военнослужащих воли к победе, смелости и инициативы, стойкости, прочных боевых установок и настроя на безусловное выполнение поставленных задач, способности мужественно переносить тяготы и лишения боевой обстановки; организация работы по реализации социальных и правовых гарантий военнослужащих КСПМ; поддержание в воинских коллективах организованности, дисциплины и правопорядка, обеспечение строгого соблюдения законов и обычаев миротворческих операций, законодательства государств-участников; взаимодействие с органами власти разъединяемых сторон, общественными и религиозными объединениями в целях обеспечения благоприятной морально-психологи­ческой и информационной обстановки в районах выполнения миротворческих задач, реализация законных прав и социальных гарантий военнослужащих, членов их семей, использования местных ресурсов в интересах КСПМ; проведение мероприятий по защите войск (сил) от негативного информационно-психологического воздействия, предупреждению деморализации и дезинформации личного состава и населения разъединяемых сторон; культурное обслуживание войск (сил), обеспечение условий для досуга и отдыха военнослужащих, организация работы культурно-досуговых организаций с учетом обстановки; обеспечение работы объединенных военных систем телерадиовещания, полиграфического оборудования и военной печати, снабжение войск (сил) техническими средствами воспитания, их своевременный ремонт и восстановление; проведение специальных социально-психологических и социологических исследований.

Содержание и конкретные задачи морально-психологического обеспечения ОПМ определяются на основе решения Совета Глав Государств СНГ, утвержденного ими Мандата, постановлений и распоряжений правительств посылающих государств, приказов и директив командующего КСПМ с учетом особенностей и способов ведения Операций по поддержанию мира, реального состояния войск (сил).

Для выполнения задач морально-психологического обеспечения используются: технические средства воспитания, культурно-досуговые учреждения, полиграфическое оборудование, объединенные системы военного теле,- радиовещания и печати.

При необходимости и по согласованию с соответствующими государственными органами принимающего государства может использоваться местная база.

Разработка мероприятий морально-психологического обеспечения осуществляется заблаговременно в ходе подготовки Операции по поддержанию мира, а также при ее ведении.

Морально-психологическое обеспечение планируется по задачам и этапам ОПМ.

На первом этапе подготовки к операции эту работу организуют органы по работе с личным составом (воспитательной работы) министерств обороны посылающих государств, а на втором этапе и в ходе операции - заместитель командующего КСПМ по работе с личным составом (воспитательной работе) и соответствующие структуры национальных воинских контингентов, входящих в состав КСПМ.

Морально-психологическое обеспечение в ОПМ включает: информационно-воспитательную, психологическую, военно-социальную (социально-правовую), культурно-до­суговую работу, защиту (противодействие) войск (сил) от негативного информационно-психологического воздействия, обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания.

Конкретные мероприятия, формы и методы морально-психологического обеспечения определяются на основе уставов, наставлений, приказов и директив, действующих в коалиционных войсках (силах) и вооруженных силах государств-участников.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.