Сделай Сам Свою Работу на 5

Морально-психологическое обеспечение боевых действий в особых условиях.





1. Сущность и содержание морально-психологического обеспечения наступательного боя.

Деятельность командира, штабов, органов воспитательной работы по организации морально-психологического обеспечения наступательного боя отличается высокой ответственностью за принимаемые решения, сложностью адекватной оценки влияния социально-политических и психологических факторов, трудностью выбора оптимальных вариантов практических действий по формированию, поддержанию и наращиванию морально-психологического превосходства над противником. Например, в ходе боевых действий в Республике Дагестан взвод в количестве 40 человек при наступлении на западную окраину с. Тандо передвигался тройками, по мере удаления от офицеров, стрелки ложились в укрытия и за исключением 6-9 человек находящихся ближе всего к офицерам в атаку не поднимались.

Для того чтобы работа по формированию заданного уровня морально-психологического состояния личного состава была целенаправленной и эффективной, необходим учет целой совокупности принципиальных установок, регламентирующих эту деятельность. Структуру методологии процесса организации морально-психологического обеспечения наступательного боя образуют как общеметодологические, так и специфические принципы.



Первая группа включает в себя принципы объективности, всесторонности, конкретности, противоречивости, преемственности и др.

Вторую группу составляют принципы: поддержания постоянной боевой готовности сил и средств морально-психологического обеспечения; соответствие мероприятий морально-психологического обеспечения плану подготовки и ведения наступательного боя; сосредоточения усилий морально-психологического обеспечения на выполнение главных задач; достижения устойчивости и живучести системы морально-психологического обеспечения; своевременности восстановления боеспособности сил и средств морально-психологического обеспечения и др.

Руководство этими принципиальными установками обеспечивает четкий выбор целей морально-психологического обеспечения в наступательном бою и определение конкретных задач, направленных на их реализацию.



Исходным, определяющим моментом любого реально существующего процесса является целевая установка, т.е. научно-обоснованное формулирование его цели, конечного результата. Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Исходя из этого можно сказать, что морально-психологическое обеспечение наступательного боя проводится с целью: мобилизации личного состава на активные действия по занятию исходного района; подготовке техники и вооружения к ведению боевых действий; скрытному размещению подразделений на позициях; проведению психологической подготовки к переходу в наступление.

Морально-психологическое обеспечение тактических действий части (подразделения) в наступлении проводится с учетом складывающейся обстановки в основном при занятии исходного положения после перегруппировки, исходного района, исходных позиций, выжидательных районов, позиций, стартовых (огневых) позиций, мест расположения. При этом в динамике боевых действий проводится короткое боевое информирование личного состава.

При занятии частью (подразделением) исходного положения для наступления и в ходе боевых действий проводится работа по наращиванию морально-психологической активности личного состава. "Сознанию, - отмечал М.И.Драгомиров, - необходима постоянная пища, заключающаяся гораздо более в логичности действий, нежели в логичности слов... . Как бы ни мало был развит человек все его действия предшествуются внутренним инстинктивным, но неминуемым "почему?" Чем чаще и постояннее он получает прямой и ясный ответ на этот вопрос из самого дела, тем более крепнет и развивается его сознание".



В связи с этим основными задачами морально-психологического обеспечения наступательного боя являются: наращивание моральных и духовных сил войск (сил), поддержание у них наступательного порыва на протяжении всего боя, развитие у личного состава стремления, во что бы то ни стало выполнить боевой приказ командования и добиться полного разгрома противника; обеспечение непрерывного информационно-психологического воздействия на личный состав в любых условиях обстановки.

С этой целью в ходе наступательного боя осуществляется: оперативная передача и разъяснение боевой информации; обеспечение личного примера командиров и боевого актива; поощрение отличившихся; пропаганда боевых успехов и героических поступков военнослужащих; сообщение фактов нарушения противником норм международного гуманитарного права в отношении гражданского населения и военнопленных; выявление и перекрытие каналов проникновения панических настроений; оказание экстренной помощи военнослужащим, получившим боевые психические травмы; контроль усталости личного состава.

Успешное решение задач морально-психологичес­кого обеспечения при ведении наступательного боя должно достигаться всемерным повышением активности и целеустремленности в работе органов воспитательной работы, усилением конкретного руководства деятельностью подчиненных воспитательных структур в ходе наступления, своевременным переключением их внимания на решение внезапно возникающих задач, вытекающих из складывающейся боевой обстановки и боевых приказов командира, и другими мероприятиями.

При ведении наступления заместитель командира по воспитательной работе основное внимание уделяет своевременному приближению сил и средств морально-психологического обеспечения к обеспечиваемым войскам (силам) в целях наиболее эффективного их использования; непрерывному сбору данных о тактической, морально-психологической и информационной обстановке, морально-психологическом состоянии и психогенных потерях своих войск (сил); проведению необходимых мероприятий по обеспечению надежной работы технических средств воспитания; постоянному поддержанию высокой боеспособности и готовности сил и средств морально-психологического обеспечения, непрерывному руководству их применением; проведению подготовительных мероприятий по заблаговременной морально-психологической подготовке личного состава второго эшелона (резерва) к вводу в бой, к действиям в составе воздушных и морских десантов, а также выполнению задач в ходе последующих боев; контролю за состоянием технических средств воспитания и своевременным выполнением задач морально-психологического обеспечения.

Основное внимание сосредоточивается в подразделениях первого эшелона, особенно действующих на направлении главного удара (участке прорыва).

Практика боевой подготовки и опыт вооруженных конфликтов показывают, что основными способами выполнения задач морально-психологического обеспечения в наступлении должны являться: оперативное доведение до личного состава изменений в тактической обстановке, разъяснение военнослужащим новых боевых задач; пропаганда примеров мужества и героизма, распространение передового опыта боевых действий, организация прослушивания информационных радиопередач; огневое и другое подавление источников информационно-психологического воздействия противника.

Содержание морально-психологического обеспечения в наступлении составляют все его виды, однако, при этом наиболее эффективно должны вестись информационно-воспитательная и психологическая работа.

Информационно-воспитательная работа занимает важнейшее место в системе морально-психологического обеспечения наступательного боя. Это связано с тем, что этот период отличается предельной остротой поставленных целей и решаемых задач. Он предполагает интенсивное использование оружия и боевой техники, поражение живой силы, захват территории, разрушение объектов оборонного и гражданского секторов, активное сопротивление противника, что вызывает огромные моральные и физические нагрузки личного состава.

Экстремальный характер наступательного боя также обусловлен опасностью для здоровья и жизни военнослужащих, фактором внезапности, высокой динамикой и интенсивностью событий, дефицитом времени и ресурсов, нарушением режима сна, действиями войск (сил) в ночное время, в плохую погоду, при недостатке информации и т.д.

В таких условиях на личный состав подразделений действует система неблагоприятных факторов, которые препятствуют достижению поставленных целей. Они часто вызывают у военнослужащих чувства тревоги и беспокойства, неуверенности и боязни, а порой отчаяния и обреченности. Кроме того, личный состав нередко испытывает состояние психической напряженности, усталости, различных страхов.

Информационные потребности, относясь к сфере духовных потребностей личного состава, представляют собой объективно обусловленное состояние их к восприятию сообщений определенного содержания и формы, которые нужны им для ориентации в окружающей действительности, выборе линии поведения и решения проблемных ситуаций, достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой.

Информационно-воспитательная работа в ходе наступления направляется на воспитание у личного состава высокого наступательного порыва, обеспечение устойчивой морально-психологической готовности к ведению активных, решительных и высокоманевренных действий по разгрому противника.

Эффективность информационно-воспитательной работы в ходе подготовки и ведения наступательного боя определяется многими факторами, но в первую очередь мировоззренческими установками личного состава, сформированными еще как в мирное время, так и при подготовке к наступлению. В этой связи всем субъектам морально-психологического обеспечения придется решать одну из главных задач - перевод сознания личного состава с оборонного на наступательный лад. При этом они могут столкнуться, как показывает практика, с рядом противоречий. Во-первых, размытый образ врага в начальный период войны и необходимость воспитания личного состава в духе ненависти к противнику, во-вторых, возможность неудачного на каком-то этапе для наступающих войск (сил) хода боя и формирование у личного состава веры в победу.

В связи с этим задачами информационно-воспитательной работы в ходе подготовки и ведения наступательного боя являются: разъяснение личному составу цели наступления, обстановки и особенности боевых действий; изучение и доведение до личного состава национально-психологических особенностей, сильных и слабых сторон личного состава, техники и вооружения противника; воспитание уверенности у личного состава в превосходстве имеющихся средств ведения боевых действий, формирование чувства морального превосходства над врагом; разъяснение условий и особенностей предстоящих боевых действий, способах достижения их целей, возможных трудностях и препятствиях; обеспечение всей необходимой социально-политической и боевой информацией органов управления, боевых коллективов и отдельных военнослужащих.

Основные усилия информационно-воспитательной работы в ходе наступательного боя сосредоточиваются в органах управления и подразделениях, действующих на направлениях главного удара и выполняющих задачи по разгрому наиболее сильных группировок противника, в сочетании с активной информационно-воспитательной работой в других ударных подразделениях, а также в подразделениях, предназначенных для прикрытия (обороны) отдельных направлений.

Решение задач информационно-воспитательной работы достигается непрерывным анализом, своевременным прогнозированием, целеустремленным и систематическим доведением до органов управления, личного состава войск (сил) военно-политической и морально-психологической обстановки; пропагандой решительных, умелых, дерзких действий воинов в экстремальных условиях боевой обстановки.

Основными формами информационно-воспитательной работы в наступлении являются: непрерывное информирование личного состава части (подразделения) о военно-политической и сложившейся боевой обстановке; пропаганда успехов подразделений, примеров героизма и мужества личного состава, а также разъяснение причин трудностей и неудач своих войск (сил); оперативное разъяснение приказов командиров (начальников) и мобилизация военнослужащих на их выполнение, повышение бдительности, скрытности управления; соблюдение режима и дисциплины радио и телефонной связи.

Нередко в структуре информирования выделяют командную информацию, которая распространяется, как правило, по каналам управления и является приоритетной при доведении ее до различных категорий личного состава. Чаще всего это уточняющая и разъясняющая информация, направленная на улучшение управления войсками. В ней раскрываются решения командования, обращения военных советов, распоряжения органов воспитательной работы.

Опыт, накопленный в ходе мероприятий боевой подготовки, показывает, что наиболее распространенными формами политического и боевого информирования в ходе подготовки наступательного боя и в минуты тактических пауз могут быть информации и митинги, короткие групповые и индивидуальные беседы, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач, сообщение содержания обращений военных советов и информационных бюллетеней, выпуск стенгазет, боевых листков и листков-молний, передача важной информации с помощью портативных радиостанций и другие.

Например, в ходе боев в Чечне по разоружению незаконных вооруженных формирований ежедневно в отделениях, экипажах и расчетах офицерами проводились 15-20 минутные информации. В перерывах между боями и во время отдыха для информирования использовались групповые и индивидуальные беседы, печать, радио, наглядная агитация, боевые листки, листки-молнии, в работе с местным населением применялись звуковещательные станции и средства массовой информации.

Боевые действия представляют собой не только согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневры войск, но, прежде всего, ожесточенное противоборство целеустремленных, мыслящих, чувствующих, побуждаемых личными убеждениями, обладающих знаниями, навыками и умениями, волей и надеждами людей. И от того, у какой из противоборствующей стороны духовные силы и возможности окажутся лучше сформированными, мобилизованными, сохраненными и в большей степени отвечающими потребностям наступательного боя, в определяющей степени зависит победа или поражение.

Все это делает актуальной и практически значимой деятельность по формированию у личного состава всесторонней психологической устойчивости, готовности к активным наступательным действиям в любых условиях обстановки. Основная роль в этом процессе принадлежит такому виду морально-психологического обеспечения как психологическая работа.

Особенности психологической работы в различных видах наступательного боя зависят от избранного способа разгрома противника, применяемого оружия и техники, уровня психологической готовности личного состава войск (сил) к выполнению боевых задач в сложившихся (предполагаемых) условиях.

Например, в 1999 году в ходе боевых действий в Республике Дагестан высокий уровень нервно-психических расстройств был характерен для всех подразделений, непосредственно участвующих в боевых действиях. Так, проведенная после первых дней боев психологическая оценка в подразделениях 7 гв. вдд показала, что 15% личного состава получили боевые психические травмы, у 29% военнослужащих были отмечены выраженные последствия таких травм. После окончания боев для 90% военнослужащих было характерно невротическое расстройство сна, для 60% неврозы навязчивых состояний.

Особенности психологической работы в ходе наступления заключаются в сосредоточении основных усилий на формировании и поддержании психологической готовности личного состава к активным, решительным, наступательным действиям. Особое внимание уделяется организации психологической работы в войсках, действующих на направлении главного удара и выполняющих задачи по разгрому наиболее сильных группировок противника, прорыву его укрепленных рубежей и позиций, захвату важных районов, форсированию крупных водных преград, овладению городами и промышленными районами, отражению контрударов, окружению и уничтожению противника.

Как показывает анализ исторического опыта Советских Вооруженных Сил, армий других государств, войн и военных конфликтов современности, значимость психологической работы носит не умозрительный, а конкретный характер и выражается в определенных результатах. Так, по исследованиям американских ученых, в период второй мировой войны количество психических расстройств у солдат выросло по сравнению с первой мировой войной на 300%. Общее количество освобождаемых от службы в связи с психическими расстройствами превышало количество прибывающего пополнения. По подсчетам за­рубежных специалистов, из всех солдат, непосредственно участвовавших в боевых действиях, 38% имели различные психические расстройства. По этой причине только в американской армии были выведены из строя 504 тыс. военнослужащих, а около 1 млн. 400 тыс. имели различные психические нарушения, не позволяющие им некоторое время участвовать в боевых действиях.

Психогенные потери в армии США во время войны в Корее, Вьетнаме составляли 24-28% от численности личного состава, непосредственно участвовавшего в боевых действиях.

Учитывая данный опыт, содержание психологической работы должно направляться на: формирование представлений личного состава о характере влияния наступательных действий на психику; поддержание у личного состава, выполнившего задачи обороны, психологических установок на ведение активных боевых действий, проявление инициативы, готовности идти навстречу опасности при недостаточной укомплектованности, недостатке времени на подготовку, отсутствии полной информации о противнике; формирование у военнослужащих инициативы и настойчивости, состояния уверенности в своих силах, способности прорвать оборону противника, сломить его сопротивление, успешно завершить операцию.

Основными формами психологической работы в наступлении являются: психологическая помощь и социально-психологическая реабилитация военнослужащих.

Психологическая помощь военнослужащим в преодолении психотравмирующих факторов боевой обстановки направляется на: прекращение или снижение интенсивности действия психотравмирующих факторов боевой обстановки, путем вывода пострадавших в центры (пункты) психологической помощи и реабилитации; ликвидацию или блокирование источников психотравматизации; диагностику и коррекцию психического состояния личного состава, восстановление его боеспособности; психологическую поддержку, создание дополнительных стимулов повышения боевой активности военнослужащих; эвакуацию военнослужащих с тяжелыми боевыми психическими травмами в медицинские учреждения для оказания врачебной и специализированной помощи; локализацию и изоляцию военнослужащих и подразделений, подвергшихся деморализации, с целью исключения массовых негативных психологических воздействий на личный состав.

Эшелонирование психологической помощи:

в звене подразделение - 1-я психологическая помощь (само и взаимопомощь);

в звене часть квалифицированная психологическая помощь (психологами и медицинскими работниками).

Социально-психологическая реабилитация военнослужащих осуществляется в целях возвращения военнослужащих в обстановку здоровой жизнедеятельности и постепенного включения в систему повседневных социальных связей и отношений. Она предполагает: организацию специального периода реадаптации непосредственно в тыловых районах боевых действий, подготовку членов семей военнослужащих, их сослуживцев в пунктах постоянной дислокации к встрече участников боевых действий; оказание им помощи в преодолении симптомов "военизированной" психики; восстановление психического здоровья военнослужащих, получивших ранение, контузию, боевую и психическую травму.

Социально-психологическая реабилитация, как правило, осуществляется с использованием возможностей медицинского пункта части и госпиталей различного уровня.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.