Сделай Сам Свою Работу на 5

Алгоритм организации морально-психологического обеспечения караульной службы.





 

Морально-психологическое обеспечение караульной службы - это непрерывный процесс воспитания воинов в духе бдительности, точного выполнения обязанностей составом караула.

Морально-психологическое обеспечение караульной службы охватывает три основных периода:

период подготовки личного состава к заступлению в караул;

период несения караульной службы;

период после смены караула.

В соответствии с требованиями УГ и КС ВС РФ подготовка личного состава к несению службы в карауле в подразделении проводится в три этапа.

Первый этап. Подбор и распределение личного состава караула согласно табелю постам (осуществляется за 2 - 3 дня до заступления в караул).

Этот этап включает в себя следующие мероприятия:

подбор и распределение личного состава подразделения по местам несения службы с учетом требований приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам организации караульной службы.

изучение командиром подразделения, заместителем командира подразделения по воспитательной работе, психологом части (подразделения), медицинскими работниками личного состава, заступающего в караул, его настроения, состояния здоровья, степени обученности, моральных и психологических качеств;



утверждение командиром подразделения распределения личного состава, заступающего в караул, и проведение с ним воспитательной работы, направленной на обеспечение образцового несения службы.

Подбор и распределение личного состава для несения службы в карауле организуется командиром подразделения, от которого назначается караул. При подборе личного состава караула необходимо учитывать следующее:

начальниками караулов в зависимости от количества и важности постов должны назначаться наиболее опытные, дисциплинированные, требовательные офицеры, прапорщики или сержанты, способные успешно справиться с задачей и обеспечить четкое выполнение всем составом караула возложенных на него обязанностей;

помощниками начальников караулов назначаются прапорщики или сержанты, хорошо знающие требования УГ и КС ВС РФ, способные в любое время, если этого требует обстановка, выполнить обязанности начальника караула, обеспечить высокую боевую готовность караула и правильное несение им службы. Прибывших из учебных частей сержантов целесообразно несколько раз назначить разводящими, а затем помощниками начальников караулов;



разводящими назначаются сержанты или ефрейторы, способные обеспечить исправное и бдительное несение службы подчиненными или часовыми, правильные прием и сдачу постов;

караульными назначаются солдаты. При недостаточном количестве солдат караульными могут назначаться сержанты. В этом случае из них составляются все смены поста (постов), а разводящими назначаются военно­служащие в воинском звании не ниже воинского звания караульных.

На посты по охране Боевых Знамен частей, складов с боеприпасами, вооружением, взрывчатыми веществами, ГСМ и др. назначаются наиболее дисциплинированные, опытные, с высокими морально-деловыми качествами военнослужащие, отданные приказом по части.

При подборе личного состава караула учитываются направленность личности военнослужащего, мотивы его поведения, взаимоотношения с сослуживцами, особенности проявления характера и темперамента, способности, общественная активность.

Запрещается назначать в караул военнослужащих, не приведенных к Военной присяге, не усвоивших соответствующей программы подготовки прибывшего пополнения; совершивших проступки, содержащие признаки деяний, предусмотренных Уголовным кодексом, по которым ведется расследование, больных и других военнослужащих, которые в данное время по своему морально-психологическому состоянию не могут нести караульную службу (с низкой морально-психологической устойчивостью, упадническими настроениями, нарушениями психики, склонными к отклоняющемуся поведению и т.д.).



При подборе состава караула необходимо также учитывать важность охраняемого объекта и условия несения службы на посту (отдаленность, рельеф местности и т.д.). Молодые, неопытные солдаты, как правило, назначаются в первую смену и на близко расположенные посты. Не рекомендуется назначать длительное время одних и тех же военнослужащих на один и тот же пост, в одну и ту же смену. Для охраны Боевых Знамен, складов с оружием и боеприпасами, воинских грузов, перевозимых железнодорожным (водным, воздушным) и автомобильным транспортом, назначается только личный состав, отданный приказом по части.

Подбор и правильность распределения личного состава для несения службы в карауле не могут проводиться без знания личных качеств военнослужащих, состояния их здоровья, уровня подготовки и взаимоотношении с товарищами по воинскому коллективу. Поэтому важную роль на этом этапе подготовки личного состава к несению караульной службы играет изучение личного состава, заступающего в караул, его настроения, состояния здоровья, степени обученности, моральных и психологических качеств.

С этой целью заместитель командира подразделения по воспитательной работе проводит изучение и анализ межличностных взаимоотношений между военнослужащими, заступающими в караул, совместимости военнослужащих, процесса адаптации военнослужащих нового пополнения к условиям воинской службы, социально-психологических характеристик каждого военнослужащего (уровень дисциплинированности, обстановка в семье, самочувствие в воинском коллективе, отношение к службе).

Для оценки нервно-психической устойчивости подчиненных рекомендуется применять следующие методы: наблюдение, индивидуальная и групповая беседы, обобщение независимых характеристик, анализ документов, опросы индивидуальных мнений сослуживцев, доклады младших командиров.

Нарушения в функционировании внутренних механизмов личностной регуляции находят свое внешнее проявление и в различных формах отклоняющегося поведения.

Что же должно насторожить при подборе и расстановке личного состава караула?

1. Нарушение дисциплинарных и социальных норм: склонность к пререканиям и невыполнению распоряжений; частые нарушения должностных требований; приверженность к алкоголю; агрессивное поведение по отношению к товарищам.

2. Нарушения межличностных отношений: конфликты; озлобленность; грубость по отношению к членам коллектива; изолированность; замкнутость в группе; пренебрежительное отношение к значимым для группы целям; подозрительность; мнительность; обидчивость; неустойчивость интересов; привязанностей; претензии на исключительность; потребность во всеобщем внимании, восхищении.

При обнаружении этих признаков у военнослужащего необходимо: уделить ему пристальное внимание (чтобы утвердиться в своих выводах); анонимно узнать о его поведении у сослуживцев, товарищей, младших командиров.

На основании проделанной работы по подбору военнослужащих командир принимает решение по распределению личного состава, заступающего в караул.

На этом же этапе проводятся мероприятия морально-психологического обеспечения, направленные на обеспечение образцового несения службы. Должностными лицами подразделения (командир, его заместители, начальник караула) проводятся индивидуальные и групповые беседы, доводится передовой опыт несения караульной службы, а также законы, регламентирующие дисциплинарную и уголовную ответственность военнослужащих за нарушение правил несения караульной службы, осуществляется подбор и инструктаж редактора боевого листка и информатора.

Старшиной подразделения на вечерней поверке накануне дня заступления в караул объявляется состав караула.

Второй этап: Теоретическая подготовка проводится в классе для подготовки караула, за день до заступления, в часы, указанные в распорядке дня. Личный состав, назначенный в караул, должен изучить соответствующие статьи УГ и КС ВС РФ, караульную документацию, обратив особое внимание на изучение боевой задачи караула, охраняемых объектов, постов и особенностей их охраны, действий караула и часовых при нападении, пожаре, стихийных бедствиях и т.п.

В ходе проведения занятия командиром подразделения продолжается психологическое наблюдение за личным составом караула.

По результатам изучения морально-психологического состояния в течение первого и второго этапов психолог части (подразделения) составляет акт (делает запись в постовой ведомости) о допуске к несению караульной службы.

За личным составом, который по результатам изучения морально-психологического состояния недопущен к несению караульной службы, усиливается контроль и с ним проводится психологом психодиагностическая беседа, после чего принимается решение и даются рекомендации командиру подразделения. Военнослужащие, находящиеся в кризисном состоянии и с психологическими заболеваниями, направляются на медицинское обследование.

В этот же период заместитель командира подразделения по воспитательной работе проводит работу по изучению морально-психологического состояния личного состава, заступающего в караул, его настроений, нужд и запросов.

Начальнику караула выдается план-задание на проведение индивидуально-воспитательной работы с личным составом караула на период несения караульной службы, в котором, в первую очередь, указывается, на поведение каких военнослужащих следует обратить особое внимание, с кем и какой направленности провести индивидуальные беседы. С начальником караула, его помощником и разводящими изучаются вопросы и порядок проведения мероприятий морально-психологического обеспечения.

Третий этап: Практическая подготовка караула (проводится в день заступления в караул). Личному составу караула предоставляется не менее 3 часов для подготовки к несению службы.

В определенное распорядком дня время должны быть проведены: личная подготовка и медицинский осмотр; отдых (сон); практическое занятие с караулом; выдача караулу боевых патронов; проверка готовности караула к несению службы командиром подразделения; прибытие караула на развод.

В случае несения караульной службы личным составом через 1-2 суток время проведения мероприятий первого и второго этапов подготовки караулов устанавливается командиром части с таким расчетом, чтобы качество подготовки караула не снижалось.

В ходе этого этапа заместитель командира подразделения по воспитательной работе обязан:

составить и утвердить у командира подразделения план воспитательной работы с личным составом на период несения караульной службы и выдать его начальнику караула (мероприятия плана воспитательной работы в карауле могут быть следующими: беседы с личным составом караула о требованиях УГ и КС ВС РФ и знании содержания табеля постам; беседы с молодыми воинами об особенностях несения службы в карауле, выпуск боевых листков, посвященных отличившимся военнослужащим при несении службы; беседы по сменам на тему: «Нести службу в карауле, как несут ее лучшие воины»; читка и разъяснение материалов газетных и журнальных статей; подведение итогов несения службы каждой сменой часовых; прием зачетов по знанию уставных положений и особых обязанностей согласно табелю постам; после смены караула подведение итогов несения службы);

проинструктировать начальника караула по вопросам организации морально-психологического обеспечения;

проверить подбор и расстановку личного состава по постам и сменам с учетом рекомендаций психолога, обеспеченность личного состава караула всем необходимым с записью в постовой ведомости;

поставить задачи и проинструктировать актив караула (информатора и редактора боевого листка) и обеспечить его необходимыми средствами для проведения работы (заместитель командира по воспитательной работе при инструктаже актива караула указывает: информатору караула: на глубокое знание задач караула, порядок доведения и разъяснения особенностей несения службы каждой смене; на информирование смен о последних известиях; на проведение бесед по УГ и КС ВС РФ и табелям постам, материалам печати и коллективных читок газет; на распространение опыта лучших часовых; на показ личного примера в несении караульной службы; редактору боевого листка: на оперативное отражение в боевых листках результатов несения службы часовыми на постах, знание и выполнение обязанностей караульных; на поддержание тесной связи с начальником караула, разводящими, информатором караула и привлечение их к написанию заметок в боевой листок; красочное и доходчивое оформление 2-3 боевых листков; на информирование о проделанной работе заместителя командира по воспитательной работе и порядок сдачи боевых листков, выпущенных в карауле);

провести групповую беседу, в ходе которой напомнить личному составу об особенностях несения службы в карауле, о бдительном несении службы, при необходимости довести требования ст. 342 УК РФ об уголовной ответственности за нарушение уставных правил несения караульной службы;

провести индивидуальные беседы с каждым военнослужащим о его морально-психологическом состоянии, состоянии здоровья, готовности к заступлению в караул;

проверить наличие в карауле газет и журналов, шахмат и шашек, исправность радиоприемника (телевизора).

В ходе несения караульной службы начальником караула согласно плана воспитательной работы организуется и проводится работа с личным составом караула. Содержание проводимых мероприятий должно быть направлено на решение задач караульной службы. Для этого начальником караула используются оценочно-корректировочные методы и средства повышения качества несения службы (подведение итогов после каждой смены, пропаганда лучших образцов поведения военнослужащих в ходе несения службы, разбор удач и просчетов в действиях каждого военнослужащего и всего коллектива и др.).

В этот период:

Начальник караула обязан проводить индивидуальные беседы; систематически изучать морально-психологическую совместимость, настроение личного состава, его запросы и нужды; своевременно принимать меры по ликвидации излишней психической напряженности и переутомления военнослужащих, несущих караульную службу; создавать условия для рационального использования кратковременного отдыха, нервно-эмоциональной и психической разгрузки; принимать меры по поддержанию высокой психической активности воинов, устранению отрицательных последствий, обусловленных несением караульной службы; следить за качеством и полнотой доведения до личного состава караула положенных норм довольствия, наличием и состоянием технических средств воспитания и периодической печати.

В караульном помещении, согласно приложения №6 к ст. ст. 108, 109 УГ и КС ВС РФ должны находиться: подшивки газет и журналов (газеты подшиты за прошедший день); головные телефоны для прослушивания радиотрансляции (на бодрствующую смену); настольные игры (по одному комплекту шахмат и шашек); запрещается в карауле петь и играть на музыкальных инструментах.

Информатор караула обязан: хорошо знать индивидуальные особенности личного состава караула; проводить беседы по сменам; рассказывать о воинах, отличившихся в карауле, о героических подвигах воинов при несении караульной службы; информировать личный состав караула о последних известиях; проводить беседы и коллективные читки по материалам печати; увлекать личным примером состав караула на образцовое несение службы.

Редактор боевого листка караула обязан: оперативно отражать в боевых листках все лучшее, что есть в несении караульной службы, отмечать усердие воинов; за время выполнения караулом боевой задачи выпустить не менее 2-3 боевых листков; по прибытии в подразделение довести содержание боевых листков до всего личного состава взвода.

Личный состав бодрствующей смены может прослушивать радиопередачи через головные телефоны.

В течение дня проводится конкурс на лучшее знание положений УГ и КС ВС РФ, организовывается шахматно-шашечный турнир, подводятся итоги несения службы после каждой смены часовых.

Командир подразделения, его заместитель по воспитательной работе, должностные лица воинской части при проверке караулов должны обращать особое внимание на организацию морально-психологического обеспечения караульной службы, обеспеченность личного состава всем необходимым и принимать меры к устранению недостатков.

Кроме того, в ходе несения службы с военнослужащими из состава отдыхающей смены проводятся психогигиенические и психопрофилактические мероприятия (психологическая гимнастика, психотренинги, сеансы нервно-психического восстановления и др.). Эти мероприятия проводит психолог части (подразделения) и подготовленные им офицеры при проверке караула.

В ходе проверки караула командиром подразделения, его заместителем по воспитательной работе, психологом части (подразделения) проводится скрытое наблюдение за внешними проявлениями эмоциональных состояний личного состава. Цель наблюдения выявление военнослужащих с повышенной психической нагрузкой.

В случае выявления таких военнослужащих начальник караула усиливает за ними контроль, а психолог проводит психодиагностическую беседу с целью определения направленности требуемых психогигиенических, психокоррекционных мероприятий. При этом, как исключительная мера, возможна замена военнослужащего в составе караула.

После смены караула. В день смены командир подразделения организует подведение итогов с личным составом караула. Начальник караула проводит разбор несения караульной службы. В своем выступлении он отражает: какие задачи были поставлены на период несения службы и как они выполнены; положительные стороны несения службы и имевшие место недостатки; состояние в результаты воспитательной работы с личных составом; состояние воинской дисциплины и взаимоотношений между военнослужащими в ходе несения караульной службы; причины имевших место недостатков (замечаний) и планируемые мероприятия по их устранению; объявляет оценки за несение караульной службы каждому военнослужащему, а также поощрения (ходатайства о поощрении) подчиненным, добившимся отличных результатов в несении службы.

Заместитель командира подразделения по воспитательной работе при подведении итогов караульной службы должен проанализировать работу актива, подвести итоги морально-психологического обеспечения. Кроме того, он должен организовать обобщение и распространение передового опыта несения службы, популяризацию отличившихся военнослужащих.

Важной задачей этого этапа является снятие моральных и физических нагрузок у личного состава, сменившегося с караула. С этой целью кроме спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, психологом части (подразделения) проводится комплекс мероприятий по психофизиологическому восстановлению. Для этого в комнате психологической разгрузки проводятся индивидуальные и групповые тренинги активной нервно-психологической релаксации (расслабление) с прослушиванием (просмотром) специальных аудио,- видеокассет и другие мероприятия по снятию нервно-психологической нагрузки и подготовке военнослужащих к очередному заступлению в караул.

Таким образом, морально-психологическое обеспечение задач несения караульной службы - важная составная часть работы командиров, офицеров-воспитателей, штабов и служб по поддержанию постоянной боевой готовности частей и подразделений, формированию у воинов активной жизненной позиции - защитника Отечества, высоких морально-боевых и психологических качеств.

В ходе организации морально-психологического обеспечения караульной службы необходимо также помнить, что комплекс мероприятий по морально – психологическому обеспечению выполнения задач караульной службы не ограничивается теми мероприятиями, которые проводятся с личным составом перед заступлением в караул и в самом карауле. Эту работу следует проводить повседневно, увязывая ее с жизнью своего подразделения и части, привлекая для этого командиров и актив подразделения.

При этом следует не забывать, что данная работа, как и всякая работа с людьми не должна содержать формализм и носить абстрактный, т.е. оторванный от жизни характер.

 

               
   
 
   
 
 
 
   

 

 


ТЕМА 6

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.