Сделай Сам Свою Работу на 5

Политическая социализация и средства массовой информации





 

Сегодня доступ граждан к информации определяет их активное участие в политической жизни. Одним из важнейших источников информации, как и средством политической социализации, являются средства массовой информации. Они способны воздействовать на максимальное число людей в кратчайший промежуток времени. В последние десятилетия пресса, радио, телевидение, массовые справочники, кино- и звукозаписи, видеозаписи претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видеоэкранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дисков, принтеров). Эти средства создают широкие возможности использования их для формирования политической личности, так как являются не только источником информации, но и коммуникации.

В современном мире коммуникация (от лат. communicatio – способ сообщения, передачи) является незаменимым элементом взаимодействия людей, групп, политических партий, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно устанавливать или определять состав (содержание) политических партий и движений, политических систем, политических институтов, организаций и т.д., невозможно существование политической сферы общества как таковой. Коммуникация пронизывает все стороны политической жизни общества. Согласно общепринятой классификации выделяют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и массовую.



Для изучения процесса политической социализации наибольший интерес представляет массовая коммуникация, которая представляет собой процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.

Возрастающая роль массовой политической коммуникации порождает многочисленные дискуссии о том, к каким последствиям это может привести. Мнения при этом высказываются весьма различные, порой прямо противоположные. Часть из них считает, что средства массовой коммуникации объективно отражают происходящие события и не вносят элемента субъективизма, политической и идеологической пристрастности в оценку событий.



Активными оппонентами изложенной выше традиционной точки зрения являются сторонники так называемого "критического" подхода к политической коммуникации. Согласно этой позиции политическая коммуникация является средством получения прибыли и социального контроля. В логике данного подхода массовая коммуникация, общественное мнение и государство взаимодействуют следующим образом: органы государственной власти при помощи массовой коммуникации воздействуют на общественное мнение в нужном им направлении.

Существует и промежуточная точка зрения, отвергающая крайности консервативного и критического подходов, согласно которой массовая политическая коммуникация, являясь в значительной мере политически и экономически ориентированной, в то же время остается в определенной степени открытой и объективной.

Мировая практика показывает, что воздействие массовой политической коммуникации на различные стороны политической жизни общества значительно и многообразно. Так, активное развитие телевидения привело к существенному изменению структуры предвыборных компаний, современная политическая жизнь в России показала, что массовая коммуникация делает претендентов не только известными, формируя их определенный образ в глазах населения, но и прямо воздействует на итоги голосования.

Средства массовой коммуникации, имея огромный потенциал воздействия, превратились также в значимый фактор международной безопасности. Активно используется массовая коммуникация и для ведения непосредственной политической борьбы. Массовая коммуникация, являясь важным источником политической социализации, активно влияет на процесс овладения политическими знаниями, установками, ценностями и формами политического участия. Именно СМИ (прежде всего программы новостей и комментарии к ним) поставляют населению наибольшее количество информации, касающейся политики, воздействия при этом на конкретные оценки и действия в политической сфере.



Заметный вклад вносит массовая коммуникация в формирование мнения в отношении деятельности политических лидеров и институтов. Нередко в присущей массовой политической коммуникации критической ориентации видят причину недовольства партиями и политикой. Такого рода критический настрой журналистов имеет два важных последствия. Во-первых, он способствует формированию негативного взгляда на мир, появлению ощущения того, что проблем становится все больше и больше. Во-вторых, усиливается сомнение в способности политико-экономической системы справиться со своими проблемами.

Однако существует и иное объяснение падения уровня доверия к политической системе, связанное со структурными особенностями самого процесса политической коммуникации (несоответствие между сообщениями и действительным положением вещей; несоответствие между заявлениями политиков и их реальными действиями; несоответствие между заявлениями одних и тех же политиков в разное время и т.п.).

По вопросу о роли СМИ в падении доверия к политическим институтам существует и позиция, объединяющая две вышеуказанные. Ее сторонники признают существование напряженных отношений между политиками и СМИ. Сообщать новость и влиять на формирование общественного мнения – это основная задача массовой коммуникации. И не ее вина, что обнародование отдельных фактов приводит к негативным для некоторых политиков последствиям.

Кроме того, в действительности СМИ и политики в определенной степени зависят друг от друга: журналисты нуждаются в политиках как в источниках информации, а политикам необходимы журналисты для сообщения общественности своих намерений и решений.

Воздействие массовой коммуникации может быть как позитивным, так одновременно и негативным. Например, информация о стихийном бедствии или военном столкновении позволяет не только адекватно отреагировать и сохранить, по возможности, человеческие жизни, но также способна вызвать панику и массовую истерию.

Сплоченность общества, достигаемая утверждением и распространением культурных норм при помощи массовой коммуникации, имеет своей оборотной стороной доминирование массовой культуры и уменьшение культурного разнообразия. Развлекательная "сторона" массовой коммуникации позволяет отдыхать, восстанавливать силы, но и одновременно культивирует стремление к удовольствиям и уход в мир собственных чувств.

Вместе с тем незаменимо воздействие массовой коммуникации на мнения людей по конкретным вопросам социальной жизни. Такого рода воздействие осуществляется следующим образом: некоторые индивиды, сознавая, что их мнение совпадает с мнением большинства, высказывают его, в то время как другие лица, имеющие отличную от общепринятой позицию, оставляют при себе. Этот процесс движется по спирали, в результате чего некоторые темы или позиции попадают в центр внимания населения, а другие отбрасываются на периферию общественного интереса. Такого рода "спираль умолчания" вызывается страхом изоляции. Согласие с общепринятым – не только способ быть на стороне "победившей стороны", но и попытка избежать изоляции от группы. Угроза критики – значимый фактор для "умалчивающих" людей. Массовая коммуникация играет важную роль в "спирали умолчания". С ее помощью люди узнают, какие мнения популярны в обществе, а какие нет.

В настоящее время для объяснения механизмов влияния массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание предложены многочисленные теории. Наиболее популярны из них теория использования и удовлетворения и теория зависимости. В первой подчеркивается, что человек выступает в качестве активного фильтра информации, а не ее пассивного получателя. Центральное же положение теории зависимости заключается в следующем: реципиент зависит от массовой коммуникации в силу того, что ему необходимо удовлетворять свои потребности и достигать различных целей. Степень влиятельности СМИ на аудиторию варьируется и зависит от состояния самого общества. Если в обществе возникает ситуация социальных изменений и конфликтов, то она заставляет людей переоценивать сложившиеся у них системы ценностей и норм, что порождает потребность в дополнительной информации. Степень влиятельности СМИ на людей зависит также и от самих СМИ. При этом потенциал СМИ зависит от их количества и близости к нормам и ценностям группы объекта воздействия.

В наши дни можно говорить об определенном подчинении политики внутренним законам СМИ, законам рекламного бизнеса. Признаками подобного процесса являются: превращение политики в игру на публику (зрелищность, персонификация), ее стилизация в соответствии с требованиями драматургии (поддержание постоянного внимания, упрощение, сокращение); оперативность высказывания политиками своей точки зрения, диктуемая СМИ; рассогласование между деятельностью политиков и их выступлениями в СМИ. Происходит все большее широкое проникновение стиля и методов коммерческой рекламы в сферу политики.

Рекламизация политики проявляется в произвольном толковании политической реальности, высвечивании одних ее сторон и оставление в тени других. Подобный характер обращения с информацией не безобиден: происходит навязывание аудитории чужих и необдуманных (за ними нет работы мысли самого слушателя или читателя) мнений и представлений. В результате гражданин основывает свое мнение о политике на том образе, который создают ему средства массовой информации. Формирование такого образца происходит под значительным влиянием специалистов-имиджмейкеров – представителей нового направления рекламного бизнеса. Согласно рецептам рекламного дела политикам рекомендуется: что одевать, как себя вести, что и как говорить. В результате достигается создание привлекательного для населения образа политического деятеля.

Огромную роль играет политическая реклама в предвыборных компаниях. Возникает новое направление рекламной деятельности – политический маркетинг. Политический маркетинг включает: исследование настроений, проблем, интересов в том округе, от которого баллотируется кандидат; выбор стратегии предвыборной компании, основных ее тем и конкретных тактик; проведение собственно предвыборной компании.

Разработаны многочисленные "рецепты" использования массовой коммуникации для целей избирательной компании. В частности, журналистам советуют избегать откровенного рекламирования того или иного кандидата, поскольку это дает повод обвинять СМИ в продаже кандидатов, так же как и других товаров. Имеет особенности показ по телевидению женщин-кандидатов. Их рекомендуется изображать стойкими, но не агрессивными, компетентными и умеющими сочетать это с мягкостью и обаятельностью. Рекламизация придает особый смысл, диктует законы построения политических мероприятий, в том числе таких, которые предполагают непосредственное, лицом к лицу общение с избирателями.

Говоря о прикладных аспектах использования политической коммуникации, нередко упоминают термин «пропаганда». Пропаганда – коммуникация, вербальная или невербальная, при помощи которой стремятся повлиять на политические мнения, установки, политическое поведение одного или многих людей.

В политической пропаганде нередко используется прием дискредитации. Дискредитация – распространение негативной информации о некотором политическом объекте (политике, группе политиков, политическом институте), цель которого – представлять его в невыгодном свете в глазах большинства населения. Для дискредитации активно используются СМИ, однако нередко бывает и распространение порочащих слухов. Политику могут ставить в вину различные прегрешения: некомпетентность, нанесение ущерба России и ее жителям, негативный моральный облик, нездоровье и т.п. Успешное проведение дискредитации приводит к тому, что одна из сторон получает преимущества в борьбе за политическую власть.

Дискредитация политика достаточно широко распространена в большинстве стран с той или иной формой демократии: нападки на оппонента, распространение порочащих его слухов и т.п. действий сопровождают всякую избирательную кампанию или усиление борьбы за власть.

Нередко для дискредитации политического оппонента используются политические скандалы и слухи. Получая широкую огласку в средствах массовой информации, они говорят публике, что политик тайно, реже открыто, преследуя личные цели, действовал с явным нарушением законов и политических норм, игнорировал доверие со стороны общественности. Скандалы и слухи создаются, как правило, вполне сознательно и преднамеренно, выступая в качестве одного из способов дискредитации, снижения популярности оппонента по политической борьбе.

Широкое использование массовой коммуникации в целях предвыборной агитации заставило разработать специальные меры по контролю и оценке такого рода материалов. Наблюдение за СМИ при освещении предвыборных кампаний включает, прежде всего, определение того, насколько свободно пресса может критиковать действия правительства или правящей партии. Этому может препятствовать как давление на представителей средств массовой информации со стороны государства и прямая правительственная цензура, так и непрямые формы цензуры, а также неспособность властей обеспечить журналистам защиту от давления и насилия со стороны политических партий.

Свои особенности имеет наблюдение за различными типами СМИ. В частности, при анализе печати важным является выбор количества анализируемых газет и параметров оценки изданий, количество участвующих в работе наблюдателей и число партий и кандидатов, за освещением которых ведется наблюдение.

Активная деятельность по контролю за средствами массовой информации в условиях предвыборной компании расширяет возможности справедливого и равного распространения в обществе различных точек зрения и тем самым способствует независимому и свободному выбору граждан.

В заключение можно выделить следующие моменты, касающиеся роли средств массовой информации в политической социализации:

основными функциями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе, являются: наблюдение за окружающим миром (информирование о происходящих событиях); интерпретация событий и обеспечение взаимодействия структур общества с целью решения различных проблем; передача знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение); развлечение;

массовая коммуникация пронизывает все стороны политической жизни общества;

воздействие массовой коммуникации может быть как позитивным, так и негативным;

органы государственной власти при помощи массовой коммуникации воздействуют на общественное мнение в нужном им направлении;

огромная роль политической рекламы и пропаганды в предвыборных кампаниях, которая достигается главным образом с помощью СМИ.

 
 

 


Приложение

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

АВТОРИТАРИЗМ (от лат. auctoritas – власть) – система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма.

АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas – власть, влияние) – в широком смысле – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком – одна из форм осуществления власти.

АДМИНИСТРАЦИЯ(от лат. administratio – управление) – совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления; должностные лица управления, руководящий персонал учреждения, предприятия.

АКТ (actum – документ) – официальный документ. Юридический акт, издается государственным органом, должностным лицом в пределах их компетенции в установленной законом форме (закон, указ, постановление и т.д.).

АКТОР ПОЛИТИЧЕСКИЙ– лицо или общественная группа, воздействующие на процесс принятия и осуществления решений в данной политической системе. В политике субъект действия (политический актор), как в театре, "играет роль" (actor – актер. – прим. автора). Хотя исполнителями действия являются только люди, в политическом анализе способностью к исполнению действия часто наделяются корпоративные субъекты, такие, как государство. Описывать, анализировать, объяснять и прогнозировать политическое поведение действующих лиц (акторов) можно применительно к политическим системам на всех уровнях: местном, государственном, национальном и международном, а также применительно к различным типам самих действующих лиц, к таким, например, как государство, или какое-либо из высших должностных лиц, в чью компетенцию входит принятие важных решений, или национальный парламент, или административный орган.

Чаще всего понятием "актор" обозначают роль, которую играют государства и отдельные личности в международной политической системе. При подходе к международной политике с позиций исследования процесса принятия решений важное значение придается анализу поведения ключевых фигур или элитных групп, поскольку их действиями по выработке линии поведения определяются действия государства. Те, кто считает неправомерным говорить об "индивидуальном акторе", подчеркивают, что действия государства складываются под влиянием физической, политической, экономической, социальной и психологической среды, в которой принимаются государственные решения, а не просто из конкретных актов индивидуальных политиков. При других подходах в центре внимания оказывается в качестве актора государство в целом, взаимодействующее в рамках международной системы с другими государствами.

АНАРХИЗМ (от греч. anarhia – безвластие) – общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. Анархизм сложился в 40-70-х гг. XIX в. в Западной Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. В России в XIX в. идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества в деятельности различных анархистских групп в годы Революции 1905-07 гг. и, особенно в годы Гражданской войны.

АРИСТОКРАТИЯ(от греч. aristos – лучший и ...кратия) – форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати; в рабовладельческом и феодальном государстве – наиболее привилегированное сословие; определенные преимущества сохраняет в буржуазном государстве.

БЮРОКРАТИЯ (франц. bureau – бюро, канцелярия и ...кратия) – первоначально – власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем – обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизма, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения.

ВЛАСТЬ – в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов.

ВЛАСТЬ (КАК АВТОРИТЕТНО-ВЛАСТНОЕ ПОЛНОМОЧИЕ)–влияние, проистекающее из признания другими, по их собственной воле, чьего-либо права вводить нормативные установления или отдавать распоряжения и рассчитывать на повиновение. Авторитетное полномочие власти можно характеризовать как влияние, основанное на легитимности: А располагает авторитетным полномочием власти в отношении В ( а потому и влиянием), поскольку В рассматривает притязания А в отношении себя как легитимные (законные) или правомерные. Авторитетно-властное отношение является субъективным, психологическим и моральным по своему характеру, в отличие от форм влияния, основанных на использовании материальных ресурсов или физическом принуждении. Кроме того, авторитетно-властное полномочие в своем действии основывается на доброй воле: данное лицо добровольно повинуется, ибо так – правильно, так подобает поступить. Авторитетное полномочие власти в какой-либо политической системе означает, что люди готовы следовать нормативным установлениям, принимать результаты такими, каковы они есть, и исполнять указания должностных лиц, осуществляющих управление. Источниками авторитетного полномочия власти в той или иной политической системе, согласно типологии Макса Вебера, на которую часто ссылаются, служат традиция, закон и харизматические качества политических лидеров.

Различение авторитетно-властного полномочия среди других форм влияния – ключ к пониманию характера, какой носят в данной политической системе политика и отправление власти. Политические системы могут существенно различаться между собой по степени, в какой авторитетное полномочие власти приходится дополнять принуждением или другими стимулами, чтобы обеспечить подчинение распоряжениям. Всякое правительство стремится к усилению своей авторитетной полномочности, с тем, чтобы уменьшить издержки, ценою которых удается добиваться повиновения, а также способствовать порядку и стабильности внутри системы. Постоянная широкая неудовлетворенность функционированием какой-либо системы может вести к упадку правительственного авторитетного полномочия и даже к насилию или революции, если недовольство достаточно велико. У политических же систем, выдерживающих испытание временем, обычно в активе оказывается авторитет традиции и законности.

ВЛАСТЬ (КАК ВЛАСТНОЕ МОГУЩЕСТВО ВООБЩЕ)– способность каким-либо желаемым образом воздействовать на поведение других. Стало быть, "власть", при широком определении, представляет собой синоним "влияния" и охватывает весь ряд механизмов влияния – от убеждения (влияние, успешно оказываемое без обещания вознаграждения или угрозы наказания со стороны обладающего властью) до умеренного давления или сделки (обещание вознаграждения, угроза наказания) и далее вплоть до крайне жесткого давления, применения силы, или принуждения (угроза сурового наказания или лишения [каких-либо благ]). Хотя "власть" и "влияние" часто выступают синонимами, многие аналитики рассматривают влияние как более широкое понятие, а властное могущество трактуют как форму влияния, производную от угрозы сурового наказания за неповиновение и претендующую на более высокую вероятность повиновения.

Понятие власти и связанное с ним понятие влияния относятся к числу основных в политологических трудах. Об изучении политики было сказано, что ее предметом является "влияние и его носители" (Гарольд Лассуэл – H. Lasswell) или осуществление "власти, господства (rule) либо авторитетно-властного полномочия" (Роберт Даль – Dahl). Определения политики как процесса принятия решений или как "полномочно-властного распределения благ" (Дэвид Истон – Easton) суть в значительной степени вариации на тему власти. В области международной политики реалистическая школа, связанная с именами Ханса Моргентау (H. Morgenthau) и других, недвусмысленно использовала понятие власти в качестве важнейшего организующего понятия. Отыскивая инстанцию (locus) власти на местном уровне в ходе изучения проблемы власти в локальных сообществах, исследователи пытались усмотреть ее в таких системах, где известная роль принадлежит разного рода элитам. Вряд ли понятие власти, учитывая его широкую употребительность в качестве общеописательного понятия, исчезнет из концептуального арсенала политологии. Вместе с тем его полезность как инструмента анализа ограничена ввиду его нечеткости, а также ввиду затруднительности отыскания общеприемлемых мер для определения степени властного могущества. Оно даже описательно не намечает адекватным образом границ поля своего значения, ибо политическими отношениями охватывается нечто большее, чем само по себе отправление власти или оказание влияния, а властные отношения обнаруживаются во всех областях человеческой деятельности.

ВЛИЯНИЕ – способность политического действующего лица (политического актора) желательным для него самого образом воздействовать на поведение других. Успешное употребление влияния может вызвать изменения (или воспрепятствовать нежелательным изменениям) в склонностях, мнениях, установках и убеждениях, а также непосредственно в поведении. Способность действующих лиц влиять на других зависит от многих факторов: от политических возможностей, имеющихся в их распоряжении; от характера и степени искомого влияния; от того, в какой области функционируют те, кто может стать объектом усилий по оказанию влияния; от конкурирующих попыток других действующих лиц влиять на тех же субъектов; и от степени повиновения, какой хотят добиться. Максимальная способность действующего лица изменять поведение других редко используется в полном объеме ввиду издержек, какие ему, будь это отдельное лицо или корпоративный субъект, скорее всего, принесет задействование всех его политических возможностей.

Понятие влияния, как и понятие власти, является одним из основных в изучении политики. Несмотря на его чрезвычайно важную роль в политическом анализе, в вопросе о его определении нет общего согласия. Например, некоторые аналитики, проводя различие между понятиями влияния и власти, при описании сводят значение первого из них к применению косвенных или нематериальных средств добиться изменений в поведении. Другие рассматривают власть как такую форму влияния, которая содержит угрозу суровых лишений за неповиновение. Хотя понятие влияния не получило развернутого определения, им широко пользуются в политическом анализе всех видов: бихевиоральном, историческом, правовом, философском, дескриптивном и нормативном. Достижение в полной мере общего согласия относительно того, как его применять в описании и анализе, является маловероятным, т.к. им описывается огромное разнообразие политических отношений.

ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития научных знаний.

ГОСУДАРСТВО– политико-территориальная суверенная организация особой публичной власти, внешне выраженная в специальном аппарате управления и придающая своим велениям общеобязательную силу для населения всей страны.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО– сфера самопроявления свободных граждан и их добровольческих союзов, ассоциаций, огражденных соответствующими законами от вмешательства и произвола со стороны государственной власти. Термин введен Аристотелем, который называл гражданским обществом сообщества свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства (государство-полис). В XVII-XVIII вв. гражданское общество противопоставлялось абсолютистско-феодальному государству. В распространенном современном значении гражданское общество обозначает совокупность отношений в сфере экономики, культуры и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. Гражданское общество предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод.

ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos – народ и ...кратия) – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии – власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию. Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (например, партийная демократия, производственная демократия).

ДЕФОРМАЦИЯ (от лат. deformatio – искажение) – в прямом смысле изменение взаимного расположения точек твердого тела, при котором меняется расстояние между ними, в результате внешних воздействий. Деформация называется упругой, если она исчезает после удаления воздействия, и пластической, если она полностью не исчезает. Наиболее простые виды деформации – растяжение, сжатие, изгиб, кручение. В переносном смысле – изменение формы, искажение сущности чего-либо (например, деформация социальной структуры).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (франц. differentiation, от лат. differentia – разность, различие) – разделение целого на различные части, формы и ступени.

ДОКТРИНА (лат. doctrina) – учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип.

ЗАКОН – в праве – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы. Является «ведущей ветвью» власти. Она делигирована народом и реализуется коллегиально, через издание законодательных актов, а также через наблюдение и контроль за исполнительной властью.

ИДЕОЛОГИЯ (от идея и ...логия) – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин «Идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания.

ИДЕЯ (греч. idea) – первоначально «то, что видно», «видимое», затем «видимая сущность», прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. По Канту, идеи – понятия разума, которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте; мысль, представление; намерение, план.

ИМПЕРИЯ(от лат. imperium – власть) – монархическое государство, глава которого, как правило, носил титул императора; империями назывались также государства, имевшие колониальные владения (например, Британская империя).

ИНДИВИДУАЛИЗМ– тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу. Индивидуализм включает широкий диапазон ориентаций – от принципов свободного развития личности до эгоизма и анархического нигилизма.

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА – среди функций, характеризующих гражданское общество, можно выделить следующие: продуцирование норм и ценностей, которые государство затем закрепляет своей санкцией; образование среды, в которой формируется социальный индивид; всеобъемлющая защита интересов каждого человека, его естественного права на жизнь, свободу, создание разветвленной системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование; обеспечение свободного развития личности на экономической основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики; осуществление широкого самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ– международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий; противоположен национализму.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Исполнительная власть принимает собственные постановления и решения во исполнение актов законодательной власти.

КАПИТАЛИЗМ – тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике. В различных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества, а современная ступень капитализма – как «смешанная экономика», «постиндустриальное общество», «информационное общество» и др.; в марксизме капитализм – общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации капиталом наемного труда.

КЛАСС – относительно устойчивая группа людей, имеющих общие интересы и ценности. Концепция классов и классовой борьбы получили распространение в Европе в XIX в. (Сен-Симон, О. Тьерри, Ф. Гизо и др.). К. Маркс и Ф. Энгельс связывали существование классов с определенными способами производства, считали борьбу классов движущей силой истории и отводили пролетариату историческую миссию насильственного ниспровержения буржуазии и создания бесклассового общества. В современном обществе в процессе социальной дифференциации и интеграции, связанной с разделением общественного труда, отношениями собственности и другими факторами, образуются многочисленные слои и группы, между которыми складываются отношения сотрудничества, конкуренции или конфликта, которые все больше регулируются на основе демократических принципов.

КЛУБ (англ. club) – общественная организация, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами.

КОАЛИЦИЯ (от средневекового лат. coalitio – союз) – политический или военный союз государств, договорившихся о совместных действиях в тех или иных вопросах международных отношений; соглашение нескольких политических партий об образовании правительства из представителей этих партий (т.н. коалиционное правительство).

КОЛЛЕКТИВ – относительно компактная социальная общность, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественнополезной задачи. Такая общность имеет строго определенную вертикальную и горизонтальную структуру и четкое распределение функций между ее членами.

По виду деятельности различают производственно-трудовой коллектив, спортивный, бытовой и т.д. Специфическим видом коллектива выступает семья – первичная ячейка общества. Главными признаками коллектива любого вида являются единство цели, совместная деятельность и взаимодействие людей в нем.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.