Сделай Сам Свою Работу на 5

СЛОВАРЬ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ





 

А

АВТОТИПНЫЙ СИНТЕЗ ЦВЕТА— получение оттенков цвета на оттиске путем совмещения растровых или штриховых изображений, отпечатанных красками разных цветов, например, триадными красками голубой, пурпурной, желтой и черной (CMYK). Изображения состоят из микроэлементов (растровых элементов, растровых точек) или штрихов, имеющих одинаковую толщину красочного слоя на оттиске. Микроэлементы могут иметь одинаковую площадь и разную частоту расположения (частотная, стохастическая растровая структура) или разную площадь и постоянную частоту (регулярная растровая структура), а также и разную площадь, и разную частоту (нерегулярные, корешковые, зернистые растровые структуры). При этом суммарное цветное полутоновое изображение формируется разноцветными растровыми элементами (точками или микроштрихами). При наложении растровых элементов изображения на оттиске в процессе печатания Автотипный синтез цвета с. ц. носит смешанный аддитивно—субтрактивный характер.

АКУТ(от лат. acutus — имеющий острое ударение)— знак (значок) клиновидной формы над буквой, указывающий на ударение, произносительное в слове или логическое во фразе.



АКЦИДЕНЦИЯ— художественные полиграфические работы: бланки, объявления, афиши, визитные карточки, пригласительные билеты, дипломы и т. д., — в дизайне которых в целях не столько информативности, сколько привлекательности часто используются разнообразные декоративно-оформительские элементы: шрифты, линейки, узорные орнаменты и тангирные сетки, предметно—сюжетные украшения.

АНАЛОГОВАЯ ЦВЕТОПРОБА (РАСТРОВАЯ ЦВЕТОПРОБА) — цветопроба, изготовленная перед печатанием издания с готовых тиражных цветоделенных фотоформ (как правило, для способов офсетной и высокой печати), путем последовательного перевода на белую непрозрачную подложку голубого, пурпурного, желтого и черного пигментов в виде совмещенных цветоделенных растрированных изображений. Аналоговая цветопроба или Растровая цветопроба только имитирует, моделируя, печатный процесс.

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ТИПОМЕТРИЧЕСКАЯ (ТИПОГРАФСКАЯ) СИСТЕМА (СИСТЕМА ПИКА) — система измерения на базе англо-американского дюйма (25,4 мм) в полиграфии. Англо-американский пункт — единица измерения в Англо—американской типометрической системе или Англо-американской типографской системе, или Системе Пика, составляющая 1/72 дюйма (0,351 мм.).



АНОНС— предварительное объявление о чем-либо (спектакле, выходе издания из печати, презентации фирмы).

АНТИКВА— шрифт шрифтлатинского письма (латинской алфавитной системы), ведущий свое начало от книжного письма эпохи Возрождения. Имеет округлые контуры.

АНТРЕФИЛЕ — маленькая статья или заметка в газете. Используется для передачи информации о фирме, выставке, ярмарке и т. п. Обычно без заголовка и подписи.

АПОСТРОФ — надстрочный разделительный знак в слове в виде запятой, например, l’ecol, д’Артаньян.

АППЛИКАЦИЯ (от лат. applicatio — прикладывание) — способ получения изображения, заключающийся в накладывании, наклеивании или нашивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и др. материалов. В полиграфии Аппликация применяют для оформления, как правило, пластмассовых или цельнотканевых переплетных крышек, открыток, некоторых рекламных, подарочных и детских изданий.

АПРОШ (МЕЖДУСЛОВНЫЙ ПРОБЕЛ) (от фр. approche — приближение) — пробел между словами в тексте издания. Иногда термин «Апрош» используют для обозначения пробельных элементов между буквами. В старых изданиях написание термина было «апрош».

АССОЦИАТИВНОСТЬ ТОВАРНОГО ЗНАКА — способность вызывать в сознании потребителя представление о маркируемом товаре, каком-либо его свойстве или географическом происхождении.

АТЛАС ЦВЕТОВ — систематизированный комплект разнообразных образцов — цветовых эталонов; предназначен для определения оттенков цвета предметов посредством визуального сравнения их цвета с эталонными из Атласа цветов в условиях одинакового освещения. Оценка цвета и оттенка предмета сводится к подбору в атласе близкого к нему образца. Атлас цветов используется при цветокоррекции и выборе смесевой печатной краски для обложки, форзаца, рекламного издания при подготовке его к печати. В России используются различные Атласы цветов, например, Pantone, «Радуга», «Siegwerk», атлас цветов Рабкина.



АФИША (в рекламе) (от фр. afficher — вывешивать объявление, объявлять) — рекламное листовое издание, вид печатной рекламы на бумаге или картоне. В отличие от плаката Афиша является анонсом какого-либо грядущего события и расклеивается на улицах. Исторически можно считать, что Афиша — это рекламный жанр, специализирующийся на письменном (позднее печатном) оповещении широкой аудитории о предстоящих зрелищах или иных общественно значимых событиях.

Б

БАЗОВЫЕ КРАСКИ — исходные краски какой-либо красочной системы, из которых получают смесевые цвета или смесевые краски. Например, Базовые краски для системы смешения красок PANTONE восемь: голубая, пурпурная, желтая, зеленая, красная, синяя, черная и белая. Из них при смешении в разных количественных соотношениях можно получить множество цветов и краски типа «бронза», «серебро», «золото». Базовые краски триадной печати (CMYK) четыре — три цветные: голубая (C), пурпурная (M), желтая (Y) — и черная (K).

БЕЗАБЗАЦНЫЙНАБОР — набор текста без абзацных отступов, когда абзацы выделяются только концевым пробелом. Безабзацный набор не отвечает требованиям нормального чтения. Безабзацный набор находит применение при оформлении текста журнальных изданий и печатной рекламы.

БОДОНИ— наименование группы шрифтов, названных по имени своего создателя — знаменитого итальянского резчика Дж. Бодони (1740–1814). Шрифты Бодони отличаются четкостью рисунка и гармонией сочетания элементов знаков.

БОРГЕС(от нем. borgis, от ит. borghese — городской) — кегль шрифта, равный 9 пунктам.

БОРДЮР (от фр. bordure — край) — орнамент в виде полоски, состоящей из одного и того же повторяющегося элемента (раппорта). Используется как украшение по краям полосы издания.

БУКВА— графический символ (знак) письменности (алфавита), который сам или в сочетании с другими знаками используется для обозначения в письменном тексте звуков речи.

БУКВИЦА (ИНИЦИАЛ) — заглавная буква укрупненного размера, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца; является одним из оформительских элементов. Буквица может быть наборной (обычно крупнокегельная литера той же гарнитуры шрифта, что и набранный основной текст), рисованной или гравированной. Иногда Буквица включает в себя орнамент, декоративную композицию или сюжетную иллюстрацию. Чаще всего Буквица заверстывают либо целиком внутри текста, в оборку, либо только нижней его частью в первую строку. При этом требуется, чтобы Буквица сочетались с основным шрифтом набора и были оформлены в едином стиле в пределах одного издания.

БУКЛЕТ (от фр. bouclette — колечко) — непериодическое листовое издание, как правило, многокрасочное, отпечатанное на одном листе, сфальцованном любым способом в два и более сгиба (гармошкой, дельтаобразно, с поперечным фальцем и т. д.). В виде Буклета обычно выпускаются рекламные проспекты, краткие путеводители, географические карты и схемы городов для туристов и т. п. Цветная с фотографиями и иллюстрациями информация о фирме, ее товарах, услугах, знаменательных событиях и т. д. может быть изложена в Буклете.

БУМАГА — материал в виде тонкого слоя (до 400 мкм), состоящий в основном из предварительно размолотых растительных или синтетических волокон, беспорядочно переплетенных и связанных между собой водородными связями и проклеивающим веществом. Формование Бумаги производится методом осаждения на непрерывно движущейся сетке бумагоделательной машины из разбавленной водой волокнистой суспензии. При формировании Бумаги образуются лицевая и сеточная стороны, которые могут отличаться по свойствам. В зависимости от печатных и др. свойств Бумага подразделяется по способам печати (для высокой, глубокой, офсетной), по видам продукции (газетная, картографическая, книжно—журнальная, словарная и пр.), по отделке поверхности (каландрированная, мелованная, металлизированная и пр.), по виду печатного оборудования, на котором должна производиться печать (рулонная, листовая) и другим признакам. Формально предельной массой Б. принято считать 250 г/м2. Более тяжелые Бумаги принято считать картоном, однако, эта граница условна и, например, открытки печатают на открыточной бумаге массой в 350 г/м2.

В

ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА — вид кодировки графических изображений на основе геометрии кривых. Объекты Векторной графики можно преобразовывать (масштабировать, вращать, вытягивать и пр.) без потери качества изображения.

ВЕРЖЕ (от фр. papier verge — буквально полосатая бумага) — сорт бумаги с узором (подобно водяным знакам) в виде крупной сетки.

ВЕРСТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ (СТАНЦИЯ ВЕРСТКИ) — подсистема (мощный компьютер) компьютерной издательской системы с программой верстки, ориентированной на решение задачи формирования полос печатного издания: набор текста, обработка изображений, верстка.

ВЕРСТКА — 1) процесс формирования и монтажа полосы издания: размещение текста, иллюстраций и элементов оформления на полосе в соответствии с макетом будущего издания; 2) составная часть макетирования и процесса подготовки издания к печатанию; 3) оттиск, направляемый на корректуру.

ВЕРСТКА В ОБОРКУ — верстка с размещением иллюстраций или таблиц сбоку от набранных на меньший формат строк. Ширина таблицы или иллюстрации при Верстке в оборку, как правило, на 2–3 квадрата меньше формата строки.

ВЕРСТКА ПОД ОБРЕЗ (ВЕРСТКА С ВЫХОДОМ НА ПОЛЕ, ВЕРСТКА НА ВЫЛЕТ) — верстка иллюстраций, при которой иллюстрация занимает площадь страницы, включая поля, вплоть до обрезных краев одной или нескольких соседних страниц, например, до бокового и нижнего или верхнего края полосы.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА (ВИЗИТКА)— листовое издание миниатюрного формата (в среднем 50×90 мм), содержащее сведения о личности, сотруднике фирмы или о самой фирме (организации).

ВТЯЖКА — способ выделения ряда строк в тексте путем их набора меньшим форматом, чем формат полосы издания. Иногда Втяжка сочетается с использованием другого кегля.

ВЫВОРОТКА (ВЫВОРОТНАЯ ПЕЧАТЬ, ВЫВОРОТ) — печать фона или фонового изображения черной или цветными красками, при которой незапечатанным остается только изображение текста. Используется как прием оформления рекламных буклетов, журнальных полос и пр.

ВЫДЕЛЕНИЕ — особый набор знаков, особое оформление слов и целых предложений для вычленения их из основного текста. Для этого используют разрядку, курсив, полужирные и жирные шрифты, а также шрифты большего или меньшего кеглей, чем основной, втяжку текста. Возможно также Выделение текста цветом, черной или цветной рамкой, цветным фоном и пр.

ВЫКЛЮЧКА СТРОК — равномерное изменение пробелов между словами для доведения строки до заданного формата. При ручном наборе строк текста из литер Выключка строк осуществляют, вставляя между словами шпации одинаковой толщины. При получении строк на строкоотливных машинах (линотипах) Выключка строк с. производят путем изменения толщины шпационного клина. При компьютерном наборе Выключка строк с. текста по центру, выравнивание строк по ширине полосы, по левому или правому краю проводится с использованием программы.

ВЫПУСКНЫЕ СВЕДЕНИЯ — часть выходных сведений, предусмотренная стандартом. Обычно Выпускные сведения с. включают: дату сдачи в набор и подписания в печать, вид, номер, формат бумаги и долю листа, гарнитуру шрифта основного текста, способ печати, объем издания в условных печатных и учетно-издательских листах, тираж, номер заказа полиграфического предприятия, имя и полный почтовый адрес издателя, название и полный почтовый адрес полиграфического предприятия. Выпускные сведения помещают на последней странице книжного издания, обороте титульного листа, либо на третьей и четвертой страницах обложки. В журнальных изданиях Выпускные сведения размещают в соответствии с макетом.

ВЫРАВНИВАНИЕ ПО ЛЕВОМУ КРАЮ (НАБОР ФЛАГОМ) — набор текста без выключки строк, когда строки выравниваются только по левому краю. Используется как прием оформления текста.

ВЫРАВНИВАНИЕ ПО ПРАВОМУ КРАЮ (НАБОР ФЛАГОМ)— набор текста без выключки строк, когда строки выравниваются только по правому краю. Используется как прием оформления текста.

ВЫРАВНИВАНИЕ ПО ШИРИНЕ ПОЛОСЫ — набор текста с выключкой строк, когда строки выравниваются по ширине полосы издания.

ВЫРАВНИВАНИЕ ТЕКСТА — расположение текста при подготовке издания к печати таким образом, что строки текста выравниваются по левому или по правому краю полосы (листа) или по ширине полосы. При выравнивании по ширине полосы строка подвергается выключке. Обычно текстовые процессоры осуществляют полное выравнивание строк текста автоматически.

Г

ГАРМОНИЯ ЦВЕТА(в рекламе) — эстетическая категория гармонии восприятия цвета, которая признана синонимом и критерием красоты.

ГАРНИТУРА — комплект шрифтов различных начертаний, насыщенности, кегля и плотности, объединенных общностью рисунка очка. Гарнитуры отдельных шрифтов имеют определенные названия, например, Литературная Гарнитура, Академическая, Times New Roman, Arial Black.

ГОТИЧЕСКИЙ ШРИФТ(от фр. gothique — название германского племени готтов) — старинный шрифт с угловатыми остроконечными очертаниями, ранее применявшийся в странах Западной Европы, особенно широко распространенный в Германии и вытесненный впоследствии антиквой. Различают три типа Готический шрифта: 1) текстура — с остроконечными окончаниями букв, 2) фрактура — с остроконечными окончаниями и ломаными очертаниями и 3) круглоготический, являющийся переходным видом от фрактуры к антикве. В русскоязычных научных изданиях отдельные буквы Готического шрифта применяются в виде символов при наборе математических формул.

ГРАФЕМА (от фр. grapheme, нем. Graphem греч. graphe — начертание) — характерная отличительная форма (строение, структура) буквы, благодаря чему читатель узнает ее независимо от художественных и индивидуальных особенностей исполнения, например, как в рукописном, так и в печатном исполнении.

ГРАФИКА(от нем. Graphik греч. graphikos — начертанный) — вид изобразительного искусства, который связан, как правило, со штриховым изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной Графики: гравюру на дереве (ксилографию), гравюру на металле (офорт), гравюру на камне (литографию), гравюру на линолеуме (линогравюру), гравюру на картоне и др. Печатная Графика может тиражироваться во многих идентичных экземплярах. Первоначально термин «Графика» употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Сегодня Графика используется в разных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) Важнейшей областью Графика является книжная графика как часть издательского дела. Элементы оформления книги, журнала, открытки, календаря, упаковки и пр. создают целостное произведение искусства.

ГРУППЫ ШРИФТОВ — множество шрифтов, существующих отдельно и объединенных общим признаком. В полиграфии все шрифты делятся в зависимости от их важнейших графических признаков (контраста между основными и соединительными штрихами, наличия и формы засечек) на пять основных групп и одну дополнительную без твердого закрепления номера за группой:

№ 1 — шрифты с малым контрастом между основными и соединительными штрихами, засечки имеют почти прямоугольную форму;

№ 2 — шрифты с почти полным отсутствием контраста между основными и соединительными штрихами, засечки прямоугольные;

№ 3 — шрифты с почти полным отсутствием контраста между основными и соединительными штрихами и без засечек;

№ 4 — шрифты с резко выраженным контрастом между основными и соединительными штрихами, засечки длинные, тонкие;

№ 5 — шрифты с умеренным контрастом между основными и соединительными штрихами, засечки короткие, по форме напоминающие треугольник;

№ 6 (дополнительная группа) — имитационные шрифты (рукописные, машинописные и пр.) и такие, которые по рисунку сильно отличаются от шрифтов указанных групп. Некоторые Группы шрифтов имеют свои наименования. Например, Рубленые шрифты. Внутри каждой группы шрифты, одинаковые по характеру рисунка, но разные по начертаниям, объединяются в гарнитуры, имеющие собственные наименования, например, академическая, литературная. Шрифты одной и той же гарнитуры делятся на следующие подгруппы:

нормального, узкого и широкого начертания шрифта — в зависимости от ширины очка шрифта;

прямого и курсивного (наклонного) начертания — в зависимости от постановки очка шрифта;

светлого, нормального, полужирного и жирного начертания — в зависимости от насыщенности очка.

Д

ДОЛЯ ЛИСТА — часть бумажного листа, которую составляет страница по отношению к размеру стандартного листа бумаги. Доля листа зависит от количества сгибов при фальцовке. В России приняты, например, такие форматы изданий: 60×90/32 (60×90 см в 1/32 долю) или 70×100/16 (70×100 см в 1/16 долю). За рубежом принято обозначать формат издания в мм.

ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА — искусство воплощения идей дизайнера в полиграфический оттиск до изготовления печатной формы включительно. Комплекс процессов обработки информации в технологической цепочке «оригинал — макет — цветоделение — электронные цифровые спуски полос — цветоделенные фотоформы — цветоделенные печатные формы».

ДОПЕЧАТНЫЕ ПРОЦЕССЫ (ПРЕ-ПРЕСС) — все стадии полиграфической технологии, связанные с подготовкой издания к печати (набор текста, цветоделение, обработка текста и изображения, верстка полос издания, монтаж и раскладка полос на печатном листе), включая изготовление печатной формы. Часто под Допечатными процессами понимают подготовку издания (текста и иллюстраций), завершающуюся выводом фотоформ (пленок) или формированием электронного носителя. Термин «допечать» не рекомендуется.

Е

ЕВРОПЕЙСКАЯ ШКАЛА ПЕЧАТНЫХ КРАСОК — международный стандарт на триады печатных красок (CMYK) для четырехкрасочной печати. Цветные триадные краски, входящие в эти триады — голубая (C), пурпурная (M) и желтая (Y) — имеют стандартные спектральные характеристики для заданных по толщине красочных слоев, при которых достигается соответствие колориметрическим показателям.

ЕВРОСТАНДАРТ — стандарт, действующий на территории Европы, например, для способа офсетной печати — ISO 12647-2 (1992), который регламентирует значения параметров печати при использовании шкал оперативного контроля. Определяет требования к используемым запечатываемым материалам и цветопробе.

ЕГИПЕТСКИЕ ШРИФТЫ — старое название шрифтов, для которых характерно полное отсутствие контраста между основными и соединительными штрихами и прямоугольные засечки.

З

ЗАЛИВКА (ПЛАШКА, ЗАЛИВНОЙ ФОН)— заполнение выделенной области или всего изображения сплошным (не разбитым на отдельные печатающие элементы) оттенком серого цвета, насыщеным цветом или декоративными смесевыми образцами цвета. Сплошной красочный слой на оттиске; в автотипии плашке соответствует относительная площадь печатных элементов, равная 100%.

И

ИЗДАНИЕ— 1) процесс выпуска книги, журнала, газеты и пр. произведений печати; 2) произведение печати, полиграфически самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно—издательскую подготовку, имеющее установленные выходные сведения и предназначенное для передачи содержащейся в нем информации. Синоним Издание в этом значении — название.

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА (НАСТОЛЬНАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА, КОМПЬЮТЕРНАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА) — комплекс, состоящий из персональных компьютеров, сканирующих, выводных и фотовыводных устройств, программного и сетевого обеспечения, используемый для набора и редактирования текста, создания и обработки изображений, верстки и изготовления оригинал—макетов, корректурных листов, фотоформ, цветопроб, печатных форм и пр., т. е. для подготовки издания к печати на уровне допечатных процессов.

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ОРИГИНАЛ— материал, поступающий на полиграфическое предприятие из издательства (редакции) после редакционной подготовки. Издательские оригиналы могут быть текстовыми, иллюстрационными, смешанными, представлять собой оригинал-макеты и пр. В последнее время с внедрением компьютерных издательских систем Издательские оригиналы, как правило, поступают на полиграфические предприятия в виде фотоформ (пленок), печатных форм или готовых сверстанных печатных листов (спуск полос) в электронном цифровом виде.

ИМИДЖ (англ. image — образ) — целенаправленно сформированный облик, образ фирмы, товара, услуги. Имидж должен оказывать эмоционально—психологическое воздействие на целевую аудиторию в целях популяризации лица, фирмы, товара, услуги.

ИМИТАЦИОННЫЕ ШРИФТЫ — группа шрифтов, схожих по своему начертанию с рукописным шрифтом (каллиграфическая гарнитура), шрифтом пишущей машины, матричного принтера и пр. Имитационные шрифты входят в группу дополнительных шрифтов.

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio — перемещение, перестановка) — изменение цвета или тона на дополнительный цвет или противоположный тон, например, черного цвета на белый.

К

КВАДРАТ(от лат. quadratus — четырехугольник) — 1) одна из основных единиц типографской системы мер, равная 4 цицеро или 48 пунктам. 1 Квадрат равен 18,048 мм в типографской системе Дидо; 2) пробельный материал, используемый при изготовлении наборных печатных форм способа высокой печати (при горячем наборе). Квадрат различают по кеглю (от 1 до 16 пунктов) и длине (1, 3/4 и 1/2 Квадрат). Применяют для заполнения пробелов в неполных строках (в начале и конце абзаца) при наборе таблиц, формул, в акцидентных работах.

КЕГЛЬ (КЕГЕЛЬ) — параметр, обозначающий размер шрифта, т. е. расстояние между верхней и нижней гранями литеры. Включает высоту очка и заплечики; измеряется в типографских пунктах. На оттиске Кегль или Кегель — это высота отпечатка буквы с включением небольших пробелов сверху и снизу для образования межстрочных пробелов, а также для размещения над— и подстрочных элементов букв, например, для букв б, д, ё, й. Для обозначения шрифта того или иного размера используют форму, например, «Кегль 8», что означает «шрифт Кегль 8 типографских пунктов».

КЕРНИНГ— измененный интервал между некоторыми буквами слова, регулирование пробела между знаками текста, особенно при наборе малых форматов. Кернинг улучшает вид текста и его удобочитаемость.

КЛАССИФИКАЦИЯ ШРИФТОВ— система деления шрифтов по: 1) назначению и области применения: книжные, газетные, плакатно—афишные, картографические, декоративные, рекламные и имитационные шрифты, например шрифты, рисунок которых близок к каллиграфическому письму; 2) насыщенности: светлые, полужирные и жирные; 3) наклону основных штрихов (по положению очка): прямые, курсивные и наклонные; 4) относительным размерам ширины и высоты (по ширине очка знаки шрифта делятся на пять групп: нормальные, узкие, сверхузкие, широкие и сверхширокие); 5) характеру заполнения штрихов: нормальные, контурные, выворотные, оттеночные, штрихованные. Стандартные шрифты в зависимости от их важнейших графических признаков (контрастность, наличие и форма засечек) делятся на пять основных групп и одну дополнительную. Внутри каждой группы шрифты, одинаковые по характеру рисунка, но разные по кеглю и начертаниям объединяются в гарнитуры, имеющие собственное наименование, например, академическая, литературная. По способу набора шрифты подразделяются на шрифты для электронного, ручного и машинного буквоотливного, строкоотливного (крупнокегельного) набора.

Л

ЛИНИАТУРА РАСТРА (ЧАСТОТА РАСТРА) — параметр, характеризующий растровую структуру количеством линий на единицу длины. Типажный ряд Линиатуры растра или Частота растра: 20, 24, 30, 34, 36, 40, 44, 48, 54, 60, 70, 80, 100, 120, 150, 160 линий на см. Вследствие развития электронного растрирования количество линий в 1 см может быть и дробным, например, 39,5; 59,5. В компьютерном (электронном) растрировании чаще используются единицы измерения линиатуры в линиях на дюйм или в миллиметрах, например, 150 линий на дюйм или 5,9 мм. В полиграфии Линиатуру растра или Частоту растра можно рассматривать как частоту ортогональной решетки, в которой располагаются печатные или пробельные элементы полиграфического растрового изображения, т. е. плотность точек в полиграфическом (полутоновом) растре, выражаемая обычно в линиях на сантиметр или на дюйм (lpi). Коэффициент для перевода линий на дюйм в линии на сантиметр — 2,54. например, 200 lpi равны 79 лин./см.

ЛОГОТИП(от нем. Logotype, англ. logotype, греч. logos — слово + typos — отпечаток) — 1) оригинальное специально разработанное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы, выполненное графически оригинальным способом, разработанное специально для конкретной компании. Логотип регистрируется и является словесной частью товарного знака и специально разрабатывается фирмой в целях привлечения внимания к ней и ее товарам; 2) литеры с наиболее употребляемыми слогами, словами, ранее применявшиеся при металлическом наборе. В компьютерном наборе Логотип — это знак или изображение, которое используется при оформлении полос издания. Часто под Логотипом имеют в виду фирменный знак — сигнет.

М

МОДЕЛЬ RGB— представление цвета в координатах пространства аддитивного смешения излучений, которое описывает цвет сложением трех базовых цветов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Модель RGB представляется в виде трехмерной системы координат. Каждая координата отражает вклад каждой составляющей в результирующий цвет в диапазоне от нуля до максимального значения. В результате получается куб, «внутри» которого и «находятся» все цвета, образуя цветовое пространство RGB. Три вершины куба дают чистые исходные цветовые излучения, остальные три отражают двойные смешения исходных излучений. Именно в Модели RGB кодирует изображение сканер и отображает рисунок на экране монитора. На базе Модели RGB работает телевидение.

МОДЕЛЬ CMYK — модель, которая описывает цвет в координатах пространства субтрактивного синтеза цвета путем смешивания триадных красок: CCXAn (голубой); MMagenta (пурпурной); YYellow (желтой), а также черной KKey color (по одной версии) или blacK (по другой версии). Таким образом, модели RGB и CMYK связаны друг с другом, однако, их взаимные переходы (конвертирование) происходят с определенными потерями. Это вызывает необходимость выполнения сложных калибровок всех аппаратных средств издательских компьютерных систем, требующихся для работы с цветом: сканера, монитора, выводного устройства. Также необходима нормализация процесса печати (калибровка печатной машины), выполняющей конечную стадию при создании (синтезе) цветного изображения на оттиске.

МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЕРСТКИ — система верстки, при которой основой композиции полос и разворотов становится модульная сетка с определенным шагом (модулем), одинаковым или разным по горизонтали и вертикали. Модульная система верстки упрощает и ускоряет художественное конструирование и создает благоприятные условия для автоматизации верстки при использовании компьютерных настольных издательских систем.

Н

НАКЛОН ШРИФТА— положение очка шрифта по отношению к горизонту (к линии шрифта). По наклону основных штрихов различают прямые, курсивные и наклонные шрифты.

О

ОРИГИНАЛ (от нем. original, лат. originalis — первоначальный, изначальный) — текстовой и иллюстрационный материал, прошедший редакционно—издательскую обработку и предназначенный для воспроизведения полиграфическими средствами. Изобразительные Оригиналы по характеру содержащихся в них элементов могут быть штриховыми или полутоновыми, черно—белыми или цветными; по технике исполнения — рисунками, фотографиями, полиграфическими оттисками или компьютерной графикой. Текстовые Оригиналы в зависимости от исполнения делятся на машинописные, печатные для переиздания без изменения, печатные для переиздания с изменениями, кодированные (на магнитном или оптическом носителе), репродуцируемые оригинал—макеты (РОМ), рукописные. Авторский Оригинал — это текстовый и иллюстрационный материал, подготовленный автором (авторами) для передачи в издательство и для подготовки О. к изданию.

П

ПЕЧАТАНИЕ (ПЕЧАТЬ)— процесс получения изображения оригинала на оттиске путем нанесения красочного слоя или слоев разных красок на запечатываемый материал средствами полиграфии. До недавнего времени под Печатанием подразумевалось получение идентичных оттисков путем передачи краски с печатной формы на бумагу или на др. материал. В существующих классических способах печати (высокая, плоская, глубокая и трафаретная) краска передается в результате контакта запечатываемого материала с печатной формой, или с офсетным цилиндром, или с тампоном при условии обеспечения необходимого при этом давления. В последние годы разработаны и применяются и бесконтактные способы печати, например, струйный способ, когда запечатываемый материал не находится в контакте с печатной формой в процессе Печатания. С изобретением технологии цифровой печати был нарушен и второй принцип Печатания — получение идентичных оттисков. При цифровой печати содержание оттисков может меняться от экземпляра к экземпляру в пределах тиража, сохраняя общий стиль оформления издания.

ПЕЧАТНАЯ РЕКЛАМА «УШИ»— печатная реклама, находящаяся с обеих сторон в верхней части первой полосы газеты после ее названия и выходных данных.

ПЛАКАТ (ОБЪЯВЛЕНИЕ, АФИША)(от нем. Plakat, фр. placard — объявление, афиша plaquer — налеплять, приклеивать) — листовое издание в виде одного или несколько листов печатной продукции, вид графики, лаконичное броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, как правило, сопровождаемое текстом. Плакаты выполняются в агитационных, политических, рекламных, учебных целях.

ПОЛОСА— запечатанная площадь страницы любого издания, на которой размещается набор текста. Различают следующие разновидности Полос: концевые, рядовые, начальные, иллюстрационные, табличные.

ПРАВИЛО МИЛЬХЗАКА— правило, устанавливающее три варианта соотношения размеров полей страницы. Первый вариант — внутреннее корешковое поле страницы должно относиться к верхнему, наружному и нижнему, как 2:3:4:6. Если, например, корешковое поле равно 1/2 квадрата, верхнее поле должно быть равно 3/4 квадрата, наружное — 1 квадрату и нижнее — 3/2 квадрата. Два других варианта Правила мильхзака предусматривают соотношения 2:3:5:6 и 2:3:4:5.

ПУНКТ(от нем. punkt, лат. punctum — точка) — 1) основная единица типографской системы мер, названной по имени ее создателя системой Дидо и принятой до введения метрической системы в России. Типографский Пункт в метрической системе равен 1/72 французского дюйма, т. е. 0,3758 мм. Более крупной единицей является квадрат, который равен 48 Пункт или 18,0432 мм (округленно — 18 мм). В Англии, США и некоторых др. странах один типографский Пункт равен 1/72 английского дюйма, т. е. 0,3527 мм; 2) часть текста, обозначенная цифровым номером или буквой в порядке алфавита, элемент перечня или положение устава, инструкции и т. п.

Р

РЕКЛАМНЫЙ БУКЛЕТ— разновидность печатной рекламы, престижное специальное цветное издание, отпечатанное на качественной бумаге, сфальцованное (в один или несколько раз) и представляющее определенный перечень товаров с их характеристиками или какую-либо организацию. Если в рекламном каталоге подобная информация является краткой, конспективной, то в Рекламном буклете она представляет основную часть содержания. Рекламный буклет чаще используются для престижной, нежели для коммерческой рекламы.

С

СИГНЕТ (ФИРМЕННЫЙ ЗНАК)(от фр. signe — знак, signer — клеймить, маркировать) — принадлежащий организации знак (эмблема издательства, типографии или серии), воспроизводимый в издании на авантитуле, титульном листе, обложке или на переплете.

Ф

ФОРМАТ (от нем. format, фр. format, лат. forma — вид, наружность) — 1) характеристика размеров листов полиграфических материалов, готовых продуктов или полуфабрикатов, например, оригинала, фотопленки, печатной бумаги, набранного текста, газеты, бумажного листа, издания, его полосы и т. п.; выражается условным обозначением (А2, А4) или произведением размеров сторон (60×90); 2) форма представления массива данных (файла) иллюстрации, текста, полосы в допечатной компьютерной издательской системе; указывает на возможность обработки данных с использованием тех или иных программных и аппаратных средств.

ФОРМАТ ИЗДАНИЯ — размеры (ширина и высота) готового печатного издания. Обозначается форматом печатной бумаги и долей листа, например, 60×90/16.

ФОРМАТ ЛИСТА — размер листа, выраженный в см или мм.

ФОРМАТ ПОЛОСЫ НАБОРА — размеры текстовой полосы набора. Обозначается двумя цифрами: первая — длина полной строки в полосе, вторая — высота полосы в издании. Выражается в единицах типографской системы мер. В последнее время используют и метрическую систему.

ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА — преобразование текста, состоящее в формировании абзацев, строк и полос в соответствии с требуемым форматом полосы набора.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА......................................................................................................... 3

1.Введение к рабочей программе................................................................. 4

1.1. Актуальность, роль и место преподаваемой дисциплины
в структуре учебного плана.............................................................. 4

1.2. Цель преподаваемой дисциплины.................................................... 4

1.3. Задачи преподаваемой дисциплины................................................ 5

1.4. Требованиям к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения курса............................................................................................................ 5

2. Содержание дисциплины.......................................................................... 6

2.1. Наименование тем, их содержание и объем..................................... 6

3. Тематический план.................................................................................... 7

3.1. Лекции............................................................................................... 7

3.2. Лабораторные занятия..................................................................... 7

3.3. Практические (семинарские) занятия............................................... 8

4. Курсовые (контрольные работы)............................................................. 9

5. Дополнительные формы контроля и закрепления знаний и навыков студентов 13

6. Самостоятельная работа студента............................................................ 13

7.Учебно-методические материалы по дисциплине..................................... 14

7.1. Перечень основной и дополнительной литературы........................ 14

7.2. Перечень демонстрационных материалов и технических средств обеспечения освоения дисциплины.............................................................................. 17

7.3. Перечень примерных контрольных вопросов для подготовки
к экзамену...................................................................................................... 17

8. Протокол согласования рабочей программы.......................................... 18

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А. Перечень вопросов к экзамену........................................... 19

Приложение Б. Образец оформления титульного листа............................. 21

Приложение В. Образцы оформления списка используемой литературы. 22

Приложение Г. Словарь издательско-полиграфических терминов............ 24

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.