Сделай Сам Свою Работу на 5

Изучение литературы и отбор фактического материала





Начальным этапом выполнения выпускной квалификационной работы является под­бор литературы, нормативно-правовых, статистических источников по теме исследова­ния. Для этих целей может быть использован библиотечный фонд института, города и области, а также предприятий социально-культурного сервиса.

Подбор литературы производится студентом самостоятельно сразу же после предва­рительного выбора темы выпускной квалификационной работы. При этом необходимо обратиться к предметным каталогам и библиографическим источникам. Можно также использовать планы семинарских занятий по дисциплинам специальности и методиче­ские указания по написанию курсовых работ, в которых указывается основная и допол­нительная литература.

При работе с предметно-тематическим каталогом необходимо просмотреть не толь­ко разделы, строго совпадающие с темой выпускной квалификационной работы, но и разделы по темам, близким к избранной. Следует проработать литературу, освещаю­щую как теоретический, так и практический аспект деятельности предприятий соци­ально-культурного сервиса. При подборе литературы необходимо использовать изда­ния последних лет, так как в них наиболее полно отражена действующая практика со­циально-культурного сервиса.



Самостоятельная работа при подборе литературы предполагает систематические консультации с руководителем выпускной квалификационной работы, который кон­тролирует использование студентами новейших изданий и инструктивных материалов, по тем или иным причинам, не попавшим в предметно-тематический каталог. Большую помощь в подборе литературы может оказать также и руководитель практики от орга­низации, как правило, хорошо знакомый с отраслевой литературой. На этом этапе ра­боты студент должен составить картотеку соответствующей литературы по теме и смежным вопросам. На карточках приводятся сведения о степени пригодности книги или статьи для выпускной квалификационной работы; о предполагаемых путях ее ис­пользования; названия параграфов или глав, где может быть последняя информация, почерпнутая из этого источника; номера нужных страниц, откуда следует сделать вы­писки; библиотечный шифр и т.д.



При изучении литературы нет необходимости отражать в конспекте все содержание анализируемых книг или статей. Лучше составлять тематический конспект по ряду ис­точников, позволяющий более или менее полно охарактеризовать состояние исследуе­мого вопроса, сопоставить и проанализировать различные точки зрения, определить подход к изучению проблемы в соответствии с обозначенными задачами.

При составлении библиографии (списка литературы) и при изучении литературы целесообразно придерживаться следующей последовательности:

· нормативные документы;

· монографические издания;

· научные и специальные журналы;

· Интернет-ресурсы;

· учебники и учебные пособия.

Студент должен не только продемонстрировать знание основного содержания специальной литературы по теме дипломной работы, но и понимать значимость и специфику научных исследований, имена авторов научных работ, учебников, их конкретный вклад в разработку специальных вопросов.

Список литературы к дипломной работе должен состоять не менее, чем из 30 наименований и быть оформленным в соответствии с современными требованиями.

При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбра­сывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. В самом деле, сущность нового в науке не всегда отчетливо видна самому исследователю. Новые науч­ные факты, иногда довольно крупные, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.



Достоверность научного факта характеризует его безусловное ре­альное существование, подтверждаемое при построении аналогичных ситуаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научного факта.

Особой формой фактического материала являются цитаты, ко­торые органически вплетаются в текст дипломной работы, составляя неотъ­емлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой автору дипломной работы в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содер­жания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Ци­таты могут использоваться и для подтверждения отдельных сужде­ний, которые делает соискатель.

Во всех случаях число используемых цитат должно быть опти­мальным, т.е. определяться потребностями разработки темы.

Практическое занятие. Работа с научной литературой

Цель семинара: показать способы поиска и накопления информации.

Задачи семинара:

· раскрыть характеристики литературных источников;

· научить библиографическому поиску литературных источников.

План занятия:

1. Характеристика литературных источников.

2. Культура чтения.

3. Изучение литературы и отбор фактического материала.

4. Использование поисковых систем Интернет.

 

Литература основная: 1,2,3,4.

Литература дополнительная: 3,4,8,11,12.

Тема 4. Использование научных подходов и методов

1. Формы научного знания.

2. Научные методы познания.

3. Основы теории аргументации.

Формы научного знания

Научное знание представляет собой сложную систему, состоящую из многих взаимосвязанных компонентов. К ним относятся общие для всякого познания формы мышления: понятия, суждения, умозаключения, сформулированные наукой принципы, законы, категории. Видное место занимают фундаментальные понятия науки - категории, под которыми принято понимать общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки.

В ранних формах мышления категории выступали в виде исходных принципов, «первоначал» мира: вода, воздух, земля, огонь, эфир и т.п. Когда возникло различение бытия и мышления, сознания и познания, категории приобрели логический вид. Платон, например, признавал уже пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие. Аристотель пишет специальный трактат «Категории», в котором категории трактуются как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности. Он выделил десять категорий: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Аристотель не раскрыл диалектической взаимосвязи категорий. Тем не менее, система категорий, созданная Аристотелем, была господствующей в течение нескольких веков.

В новое время мыслители выдвигали различные системы категорий, трактуя их или материалистически, или идеалистически. Так, И. Кант рассматривал категории как априорные формы рассудка. Категории являются определениями не предметов самих по себе («вещей в себе»), а познающего субъекта, структуры его мышления. Кант выделил такие категории: качество (реальность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Эта система охватывает наиболее важные категории человеческого мышления и во многом сохраняет своё значение до настоящего времени.

Огромным прогрессом была система категорий Г. Гегеля, у которого философия есть не что иное, как диалектическая система категорий – в мышлении, природе, духе, истории. Чисто логические категории таковы: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность, причём в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, объект, абсолютная идея). Гегель показал диалектику категорий, их взаимосвязь и переходы.

Категории связаны между собой так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент всей системы категории. Процесс развития явлений состоит в том, что они переходят от простых к сложным, от низших к высшим формам бытия. В такой же последовательности совершается и познание. Свойства категорий, приведенные выше, свидетельствуют не только о требованиях и свойствах понятия категории, но и о том, что каждая наука в рамках единой системы категорий должна иметь собственный понятий аппарат.

В научном познании используются фундаментальные понятия разной степени общности. Общенаучные категории(симметрия, асимметрия, модель, информация). Они используются многими науками.

Особое место занимают всеобщие, философские категории,на которые опираются все науки, поскольку ни одна из них не может обойтись без философии и ее категориального аппарата. Используя его, частные науки проникают в сущность явлений, устанавливают их причины законы функционирования и развития. Философские категории помогают частным наукам делать теоретические обобщения, определять перспективы исследования.

Частнонаучные категории имеют ограниченную область применения, как правило, предметом частной (специальной) науки; например, «организм», «обмен веществ», «наследственность» - в биологии, «преступление», «наказание», «вина» - в уголовном праве и т.п. Частнонаучные категории можно условно разделить на две группы. Первая группа это фундаментальные частнонаучные категории. Они несут основную смысловую нагрузку фундаментальных теорий и непосредственно связаны с ее концептуальным содержанием. Вторая группа – производные частнонаучные категории, т.е. категории, образованные на основе категорий первой группы.

Определения (дефиниции) частнонаучных категорий имеют один важный аспект. Попытки дать определения этих категорий, оставаясь только в рамках частной научной теории или даже в рамках научной дисциплины (например, истории) не могут иметь успеха.

Рассматривая закон как категорию, следует различать эмпирические и теоретические законы, формирующиеся на разных уровнях познания.

Закон - это внутренняя необходимая, существенная связь в объекте или между объектами, она характеризуется также всеобщностью и относительной устойчивостью.

Теоретический закон (закон науки) формируется на теоретическом
уровне, когда уже познаны различные стороны объекта, выраженные в ряде
категорий, в том числе в категориях причины и следствия, необходимости и
случайности. Содержание закона близко понятию сущности, выражает
главное в ней, хотя сущность более общая и богатая по своему содержанию
категория.

Концепция– система взглядов по тому или иному вопросу, явлению; его понимание и толкование. Термин «концепция» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. видах деятельности. В управлении под концепциейпринято понимать комплекс ключевых положений или установок мышле­ния, позволяющих сохранять направленность исследования. Для исследований в области управления та­кими положениями могут быть следующие:

• управление – это всегда деятельность человека, в которой решаю­щую роль играют цели и интересы;

• управление разнообразно и многовариантно, поэтому нельзя его сво­дить к какому-либо одному варианту, каким бы совершенным он ни показался;

• управление имеет два взаимосвязанных аспекта существования, функ­ционирования и развития: социально-экономический и организаци­онно-технический.

Концепция отражает своеобразную способность человека соединить в ис­следовании имеющиеся знания с прогностическими, существующее понима­ние того или иного явления с представлениями и предположениями о его сущ­ности.

Кроме этих, относительно простых компонентов, в научном познании принято выделять более сложные формы, к ним относятся проблема, гипотеза, теория.

Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Научная проблема - это вопрос, поставленный ходом развития науки, «знание о незнании». Наука развивается от постановки проблем к их решению и выдвижению новых проблем. Этот процесс нередко приводит к изменению теоретических представлений и методов познания, к научным революциям и смене парадигм.

Научную проблему важно правильно выбрать и поставить. Выбор проблемы обусловлен теорией, в рамках которой она возникла, ее значением для науки и практики.

Разрабатывая сложную проблему, обычно стремятся расчленить ее на простые части составляющие систему проблем, каждая из которых должна решаться в определенной последовательности в зависимости от специфики объекта, целей исследования, опыта и проницательности ученого.

Порядок исследования составляет общее направление стратегию исследования.

Гипотеза.Исследование проблемы начинается с выдвижения гипотезы, представляющей собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых явлений.

Как форма научного познания гипотеза характеризуется тем, что она является обоснованнымпредположением и это отличает ее от разного рода догадок и необоснованных предположений. Гипотеза опирается на факты, согласуется с законами теории, на основе которой она выдвинута.

К характеристикам гипотезы относятся ее принципиальная проверяемость и максимальная простота, под которой имеется в виду способность объяснить все известные факты из одного допущения.

Гипотеза проходит три этапа: 1) построение(накопление, анализ и
обобщение фактов, выдвижение предположения для их объяснения);
2) проверка(дедуктивное выведение следствий, вытекающих из гипотезы и
сопоставление следствий с фактами), 3) доказательство (практическая
проверка полученных выводов).

Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается. Доказанная гипотеза превращается в научную теорию.

Теория.Под теорией в широком смысле понимается наиболее развитый вид духовной деятельности, направленной на приобретение знаний, теоретическое познание. В этом смысле теоретическая деятельность сопоставляется с деятельностью практической.

В научном познании теория рассматривается как форма ор­ганизованного достоверного знания о некоторой предметной области, описывающая, объясняющая и предсказывающая функционирование и развитие относящихся к данной области объектов.

Организация знания – важная функция теории, она вытекает из необходимости систематизации обособленных знаний о данной предметной области. Однако основными функциями теории являются объяснениепредсказание.

Правильно объясняя современное состояние объекта, предсказывая его будущее, научная теория служит людям на практике, является ориентиром в их деятельности.

Научная теория представляет собой сложную систему знаний, компонентами которой являются: исходная эмпирическая база(обобщенные и систематизированные факты), теоретическая основа(категориальный аппарат науки, ее законы, аксиомы, постулаты), логические средства, обеспечивающие правильность выводов и доказательства; основное содержание теории: положения теории, ее выводы и система аргументации.

Теория не остается неизменной. Развитие научного знания ставит новые проблемы, разработка которых ведет к открытию законов, проникновению в более глубокую сущность явлений, обобщению и интерпретации полученных результатов и, следовательно, к развитию или смене теорий. Однако возникновение новой теории не означает полного разрыва со старой теорией, между ними существует связь. История науки подтверждает, что объективно истинное знание, содержащееся в старой теории, включается в теорию, ее сменившую. Преемственность – неотъемлемое условие прогресса научного знания.

Научные методы познания

Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная практическая и теоретическая, познавательная деятельность.

В зависимости от сферы применения методов их принято де лить на: специальные, общенаучные методы, всеобщие, философские методы.

Каждый метод применяется в сочетании с другими методами. В этом плане общелогические методы познания определяют оптимизацию объектов мыслительной деятельности в сфере теоретического познания к их числу относятся: анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция, аналогия.

Анализпредставляет собой разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Среди видов анализа выделяются: расчленение на части; выяснение форм взаимодействия составных элементов; выявление уровней познания; определение причин явления и т.д. Разновидностями метода анализа является классификация, типологизация периодизация явлений.

Синтезопределяет объединение различных сторон объекта в единое органическое целое. Результатом синтеза является новый объект, свойства которого детерминируются внутренней структурой.

Обобщение является процессом установления общих свойств и признаков предметов. Основой метода являются философские категории общее, единичное, особенное. Особенные свойства и признаки отдельного класса объектов, общие для всего класса и представляют цель обобщения. При этом каждый единичный предмет анализируется на соответствие своих свойств и признаков всему классу свойств.

Дедукция определяет процесс логического вывода от некоторых данных предложений к их следствиям и реализуется как переход от общего к частному, позволяя выделить единичное из общего. «По одной капле воды... человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о существовании Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видал ни того ни другого и никогда о них не слыхал... По ногтям человека, по его рукам, обуви, сгибу брюк на коленях, по утолщениям кожи на большом и указательном пальцах, по выражению лица и обшлагам рубашки - по таким мелочам нетрудно угадать его профессию. И можно не сомневаться, что все это, вместе взятое, подскажет сведущему наблюдателю верные выводы». Это цитата из программной статьи самого знаменитого в мировой литературе сыщика-консультанта Шерлока Холмса. Исходя из мельчайших деталей, он строил логически безупречные цепи рассуждений и раскрывал запутанные преступления, причем, зачастую не выходя из своей квартиры на Бейкер-стрит.

Дедукция – это частный случай умозаключения.

В широком смысле умозаключение – логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений (посылок) получается новое утверждение – заключение (вывод, следствие). В дедуктивном умозаключении связь опирается на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью вытекает из принятых посылок. Отличительная особенность такого умозаключения в том, что оно от истинных посылок всегда ведет к истинному заключению.

К дедуктивным относятся, к примеру, такие умозаключения:

Если идет дождь, земля является мокрой.

Идет дождь.

Вывод: Земля мокрая.

Индукция представляет собой логический прием, связанный с обобщением результатов наблюдения на основе движения от частного к общему. Следует обратить внимание на тот факт, что данные индуктивного вывода имеют вероятностный характер. Среди видов индукции выделяются: индукция полная и неполная, научная, математическая. Метод индуктивного исследования определяется логическими правилами индуктивного вывода. В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения опирается не на закон логики, а на некоторые фактические или психологические основания, не имеющие чисто формального характера. В таком умозаключении заключение не следует логически из посылок и может содержать информацию, отсутствующую в них. Достоверность посылок не означает, поэтому достоверности выведенного из них индуктивно утверждения. Индукция дает только вероятные, или правдоподобные, заключения, нуждающиеся в дальнейшей проверке.

Примерами индукции могут служить рассуждения:

Аргентина является республикой; Бразилия - республика;

Венесуэла - республика; Эквадор - республика.

Вывод: Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Эквадор - латиноамериканские государства.

Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними.

Аналогия определяет познание объекта при переносе на него модельных представлений с изученного объекта, подобного изучаемому. Вероятность вывода по аналогии повышается при расширении круга совпадающих признаков, при учете их различий.

В соответствии с двумя уровнями научного познания различают эмпирические и теоретическиеметоды. К первым относят наблюдение сравнение, измерение и эксперимент, моделирование ко вторым – идеализацию, формализацию аксиоматический и гипотетико-дедуктивный.

Наблюдениепредставляет собой целенаправленное, систематическое восприятие действительности, которое всегда предполагает постановку задачи, необходимую активность, а также определенный опыт, знания познающего субъекта. В ходе наблюдения обычно используются различные приборы. Полученная информация должным образом обрабатывается и обобщается.

Изучение вещей, явлений, процессов, на основе данных органов чувств. Процедуры наблюдения определяются переходом от знания о внешних стороны объекта познания к познанию существенных свойств и отношенийдействительности. К научному наблюдению предъявляются требования: объективность, системность процедур, однозначность замысла, контролируемость, подтверждаемость.

Итогом наблюдения является фиксация исходных сведений об изучаемом объекте, что напрямую связано с измерением, которое является процессом определения отношения данной величины к другой величине, принятой за единицу измерения. Данные измерения интерпретируются на основе теоретических концептуальных схем и представлений об изучаемом объекте.

Сравнениепроцедура имеющая целью определение сходства и различия объектов в качественном и количественном отношении. Опирается на сопоставление сторон изучаемого объекта и приводит к объективации отношений тождества и различия, по определенному признаку

Эксперимент является активнымвмешательством в протекание изучаемого процесса, изменение объекта в специально созданных и контролируемых условиях. Объект исследования ставится в определенные искусственные условия, отвечающие целям познания. Условия задаются, контролируются, модернизируются, воспроизводятся. Типы экспериментов: поисковые, воспроизводящие, контрольные, изолирующие, качественные т.д.

Моделированиекак метод, который основывается на процедурах метода аналогии. Представляет собой процесс создания аналога изучаемого фрагмента действительности - аналога оригинала.

Идеализация.Этот метод основан на универсальном мыслительном приеме, применяемом в любом познавательном процессе – абстрагирования, которое представляет собой мысленное отвлечение от одних свойств предмета и выделение других его свойств. Результатом абстрагирования являются абстракции – понятия, категории законы, содержанием которых являются существенные свойства и связи явлений.

Формализацияотносится к общенаучным методам теоретического познания. Данный метод определяется отображением содержательного знания в знаково-символических формах. Базируется формализация на различении естественных и искусственных языков. Язык формул искусственного языка становится особым инструментом познания. Использование специальной логики позволяет устранить многозначность обычного языка.

Аксиоматический методпредставляет собой вариант дедуктивного построения научной теории. В подобном типе построения теории вначале формулируется система основных терминов. Затем на основании терминов формулируется некоторое множество постулатов аксиом, на основании которых выводятся следствия. В ходе построения теории формулируется система правил вывода преобразований и перехода к новым положениям, введения новых понятий в теорию. Преобразование постулатов позволяет на основе ограниченного числа аксиом получать множество доказуемых положений. Таким образом доказательство в аксиоматическом методе представляет собой выведение последовательности формул, каждая из которых есть аксиома, либо получается из предыдущей по определенному правилу выведения достоверности.

Гипотетико-дедуктивный методопределяется целью создания системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Этот метод основан на выведении вероятностных заключений из гипотез, истинное значение которых неизвестно. Вначале на основе некоторого массива фактического материала выдвигается предварительное условное объяснение некоторого явления. Затем осуществляется логический вывод от предварительных объяснений к их следствиям. Гипотеза проверяется на логическую непротиворечивость и совместимость с фундаментальными принципами конкретной науки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.