Сделай Сам Свою Работу на 5

Интернет как источник информации для исследователя





Задание 1

Зайдите на сайт Российской государственной библиотеки («Ленинки»)[1]. Рассмотрите возможности сайта. Прочитайте правила пользования библиотекой и электронными ресурсами. Чем вы можете пользоваться при разработке своей темы? Можно ли производить заказ книг из фондов РГБ по Интернету для чтения в читальном зале? Что для этого необходимо сделать?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Пройдите по ссылке «Электронный каталог», далее – «Каталог авторефератов диссертаций». Изучите его возможности. Воспользовавшись системой поиска диссертаций из электронного каталога, найдите 6 – 7 диссертаций, близких или смежных по теме вашему исследованию. Запишите их данные в таблицу:

ФИО автора Тема, КД, ДД Код спец. Место защиты Год защиты
           
           
           
           
           
           
           

Можно ли, не выходя из дома, читать тексты диссертаций в «Электронном диссертационном зале» РГБ?



_____________________________________________________________________________

Задание 2

Зайдите на сайт Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. Горького[2].

Изучите его возможности и запишите, чем вы можете воспользоваться при разработке своей темы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Можно ли читать тексты диссертаций в «Электронном диссертационном зале» РГБ, пользуясь возможностями библиотеки им. М. Горького?

_____________________________________________________________________________

Можно ли по Интернету заказать через сайт библиотеки им. М. Горького книгу через МБА?

_____________________________________________________________________________

Можно ли читать книги в электронном виде, пользуясь сайтом библиотеки им. М. Горького?

_____________________________________________________________________________



 

Задание 3

Прочитайте статью М.В. Поддубной «Интернет как источник информации для исследователя»[3]

Интернет как источник информации для исследователя

Честно говоря, когда меня попросили написать статью об Интернете как источнике для исследования, о проблемах, связанных с поиском в нем необходимой студенту, аспиранту, ученому, исследователю и любому интересующемуся определенной тематикой человеку информации, достоверной информации, мне показалось: «а о чем же здесь писать?» Да, полагаю, что каждый человек хотя бы раз сталкивался с проблемой поиска информации в Интернете, работал с некоторыми поисковыми системами, вычленял, насколько это возможно, необходимую и достоверную информацию из всего того огромного списка, который обычно выдается поисковиками. При более же пристальном рассмотрении проблемы, дальнейшем обдумывании и поиске каких-либо отзывов, информации, замечаний (опять же по большей части в «международной паутине») по данному вопросу, опросив друзей, коллег и знакомых и проанализировав свой собственный опыт, я пришла к выводу, что, оказывается, действительно существует ряд особенностей так называемого «internet search» (поиска информации в сети Интернет). Как результат обобщения информации и собственного опыта разрешите представить Вам следующую статью.

Развитие современной науки невозможно без взаимодействия исследователей и обмена научной информацией. Для этих целей проходят различные конференции, организуются форумы и тематические круглые столы, проводятся различные дебаты, встречи. Многие выступления, тезисы, исследования, аналитические статьи публикуются, но далеко не все из них публикуются в научных изданиях, даже если статья хорошо обработана, достоверна и может предоставить другим исследователям материал для размышления или указать на какие-то ссылки и материалы других ученых, которые, в свою очередь, также могут быть интересны. Основная же масса научных трудов публикуется в местных изданиях, которые, чаще всего, недоступны широкой научной общественности или просто остаются в архивах исследователей. Интернет же предоставляет возможность как легко и оперативно опубликовать результаты научных исследований в Сети, так и найти их там, проанализировать, дать какие-либо свои оценки, использовать необходимые данные в своей работе (не забывая, конечно, ссылаться на источник информации). Таким образом, Интернет выполняет функции не только электронной библиотеки, но и электронного издательства. Конечно, Интернет и взаимодействие через глобальную компьютерную сеть не могут заменить собой «живого» общения ученых, но могут увеличить его эффективность так же, как и качество учебного процесса в высшей школе.



А кто из нас не сталкивался с системой поиска в различных библиотеках, с их системой каталогов, архивов заказов, сроками ожиданий, продлений и возвратов? По некоторым подсчетам подбор источников занимает до 30 % времени работы с этим источником.

Еще одной проблемой, которая возникает на пути исследователя, является то, что, к сожалению, при всех современных достижениях, до сих пор не изобретен способ предотвратить старение бумаги. Она желтеет, крошится, порой доже невозможно прочитать что на ней написано. Некоторые особо редкие и старые издания довольно трудно получить для ознакомления, а порой их просто отказываются выдавать, ссылаясь на его ветхость и аварийное состояние (данная ситуация очень характерна для исследователей по проблемам отечественной истории, особенно ее более раннего периода).

В то же время существует ряд вопросов, источники для изучения которых можно найти только в зарубежных изданиях и библиотеках (с этим, наверное, сталкивались многие исследователи в области всеобщей истории, международных отношений, культурологи и других гуманитарных наук).

Автор не призывает использовать Интернет как панацею от долгого поиска в библиотеках и работы с печатными изданиями, но предлагает дополнить свои исследования электронными версиями источников, которые, порой, невозможно найти в библиотеках. Кроме того, на сегодняшний день многие библиотеки, особенно имеющие статус государственного значения, имеют свои собственные официальные сайты на которых можно получить доступ к электронным каталогам изданий, их кодам в хранилищах библиотеки, что в дальнейшем может значительно облегчить поиск и сократить время работы с каталогом до минимума. Например, многие аспиранты при подготовке кандидатской диссертации сталкиваются с необходимостью ознакомления с кандидатскими и докторскими диссертациями по этой же тематике или по пересекающимся отраслям науки. Многие хорошо знакомы с системой поиска диссертаций в каталогах Российской государственной библиотеке (или просто «ленинке»). Но эту работу можно значительно облегчить и сократить время поиска, если предварительно поработать с электронным каталогом диссертаций, имеющимся в свободном доступе на официальном сайте библиотеки: www.rsl.ru.

С технической точки зрения Интернет – это объединение компьютерных сетей, работающих по самым разнообразным протоколам, связывающих всевозможные типы компьютеров, физически передающих данные по телефонным проводам, оптическому волокну, через спутники и радиомодемы. Слово «Интернет» появилось еще в середине 70-х годов XX века, когда были разработаны стандарты передачи данных, позволяющие объединять между собой локальные сети произвольной архитектуры. Эти стандарты впоследствии получили название протокол TCP/IP и заложили основу для роста глобальной компьютерной сети путем объединения уже существующих сетей. Расцвет Интернета начался в 1992 году (тогда он объединял уже более одного миллиона компьютеров), когда была изобретена новая служба – World Wide Web (WWW или просто «веб»). Web – это огромное информационное пространство, в котором пользователю доступно огромное количество архивов документов, связанных между собой ссылками. Такие документы обычно называют гипертекстовыми, а ссылки – гиперссылками. Информация в WWW может быть представлена в виде текстов, графики, звука или видеоизображения. До сегодняшнего дня WWW остается самым популярным сервисом, благодаря которому Интернет является источником информации, огромным по своим объемам, и может оказать значительную информационную поддержку, в том числе и на стадии поиска базовой информации при проведении практически любого исследования.

Каждый компьютер в Интернете имеет свой собственный уникальный адрес (IP-адрес). Выглядит такой адрес как четыре числа, не превышающие значения 225, разделенные точками (например, 196.231.132.13). Но при работе в Интернете такие адреса обычно не использует, так как это достаточно неудобный способ для запоминания и прочтения. Для обычных пользователей предусмотрена возможность символьного представления адреса (например, www.mosgu.ru – адрес сервера Московского Гуманитарного Университета). Символьный адрес более удобен для пользователя сети, его легко запомнить, так как в его названии обычно отражены код страны и название организации, которой принадлежит данный ресурс. Так, например, в адресе www.mosgu.ru: www – указывает на принадлежность узла к World Wide Web, mosgu – название организации (МосГУ – Московский Гуманитарный Университет), ru (Russia) – указывает на место расположения данной организации. Такие фрагменты Интернет-адреса называются доменами. Очень часто как название организации используется аббревиатура от ее английского названия, например, www.tsu.ru, где tsu расшифровывается как Tomsk State University – Томский Государственный Университет. В адресе также может содержаться род деятельности организации. Например, www.unn.ac.ru, где unn значит University of Nizhny Novgorod, а ac – род деятельности данной организации (здесь – академическая).

Последняя (правая) часть адреса называется доменом верхнего (или первого) уровня, который может быть географическим и тематическим.

Географические доменные адреса имени верхнего (первого) уровня двубуквенные и указывают на место расположения данной организации (ru – Россия, uk – Великобритания, ua – Украина, jp – Япония, il – Израиль, it – Италия, uy – Уругвай, es – Испания и т.д.). Например, www.izvestia.ru – официальный сайт российской газеты «Известия», www.ng.ru – российская «Независимая Газета», www.ucm.es – официальный сайт крупнейшего университета Испании (Universidad Complutense de Madrid), www.mid.ru – официальный сайт МИД РФ.

Тематические адреса дают возможность составить представление о сфере деятельности их владельцев: com – коммерческие фирмы, edu – образовательные учреждения, gov – государственные структуры, mil – военные, org – прочие организации. Например, www.un.org – официальный сайт ООН, www.state.gov – официальный сайт правительства США, www.washingtonpost.com – официальный сайт периодического издания Вашингтон Пост (Washington Post), www.cia.gov – официальный сайт ЦРУ США, www.dia.mil – Defence Intelligent Agency (USA).

Знание этих моментов, на взгляд автора, может облегчить систему поиска необходимой информации и, в определенной мере, исходя из адреса сайта, на котором данная информация опубликована, можно судить о ее достоверности, научности и возможности использования в конкретном исследовании.

В то же время следует отметить сложности, связанные с огромным количеством информации в сети Интернет. По некоторым оценкам, в настоящее время количество документов в «мировой паутине» превысило 65 миллионов и продолжает стремительно расти. Соответственно, такой объем информации требует правильной организации процесса поиска. Для этого следует определить какие источники информации в Интернете различаются по способу представления информации и, следовательно, по методу доступа к ним. Е.Л. Игнатова предлагает вариант классификации источников Интернет по следующим критериям:

1. По способу представления информации:

· Web-страницы – сегодня это основной и наиболее распространенный тип информационных ресурсов в Сети. Этот ресурс, как уже отмечалось, представляет собой страницы так называемого гипертекста, то есть текста, который может содержать в себе ссылки. Взаимосвязанная логически и посредством ссылок совокупность гипертекстовых страниц, расположенная в одном месте, представляет собой единицу, называемую сайтом. Кроме текста web-страница может также содержать информацию в произвольной форме: графической, звуковой, видео и т.д.

· Базы данных – также могут иметь интерфейс в Интернете, т.е. могут быть доступны через Сеть. Базы данных могут содержать произвольную информацию: публикации, табулированные данные и.т.д.

· Файловые серверы – традиционный способ хранения данных в Интернете. Представляет собой компьютеры, часть дискового пространства которых доступна по Сети.

· Телеконференции – способ общения людей, имеющих доступ в Сеть. Предназначены для обсуждения каких-либо вопросов или распространения информации. Все телеконференции разбиты по тематическому признаку на рубрики, или группы новостей. Информация, помещенная в телеконференцию, становится на определенное время, доступна всем желающим. Следует отметить, что данный источник информации, как правило, носит неофициальный характер.

· Chart – также, в определенной степени, является источником социологического порядка. Здесь можно выяснить общественное мнение по насущным вопросам или интересующей исследователя тематике.

2. По языковому признаку: в силу историко-географических причин основным языком в сети Интернет является английский, но практически все языки мира представлены в Сети. Многие сайты поддерживают несколько языков – на выбор пользователя. Российский сегмент Интернет называется «Рунет».

3. По территориальному признаку: произвольный информационный ресурс в подавляющем большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, осуществляющей свою деятельность на определенной территории, и может быть предназначен для аудитории, находящейся преимущественно в пределах другого региона.

4. По виду и характеру представляемой информации: данный вид разделения информации с практической точки зрения является наиболее важным, т.к. именно информационное наполнение, в конечном итоге, оказывается решающим при отборе и использовании источников.

· Тематическая информация – наиболее ценная информация, непосредственно относящаяся к конкретной предметной области.

· Научные публикации – статьи, рефераты, обзоры и прочие публикации научного характера, хранящиеся в Интернете.

· Рекламная информация – большинство web-сайтов коммерческих компаний, представленных в Сети, носят в той или иной степени рекламный характер. Но данный вид информации может помочь в поисках нужных вам данных.

· Справочная информация – разнообразные справочные материалы, ссылки на web-сайты компаний, часто представленные аналогично традиционным «желтым страницам», нормативные базы и т.д.

· Новости – эта информация легко доступна по Сети, представляет собой вид «сырой», необработанной информации, которая ценна не столько сама по себе, сколько в контексте прочих событий или в динамике развития, и часто нуждается в последующей обработке и анализе.

5. Официальные сайты российских и зарубежных университетов: полезны и интересны для исследователей тем, что здесь задействован высококвалифицированный научный потенциал.

В то же время, при всем том количестве электронных документов, доступных в Интернете, следует помнить, что к Сети, как к средству массовой информации, получило доступ большое количество людей, не имеющих опыта и культуры, необходимой для корректной классификации и правильной подачи той информации, которую они предлагают пользователям Интернета. Все это усугубляется тем, что любой человек может опубликовать и Сети информацию любого характера, содержания, достоверности, свойства. Это связано с тем, что в данный момент понятия «цензура», «рецензирование», «библиографический контроль» к Интернету практически неприменимо, за исключением отдельных сайтов. Поэтому, по мнению некоторых экспертов, при поиске необходимой информации пользователь, обратившийся к помощи какой-либо поисковой системы, должен быть готов к тому, что до 90 % предложенных ссылок не будут иметь к предмету поиска никакого отношения либо же будут открываться страницы, содержащие название документа и дающие ссылку на другой адрес. Возможен также вариант, когда по данной ссылке не будет найден никакой документ.

При этом не следует забывать о том, что Интернет содержит большое количество научной информации и документов, необходимых для исследования, которые, ввиду некоторых причин (например, географических) другим способом, кроме как через «всемирную паутину», получит просто не представляется возможным. Например, автор в свое время нашел в сети Интернет распечатки выступлений различных экспертов на слушаниях Конгресса США, которые вряд ли можно было найти в российских библиотеках или периодических изданиях.

При использовании Сети как ресурса и хранилища информации, представляющей академический интерес, необходимо помнить, что досадным обстоятельством является плохая проверяемость авторитетности и достоверности источников, а также необходимость «пролистать» огромное количество «мусора», прежде чем будет найдена действительно достоверная информация. Поэтому для полноценного поиска в сети Интернет и мониторинга достоверности электронных источников необходимы качественно иные знания и навыки, чем те, которые используются нами при работе с печатными материалами. Для этого следует:

1. Ясно определить потребность в исследовании;

2. Определить, какого типа ресурсы возможно найти;

3. Понять, какие инструментальные средства поиска имеются в распоряжении, чтобы найти информацию наиболее соответствующую для данного исследования;

4. Тщательно и критически оценить найденную информацию.

Если полноценность и достоверность информации вызывает сомнения или неочевидна, то следует ответить на следующие вопросы:

1. Что это за разновидность информации;

2. Представляет ли она факты или является мнением;

3. Имеется ли в документе что-нибудь вреде документации, библиографии, сносок, сведений об авторе и т.д.;

4. Чем является найденная информация: правительственным отчетом, официальным документом, статьей, монографией, рекламой;

5. Что можно узнать относительно репутации автора, его научного (ученого) статуса;

6. Каковы политические, религиозные, культурные взгляды автора;

7. Является ли данная информация первичной или же она получена из вторичного источника;

8. Когда возник этот источник, своевременна ли она и употребительна;

9. Подтверждают ли ее другие источники (своего рода перекрестная проверка с помощью различных источников).

Нельзя гарантировать, что, ответив на все эти вопросы и проанализировав источник информации, вы в итоге не столкнетесь с «пустышкой», но использование данного метода пусть хоть в какой-то мере, но поможет вам в выявлении достоверности, объективности и научности источника. Здесь нет четких регламентов, в большей степени следует полагаться на здравый смысл, опыт работы с Интернетом и различными поисковыми системами, кругозор и некоторое знание искомой тематики. Со временем работа с электронными ресурсами доходит до автоматизма и вы уже пользуетесь только собственным опытом и логикой подачи материала. В целом, при использовании электронных ресурсов, можно привести следующие параметры, предложенные для проверки ссылок на электронные ресурсы:

КРИТЕРИЙ РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ЦИТИРОВАНИЮ НЕОБХОДИМА БОЛЕЕ ТЩАТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
Печатный оригинал электронной публикации - наличие печатного оригинала, идентифицируемое по библиографическому описанию.  
Автор публикации - наличие у автора ученой степени (звания); - автор занимает должностную позицию в образовательной или исследовательской организации; - автор – известный в своей области специалист. - отсутствие индивидуального автора публикации (исключение – отчеты организаций по эмпирическим исследованиям); - принадлежность автора к научному сообществу четко не идентифицируется.
Предварительное рецензирование - четко идентифицируется по тексту и источнику публикации. - сайт, разместивший материал, допускает к публикации любые материалы без редакторской проверки.
Тип публикации - монография; - статья; - учебное пособие (при необходимости его анализа); - отчет о результатах эмпирического исследования; - текст или автореферат защищенной диссертации. - реферат; - курсовая или дипломная работа; - газетная или журнальная статья, не содержащая ценной информации.
Библиографическое описание - содержит ссылку на печатный источник. - web-страница, на которую указывает описание, не открывается; - web-сайт, на котором опубликован материал, не имеет отношения к науке или практике.

Но даже если вы убедились в достоверности используемой информации, перед вами встает еще один немаловажный вопрос о том, как ссылаться на электронный ресурс: требования к научной работе предполагают доступ к цитируемой информации даже по прошествии времени. При использовании электронных источников здесь возникает существенная проблема – смена адреса сайта или конкретного документа, ведь в этом случае указанная нами электронная ссылка ведет в никуда, что может, в свою очередь, повлечь за собой вопросы о достоверности использованных источников и научности работы в целом. К сожалению, до сих пор не существует единого регламента библиографического описания электронных документов, признанного Министерством образования и науки РФ, что осложняет работу с данными источниками и может привести к разным вопросам со стороны аттестационных государственных комиссий. Считается, что если возможно, то все электронные ссылки на электронные источники следует заменить на печатные, но, как мы уже выяснили, последнее не всегда представляется возможным в силу ряда факторов.

Ранее при написании различных работ перед автором уже вставал вопрос правильного оформления сносок на электронные издания и проблема изменения адреса цитируемого документа. Также были просмотрены предложения других исследователей, столкнувшихся с данной проблемой. В целом все предложения можно представить следующим образом:

1. Заменить все ссылки на электронные документы на печатные. Как мы уже выяснили это не самый лучший вариант, т.к. по целому ряду причин не все печатные издания можно получить в библиотеках.

2. Не использовать электронные версии документов, если нет возможности дать ссылку на печатную версию этого документа. Но в этом случае в принципе теряется смысл работы с Интернетом – зачем искать, если печатной версии может и не быть. Проше сразу идти в библиотеку.

3. При составлении ссылочного аппарата можно придерживаться следующих принципов:

· при ссылке на источник указывать полный адрес в Интернет, а не просто адрес сайта. Ссылка типа «Интернет», на взгляд автора, просто недопустима.

· кроме полного адреса в Сети предлагается, если есть возможность, указывать и данные печатной версии. Своего рода двойная ссылка: как на on-line публикацию, так и на off-line публикацию.

· если есть возможность, то необходимо указать университет, специалисты которого подготовили данную публикацию. В таком случае при сбоях в Интернет можно будет обратиться непосредственно в университет.

Технически все предложенные методы цитирования и составления ссылочного аппарата могут выглядеть следующим образом:

1. Следует указывать автора конкретного документа, его должность, место работы, полное название документа, на который делается ссылка и полный адрес в Интернете. Например: Tenet, George J. (Director of Central Intelligence). Hearings on Current and Projected National Security Threats. Statement before the Armed Services Committee of the United States Senate. February 2, 1999 // http://www.fas.org/irp/congress/1999_hr/99020205_tlt.htm

В данном случае наличие полного адреса дает возможность всем желающим ознакомиться непосредственно с документом, на который ссылается автор. В случае же если полный адрес изменился, то следует просто правильно вычленить из данного адреса название сайта. В данном случае это http://www.fas.org – официальный сайт Федерации американских исследователей (Federation of American Scientists). Следовательно, зайдя на этот сайт любой желающий сможет ознакомиться со всеми материалами, представленными на нем. В данном случае автор использовал выступления экспертов на слушаниях Конгресса США, распечатки которых опубликованы на данном сайте.

2. Технически ссылку можно оформить и следующим образом: Барбарян К.Б. Источники возникновения этнополитических конфликтов в Закавказье // Научные труды Московского Гуманитарного Университета. 2006. № 62. С. 89 – 101. Доступно на официальном сайте МосГУ www.mosgu.ru по адресу: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Barbarjan

3. Чтобы избежать столь длинного аннотирования, но при этом сохранить всю полноту информации, представленной в предыдущем пункте, автор предлагает оформит ссылку следующим образом:

Барбарян К.Б. Источники возникновения этнополитических конфликтов в Закавказье // Научные труды Московского Гуманитарного Университета. 2006. № 62. С. 89 – 101 // http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Barbarjan

Т.е. в данном случае для ознакомления со статьей можно обратиться в библиотеку, найти № 62 периодически издаваемого сборника «Научные труды Московского Гуманитарного Университета» за 2006 год или обратиться по электронному адресу на официальный сайт Московского Гуманитарного Университета, где в полном объеме и представлена данная статья.

Совершенно ясно, что предложенный механизм цитирования электронных документов не является универсальным, но, на взгляд автора, актуальность использования данной схемы цитирования велика, по крайней мере его следует использовать до разработки Единого регламента библиографического описания электронных документов, признанного Министерством образования и науки РФ.

В заключении следует отметить, что, несмотря на распространенное мнение о том, что для человека, обладающего должным уровнем компьютерной грамотности, поиск научной и образовательной информации легок и прост, это не соответствует действительности. Работа в Сети требует от исследователя освоения сложной системы чтения, анализа, коммуникации, с которой он ранее не сталкивался. Поиск в Интернет отнимает много времени, т.к. процент «мусора» во «всемирной паутине» на порядок выше, чем в самых плохих библиотечных фондах. Кроме того, досадным обстоятельством использования электронных документов является плохая проверяемость достоверности и авторитетности используемых источников. Также именно при цитировании интернет-документов возникает рад вопросов, связанных с авторским правом. И здесь в перспективе предстоит решить еще многие проблемы отнюдь не технического характера.

С другой стороны всегда следует помнить, что важным преимуществом интернет-источников является подчас уникальность получаемых с их помощью информации и знаний, которая, в свою очередь, позволяет конкретному человеку создавать опережающее конкурентное преимущество в образовательной, научной и профессиональной работе. Именно поэтому можно говорить о том, что поиск и анализ качественной информации в сети Интернет постепенно становится отдельной профессиональной компетенцией, освоение которой является важным компонентом исследовательской и профессиональной карьеры.

 

Литература

1. Интернет для социолога. Базовые понятия и термины // http://www.unn.ru/rus/f14/k2/courses/borisova/21.htm

2. Гульнев А.С. Использование публикаций исторических источников в сети Интернет при подготовке студенческого доклада. МГУ им. М.В. Ломоносова // http://www.hist.msu.ru/Science/Conf/lomweb01/gulnev.htm

3. Интернет для социолога. Базовые понятия и термины // http://www.unn.ru/rus/f14/k2/courses/borisova/21.htm

4. Интернет для социолога. Базовые понятия и термины // http://www.unn.ru/rus/f14/k2/courses/borisova/21.htm

5. Игнатова Е.Л. Современная китайская миграция в Россию в Интернете / Иркутский Государственный Университет // http://mion.isu.ru/pub/russ-ost/articles/35.html

6. Игнатова Е.Л. Современная китайская миграция в Россию в Интернете / Иркутский Государственный Университет // http://mion.isu.ru/pub/russ-ost/articles/35.html

7. Лыков Ф. Интернет как источник информации. Поиск. Достоверность. Авторитетность // http://relpress/website.ru/currier/4/art_phil.htm

8. Использование Интернет-источников при подготовке курсовых и дипломных работ. Методическое пособие, подготовлено для студентов кафедры социологии Удмурдского государственного университета // http://nikolay-rupasov.by.ru/pubs/pub-04.html

 

Ответьте на вопросы.

1) Какие преимущества поиска источников для исследовательской работы называет автор?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Каковы недостатки и сложности работы с Интернет-источниками?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Как формируется адрес Интернет-источника?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) На что указывают адреса

а) георгафические: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) тематические: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Каковы типы Интернет-источников по способу предоставления информации?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Какие советы автора относительно определения качества и достоверности Интернет-ресурса вам пригодятся в профессиональной, в т.ч. в исследовательской деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) В каких случаях необходима тщательная проверка достоверности и качества Интернет-источника?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) Как правильно оформить ссылку на Интернет-источник?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4

Познакомьтесь в возможностями использования Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU

Зарегистрируйтесь в ней. Научитесь осуществлять поиск электронных документов в авторском каталоге и каталоге журналов. Найдите 3 статьи по своей теме. Запишите их выходные данные и аннотацию.

Заглавие статьи и ФИО автора Выходные данные (название журнала, год выхода, номер, страницы) Аннотация
     
     
     

 

Задание 5

Найдите в Интернете 3 – 4 электронные библиотеки или сайты для педагогов. Проанализируйте контент. Опишите возможности данных ресурсов (обязательно укажите название ресурса и его адрес).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 6

Рассмотрите образцы оформления элементов библиографического списка. Обратите внимание на специфику оформления источников разных типов (монографий, журналов, Интернет-ресурсов и т.д.). Также обратите внимание на расстановку знаков препинания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.