Сделай Сам Свою Работу на 5

Распределение часов по семестрам и видам занятий





Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

 

 

Кафедра социологии и политологии

 

 

  Утверждаю Декан гуманитарногофакультета __________________ И.А. Батанина “____”_________________ 20___ г.  

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

 

Социальная антропология

 

Направление подготовки: 040100 Социология

 

Профиль подготовки: 040100 Социальные процессы и структуры

на макро- и микроуровнях

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

 

Форма обучения: очная, заочная

 

Тула 2011 г.


ЛИСТ

Согласования рабочей программы

Рабочая программа составлена доцентом Н.А. Кондратенко и обсуждена на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета

протокол № от «» 20г.

 

Зав. кафедройИ.А. Батанина

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой ___________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ___________________________________________________



наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ___________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ___________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий отделом комплектования научной библиотеки ГОУ ВПО ТулГУ

 

__________ _____________ ______

личная подпись расшифровка подписи дата

 

Рабочая программа зарегистрирована под учетным номером на правах учебно-методического электронного издания.

 

Инженер УМУ __________ О.И. Зайцев ______

личная подпись дата

Содержание

 

1 Цели и задачи освоения дисциплины.. 4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО.. 4

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социальная антропология». 4

4 Содержание и структура дисциплины.. 5

4.1. Содержание разделов дисциплины.. 5

4.2 Распределение часов по семестрам и видам занятий. 16

4.3 Темы, выносимые на лекции. 16



4.4 Лабораторные работы.. 17

4.5 Практические занятия (семинары) 17

4.6 Курсовые (домашние) задания и самостоятельная работа студента. 20

5 Образовательные технологии. 20

5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях. 21

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 21

7 Порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций. Шкалы оценок. 25

8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 26

8.1 Основная литература. 26

8.2 Дополнительная литература. 26

8.3 Периодические издания. 27

8.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.. 27

8.5 Методические указания к лабораторным занятиям.. 28

8.6 Методические указания к практическим занятиям.. 28

8.7 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы 28

 

1 Цели и задачи освоения дисциплины

 

Целями освоения дисциплины социальная антропология являются введение в историю, специфику и основную проблематику науки; рассмотрение этапов формирования антропологического знания, его методов, форм, основных понятий и представителей; исследование взаимосвязей "общество – социальные механизмы – история – язык – человек" в условия повседневного существования.

 

Задачами освоения дисциплины являются

1. Передать студентам предметные, методологические, историко-научные знания теоретического, эмпирического и аксиологического содержания, интегрирующие фундаментальные достижения в области социальной антропологии.

2. Формировать и развивать познавательную самостоятельность студентов, творческий стиль мышления в освоении дисциплины социальной антропологии.



3. Формировать у студентов навыки самостоятельного анализа, выбора соответствующей методологии, применять полученное знание для обоснования практических решений, касающихся повседневной жизни, профессиональной области.

4. Развивать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам взаимодействия культуры и человека, воспитывать толерантное отношение к другим культурам, уметь видеть гуманистические аспекты межкультурной коммуникации.

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части учебного цикла – В3 Профессиональный цикл.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и опыт деятельности, полученные студентами в результате освоения ими в средней школе обществознания, истории, русского языка и биологии.

Курс «Социальная антропология» логически и содержательно-методически связан с такими дисциплинами как «История социологии», «Теоретическая социология», «Методология и методы социологического исследования», «Социолингвистика», «Социология труда и экономическая социология», «Социология культуры», «Конфликтология», «Социология семьи», «Социология образования».

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социальная антропология»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).

б) профессиональных (ПК):

Способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4).

Способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать:

· как осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

· как анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

· как использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности;

· как разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей;

- уметь:

· осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

· анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

· использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности;

· разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей;

- владеть:

· способностью и готовностью осознавать социальную значимости своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

· способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

· способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности;

· способность и готовностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей;

 

4 Содержание и структура дисциплины

4.1. Содержание разделов дисциплины

1. Социальная антропология как научная и учебная дисциплина.

1.1. Антропология как наука о происхождении и исторической эволюции человека.

1.1.1. Объект исследования, предметное поле и структура дисциплин физической антропологии.

1.1.2.Философская антропология и ее концепция объяснения природы че­ловека.

1.1.3. Единство и различие предметных полей социологии, психологии и со­циальной (культуральной) антропологии.

1.2.Объект исследования и предметное поле социальной антропологии.

1.3.Задачи социальной антропологии.

1.4.Причины и этапы формирования социальной антропологии как науки и учебной дисциплины.

1.5. Соотношение социальной антропологии с другими гуманитарными дисциплинами: философией жизни, «понимающей» социологией, культурологией, социальной психологией.

1.6.Место социальной антропологии в системе наук о человеке.

1.6.1.Методология исследований человека в социальной антропологии.

1.6.2.Парадигмы социально-антропологического познания (диалектиче­ская, структурно-функциональная, структуралистская).

1.7. Ключевое понятие социальной антропологии — культура, человек, об­щественная система.

1.7.1. Антропологический, философский и социологический подходы в от­ношении категории «культура».

1.8. Концептуальные различия социальной антропологии в России и на Западе.

2. Культурно-антропологическое исследование.

2.1. Этнометодология, «понимающая социология» как методологические установки социо-антропологических исследований.

2.2.Методы социоантропологического исследования.

2.2.1.Метод включенного наблюдения в кросскультурных исследованиях.

2.2.2.Социометрический метод и специфика его применения в социаль­ной антропологии.

2.2.3.Игротехнические методы.

2.3. Семантическая и психологическая интерпретация литературных тек­стов.

2.3.1. Специфика контент-анализа печатной продукции в целях социо-антропологических исследований.

2.4. Сферы практического приложения антропологии (национальная по­литика и социальные отношения; межгрупповые, в том числе межэтниче­ские конфликты; миграция; социальная направленность, связанная с заня­тостью и другими демографическими причинами; умственная отсталость и педагогическая запущенность: пьянство, алкоголизм и наркомания).

2.4.1.Антропологи как правозащитники обездоленных групп населения (инвалиды, престарелые).

2.4.2.Антропологи как эксперты в сложных социальных ситуациях.

2.4.3.Антропологи в движении за культурное выживание этнических меньшинств.

2.4.4.Проблемы сельского населения в урбанизации.

2.4.5.Организация туризма и международного бизнеса.

2.4.6.Развитие медицинской антропологии: медицинский уход, психиа­трический патронаж, танатология.

2.4.7.Психолого-консультативная антропология.

2.4.8. Расширение межкультуральных контактов: процессы инновации, диффузии и аккультурации; интеркультуральная коммуникативная компетентность.

2.4.9. Модернизация и явления постмернизма.

2.4.10.Изменения в технологии и экономике.

2.4.11.Политические изменения.

2.4.12.Перемены в жизни сельского населения.

2.4.13.Новые проблемы урбанизации.

2.4.14.Человек: его физическое, социальное и психологическое благопо­лучие; самоидентичность.
2.4.15. Проблема адаптации: культуральная экология, программы ревитализации.

2.5.Требования к социо-антропологическим исследованиям.

2.6.Профессиональная этика практического антрополога.

3. Антропосоциогенез: происхождение чело­века и общества.

3.1. Антропогенез: сущность и функции. Антропогенез: физическая и культурная эволюция человека в истории. Человек как биопсихосоциальное су­щество.

3.1.1. Основные доктрины антропогенеза: теологическая, деятельностно-трудовая (К. Маркс, Ф. Энгельс), психоаналитическая (3. Фрейд), биолого-психологическая (Б. Ф. Поршнев), символическая (Э. Кассирер).

3.2.Современные представления о морфологической и социальной эволю­ции первобытного человека.

3.3.Основные этапы эволюции морфологии человека.

3.4.Философия и социальная антропология о природе человека.

3.5. Основные концепции природы человека в истории, культуры и антро­пологии:

3.5.1.античность (Платон, Аристотель),

3.5.2.французский материализм (Ж. Ж. Руссо, П. А. Гольбах, Д. Дидро),

3.5.3.марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс),

3.5.4.социал-дарвинизм (Ж. А. Гобино, Ч. Ломброзо, О. Аммон, Л. Гумплович),

3.5.5.фрейдизм, неофрейдизм (Э. Фромм, Г. Маркузе),

3.5.6.экзистенциализм (религиозный экзистенциализм — К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов;

3.5.7.атеистический экзистенциализм — М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю);

3.5.8. культурантропологическое направление (М. Шелер, А. Гелен).

4. Цивилизация и культура.

4.1. Единство и различие понятий «цивилизация» и «культура», соотноше­ние социального и культурного.

4.1.1. Культура как фактор целостности систем «индивид-группа» и «общество-личность».

4.2.Социальная антропология как область научного исследования дина­мики культуры.

4.3.Антропологическое понимание культуры.

4.3.1.Культура как структурированный опыт жизнедеятельности группы (нации, народа).

4.3.2.Телесные, духовные и материальные формы культуры.

4.3.3.Семиотические системы как средство отбора и хранения опыта об­щества.

4.3.4. Социокультурный отбор: зависимость критериев отбора, переработ­ки, хранения и передачи общественного опыта от характера социального строя.

4.4.Социокультурное наследование: типы социального кодирования и этапы развития культуры.

4.5.Современные проблемы динамики культуры в социальной антрополо­гии.

4.6.Изменения в исследовательских акцентах.

4.6.1 Тема «униформность и многообразие» в изучении культуры.

4.6.2. Теории и концептуальные направления в социальной антропологии.

4.7. Основные концепции, развития цивилизации (культуры) — Платон, Аристотель, Фукидид, Геродот, Августин, Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, Г. В. Ф. Гегель, О. Конт, К: Маркс, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин, Л. Робер, Ф. Боас, Т. Парсонс.

5. Социокультурный процесс.

5.1.Понятие социокультурного процесса. .

5.2.Три главных компонента в теории социального действия Т. Парсонса: личность, культура и.социальная система.

5.3.Социальность и культура.

5.3.1.Социальный процесс как вызванное к жизни стремление людей удо­влетворить свои жизненные потребности, будь то личного, группового или общественного масштаба.

5.3.2.Социальная дифференциация ролевых фигур как основа для формирования определенной социальной дистанции между ними, размер кото­рой определяется ценностно-нормативными требованиями, установивши­мися в данной культуре.

5.4.Социальное нормотворчество и его субъекты. Формирование твор­ческой личности: необходимые условия и качества. Факторы активности субъекта инновации. Типичные пространственно-временные интервалы социального укоренения нововведений. Инновационный процесс и соци­альная стабильность.

5.5.Появление светской культуры, поворот духа людей к Земле.

5.6.Межкультурное общение

5.7.Условия и факторы гармонизации межкультурного общения (соответ­ствие картин мира, ценностно-нормативных координат поведения, взаим­ная апелляция к единым ценностям). Соблюдение универсальных норм: этикет, ритуал, церемониал как принятые правила игры. Вербальное и не­вербальное этикетное поведение. Влияние корпоративной культуры на де­ловое общение. Искусство и спорт в межкультурной коммуникации.

5.8. Санкции группы на отклоняющееся поведение. Межкультурный кон­фликт, методы его профилактики и разрешения.

5.9. Волнообразные (циклические) концепции социокультурной динами­ки. Общая характеристика волнообразных изменений. Выявление формы изменений. Гуманитарная трактовка социокультурных циклов. Идеи циклизма в концепции истории. Концепции цивилизационных циклов. Цикл социокультурной системы. Концепции длинных экономических волн. Направления изменений социальной структуры на разных фазах длин­ных экономических волн. Интенсификация социокультурных процессов. Волновые процессы технологических инноваций. Эвристический смысл обращения к волнообразным процессам. Познавательные возможности из­учения волнообразных процессов в обществе и культуре.

6. Труд в жизни людей.

6.1. Естественнонаучное объяснение эволюции труда человека.

6.1.1. Способность к деятельности, прежде всего трудовой — черта, прин­ципиально отличающая человека от животного.

6.2. Добывание пищи.

6.2.1.Природное и культуральное разнообразие: климатические зоны и системы обеспечения пропитания.

6.2.2.Сезонные колебания и адаптивные меры.

6.2.3. Социальная среда и стратегия добывания пищи.

6.2.4. Влияние культуры на природное окружение.

6.2.5. Основные формы хозяйственной деятельности: охота; собиратель­ство; пастушество; земледелие (экстенсивное и интенсивное); скотовод­ство.

6.2.6.Влияние промышленной революции, хозяйственные уклады.

6.2.7.Возникновение новых стратегий обеспечения пропитания.

6.3. Философско-социологическое объяснение соотношения «человек-труд».

6.3.1.Понимание отчуждения человека в истории мысли (Ж. Ж. Руссо, П. А. Гольбах, Д. Дидро, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, Д. Дж. Тойнби).

6.3.2. Двухэтапность в развитии отчуждения человека в теории К. Маркса.

6.4. Профессиональная культура.

6.4.1. Характеристика отличительных особенностей профессиональных групп — уклад жизни, уровень жизни, качество жизни, стиль жизни.

6.5.Негативное влияние государственно-политических усилий по искус­ственному преодолению неравенства в сфере труда на экономическое раз­витие общества.

6.6.Проблемы в развитии трудового мастерства населения в современной России.

7. Познание в человеческой жизнедельности.

7.1. Гены и мозг.

7.1.1.Информационная емкость человека.

7.1.2.Отношение массы мозга к массе тела у человека, приматов, млеко­питающих, птиц, рыб, динозавров.

7.1.3.Эволюционная природа разума.

7.1.4.Картина эволюции мозга живых существ в хронологическом порядке за всю историю Вселенной.

7.1.5. Картина эволюции мозга живых существ в показателях объема ин­формации, содержащихся в генах и в мозге организмов за всю историю Земли.

7.1.6. Реализация возможных состояний мозга.

7.2. Социальное и научное знание.

7.2.1.Истина, заблуждение, правда, ложь.

7.2.2.Виды и формы трансляции социального и научного знания.

7.3.Информационные поля различных государств и их влияние на интел­лектуальное развитие личности — гражданина того или иного государства.

7.3.1. Современные средства массовой коммуникации и специфика новых информационных технологий для поддержания и развития информацион­ного поля.

7.3.2.Информационные услуги.

7.4.1.Дезинформация.

7.4.2.Навыки самозащиты от дезинформации.

7.5. Наука как составная часть и саморефлексия культуры.

7.5.1.Наука — фактор социокультуральной адаптации: взаимодействие с природой, сциентизация повседневности, реорганизация жизненного уклада, изменение картины мира и ценностных ориентации людей.

7.5.2.Наука — здравый смысл, сознающий это.

7.5.3.Наука — саморефлексия культуры и человека — ее носителя и твор­ца: от умозрительной к «ощутимой» истине (от философии к эмпирике).

7.5.4.Методологические искания: культуральные модусы и модели человека (труд — человек созидающий, разум — человек играющий, власть —
человек иерархичный др.).

7.5.5.Познание других культур как условие познания своей культуры: кросскультуральные исследования.

7.5.6.Понимание человеком родной для него культуры — основа понима­ния самого себя: обход психологических барьеров на пути саморефлексии.

7.5.7.Демифологизация категории национального характера.

7.5.8.Преодоление методологического кризиса в психологической антропологии: переход от диктата теоретической к требованиям социальной релевантности.

7.5.9. Популяризация культурантропологического знания и формирова­ние новых теоретико-прикладных направлений — рефлексивной культурантропологии и тренинга социокультуральных умений.

8. Любовь и семья как ценность человеческого общества.

8.1. Эрос как понятие.

8.1.1. Чувственность в разных культурах.

8.2. Природа любви и сакральность.

8.2.1. Вопросы о Добре и Зле как вселенских началах Заратустры.

8.2.2. Влияние мифов на объяснение людьми происхождения и воздей­ствия Земли, Неба, Творца на судьбы людей.

8.3.Проповедь мировыми религиями ответственности перед Высшим су­ществом, обусловленную возможностью выбора линии поведения в Жизни и в житейских ситуациях самим индивидом по своему усмотрению.

8.3.1. Постепенная смена норм-запретов нормами-рамками, в пределах ко­торых индивид обретал некую свободу выбора.

8.4.Феномен любви как внутренняя причина верований.

8.4.1. Ритуалы, Церемонии, молебны и молитвы, эстетически выразитель­ные храмы, торжественные празднества как социокультурные средства, выражающие чувства уважения, почтения, любви прежде всего к высше­му существу в лице Бога, вождя, святого, героя.

8.5.Сакрализация повседневности и сакральные миры.

8.6.Любовь как источник жизни.

8.6.1.Виды любви.

8.6.2.Человек сексуальный.

8.6.3.Сексуальная культура.

8.6.4.Дистанция от половой любви до любви к Богу или людям.

8.6.5.Платоническая любовь.

8.6.6.Любовь как постоянный феномен человеческого бытия.

8.6.7.Принцип необходимости синтеза между «небесной» и «земной» лю­бовью.

8.7. Половое воспитание.

8.7.1.Сексуальная революция.

8.7.2.Сексуальная распущенность.

8.7.3.Факторы и показатели сексуальной культуры.

8.8. Брак, семья и семейные группы.

8.8.1.Универсальность института брака и семьи и его трех основных функций (регулирование отношений между полами, разделение труда между мужчинами и женщинами, распределение ответственности за вос­питание детей).

8.8.2.Брачные правила: запрет инцеста, избегание инбридинга (браков между близкими родственниками), избегание браков между выросшими вместе людьми, другие средства предупреждения разрывов внутри нуклеарной семьи; формирование более широких союзов.

8.8.3.Экзогамия и альянс.

8.8.4.Другие брачные правила: эндогамия; прескриптивный и. преферен­ционный браки; левират и сорорат; число супругов; выбор брачного партнера.

8.8.5.Передача прав и имущественный обмен (вклады жениха и невесты).

8.8.6.Семья и ее состав: нуклеарная семья; расширенная семья (патрилинейная, матрилинейная); преимущества расширенной семьи; нетипичные формы семьи (киббуц и т. п.).

8.8.7.Семейные (домашние) группы (хаусхолд).

8.8.9.Правила поселения (патрилокальность, матрилокальность, авункулокальность).

9. Мир борьбы.

9.1. Насилие как средство доминирования и господства.

9.1.1. Феномен господства, доминирования и связанные с ними насилия и агрессивность человека в обществе.

9.2. Биогенетическое и этологическое объяснение агрессивности.

9.2.1.Рассуждения К. Лоренца о существовании связи между «естествен­ной историей агрессии», описывающей влечение к борьбе у животного, влечение, направленное против своих сородичей, и «агрессиями в истории человечества».

9.2.2.«Человек — это хищный зверь», т. е., зверь, чья «жизнь построена на убийстве», и что характер свободного зверя перешел к организованному народу (О. Шпенглер).

9.3. Психологическое объяснение агрессивности.

9.3.1. 3. Фрейд о необходимости учитывать «изначальную враждебность людей по отношению друг к другу» и что агрессия проявляется как «не поддающаяся уничтожению черта человеческой природы».

9.3.2. Вывод Г. Маркузе о том, что господство одних людей над другими обусловлено в конечном счете биологическими инстинктами.

9.4. Экологическое объяснение агрессивности.

9.4.1.Живой организм как система, стремящаяся сохранить свое внутрен­нее состояние, несмотря на внешние колебания (изменение условий обита­ния и жизнедеятельности).

9.4.2.Отношение устойчивого неравновесия.

9.5. Социальное объяснение агрессивности;

9.5.1.Утверждение Т. Гоббса о «войне всех против всех» и тезис Сенеки — «силу следует отражать силой».

9.5.2.К. Маркс о насилии как повивальной бабке истории.

9.5.3.Разработка европейской культурой кодекса прав и свобод человека как основы для минимизации обществом насилия в отношениях людей и в отношениях «власть — гражданин».

9.6.Политика: идеология и практика.

9.7.Цинизм власти.

9.7.1. Идеологическое обеспечение функционирования власти.

9.8. Радикализм, терроризм, фанатизм и его формы.

9.8.1. Терроризм бескорыстный или идейный

9.8.2.Психологическое отчуждение личности фанатика от людей, жест­кая привязанность к своим убеждениям, лишающая человека свободы и обоснования своих взглядов на жизнь.

9.8.3.Процесс идентификации личности, самоотождествления с кем-либо или с какой-либо идеей.

9.8.4.Воспитание социально зрелой личности.

10. Игра в жизнедеятельности человека.

10.1.Природа и механизм игры.

10.2. Й. Хейзинг об игре, как занятии виеразумном.

10.3. Игра как своеобразный продукт взаимодействия людей, несущий им ценностно-нормативный порядок, науку и образование.

10.3.1. Игра как культурно-деятельностное образование, суть которого выявляется лишь в процессе умозрения и внутреннего переживания играю­щего.
10.3.2. Правила игры.

10.4. Игра как один из феноменов, постоянно воспроизводящихся в жизни людей, который порождает, в свою очередь, искусство, ритуал, религиоз­ные и светские культы, спорт и т. д.

10.4.1. Игропорождающая сила как вечное стремление людей к личному са­моутверждению и самоопределению, к целостности своей личности за счет поиска новых миров в условиях конечности своего существования.

10.5.Классификация игр. Тенденции развития.

10.5.1. Специфика структурирования классификации игр.

10.6. Расположение игр на едином континууме-процессе (Р. Каюйа), начало которому задает максимальный Ludus (управление игрой через правила) и заканчивается PaWia (максимальная стихия игры, обеспечивающая са­мореализацию игрока): а) игра-агон (борьба состязание), б) игра-alea (жре­бий, игральная кость), в) игра-mimicry (подражание, имитация), г) игра-ilinx, игра головокружения. .

10.7. Классификация игр, позволяющая описать конкретные игры с чет­ким расчленением их на составные части: play (играние), game (вид игры), performance (мотивация игрока, его отношение к игре).

10.8. Прекрасный мир спорта.

10.8.1.Телесная (физическая) культура и душевное здоровье человека.

10.8.2.Игровые, неигровые и технические виды спорта.

10.8.3.Гигиена и физическое оздоровление.

10.8.4.Медицинская коррекция и фиксация достижений.

10.9.Средства и методы самоутверждения спортсмена, его мотивации, пе­реживания, его судьба в современном обществе и в мире спорта.

10.9.1. Поведение зрителей спортивных состязаний, характер воздействия на них спортивных зрелищ.

11. Жизнь, смерть и здоровье человека в разных культурах.

11.1. Проблема смерти человека в разных культурах.

11.2.Отношение к смерти различных религиозных культов.

11.2.1.Образы смерти.

11.2.2.Египетская Книга мертвых и Тибетская Книга мертвых.

11.2.3.Культ мертвых.

11.2.4.Бальзамирование и мумифицирование умерших.

11.3.Идея реинкарнации и метемпсихозы.

11.3.1.Философское постижение смерти.

11.3.2.Трактовка души в культурах разных народов.

11.4.Проблема смерти в трудах 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма.

11.5.Жизнь после смерти.
11.5.1. Танатология — наука о смерти.

11.5.2 Рассказы о возвращении к жизни усопших в древних мифологиях, религиозных текстах, исторических хрониках и жизнеописаниях.

11.5.3. Изучение Р. Моуди предсмертного «опыта» людей.

11.6.Жизнь как сопротивление смерти.

11.7.Формы борьбы со смертью как сопротивление человека конечности своего существования:

11.7.1.понимание смерти как момента перехода живого организма в состо­яние мертвого тела—реанимация и эвтаназия;

11.7.2.при понимании смерти как акта безвозвратного, окончательного ис­чезновения сознания (души) человека — а) мифологические и религиоз­ные идеи о переселении души, о множественности форм жизни индиви­да, о продолжительности жизни души в загробной жизни соответственно степени праведности земной жизни человека; б) идеи и ценности светской культуры о сосредоточении жизненных усилий человека на «посюсторон­ней» жизни, идеи о продолжении себя в своих земных делах и потомках (развитие институтов социальной памяти — музеев, монументальных и персональных памятников, библиотек, литературных и киноархивов и т. д.);

11.7.3. при понимании смерти как процесса умирания (старения, дряхле­ния организма): а) сохранения и укрепления индивидуального здоровья, физического и психического и на этой основе возникновение и развитие в обществе института здравоохранения народа (система организаций, ка­дры и их подготовка, медицинское просвещение населения, производство медикаментов); б) развитие физической культуры и спорта; в) развитие экологической культуры.

11.8.Факторы отдаления смерти в социально-антропологическом смысле: функционирующие системы здравоохранения общества и развитие медицинской науки;

11.8.1.формирование жизнеспособных поколений, грамотно и естественно адаптирующихся к изменениям во всех сферах жизни;

11.8.2.обеспечение мира между народами внутри страны (борьба с кон­фликтами политическими средствами) и мирное сосуществование народов на Земле (системы коллективной безопасности, ООН).

12. Этнос и этнокультура.

12.1. Современное состояние и направление развития этнологии.

12.1.1. Основные аспекты содержания этнологии: проблема этничности, структуры национального самосознания и стадии самоидентификации личности со своим этносом, показатели сохранности и развития этно-культуры, природа межэтнических конфликтов, методы их профилактики и преодоления, маргинальные группы и особенности их поведения в про­цессе межкультурного общения.

12.2.Этносы и этногенез: факторы самобытности и универсальности их культур.

12.2.1.Архетипы этнокультур.

12.3.Этническая группа.

12.3.1.Этническая идентификация;

12.3.2.Формирование этнической группы.

12.3.3.Механизмы сохранения этнической единицы.

12.4.Два подхода в объяснении природы этничности.

12.4.1.Четыре стадии самоотождествления человека с какой-либо нацио­нальной (этнической) группой.

12.4.2.Структура этностатуса.

12.4.3.Теоретические версии саморегуляции межнациональных отноше­ний.

12.5.Управление межнациональным конфликтом.

12.5.1.Разновидность конфликтов.

12.5.2.Фазы этноконфликта: латентный период, проявление конфликта, ак­тивное течение конфликта, последствия конфликта.

12.6. Межкультурное общение и кросскультурные исследования: специфи­ка методов.

13. Ментальные структуры культуры: культурное мышление, коллективное бессознательное, национальный характер.

13.1. Культура и мышление.

13.1.1.Особенности восприятия, чувствования, созна­ния и мышления в традиционном и современном обществе.

13.2. Исследования первобытного мышления в антропологии.

13.2.1.Теория Л.Леви-Брюля.

13.2.2.Теория К.Леви-Стросса.

13.2.3. Теория М.Мид.

13.2.4.Теория Ж.Пиаже.

13.3. Коллективное и социальное бессознательное в культуре.

13.3.1. Теория К.Юнга.

13.3.2. Символическое выражение коллективного и социального бессознательного в традиционной и современной культуре.

13.4.Социальный и национальный характер.

13.4.1.Теория А.Кардинера.

13.4.2. Теория Э.Фромма.

14. Коммуникативный аспект культуры. Межкультурная комму­никация

14.1.Язык как средство коммуникации и общения.

14.2.Общая теория коммуникации и ее основные понятия.

14.3.Этнография речи.

14.3.1.Речевое поведение и его стили.

14.4.Невербальные формы коммуникации.

14.5.Концепции аккультурации.

14.5.1.Опыт эмпирических исследований проблем аккультурации в традици­онном и современном мире.

15. Человеческое разнообразие и стратификация общества.

15.1.Факторы человеческого разнообразия.

15.1.1.Соотношение наследственности и среды. Различие между генотипом : и фенотипом.

15.1.2.Проблема наследуемости тех или иных свойств и проявлений челове­ческой личности. Ошибочная дихотомия: природа или воспитание.

15.2.Разделение труда в обществе и социальное расслоение.

15.2.1.Виды разделения труда: физиологическое; технологическое; разде­ление труда человека; общественное и главное.

15.2.2.Экономическое, политическое и духовное отчуждения человека.

15.3.Социальная стратификация современного общества: классовые, демо­графические, этнические, процессуальные и имущественные основания.

15.3.1.Полоролевая стратификация.

15.3.2.Эгалитарные, ранговые и стратифицированные общества.

15.3.3.Власть, богатство и престиж.

15.3.4.Социальный класс и его субкультура.

15.3.5.Каста и кастовая система в Индии. Социальная мобильность в рам­ках кастовой системы.

15.4.Субкультура группы: типичные структуры потребностей, ценностей, норм и стиля жизни этих групп.

15.5.Будущее социальной стратификации (прогноз функционалистов и сто­ронников теории конфликта).

15.6.Расы и интеллект. Развитие расоведения как науки.

15.6.1.Проблема гипонаследования.

15.6.2.Расизм (Ж. А. Гобино, Ж. Ляпуж, X. Чемберлен).

15.6.3.Античеловечность расизма.

15.6.4.Расовый (этнический) детерминизм.

16. Человек в глобальном мире

16.1.Глобализация и мировая экономическая система.

16.2. Потребление.

16.2.1.Практики и стили потребления.

16.2.2.Символическое по­требление и понятие престижного потребления.

16.3. Культура в глобальном обществе.

16.4. Способы сохранения культурной идентичности.

17. Религия как феномен культуры.

17.1. Первобытные верования и магия.

17.2. Система ценностей индо-буддийской культуры.

17.2.1.Ценности конфуцианско-даосисткой ультуры.

17.3. Иудаистские ценности в культуре.

17.3.1.Кашерность как социальная норма.

17.4. Мир исламской культуры.

17.5. Ценностные ориентации христианства.

 

Распределение часов по семестрам и видам занятий

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе:

Объём часов, отводимых учебным планом на освоение учебно-программного материала дисциплины, в том числе:

 

1) по очной форме:

 

Семестр Занятия с преподавателем Выполнение курсовых заданий Др. сам. вне- ауд. раб. Виды отчет- ности
аудиторные инди виду- альные
Лек- ции Практ. занят. Лабор. занят. Итого ККР КП (КР)
      Диф. зачет
Итого       Диф. зачет

 

2) по заочной форме:

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.