Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии





Москва

2015

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по

44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры),

утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

«16» апреля 2010 г. № 376.

 

Разработчики:

ГБОУ ВО МГПУ доцент Егоров Илья Владимирович

Эксперты:

НОУ ВПО ПСТГУ профессор Склярова Татьяна Владимировна

ГБОУ ВО МГПУ профессор Воропаев Михаил Владимирович

 

 

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании общеинститутской кафедры

психологии образования

Протокол № ____ от «_____» _______________ 20 ___ г.

 

Заведующий кафедрой: д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

 

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

 

Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом института педагогики и психологии

образования

Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.

 

Директор института д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

 

1. Цель и задачи освоения дисциплины:



Цель: формирование у магистрантов представлений о психологоантропологических явлениях, закономерностях и механизмах, которые сопровождают педагогический процесс и способности проектировать и вести развивающую работу с различными категориями обучающихся.

Задачи:

1. сформировать знания о научно-теоретических основах психолого-педагогической антропологии и их роли в организации педагогической деятельности;

2. сформировать знания об основных направлениях развития психолого-педагогической антропологии в контексте современных концепций психолого-педагогического знания;

3. сформировать умения по овладению способами применения полученных знаний в конкретных видах учебной деятельности;

4. развить основные навыки и умения, необходимые для успешного освоения образовательной программы в вузе, самообразования и самовоспитания.

2. Место дисциплины в структуре программы Педагогическая психология:

дисциплина входит в модуль «Психолого-педагогический», является базовой дисциплиной модуля и изучается в 1-ом семестре.



3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

 

обобщенную трудовую функцию:

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях.

трудовую функцию: 1.Развивающая деятельность.

трудовое действие:

1.7. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

общепрофессиональную компетенцию:

Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3).

 

Знать и понимать:

- основные закономерности и особенности межличностного общения;

- необходимость учета возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия;

- условия организации совместной деятельности детей и взрослых;

- закономерности формирования детско-взрослых сообществ и их социально-психологических особенности;

Уметь:

- организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых;

- использовать знания возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия;

- создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

Владеть (навыками):

- навыками организации межличностного общения (в том числе, в поликультурной среде) и совместной деятельности детей и взрослых;



- опытом организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека;

- навыками создания разновозрастных детско-взрослые общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

 

трудовое действие:

1.4. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

профессиональную компетенцию:

- Владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6).

Знать и понимать:

- основные тенденции развития современного образования, структуру иметоды исследовательской работы в области образования;

- специфику комплексного подхода, принципы организации научного исследования способы достижения и построения научного знания;

- технологии проектной деятельности в гуманитарной сфере

Уметь:

- выявлять научные проблемы в области образования,осуществлять поиск и сбор информации для их решения;

- использовать современные технологии проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода

Владеть (навыками и/или опытом деятельности):

- опытом проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода;

- основными методами эмпирического исследования,способностью анализировать, обобщать и систематизировать существующий опыт, статистически обрабатывать результаты исследования, ставить новые исследовательские задачи

трудовое действие:

1.8. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

профессиональную компетенцию:

- Способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8).

Знать:

- задачи и принципы психологического просвещения в образовательном учреждении с учетом особенностей обучающихся;

- формы и направления, приемы и методы психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса;

- законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка, международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей

Уметь:

- осуществлять психолого-педагогическое и правовое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательного учреждения и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и подростков;

- разрабатывать и реализовывать программы повышения психолого-педагогической и правовой компетентности участников образовательного процесса

Владеть:

- методами педагогики взрослых для просвещения участников образовательного процесса, с целью повышения их психолого-педагогической и правовой культуры

- навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций для решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/зачетных единиц Семестры
     
Контактная работа (всего) 32/0,9 32/0,9      
В том числе:          
Лекции 16/0,45 16/0,45      
Практические занятия (ПЗ) 16/0,45 16/0,45      
Семинарские занятия (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Из них:          
Интерактивные и активные формы занятий (всего) 32/0,9 32/0,9      
Самостоятельная работа (всего) 76/2,1 76/2,1      
В том числе:          
Подготовка к проведению учебной дискуссии 10/0,28 10/0,28      
Подготовка эссе 16/0,44 16/0,44      
Выполнение индивидуальных творческих заданий (разработка развивающих программ) 25/0,7 25/0,7      
Решение имитационных задач 25/0,7 25/0,7      

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Семинары СРС Всего
Тема 1. Научно-теоретические основы психолого-педагогической антропологии    
Тема 2. Исторические основы психолого-педагогической антропологии    
Тема 3. Человек как предмет психолого-педагогической антропологии    
Тема 4. Развитие человека в свете психолого-педагогической антропологии    
Тема 5. Культура в свете психолого-педагогической антропологии    
Тема 6. Образование и воспитание как антропологический феномен    

5.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
Тема 1. Научно-теоретические основы психолого-педагогической антропологии Дифференциация антропологического знания. Философская, религиозная, культурная, психологическая антропология. Специфика психолого-педагогической антропологии как отрасли современного человекознания. Психолого-педагогическая антропология как отрасль естественного знания о человеке. Интегративный и целостный характер психолого-педагогического человековедения. Роль философского знания как основы психолого-педагогической антропологии. Специфика психолого-антропологического знания. Связь психолого-педагогической антропологии с другими отраслями научного знания. Предмет, объект, задачи современной антропологической науки.
Исторические основы психолого-педагогической антропологии История возникновения антропологии как самостоятельной отрасли научного знания (И. Кант, Л.Фейербах). Социально-педагогические предпосылки появления педагогической антропологии в России ( идеи Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского). К.Д.Ушинский о развитии антропологического знания в отечественной науке и его труд «Человек как предмет воспитания». Система антропологических взглядов К.Д.Ушинского. Значение «Педагогической антропологии» К.Д.Ушинского для современной психолого-педагогической науки.
Человек как предмет психолого-педагогической антропологии Человек как одно из основных понятий антропологии. Специфика изучения человека в свете психолого-педагогической антропологии. Человек как единство материального и духовного. Основные антропологические характеристики человека. Целостность человека. Человек как существо разумное. Сознание и самосознание человека. Человек как существо социальное. Общественно-историческая сущность человека. Общественное бытие как условие развития человека. Человек как существо духовное. Человек – создатель и потребитель духовных ценностей. Соотношение феноменов психической, биологической и духовной жизни человека. Целостность и противоречивость человека. Формы их проявления. Особенности проявления важнейших антропологических характеристик у ребенка.
Развитие человека в свете психолого-педагогической антропологии Актуальные проблемы развития человечества. Филогенез человека. Онтогенез человека. Взаимосвязь и различия фило- и онтогенеза человека. Соотношение понятий «субъект», «личность», «индивид». Личностное развитие человека в свете антропологического знания. Закономерности развития человека. Этапы развития человека в процессе онтогенеза. Психология развития человека. Познавательная деятельность человека как основа его личностного становления и развития. Психолого-педагогическая характеристика познавательной деятельности. Этапы познавательной деятельности и психические процессы, обеспечивающие их. Основные закономерности и особенности функционирования психических познавательных процессов. Психологические механизмы, обеспечивающие превращение содержания познавательного процесса в знания, представления, интеллект. Развитие человека в пространстве и времени. Пространство и время человеческого бытия как антропологические понятия. Развитие ребенка в пространстве и времени. Оптимизация условий взаимодействия ребенка с пространством и временем своего развития.
Культура в свете психолого-педагогической антропологии Культура как антропологический феномен. Различные подходы к определению понятия культура. Культура как условие развития человека. Виды культуры. Структура культуры. Целостность человека в культуре. Взаимодействие человека и культуры. Креативные способности человека как условие создания культурых ценностей. Психология развития креативных способностей человека. Взаимосвязь различных типов культур с особенностями воспитания детей. Этнокультура как антропологический феномен.
Образование и воспитание как антропологический феномен Образование как система и педагогический процесс. Современное понимание сущности, структуры и логики образовательного процесса. Образование и общество. Дошкольное образование как система, процесс и результат. Сущность и основные направления воспитания детей дошкольного возраста: охрана жизни и здоровья детей; интеллектуальное, личностное и физическое развитие детей; приобщение к общечеловеческим ценностям. Технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание как специфический способ бытия и профессиональный вид деятельности. Воспитание как социальный институт. Воспитание и культура. Человек и ребенок как объект и субъект воспитания. Самовоспитание как результат правильно организованного процесса воспитания. Условия эффективности воспитательного процесса. Современные требования к воспитателю.

5.3. Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине

Семинар т.1: Научно-теоретические основы психолого-педагогической антропологии (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Виды антропологического знания.

2. Специфика антропологического знания.

3. Роль философского знания как основы психолого-педагогической антропологии.

4. Предмет, объект, задачи современной антропологической науки.

а) основная литература

1. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 2/Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2012. – 103 с.

2. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 3/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2013. – 130 с.

3. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 4/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – СПб.: Изд. «НИЦ АРТ», 2014. – 110 с.

4. Максакова В.И., Максаков А.Д. Педагогическая антропология. М.:Изд. «Юрайт», 2015. –208 с.

б) дополнительная литература

  1. Ананьева Н.А., Филонов Л.Б. Психолого-педагогическая антрпология. Курс лекций. М.: Изд-во МГОУ, 2006. – 152 с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
  3. 2.Выготский Л.С. История развития высших психических функций. //Собр. соч. в 6 т. – М., 1983. – Т.5.
  4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. – М. Изд.центр «Академия»:, 1994.- 226 с.
  5. Лесгафт П.Ф. Антропология и педагогика // Избр. пед. соч. – М.: Просвещение, 1988. – 300с.
  6. Психология и педагогика. Уч.пособие под ред. А.А.Бодалева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 376 с.
  7. Салов В.Е. Психолого-педагогическая антропология. – М.,2003.- 280 с.
  8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Уч. пос. для вузов. – М.: Изд дом «Школа-пресс», 1995. – 298 с.
  9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания:Опыт педагогической антропологии // Пед.соч. в 6 т.- М.. Просвещение,1990. – Т.5,6.

Семинар т. 2: Исторические основы психолого-педагогической антропологии (4 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. История возникновения антропологии как самостоятельной отрасли научного знания.

2. Философская антропология как предпосылка развития психолого-педагогической антропологии.

3. Социально-педагогические предпосылки появления педагогической антропологии в России (идеи Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского).

4. Система антропологических взглядов К.Д. Ушинского.

5. Значение «Педагогической антропологии» К.Д. Ушинского для современной психолого-педагогической науки.

6. Развитие антропологических взглядов в мировой психолого-педагогической науке.

 

а) основная литература

1. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 2/Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2012. – 103 с.

2. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 3/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2013. – 130 с.

3. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 4/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – СПб.: Изд. «НИЦ АРТ», 2014. – 110 с.

4. Максакова В.И., Максаков А.Д. Педагогическая антропология. М.:Изд. «Юрайт», 2015. –208 с.

б) дополнительная литература

  1. Ананьева Н.А., Филонов Л.Б. Психолого-педагогическая антрпология. Курс лекций. М.: Изд-во МГОУ, 2006. – 152 с.
  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. //Собр. соч. в 6 т. – М., 1983. – Т.5.
  3. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. – М. Изд.центр «Академия»:, 1994.- 226 с.
  4. Лесгафт П.Ф. Антропология и педагогика // Избр. пед. соч. – М.: Просвещение, 1988. – 300с.
  5. Рахлевская Л.К. и др. Педагогическая антропология в системе непрерывного образования: история, теория, практика. – Томск, 1997. – 278 с.
  6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Пед.соч. в 6 т.- М.. Просвещение,1990. – Т.5,6.

 

Семинар т. 3: Человек как предмет психолого-педагогической антропологии (4 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Человек как одно из основных понятий антропологии. Специфика изучения человека в свете психолого-педагогической антропологии..

2. Основные антропологические характеристики человека. Проблема целостности человека.

3. Биологическая сущность человека в контексте антропологического знания.

4. Психическая сущность человека в контексте антропологического знания.

5. Духовная сущность человека в контексте антропологического знания.

а) основная литература

1. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 2/Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2012. – 103 с.

2. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 3/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2013. – 130 с.

3. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 4/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – СПб.: Изд. «НИЦ АРТ», 2014. – 110 с.

б) дополнительная литература

1. Ананьева Н.А., Филонов Л.Б. Психолого-педагогическая антрпология. Курс лекций. М.: Изд-во МГОУ, 2006. – 152 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

3. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. – М. Изд.центр «Академия»:, 1994.- 226 с.

4. Психология и педагогика. Уч.пособие под ред. А.А.Бодалева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 376 с.

5. Рахлевская Л.К. и др. Педагогическая антропология в системе непрерывного образования: история, теория, практика. – Томск, 1997. – 278 с.

6. Салов В.Е. Психолого-педагогическая антропология. – М.,2003.- 280 с.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Уч. пос. для вузов. – М.: Изд дом «Школа-пресс», 1995. – 298 с.

 

Семинар т.4: Развитие человека в свете психолого-педагогической антропологии (4 часа).

Вопросы для обсуждения:

 

1. Филогенез и онтогенез человека.

2. Соотношение понятий «субъект», «личность», «индивид».

3. Социогенетические теории и их оценка.

4. Пространство и время человеческого бытия как антропологические понятия.

5. Проявление важнейших антропологических характеристик у ребенка.

 

Практическое задание:

Практическое составление и защита антропологического описания развития человека (ребенка).

а) основная литература

1. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 2/Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2012. – 103 с.

2. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 3/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2013. – 130 с.

3. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 4/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – СПб.: Изд. «НИЦ АРТ», 2014. – 110 с.

4. Максакова В.И., Максаков А.Д. Педагогическая антропология. М.:Изд. «Юрайт», 2015. –208 с.

б) дополнительная литература

1. Ананьева Н.А., Филонов Л.Б. Психолого-педагогическая антрпология. Курс лекций. М.: Изд-во МГОУ, 2006. – 152 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

3. 2.Выготский Л.С. История развития высших психических функций. //Собр. соч. в 6 т. – М., 1983. – Т.5.

4. Психология и педагогика. Уч.пособие под ред. А.А.Бодалева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 376 с.

5. Рахлевская Л.К. и др. Педагогическая антропология в системе непрерывного образования: история, теория, практика. – Томск, 1997. – 278 с.

6. Салов В.Е. Психолого-педагогическая антропология. – М.,2003.- 280 с.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Уч. пос. для вузов. – М.: Изд дом «Школа-пресс», 1995. – 298 с.

 

Семинар т.5: Культура в свете психолого-педагогической антропологии (4 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Культура как антропологический феномен.

2. Характеристика различных научных направлений в культурологической антропологии.

3. Взаимодействие человека и культуры.

4. Этнокультура как антропологический феномен.

 

Практическое задание:

Опыт описания факторов культурной микро- и макро-среды развития человека (ребенка).

 

Список литературы:

а) основная литература

1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. – М.: Юрайт, 2015. – 456 с.

2. Максаков А.Д., Максакова В.И. Педагогическая антропология. М.:Изд. «Юрайт», 2015. –208 с.

3. Самойлов В.Д., Педагогическая антропология. М.: Юнити Дана, - 2013. – 270 с.

б) дополнительная литература

1. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 442.

2. Крейн У. Психология развития человека. 25 главных теорий/Уильям Крейн// Под науч. Ред. А.А. Алексеева. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 512 с.

3. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. Под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2006. – 592 c.

4. Психология человека в современном мире.Том 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков, М.И. Воловикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 334 с.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Уч. пос. для вузов. – М.: Изд дом «Школа-пресс», 1995. – 298 с.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины

Наименование раздела дисциплины Формируемые компетенции
Научно-теоретические основы психолого-педагогической антропологии   ОПК-6 ОПК-8
Исторические основы психолого-педагогической антропологии   ОПК-6 ОПК-8
Человек как предмет психолого-педагогической антропологии ОПК-3 ОПК-6 ОПК-8
Развитие человека в свете психолого-педагогической антропологии ОПК-3 ОПК-6 ОПК-8
Культура в свете психолого-педагогической антропологии ОПК-3 ОПК-6 ОПК-8
Образование и воспитание как антропологический феномен ОПК-3 ОПК-6 ОПК-8

Образовательные технологии

Вид занятия (лекционное, практическое) Тема занятия Образовательные технологии (в том числе интерактивные) Объем, ауд. часов/в том числе в интерактивной форме
Лекционное Научно-теоретические основы психолого-педагогической антропологии объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения
Лекционное Исторические основы психолого-педагогической антропологии объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения
Лекционное Человек как предмет психолого-педагогической антропологии объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения
Лекционное Развитие человека в свете психолого-педагогической антропологии объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения
Лекционное Культура в свете психолого-педагогической антропологии объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения
Лекционное Образование и воспитание как антропологический феномен объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения
практическое Научно-теоретические основы психолого-педагогической антропологии объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения 2/2
практическое Исторические основы психолого-педагогической антропологии технология динамического обучения, технология учебной дискуссии, рефлексивные технологии 2/2
практическое Человек как предмет психолого-педагогической антропологии технология динамического обучения, технология учебной дискуссии, рефлексивные технологии 2/2
практическое Развитие человека в свете психолого-педагогической антропологии Технология проблемного обучения, решение имитационных задач 2/2
практическое Культура в свете психолого-педагогической антропологии Технология проектного обучения, технология учебной дискуссии, решение имитационных задач 2/2
практическое Образование и воспитание как антропологический феномен Технология проектного обучения 2/2
Итого: 14/90 %

 

8. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине

Для освоения обучающимися учебной дисциплины эффективно применение методов, направленных на рефлексию теоретических знаний, анализ и обобщение опыта практической работы:

1. Подготовка эссе по дискуссионным вопросам темы.

2. Решение имитационных задач, отражающих типичные и уникальные варианты развития личности и возможности оказания психолого-педагогической поддержки обучающихся.

3. Моделирование имитационных задач на основе анализа реальных ситуаций, описанных в ходе рассредоточенной педагогической практики.

4. Выполнение творческого задания:

- разработка программы индивидуального развития личности обучающегося;

- разработка программы групповой развивающей работы с обучающимися.

9. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине

Текущий контроль успеваемости в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы.

Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Технологической картой.

Текущий контроль успеваемости обучающийся проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также в ходе выполнения самостоятельной работы.

Рубежный контроль по дисциплине проводится в рамках контрольных недель.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме сдачи зачета.

Зачет сдается согласно расписанию и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследуют цель оценить учебные достижения за академический период.

10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся

Эссе как вид письменной работы, выражающий индивидуальное рассуждение автора по конкретному вопросу, основывается на самостоятельном анализе предложенных источников и выражению авторской позиции по отношению к излагаемой проблеме. В процессе написания эссе студенту необходимо продемонстрировать умение кратко, но содержательно излагать основные положения и тезисы, содержащиеся в представленных к рассмотрению литературных источниках, умение анализировать имеющуюся научную информацию и аргументировано представлять авторский взгляд на рассмотренную проблему. Эссе не имеет жестко заданной структуры, т.к. она зависит от специфики конкретной темы и предпочтений автора. В общем виде эссе может иметь следующую структуру:

  1. Титульный лист.
  2. Введение.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.
  5. Список литературы.

К коллоквиуму студенты готовятся по итогам изучения одного из разделов учебной дисциплины: изучают монографии, научные статьи, методические разработки, связанные с разделом курса. Материал для подготовки к коллоквиуму подбирается преподавателем, ведущим практикумы, и самостоятельно обучающимися.

Образовательная ценность имитационных задач состоит в том, что обучающийся сам должен разработать алгоритм для ее решения. Познавательная деятельность обучающегося в данном случае носит исследовательский характер, поскольку требуется не просто найти решение как ответ на задачу, а определить рациональные способы анализа ситуации и пути решения подобных проблем вообще. Решение проблемных ситуаций, направленных на формирование психолого-педагогической компетентности обучающихся, проводится в малых группах (по 3-5 человек). Формированию навыков использования теоретических психологических знаний в интерпретации ситуаций, связанных с познавательной деятельностью и социальным поведением обучающихся, способствует подготовка задач из практики профессиональной педагогической деятельности студентов. Содержание задач должно отражать актуальные для учебной деятельности проблемы. Разбор проблемных ситуаций проводится в микрогруппах, затем варианты решения обсуждаются всей учебной группой.

Результатом коллективного обсуждения содержания ситуаций и вариантов их решения может стать ряд правил, обязательных при разборе ситуаций, произошедших в образовательной организации и требующих психолого-педагогической оценки.

При использовании данной технологии целесообразно:

- Описать ситуацию предельно ясным, простым языком.

- Приступать к анализу ситуации по результатам согласования основного содержания задачи. Необходимо достигнуть непротиворечивой трактовки членами группы основного содержания ситуации.

- Рассмотреть ситуацию (задачу) с разных должностных позиций: педагогического работника (учителя), школьного администратора, социального работника, педагога-психолога, омбудсмена.

- На основе анализа студенты формулируют ответы на следующие вопросы:

1) Насколько типична рассматриваемая ситуация?

2) В чем проявляется своеобразие поведенческих проявлений обучающихся?

3) Каковы факторы, определяющие развитие ситуации?

4) Какие ошибки допущены участниками ситуации?

5) Какие психологические закономерности проявляются в развертывании проблемной ситуации?

6) Каковы ресурсы участников ситуации, необходимые для достижения положительного результата?

7) Какие участники проблемной ситуации и в чем могут оказать поддержку в разрешении проблемы?

8) Приведет ли предполагаемое действие к разрешению противоречия?

9) Достаточно ли психолого-педагогических мер для разрешения ситуации и представленного в ней противоречия?

10) Какие действия, каких должностных лиц необходимы не только для разрешения ситуации, но и противоречия, его породившего?

Следует отметить, что в ходе учебного занятия обучающиеся успевают рассмотреть и подготовить ответы лишь на часть вопросов, которые в большей мере соответствуют специфике практической ситуации.

По итогам разбора проблемных ситуаций обучающие готовят предложения.

За основу может быть взять примерный план подготовки предложений:

- перечисляют систему мероприятий, которые предупредили бы возникновение подобных ситуаций с обоснованием предложений;

- называют источники информации, которые следует использовать при оценке данной ситуации;

- указывают область практики, в отношении которой обучающий испытывает дефицит знаний для продуктивной работы над задачей;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.