Образовательные технологии
Москва
2015
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по
44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры),
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
«16» апреля 2010 г. № 376.
Разработчики:
ГБОУ ВО МГПУ доцент Егоров Илья Владимирович
Эксперты:
НОУ ВПО ПСТГУ профессор Склярова Татьяна Владимировна
ГБОУ ВО МГПУ профессор Воропаев Михаил Владимирович
Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании общеинститутской кафедры
психологии образования
Протокол № ____ от «_____» _______________ 20 ___ г.
Заведующий кафедрой: д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом института педагогики и психологии
образования
Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.
Директор института д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
1. Цель и задачи освоения дисциплины:
Цель: формирование у магистрантов представлений о психологоантропологических явлениях, закономерностях и механизмах, которые сопровождают педагогический процесс и способности проектировать и вести развивающую работу с различными категориями обучающихся.
Задачи:
1. сформировать знания о научно-теоретических основах психолого-педагогической антропологии и их роли в организации педагогической деятельности;
2. сформировать знания об основных направлениях развития психолого-педагогической антропологии в контексте современных концепций психолого-педагогического знания;
3. сформировать умения по овладению способами применения полученных знаний в конкретных видах учебной деятельности;
4. развить основные навыки и умения, необходимые для успешного освоения образовательной программы в вузе, самообразования и самовоспитания.
2. Место дисциплины в структуре программы Педагогическая психология:
дисциплина входит в модуль «Психолого-педагогический», является базовой дисциплиной модуля и изучается в 1-ом семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
обобщенную трудовую функцию:
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях.
трудовую функцию: 1.Развивающая деятельность.
трудовое действие:
1.7. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
общепрофессиональную компетенцию:
Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3).
Знать и понимать:
- основные закономерности и особенности межличностного общения;
- необходимость учета возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия;
- условия организации совместной деятельности детей и взрослых;
- закономерности формирования детско-взрослых сообществ и их социально-психологических особенности;
Уметь:
- организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых;
- использовать знания возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия;
- создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
Владеть (навыками):
- навыками организации межличностного общения (в том числе, в поликультурной среде) и совместной деятельности детей и взрослых;
- опытом организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека;
- навыками создания разновозрастных детско-взрослые общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.
трудовое действие:
1.4. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
профессиональную компетенцию:
- Владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6).
Знать и понимать:
- основные тенденции развития современного образования, структуру иметоды исследовательской работы в области образования;
- специфику комплексного подхода, принципы организации научного исследования способы достижения и построения научного знания;
- технологии проектной деятельности в гуманитарной сфере
Уметь:
- выявлять научные проблемы в области образования,осуществлять поиск и сбор информации для их решения;
- использовать современные технологии проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода
Владеть (навыками и/или опытом деятельности):
- опытом проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода;
- основными методами эмпирического исследования,способностью анализировать, обобщать и систематизировать существующий опыт, статистически обрабатывать результаты исследования, ставить новые исследовательские задачи
трудовое действие:
1.8. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
профессиональную компетенцию:
- Способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8).
Знать:
- задачи и принципы психологического просвещения в образовательном учреждении с учетом особенностей обучающихся;
- формы и направления, приемы и методы психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса;
- законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка, международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
Уметь:
- осуществлять психолого-педагогическое и правовое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательного учреждения и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и подростков;
- разрабатывать и реализовывать программы повышения психолого-педагогической и правовой компетентности участников образовательного процесса
Владеть:
- методами педагогики взрослых для просвещения участников образовательного процесса, с целью повышения их психолого-педагогической и правовой культуры
- навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций для решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов/зачетных единиц
| Семестры
|
|
|
|
| Контактная работа (всего)
| 32/0,9
| 32/0,9
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции
| 16/0,45
| 16/0,45
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 16/0,45
| 16/0,45
|
|
|
| Семинарские занятия (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Из них:
|
|
|
|
|
| Интерактивные и активные формы занятий (всего)
| 32/0,9
| 32/0,9
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 76/2,1
| 76/2,1
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Подготовка к проведению учебной дискуссии
| 10/0,28
| 10/0,28
|
|
|
| Подготовка эссе
| 16/0,44
| 16/0,44
|
|
|
| Выполнение индивидуальных творческих заданий (разработка развивающих программ)
| 25/0,7
| 25/0,7
|
|
|
| Решение имитационных задач
| 25/0,7
| 25/0,7
|
|
|
| 5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Семинары
| СРС
| Всего
|
| Тема 1. Научно-теоретические основы психолого-педагогической антропологии
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2. Исторические основы психолого-педагогической антропологии
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3. Человек как предмет психолого-педагогической антропологии
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 4. Развитие человека в свете психолого-педагогической антропологии
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 5. Культура в свете психолого-педагогической антропологии
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 6. Образование и воспитание как антропологический феномен
|
|
|
|
|
|
| 5.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
| Тема 1. Научно-теоретические основы психолого-педагогической антропологии
| Дифференциация антропологического знания. Философская, религиозная, культурная, психологическая антропология.
Специфика психолого-педагогической антропологии как отрасли современного человекознания. Психолого-педагогическая антропология как отрасль естественного знания о человеке. Интегративный и целостный характер психолого-педагогического человековедения.
Роль философского знания как основы психолого-педагогической антропологии. Специфика психолого-антропологического знания. Связь психолого-педагогической антропологии с другими отраслями научного знания. Предмет, объект, задачи современной антропологической науки.
|
| Исторические основы психолого-педагогической антропологии
| История возникновения антропологии как самостоятельной отрасли научного знания (И. Кант, Л.Фейербах). Социально-педагогические предпосылки появления педагогической антропологии в России ( идеи Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского). К.Д.Ушинский о развитии антропологического знания в отечественной науке и его труд «Человек как предмет воспитания». Система антропологических взглядов К.Д.Ушинского. Значение «Педагогической антропологии» К.Д.Ушинского для современной психолого-педагогической науки.
|
| Человек как предмет психолого-педагогической антропологии
| Человек как одно из основных понятий антропологии. Специфика изучения человека в свете психолого-педагогической антропологии.
Человек как единство материального и духовного. Основные антропологические характеристики человека. Целостность человека.
Человек как существо разумное. Сознание и самосознание человека.
Человек как существо социальное. Общественно-историческая сущность человека. Общественное бытие как условие развития человека.
Человек как существо духовное. Человек – создатель и потребитель духовных ценностей.
Соотношение феноменов психической, биологической и духовной жизни человека.
Целостность и противоречивость человека. Формы их проявления.
Особенности проявления важнейших антропологических характеристик у ребенка.
|
| Развитие человека в свете психолого-педагогической антропологии
| Актуальные проблемы развития человечества. Филогенез человека. Онтогенез человека. Взаимосвязь и различия фило- и онтогенеза человека.
Соотношение понятий «субъект», «личность», «индивид». Личностное развитие человека в свете антропологического знания. Закономерности развития человека. Этапы развития человека в процессе онтогенеза. Психология развития человека. Познавательная деятельность человека как основа его личностного становления и развития. Психолого-педагогическая характеристика познавательной деятельности. Этапы познавательной деятельности и психические процессы, обеспечивающие их. Основные закономерности и особенности функционирования психических познавательных процессов. Психологические механизмы, обеспечивающие превращение содержания познавательного процесса в знания, представления, интеллект.
Развитие человека в пространстве и времени. Пространство и время человеческого бытия как антропологические понятия. Развитие ребенка в пространстве и времени. Оптимизация условий взаимодействия ребенка с пространством и временем своего развития.
|
| Культура в свете психолого-педагогической антропологии
| Культура как антропологический феномен. Различные подходы к определению понятия культура. Культура как условие развития человека. Виды культуры. Структура культуры. Целостность человека в культуре.
Взаимодействие человека и культуры. Креативные способности человека как условие создания культурых ценностей. Психология развития креативных способностей человека. Взаимосвязь различных типов культур с особенностями воспитания детей. Этнокультура как антропологический феномен.
|
| Образование и воспитание как антропологический феномен
| Образование как система и педагогический процесс. Современное понимание сущности, структуры и логики образовательного процесса. Образование и общество. Дошкольное образование как система, процесс и результат. Сущность и основные направления воспитания детей дошкольного возраста: охрана жизни и здоровья детей; интеллектуальное, личностное и физическое развитие детей; приобщение к общечеловеческим ценностям. Технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Воспитание как специфический способ бытия и профессиональный вид деятельности. Воспитание как социальный институт. Воспитание и культура. Человек и ребенок как объект и субъект воспитания. Самовоспитание как результат правильно организованного процесса воспитания. Условия эффективности воспитательного процесса. Современные требования к воспитателю.
| 5.3. Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине
Семинар т.1: Научно-теоретические основы психолого-педагогической антропологии (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Виды антропологического знания.
2. Специфика антропологического знания.
3. Роль философского знания как основы психолого-педагогической антропологии.
4. Предмет, объект, задачи современной антропологической науки.
а) основная литература
1. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 2/Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2012. – 103 с.
2. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 3/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2013. – 130 с.
3. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 4/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – СПб.: Изд. «НИЦ АРТ», 2014. – 110 с.
4. Максакова В.И., Максаков А.Д. Педагогическая антропология. М.:Изд. «Юрайт», 2015. –208 с.
б) дополнительная литература
- Ананьева Н.А., Филонов Л.Б. Психолого-педагогическая антрпология. Курс лекций. М.: Изд-во МГОУ, 2006. – 152 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
- 2.Выготский Л.С. История развития высших психических функций. //Собр. соч. в 6 т. – М., 1983. – Т.5.
- Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. – М. Изд.центр «Академия»:, 1994.- 226 с.
- Лесгафт П.Ф. Антропология и педагогика // Избр. пед. соч. – М.: Просвещение, 1988. – 300с.
- Психология и педагогика. Уч.пособие под ред. А.А.Бодалева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 376 с.
- Салов В.Е. Психолого-педагогическая антропология. – М.,2003.- 280 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Уч. пос. для вузов. – М.: Изд дом «Школа-пресс», 1995. – 298 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания:Опыт педагогической антропологии // Пед.соч. в 6 т.- М.. Просвещение,1990. – Т.5,6.
Семинар т. 2: Исторические основы психолого-педагогической антропологии (4 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. История возникновения антропологии как самостоятельной отрасли научного знания.
2. Философская антропология как предпосылка развития психолого-педагогической антропологии.
3. Социально-педагогические предпосылки появления педагогической антропологии в России (идеи Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского).
4. Система антропологических взглядов К.Д. Ушинского.
5. Значение «Педагогической антропологии» К.Д. Ушинского для современной психолого-педагогической науки.
6. Развитие антропологических взглядов в мировой психолого-педагогической науке.
а) основная литература
1. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 2/Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2012. – 103 с.
2. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 3/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2013. – 130 с.
3. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 4/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – СПб.: Изд. «НИЦ АРТ», 2014. – 110 с.
4. Максакова В.И., Максаков А.Д. Педагогическая антропология. М.:Изд. «Юрайт», 2015. –208 с.
б) дополнительная литература
- Ананьева Н.А., Филонов Л.Б. Психолого-педагогическая антрпология. Курс лекций. М.: Изд-во МГОУ, 2006. – 152 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. //Собр. соч. в 6 т. – М., 1983. – Т.5.
- Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. – М. Изд.центр «Академия»:, 1994.- 226 с.
- Лесгафт П.Ф. Антропология и педагогика // Избр. пед. соч. – М.: Просвещение, 1988. – 300с.
- Рахлевская Л.К. и др. Педагогическая антропология в системе непрерывного образования: история, теория, практика. – Томск, 1997. – 278 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Пед.соч. в 6 т.- М.. Просвещение,1990. – Т.5,6.
Семинар т. 3: Человек как предмет психолого-педагогической антропологии (4 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Человек как одно из основных понятий антропологии. Специфика изучения человека в свете психолого-педагогической антропологии..
2. Основные антропологические характеристики человека. Проблема целостности человека.
3. Биологическая сущность человека в контексте антропологического знания.
4. Психическая сущность человека в контексте антропологического знания.
5. Духовная сущность человека в контексте антропологического знания.
а) основная литература
1. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 2/Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2012. – 103 с.
2. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 3/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2013. – 130 с.
3. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 4/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – СПб.: Изд. «НИЦ АРТ», 2014. – 110 с.
б) дополнительная литература
1. Ананьева Н.А., Филонов Л.Б. Психолого-педагогическая антрпология. Курс лекций. М.: Изд-во МГОУ, 2006. – 152 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
3. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. – М. Изд.центр «Академия»:, 1994.- 226 с.
4. Психология и педагогика. Уч.пособие под ред. А.А.Бодалева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 376 с.
5. Рахлевская Л.К. и др. Педагогическая антропология в системе непрерывного образования: история, теория, практика. – Томск, 1997. – 278 с.
6. Салов В.Е. Психолого-педагогическая антропология. – М.,2003.- 280 с.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Уч. пос. для вузов. – М.: Изд дом «Школа-пресс», 1995. – 298 с.
Семинар т.4: Развитие человека в свете психолого-педагогической антропологии (4 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Филогенез и онтогенез человека.
2. Соотношение понятий «субъект», «личность», «индивид».
3. Социогенетические теории и их оценка.
4. Пространство и время человеческого бытия как антропологические понятия.
5. Проявление важнейших антропологических характеристик у ребенка.
Практическое задание:
Практическое составление и защита антропологического описания развития человека (ребенка).
а) основная литература
1. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 2/Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2012. – 103 с.
2. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 3/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2013. – 130 с.
3. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 4/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – СПб.: Изд. «НИЦ АРТ», 2014. – 110 с.
4. Максакова В.И., Максаков А.Д. Педагогическая антропология. М.:Изд. «Юрайт», 2015. –208 с.
б) дополнительная литература
1. Ананьева Н.А., Филонов Л.Б. Психолого-педагогическая антрпология. Курс лекций. М.: Изд-во МГОУ, 2006. – 152 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
3. 2.Выготский Л.С. История развития высших психических функций. //Собр. соч. в 6 т. – М., 1983. – Т.5.
4. Психология и педагогика. Уч.пособие под ред. А.А.Бодалева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 376 с.
5. Рахлевская Л.К. и др. Педагогическая антропология в системе непрерывного образования: история, теория, практика. – Томск, 1997. – 278 с.
6. Салов В.Е. Психолого-педагогическая антропология. – М.,2003.- 280 с.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Уч. пос. для вузов. – М.: Изд дом «Школа-пресс», 1995. – 298 с.
Семинар т.5: Культура в свете психолого-педагогической антропологии (4 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Культура как антропологический феномен.
2. Характеристика различных научных направлений в культурологической антропологии.
3. Взаимодействие человека и культуры.
4. Этнокультура как антропологический феномен.
Практическое задание:
Опыт описания факторов культурной микро- и макро-среды развития человека (ребенка).
Список литературы:
а) основная литература
1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. – М.: Юрайт, 2015. – 456 с.
2. Максаков А.Д., Максакова В.И. Педагогическая антропология. М.:Изд. «Юрайт», 2015. –208 с.
3. Самойлов В.Д., Педагогическая антропология. М.: Юнити Дана, - 2013. – 270 с.
б) дополнительная литература
1. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 442.
2. Крейн У. Психология развития человека. 25 главных теорий/Уильям Крейн// Под науч. Ред. А.А. Алексеева. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 512 с.
3. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. Под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2006. – 592 c.
4. Психология человека в современном мире.Том 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков, М.И. Воловикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 334 с.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Уч. пос. для вузов. – М.: Изд дом «Школа-пресс», 1995. – 298 с.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины
Наименование раздела дисциплины
| Формируемые компетенции
| Научно-теоретические основы психолого-педагогической антропологии
|
| ОПК-6
| ОПК-8
| Исторические основы психолого-педагогической антропологии
|
| ОПК-6
| ОПК-8
| Человек как предмет психолого-педагогической антропологии
| ОПК-3
| ОПК-6
| ОПК-8
| Развитие человека в свете психолого-педагогической антропологии
| ОПК-3
| ОПК-6
| ОПК-8
| Культура в свете психолого-педагогической антропологии
| ОПК-3
| ОПК-6
| ОПК-8
| Образование и воспитание как антропологический феномен
| ОПК-3
| ОПК-6
| ОПК-8
|
Образовательные технологии
Вид занятия (лекционное, практическое)
| Тема занятия
| Образовательные технологии
(в том числе интерактивные)
| Объем, ауд.
часов/в том
числе в интерактивной
форме
| Лекционное
| Научно-теоретические основы психолого-педагогической антропологии
| объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения
|
| Лекционное
| Исторические основы психолого-педагогической антропологии
| объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения
|
| Лекционное
| Человек как предмет психолого-педагогической антропологии
| объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения
|
| Лекционное
| Развитие человека в свете психолого-педагогической антропологии
| объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения
|
| Лекционное
| Культура в свете психолого-педагогической антропологии
| объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения
|
| Лекционное
| Образование и воспитание как антропологический феномен
| объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения
|
| практическое
| Научно-теоретические основы психолого-педагогической антропологии
| объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения
| 2/2
| практическое
| Исторические основы психолого-педагогической антропологии
| технология динамического обучения, технология учебной дискуссии, рефлексивные технологии
| 2/2
| практическое
| Человек как предмет психолого-педагогической антропологии
| технология динамического обучения, технология учебной дискуссии, рефлексивные технологии
| 2/2
| практическое
| Развитие человека в свете психолого-педагогической антропологии
| Технология проблемного обучения, решение имитационных задач
| 2/2
| практическое
| Культура в свете психолого-педагогической антропологии
| Технология проектного обучения,
технология учебной дискуссии, решение имитационных задач
| 2/2
| практическое
| Образование и воспитание как антропологический феномен
| Технология проектного обучения
| 2/2
| Итого:
| 14/90 %
|
8. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине
Для освоения обучающимися учебной дисциплины эффективно применение методов, направленных на рефлексию теоретических знаний, анализ и обобщение опыта практической работы:
1. Подготовка эссе по дискуссионным вопросам темы.
2. Решение имитационных задач, отражающих типичные и уникальные варианты развития личности и возможности оказания психолого-педагогической поддержки обучающихся.
3. Моделирование имитационных задач на основе анализа реальных ситуаций, описанных в ходе рассредоточенной педагогической практики.
4. Выполнение творческого задания:
- разработка программы индивидуального развития личности обучающегося;
- разработка программы групповой развивающей работы с обучающимися.
9. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине
Текущий контроль успеваемости в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы.
Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Технологической картой.
Текущий контроль успеваемости обучающийся проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также в ходе выполнения самостоятельной работы.
Рубежный контроль по дисциплине проводится в рамках контрольных недель.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме сдачи зачета.
Зачет сдается согласно расписанию и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследуют цель оценить учебные достижения за академический период.
10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся
Эссе как вид письменной работы, выражающий индивидуальное рассуждение автора по конкретному вопросу, основывается на самостоятельном анализе предложенных источников и выражению авторской позиции по отношению к излагаемой проблеме. В процессе написания эссе студенту необходимо продемонстрировать умение кратко, но содержательно излагать основные положения и тезисы, содержащиеся в представленных к рассмотрению литературных источниках, умение анализировать имеющуюся научную информацию и аргументировано представлять авторский взгляд на рассмотренную проблему. Эссе не имеет жестко заданной структуры, т.к. она зависит от специфики конкретной темы и предпочтений автора. В общем виде эссе может иметь следующую структуру:
- Титульный лист.
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
- Список литературы.
К коллоквиуму студенты готовятся по итогам изучения одного из разделов учебной дисциплины: изучают монографии, научные статьи, методические разработки, связанные с разделом курса. Материал для подготовки к коллоквиуму подбирается преподавателем, ведущим практикумы, и самостоятельно обучающимися.
Образовательная ценность имитационных задач состоит в том, что обучающийся сам должен разработать алгоритм для ее решения. Познавательная деятельность обучающегося в данном случае носит исследовательский характер, поскольку требуется не просто найти решение как ответ на задачу, а определить рациональные способы анализа ситуации и пути решения подобных проблем вообще. Решение проблемных ситуаций, направленных на формирование психолого-педагогической компетентности обучающихся, проводится в малых группах (по 3-5 человек). Формированию навыков использования теоретических психологических знаний в интерпретации ситуаций, связанных с познавательной деятельностью и социальным поведением обучающихся, способствует подготовка задач из практики профессиональной педагогической деятельности студентов. Содержание задач должно отражать актуальные для учебной деятельности проблемы. Разбор проблемных ситуаций проводится в микрогруппах, затем варианты решения обсуждаются всей учебной группой.
Результатом коллективного обсуждения содержания ситуаций и вариантов их решения может стать ряд правил, обязательных при разборе ситуаций, произошедших в образовательной организации и требующих психолого-педагогической оценки.
При использовании данной технологии целесообразно:
- Описать ситуацию предельно ясным, простым языком.
- Приступать к анализу ситуации по результатам согласования основного содержания задачи. Необходимо достигнуть непротиворечивой трактовки членами группы основного содержания ситуации.
- Рассмотреть ситуацию (задачу) с разных должностных позиций: педагогического работника (учителя), школьного администратора, социального работника, педагога-психолога, омбудсмена.
- На основе анализа студенты формулируют ответы на следующие вопросы:
1) Насколько типична рассматриваемая ситуация?
2) В чем проявляется своеобразие поведенческих проявлений обучающихся?
3) Каковы факторы, определяющие развитие ситуации?
4) Какие ошибки допущены участниками ситуации?
5) Какие психологические закономерности проявляются в развертывании проблемной ситуации?
6) Каковы ресурсы участников ситуации, необходимые для достижения положительного результата?
7) Какие участники проблемной ситуации и в чем могут оказать поддержку в разрешении проблемы?
8) Приведет ли предполагаемое действие к разрешению противоречия?
9) Достаточно ли психолого-педагогических мер для разрешения ситуации и представленного в ней противоречия?
10) Какие действия, каких должностных лиц необходимы не только для разрешения ситуации, но и противоречия, его породившего?
Следует отметить, что в ходе учебного занятия обучающиеся успевают рассмотреть и подготовить ответы лишь на часть вопросов, которые в большей мере соответствуют специфике практической ситуации.
По итогам разбора проблемных ситуаций обучающие готовят предложения.
За основу может быть взять примерный план подготовки предложений:
- перечисляют систему мероприятий, которые предупредили бы возникновение подобных ситуаций с обоснованием предложений;
- называют источники информации, которые следует использовать при оценке данной ситуации;
- указывают область практики, в отношении которой обучающий испытывает дефицит знаний для продуктивной работы над задачей;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|