Сделай Сам Свою Работу на 5

Субъекты конституционной ответственности - высшие должностные лица и органы государственной власти.





Вопрос. Коституционно- правовая ответственность - вид социальной ответственности, выражающийся в особых негативных последствиях для субъекта конституционного правонарушения.

Конституционное правонарушение - виновное поведение субъекта конституционного права, нарушающее нормы конституционного права и не составляющее при этом ни уголовного преступления, ни административного, гражданского или дисциплинарного правонарушения. Конституционное правонарушение является основанием для наступления конституционной ответственности.

Ответственность - обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.

В зависимости от характера применяемых санкций различают ответственность юридическую, материальную, моральную, политическую и т.д.

В зависимости от субъекта различают ответственность индивидуальную и коллективную.

Субъекты конституционной ответственности - высшие должностные лица и органы государственной власти.

Формы конституционной ответственности -
- отмена или приостановление антиконституционного акта;
- отрешение от должности;
- признание выборов или результатов референдума недействительными,
- официальное признание работы государственных органов, высших должностных лиц неудовлетворительной;
- досрочное расформирование подотчетного органа.



 

6 вопрос. Система источников российского КП. Это форма закрепления (их внешнее выражение) общих правил по­ведения, регулирующая отношения конституционного характера. Это преимущественно Конституция и законы, другие нормативные право­вые акты, правовые обычаи, нормативные договоры (международные и внутри федеральные). Они выполняют роль (и являются таковыми) своеобразного резервуара, хранилища правовых предписаний. Все подобные источники прямо связаны с предметом отрасли кон­ституционного права. Система источников конституционного права характеризуется следующим: 1) множественностью форм выражения правовых норм; 2) иерархической соподчиненностью; 3) изменением соотношения внутригосударственного и международного права; 4) приоритетом за­кона. Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке орга­ном законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Он выступает юридической базой деятельности государственных органов, должностных лиц, местного самоуправления, граждан, их объединений. На федеральном уровне особая роль отводится Конституции РФ. Различают законы: федеральные конституционные, о поправке к Кон­ституции РФ, федеральные. Субъекты Федерации издают конститу­ции (уставы) и свои республиканские (областные, краевые) законы. Нормы данной отрасли права могут содержаться в отдельных поста­новлениях парламента и парламентских регламентах. Источником конституционного права являются весьма многочис­ленные подзаконные акты (указы главы государства, постановления правительства и др.). Большинство исследователей к этой группе отно­сят и акты местного самоуправления (уставы городов, районов, рег­ламенты представительных органов на местах). Нормы конституционного права содержатся и в отдельных норма­тивных договорах. К группе внутригосударственных договоров отно­сятся Федеративный договор 1992 г., договоры о разграничении пред­метов ведения и взаимном делегировании полномочий между органа­ми государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ. Согласно конституционным нормам (ч. 4 ст. 15) источником от­расли права являются общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры РФ. Весьма ограниченное распространение получил правовой обычай. К числу специфических источников относятся нормативные ре­шения Конституционного Суда РФ и других органов конституцион­ной юрисдикции.





 

7 вопрос. КП России как наука. Наука конституционного права относится к отраслевым юридиче­ским наукам. Отраслевой она называется потому, что КП является самостоятельной отраслью российского права. Наука конституционного права как раз и изучает эту отрасль, нор­мы которой выступают юридическим источником познания. К предмету науки российского конституционного права относится следующее: сущность, система отрасли российского конституционного пра­ва, -правовые ин­ституты и отношения, практику реализации конституционных норм и историю идей данной отрасли знания. Наука конституционного права России включает в себя следую­щие разделы: исследование соответствующего понятийного аппарата ее источники; фактические отношения, регулируемые нормами конституци­онного права России; практика реализации норм российского конституционного права; история самой науки конституционного права России, ее идеи, концепции, прогнозы. Таким образом, наука конституционного права России — это от­расль правоведения, которая изучает конституционно; учение о Конституции России в ее историческом развитии; сущность, структура, принципы и юридические свойства дейст­вующей Конституции РФ; системный анализ норм, закрепляющих основы конституцион­ного строя Российского государства; изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина; анализ формы правления и национально-государственного устройства РФ. Наука конституционного права России основывается на данных об­щественных наук (политической экономии, философии и др.), которые имеют методологическое значение, тесно связана с историей государства и права России, изучающей процесс исторического становления и разви­тия институтов, в том числе и конституционного права, с наукой между­народного права, ибо общепризнанные принципы и нормы международ­ного права (согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) включены в российскую правовую систему, а международные договоры имеют приоритет над про­тиворечащими им законами РФ. Современный этап развития науки конституционного права Рос­сии характеризуется: анализом и комментированием Конституции РФ; признанием ценностей демократии, прав человека, верховенства права и закона; расширением предмета научных исследований; 4) обновлением методологической базы науки конституционного права, отказом от догматических и демагогических постулатов прошлого; 5) разнообразием методов исследования; 6) использованием достижений зарубежной политической и правовой мысли.

 

8 вопрос. История развития науки КП. У нее 3 этапа. 1 – с конца 19 века по октябрь 1917 года, когда она развивалась на условиях российского самодержавия. 2 – С 1917 до второй половины 80-х гг.прошлого века – связан о становлением и развитием советского гос-ва и социалистической системы. 3 этап – с 80-х гг(конца) по настоящее время характеризуется : -анализом и комментированием конституции, -признанием ценностей демократии,прав человека, верховенства права и закона, -расширением предмета научных исследований, -обновлением методологической базы науки КП, -плюрализмом в методологии исследований, - возможностью использования передовых достижений зарубежной политической и правовой мысли.

 

9вопрос. Современные научные проблемы КП.

 

Определяющим фактором,воздействующим на разв кп и его институты,явл Конституция РФ.Принципы и нормы кп установили новую политич систему,основывающуюся на идеологическом плюрализме,многопартийности,признании,уважении и гарантировании прав и свобод чел-ка и гражданина,установили более совершенную организацию гос власти в соотв с базовым принципом раздел властей,обеспечили демократическое федератив устройство Рос гос-ва,ввели мсу.Вся совокупность источников отрасли должна,с одной стороны,закрепить достигнутые демократические завоевания,с другой-способствовать проведению рыночных и конституционных реформ.Тенденции развития:1 Создание условий для превращения России в подлинно демократическое правовое гос-во с республиканской формой правления;2Строгая и последовательная реализация конституционного принципа разделения властей .Федер Собрание-единственный орган власти в рф,сеющий право издавать законы;3Обеспечение современного федеративного устройства на основе равенства и недопущения дискриминации разнотипных субъектов;4Признание особой соц ценности общепризнанных принципов и норм международ права,международ договоров рф для разв законодательства;5Расширение и дифференциация сферы гос-правов регулирования=легитимность принятия законов;6Создание единого правового пространства на всей территории рф-повышение уровня конституционности в системе правов регулирования обществ отношений.(соотв законодательства рф и субъектов,инвентаризация законодательства;7 Увеличение интенсивности работы над созданием Единого Свода законов РФ и субъектов,устранение пробелов в законодательстве

 

 

10 вопрос. КРФ:понятие , сущность, функции.

КРФ - основной закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государ­ством, закрепляющий основы нового постсоциалистического консти­туционного строя, организацию государственной власти. Первые кон­ституционные акты в современном понимании были приняты в конце 'XVIII в. (США, Франция, Польша). Обычно Конституция — явление демократического порядка, она принимается народом (или при его участии) и ограничивает институты власти. Ее сущность большинство авторов определяют как баланс основ­ных социальных интересов, представленных в обществе. Близко к это­му понимание сущности Конституции как проявления социального плюрализма, политического компромисса. В действующих конституционных нормах отражены некоторые исходные начала концепции естественного права (ст. 2, ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 21, ст. 35 и др.), признаны и гарантированы права и свободы челове­ка и гражданина в соот с международно-правовыми стандар­тами, закреплены принципы и идеалы демократического, федератив­ного, правового и социального государства. Уникальный статус Конституции России в правовой системе обу­словлен следующими основными факторами: 1. Характером регулируемых им общественных отношений, кото­рые по своему содержанию являются конституционными и по боль­шей части изначальными, первичными. Целенаправленным воздействием на развитие законодательства, всех источников права. Наивысшей юридической силой. Высокой степенью нормативного обобщения. Прямым действием. Структура Конституции РФ — краткая преам­була, два раздела, первый раздел охватывает 9 глав и объединяет 137 ста­тей, второй раздел содержит заключительные и переходные положения. Видная роль в новом конституционном регулировании принадле­жит главе «Основы конституционного строя», своего рода Основному Закону в миниатюре. Юридические свойства Конституции понимаются в литературе не­однозначно, чаще всего как качества, детерминирующие ее особую правовую природу и делающие основным законом. Обычно выделяют нормативность, наивысшую юридическую силу, специальный поря­док принятия и изменения конституционных норм.

 

11 вопрос. Развитие российских конституций. До принятия нынешней конституции, конст.срой рос.гос-ва прошел сложный путь развития начиная с Конституции СССР 1918 года, когда она была принята впервые.она основывалась на «декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая назвала советское гос-во федерацией совестских национальных республик , а Россию – республикой советов. Эти основополагающие принципы легли в основу Конституции 1918г, которая тем самым закрепила завоевание советской власти в октябре 1917г.

След.конституция была принята 1924 г., она обусловлена заключением Договора об образовании СССР в 1922 г. С образованием нового гос-ва СССР действие конституции республики советов 1918 г.стало затруднительным, что и послужило причиной ля принятия новой конституции. В целом конституция 1924 года закрепляла создание СССР и действите «декларации прав трудящегося Ии эксплуатируемого народа».

1936г.- новая конституция СССР, кот. закрепляла победу социализма, установление новой системы органов власти, всеобщее равное избирательное право при тайном голосовании, расширение прав и свобод граждан СССР. Она просуществовала довольно долго. Но в 1959 году советская власть пришла к выводу о полной победе социализма, и поэтому возникла необходимость в принятии новой конституции СССР, которая появилась только в 1978г. Эта конституция СССР стала последней в советском гос-ве и отличалась тем, что в ней народ был единственным субъектом власти в гос-ве, однако, руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия, т.о.Контитуция 1978г,хотя и устанавливала демократические принципы, все же в целом оставалась формальной, как и все предыдущие конституции ссср.

С этого момента начинается история развития КРФ. Ее принятие было связано с политической обстановкой, сложившейся в России к тому моменту. Так. В 1990-1993 гг в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конст.строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. Начало реформы связывается с образованием на первом съезде народных депутатов РСФСР летом 1990г.Конституционной комиссии во главе с Ельциным, которая впервые занялась разработкой новой конституции. В начале 1993 года было созвано конституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президентский проект»конституции. Именно он был вынесен на реферунум 12,12,1993.

 

 

12вопрос. Конституция РФ 1993 года: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, содержит два раздела, 9 глав и 137 статей. Глава 1- основы конституционного строя, гл. 2- права и свободы человека и гражданина, 3- федеративное устройство, 4- президент РФ, 5- федеральное собрание, 6- правительство РФ, 7- судебная власть, 8 – местное самоуправление, 9- конституционные поправки и пересмотр конституции. Функции: 1) Воспитательная - яв. основой формирования конституционного правосудия. 2)организационная – устанавливает систему гос. власти, а также формы взаимоотношений между ними. 3) Соц.- экономического партнёрство – основной закон выступает в качестве механизма равновесия между трудом и капиталом, свободой экономической деятельности и гос. регулирования экономики. 4) Правозащитная – закрепляет права и свободы граждан, а также механизмы их реализации и защиты. 5) Геополитическая – определяет национальные внешнеполитические интересы гос., обеспечивает территориальную целостность гос.6) Программная – определяет перспективы законотворческой деятельности 7) Политическая 8) Юридическая. Особенности: 1) КРФ впервые утверждает идеи конституционализма, закрепляет основы конституционного строя. 2) КРФ содержит достаточно полный перечень прав и свобод граждан, она признаёт естественные права чела. 3) В КРФ отсутствуют подробные регулирования основ общественного строя, утверждается концепция гражданского общества 4) КРФ закрепляет отдельные элементы регулирования экономических отношений, в основном законе нет спец. главы посвященной экономической системе. 5) В КРФ характеризуется расширение объёма конституционного регулирования закреплением новых институтов. 6) КРФ закрепляет общепринятые принципы и нормы международного права в качестве правовой системы РФ

 

 

13вопрос. Порядок пересмотра Конституции РФ( гл.1,2,9)(основы конс.строя,права и свободы чел.и гр. Конст поправки и пересмотр конст)

Эти главы не могут быть пересмотрены ФС. Если предложение о пересмотре положений глав 1.2.9. конституции РФ будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, то в соответствии с фкз созывается конституционное собрание. Конституционное собрание либо подтверждает неизменность крф , либо разрабатывает проект новой крф, который принимается конституционным собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенароное голосование. При проведении всенародного голосования крф считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии,что в нем приняло участие более половины избирателей.

 

14 вопрос. Поправки к главам 3-8(3-федеративное устройство,4-президент,5-фс,6-правительсво.7-суд.вл,8-м.с) крф принимаются в порядке, предусмотренном для принятия фкз, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

 

15 вопрос. Изменение в ст.65 крф , определяющую состав РФ, вносятся на осовании фкз о принятии в РФ и образовании в ее составе нового суб.рф, об изменении конституционно-правового статуса субъектов РФ. В случае изменении наименования руспублики, края. Области, города фед.значения, автоомной области, автономного округа новое наименование суб.рф подлежит включению в ст.65 крф.

 

 

16 вопрос. Под реализацией основн.закона понимается деятельность соотвествующих субъектов по воплощению в реальную жизнь констит.предписаний. Главный Смысл этого процесса – обеспечение особого правового порядка в политически значимых сферах соц.отношений и связей. Реализация КРФ носит комплексный хар-р, т.к. охватывает различные неоднородные сферы общ.отношений. Область реализации конституц.норм – ВАЖНЕЙШИЕ СТОРОНЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТА. Активными участниками данной деятельности являются народ, гос, суб.РФ.

Осуществление протекает в различных формах : соблюдение, исполнение, использование, применение.

СОБЛЮДЕНИЕ- субъекты сообразуют свое поведение с юрид.запретами(характерная черта-пассивное поведение субъектов:оне не совершает действий,запрещенных основными нормами)

ИСПОЛНЕНИЕ конституционных норм в отличие от соблюдения предполагает активное поведение субъектов, требуемое конституци­онной нормой и направленное на достижение выдвинутых ею целей. В Конституции РФ установлены три способа исполнения: все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию и законы РФ; государство обязано исполнять международные договоры РФ; граждане обязаны исполнять свои конституционные обязан­ности. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ как форма реализации связано с процессом осуще­ствления конституционных прав и свобод (здесь субъект своими дей­ствиями осуществляет предоставленные ему права). ПРИМЕНЕНИЕ конституционных норм предполагает властное вме­шательство государства, его органов и иных субъектов этой деятельно­сти в реализацию предписаний Основного Закона. Названные субъек­ты организуют осуществление конституционных норм в том случае, если необходима конкретизация данной нормы применительно к определенному лицу. Выделяют три способа применения конституционных норм: обособленное от других, самостоятельное применение субъек­тами норм Основного Закона; применение норм Конституции совместно с иными нормами права; использование конституционных норм для мотивировки судебных актов и для толкования других правовых норм.

Прямое действие российской Конституции. Прямое (непосредственное) действие норм Конституции РФ озна­чает, что независимо от наличия законодательных актов, конкретизи­рующих эти нормы, органы, представляющие все три ветви власти, обязаны их осуществлять. Принцип непосредственного действия конституционных норм не исключает того, что некоторые из них для своей беспрепятствен­ной эффективной реализации нуждаются в развитии текущим законодательством, в разработке правил и процедур, упорядочиваю­щих их осуществление. Непосредственное действие конституцион­ных норм требует всестороннего развития российского законодате­льства. Суд и иные органы при разрешении тех или иных ?ов могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции. В последние годы практика деятельности судов утверждает прямое действие конституционных норм. Суд, разрешая дело, применяет не­посредственно Конституцию, когда: а) закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат ука­зания на возможность ее применения при условии принятия феде­рального закона, регулирующего данные отношения; б) суд придет к выводу, что закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый пос­ле вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с со­ответствующими положениями Конституции; г) закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регу­лировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. В случае сомнений по поводу соответствия российской Конститу­ции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о кон­ституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения дела.

 

 

17. Понятие, содержание, и основные элементы конституц.строя РФ. . Конституционный строй (в узком смысле) — это способ организа­ции государства, закрепленный в его Конституции и получающий даль­нейшую регламентацию в текущем законодательстве. Конституционный строй (в широком смысле) — это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологичес­ких отношений, регулируемых главным образом нормами Конститу­ции, возникающих в процессе организации органов государственной власти, государственного устройства и правовых связей между челове­ком, гражданским обществом и государством. В основу современного понятия конституционного строя положе­ны три главные категории — власть, суверенитет, свобода личности. Наличие в государстве Конституции не всегда означает, что в нем установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется прежде всего приоритетом прав личности, подчине­нием праву всех органов государства, должностных лиц и граждан. Центральное место в системе конституционного права занима­ют положения специфического характера — основы конституцион­ного строя. Основы конституционного строя — это основополагающие нача­ла, составляющие идейную и нормативную базу всей системы консти­туционного права. Они представляют собой концентрированно выра­женные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу важных принципиальных ?ов: определения формы правления, государственного устройства, по­литического режима, конституционно-правовой регламентации отно­шений в основных подсистемах общества для их взаимодействия. В категории «основы конституционного строя» можно выделить следующие элементы, которые нашли свое выражение в статьях гл. 1 Российской Конституции. Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4). Гуманный статус человека (ст. 2, 6). Народовластие (ст. 3, 12). Федерализм (ст. 5). Социальное государство ст. 7). Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8,9). Разделение властей (ст. 10, 11). Идеологическое многообразие (ст. 13). Светское государство (ст. 14). Целостность и незыблемость основ конституционного строя, РФ (ст. 15, 16).

 

 

18 вопрос.. Современное понимание прав человека

 

Под основами правового положения граждан понимается совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных законодательством государства, а также правовые и иные гарантии их осуществления.

Субъективное право — это юридическая возможность человека и гражданина совершать определенные действия, предусмотренные нормами права. Эти действия направлены на удовлетворение интересов, материальных и духовных потребностей человека и гражданина.Юридическая обязанность человека и гражданина — это установленная государством мера общественно необходимого поведения лица.Конституционное право имеет своим предметом не все юридические права, свободы и обязанности, а лишь те из них, которые являются наиболее важными, основными, то есть закреплены в Конституции РФ. Совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, а также гарантии их реализации именуются правовым статусом гражданина.

Принципами правового положения граждан в Российской Федерации являются:

1. Равноправие граждан. В ст. 6 п. 2 Конституции РФ закрепляется: “Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации”.Данное положение дополняется также ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает, что все равны перед законом и судом. Государство, подчеркивается в п. 2 этой статьи Конституции, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Неотчуждаемость как принцип правового положения состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что ни одно лицо ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). Этот принцип проявляется также в конституционной норме, закрепляющей, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства (п. 3 ст. 6 Конституции РФ), а также в ч. 2 ст. 55, устанавливающей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Непосредственное действие прав и свобод. Данный принцип впервые в конституционном строительстве России закреплен в Конституции РФ 1993 г. Верховенство Конституции РФ и действие данного принципа- ни один орган в государстве не может издать правовой акт, в котором бы содержались права, свободы и обязанности, противоречащие конституционным или ограничивающие их.4. Гарантированность прав, свобод и обязанностей. Конституционные права и свободы не только предоставлены, но их реализация обеспечивается совокупностью гарантий — экономических, социальных, политических и правовых. Предметом рассмотрения конституционного права являются правовые конституционные гарантии.В статье 2 Конституции РФ государство берет на себя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Статья 7 Конституции РФ, объявляет Российскую Федерацию социальным государством, устанавливает, что его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

. В ст. 80 п. 2 Конституции РФ установлено, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

5. Соответствие международно-правовым актам. Статья 17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно “общепризнанным принципам и нормам международного права”.Статья 46 п. 3 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.6. Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина вытекает из гуманной сущности и назначения Конституции. В общем виде этот принцип закреплен в ст 55 Конституции РФ, которая устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина Это положение дополняется нормой Конституции о том, что “любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения” (п. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Запрет на ограничение прав и свобод не является абсолютным. Человек живет в обществе и его интересы зачастую пересекаются с интересами других людей. Поэтому в п. 3 ст. 17 Конституции РФ подчеркивается, что “осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц”. Эти ограничения возможны, но только в случаях, установленных законодательством. Как закрепляется в п. 3 ст. 55 Конституции РФ, “права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства”.

 

 

19 вопрос. Конституционный статус личности.

Конституционно – правовой статус личности является одинаковым для всех. Им обладают гр-не РФ. Иностранные гр-не, лица без гр-ва(апатриды). Содержание конст.статуса личности – это совокупность прав и обязанностей инивида во взаимоотнощениях с РФ. Конституц.статус личности складывается из закрепленных в конституции РФ прав и свобод личности, а также обязанностей индивида перед государством. РФ в целях соблюдения и защиты прави и свобод личности :

1)устанавливает в фз запреты на нарушения прав человека и гр-на в какой то ни было форме. Устанавливает меры ответственности за такие нарушения в уголовном, адм, гр и ином порядке, 2) обеспечивает экономические , политические, социальные и иные условия для реализации прав и свобод человека и гр-на на тер-рии РФ независимо от пола, расы, науиональости….

Характерные черты основ кон-пр статуса личности РФ: *конст права и свободы личности – основа гос заботы и всей системы права в РФ. *они обладают высшей юридичской силой. * эти права и свободы подлежат особой охране со стороны гос-ва.

Конституция РФ устанавливает лишь основы этого статуса, институт основ к-п статуса личности явл комплексным и включ в себя нормы не только КПРФ, но и других.

Элементы к-п статуса личности : права и свобоы человека и гражданина, принципы конст статуса личности, наличие\отсутствие рос гражданства

Конст права, свободы и обязанности личности – это базовый элемент всего к-п статуса той или иной категории лиц.под этом вид категории определяется именно объемом этих прав и обязанностей лица.

Принципы к-п статуса личности в РФ – основополагающие начала всего взаимодействия РФ и лиц, находящихся на ее тер-рии на законных основаниях.

 

20 вопрос. Общие принципы правового статуса личности.

Это закрепленные нормами крф основополагающие начала , регулирующие взаимодействие человека и гр-на с РФ.

Принципы: 1)равенство всех пере законом и судом. 2)равенство прав и свобод каждого. 3) права и свободы личности в РФ гарантируются гос-ом. 4)основные права и свободы неотчуждаемы. 5) непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международого права в отношении прав и свобод личности.

Равенство всех пере законом и судом -каждый независимо от пола, расы, национальности, отнош.к религии обязан соблюдать законодательство РФ. Фз могуть быть установлены привилегии для отдельных категорий граждан , но эти привилегии не должны затрагивать основных прав и свобод человека. Эти привилегии устанавливаются в связи с исполнением тех или иных полномочий по должности.

Основные права и свободы принадлежат каждому от рождения в равном объеме. Никто не может быть лишен этих прав и свобод. РФ гарантирует реализацию всех элементов к-п статуса личности в РФ, за исключением случаев, когда ограничения предусмотрены законами и вызваны необходимостью защитить права и свободы ругих членов общества(введение ЧП-ограничение некоторых прав)

РФ обеспечивает реализацию прав и свобод граждан в РФ путем создания условий для этого в политической, экономической и иных сферах общественной жизни страны.

РФ помимо гарантий неприкосновенности к-п статуса личности устанавливает ответственность за нарушение прав и свобод человека и гр-на, а также воспрепятствование их реализации.

Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод – ограничение гос-вом или кем-либо в этих правах и свободах недопустимы, одновременно и отказ самого лица от конституционных прав и свобод юридически недействителен,т.е. недействительным признается и добровольный отказ лица от жизни(искл.-самоубийство)

Принцип непосредственного действия основных прав и свобод человека и гр-на заключается в том, что именно эти права и свободы определяют смысл и содержание к-п статуса личности.

 

 

21 вопрос. Понятие основных прав, свобод и обязанностей. Определяющее значение для правового статуса личности в гос-ве имеют основные права и свободы человека, которые являются фундаментальными, а поэтому получают гарантии в конституции гос-ва. Основные конституционные права – это опосредованные государственно-правовыми нормами важнейшие связи рос.гос-ва и личности : их взаимные права и обязанности, ответственность, Гарантии, ограничения.

Суб.права- это определенная мера возможного поведения субьектов правоотношения. Суб.право принадлежит субъекту как носителю и открывает перед ним определенную правовую возможность, использование которой зависит лично от него. Основым средством

обеспечения субъективного права является возложение на другое лицо или лиц юридической обязанности. Когда речь идет о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать эту свободу,т.е. к любому возможному нарушителю свободы. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую гос-во обязуется не вмешиваться.

Обязанности человека – это мера должного поведения как по отношению к другому человеку, так и по отношению к гос-ву и его органам. Субъект может отказаться от права, но не от обязанности. Управомоченное лицо приобретает блага, обязанное – отчужает, передает управомоченному лицу

Основное право – установленная рос.гос-вом и закрепленная в его конституции возможность, позволяющая каждому гражданину избирать вид и меру своего поведения, пользоваться предоставленными ему благами как в личных, так и в общественных интересах.

Основная обязанность – это установленная рос.гос-ом в интересах всех членов об-ва и закрепленная в крф необхоимость, предписывающая каждому гражданину определенный вид и меру поведения и ответственность в случае его неисполнения.

Совокупность суб.прав, свобо и юридических обязанностей, определяющих правовой статус личности, образует в систему.основу ее составляют конст.права, свободы и обязанности гр-н.

 

22вопрос. 22. Гарантии прав и свобод граждан.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.