Структура дипломной работы
Традиционно сложилась определенная композиционная структура дипломного исследования, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- главы основной части;
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложения;
- вспомогательные указатели.
Титульный лист является первой страницей дипломной работы и заполняется по строго определенным правилам.
Образец оформления титульного листа приведен в приложении 1.
После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки дипломной работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с заглавной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Нумерация рубрик делается по индексационной системе, т. е. с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях кроме первой номер как своей рубрики, так и рубрик, которым она подчинена.
Во введении к дипломной работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель исследования и содержание поставленных задач, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов. Введение не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые его квалификационные характеристики. Рассмотрим основные части введения более подробно.
Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Дипломная работа является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной печатной страницы показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.
Проблему часто отождествляют с вопросом (т. е. с положением, которое также нужно разрешить). Считается, что проблема - это тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Это так и не так, поскольку специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Что же касается вопроса вообще, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т. е. для науки вопрос проблемой не является.
Чтобы сообщить читателю дипломной работы о состоянии разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.
Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство дипломника со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.
Поскольку дипломная работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по ее вопросам, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно дипломнику из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме дипломной работы, должны быть названы и критически оценены.
Раскрывая цель дипломного исследования, указывают на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить... и т. п.).
Формулировать эти задачи необходимо как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Это важно также потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Обязательным элементом введения дипломной работы является указание на методы исследования, которые служат инструментом в поиске фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.
Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования. В конце вводной части желательно раскрыть структуру дипломной работы, т. е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме дипломной работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение дипломника сжато, логично и аргументировано излагать материал, оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.
Дипломная работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется - «заключение». Как и всякое заключение, эта часть исследования выполняет роль концовки, обусловленной логикой его проведения и имеющей форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое выводное знание, которое является новым по отношению к исходному знанию и выносится на обсуждение и оценку ГЭК в процессе публичной защиты дипломной работы.
Выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения дипломного исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов его научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность.
Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные и практические задачи в связи с проведением дипломного исследования. Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня дипломной работы, а также показывает уровень профессиональной зрелости и квалификации ее автора.
Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретических материалов. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично дипломником.
После заключения принято помещать список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей дипломной работы и показывает самостоятельную творческую работу дипломника.
Каждый включенный в список источник должен иметь отражение в тексте дипломной работы. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте дипломной работы и которые фактически не были использованы.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части дипломной работы, помещают в приложении.
По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.
В приложения нельзя включать список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата дипломной работы, помогающими пользоваться ее основным текстом.
Приложения оформляются как продолжение дипломного исследования на последних его страницах.
Рубрикация текста дипломной работы представляет собой деление его на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.п.
Рубрикация отражает логику научной работы и потому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные, логически соподчиненные части.
Простейшей рубрикой является отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзац, как известно, не имеет особой грамматической формы. Поэтому его чаще всего рассматривают как композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, облегчает восприятие текста. Именно поднятие единой темы, объединяющей абзац со всем текстом, есть то качественно новое, что несет с собой абзац по сравнению с чисто синтаксической «единицей высказывания» - предложением. Поэтому правильная разбивка текста дипломной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.
Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.
При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим изложением.
В повествовательных текстах (т. е. текстах, излагающих ряд последовательных событий) порядок изложения фактов чаще всего определяется их хронологической последовательностью и смысловой связью друг с другом. В тексте приводятся только узловые события, при этом учитывается их продолжительность во времени и смысловая значимость для раскрытия всей темы.
В описательных текстах, когда предмет или явление раскрывается путем перечисления его признаков и свойств, вначале принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в целом, и лишь затем - характеристику отдельных его частей. Заголовки глав и параграфов дипломной работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заключена. Не рекомендуется включать в заголовок слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка, а также слова, являющиеся терминами узкоспециального или местного характера, сокращенные слова и аббревиатуры.
Заголовок не должен содержать лишних слов, однако и чрезмерная его краткость нежелательна. Дело в том, что чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Особенно опасны заголовки, состоящие из одного слова, т. к. по ним сложно судить о теме следующего за таким заголовком текста.
Встречается и другая крайность, когда автор дипломной работы хочет предельно точно передать в заголовке содержание главы. Тогда заголовок растягивается на несколько строк, что существенно затрудняет его смысловое восприятие.
Рубрикация текста нередко сочетается с нумерацией - цифровым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей.
В соответствии с цифровой системой нумерации, номера самых крупных частей дипломного исследования (первая степень деления) состоят из одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) - из двух цифр, третья ступень деления - из трех цифр и т. д. Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова «часть», «раздел», «глава», «параграф» или их сокращенные написания (приложение 3).
Защита дипломной работы
Законченная дипломная работа подписывается слушателем-дипломником и представляется в двух экземплярах в сброшюрованном виде в плотном переплете и на электронном носителе (дискете) не позднее, чем за месяц до защиты руководителю, который после просмотра и одобрения подписывает работу и вместе со своим письменным отзывом, выполненным в двух экземплярах, представляет на проверку заведующему кафедрой.
Переплетенная работа вместе с положительным письменным отзывом руководителя в недельный срок подлежит внешней проверке (нормоконтролю) на соответствие требованиям ГОСТ к оформлению выпускных квалификационных работ. Организация и проведение нормоконтроля обеспечивается Учебно-методическим управлением академии и учебными отделами филиалов СЗАГС (для студентов, обучающихся в филиалах).
Заведующий кафедрой решает вопрос о допуске слушателя к защите, делая об этом соответствующую запись на титульном листе дипломной работы.
Если же заведующий кафедрой не считает возможным допустить слушателя к защите, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя и слушателя. Протокол заседания кафедры представляется через декана на утверждение ректору вуза.
Для определения научной и практической ценности дипломной работы, допущенной выпускающей кафедрой к защите, не позже чем за месяц до защиты назначаются 1-2 рецензента из числа специалистов, способных провести ее квалифицированный анализ (дипломная работа должна быть представлена рецензенту не позже чем за две недели до защиты). Рецензии в двух экземплярах представляются дипломнику за 5 дней до защиты работы в ГЭК. В каждой из них должен быть четко и недвусмысленно сформулирован вывод: рекомендовать дипломную работу к защите или не рекомендовать.
Отзывы и рецензии вкладываются в дипломные работы.
Состав комиссии, время и место проведения защиты, темы допущенных к защите работ и очередность защиты должны быть заблаговременно объявлены приказом по академии и сообщены секретарем ГЭК студентам, руководителям и рецензентам не позже чем за 5 дней до защиты.
Защита дипломных работ проводится на открытых заседаниях ГЭК. В академии установлена следующая процедура защиты дипломной работы:
- доклад автора работы;
- вопросы к докладчику членов комиссии, рецензента, присутствующих;
- ответы докладчика на вопросы;
- выступление научного руководителя (в отсутствие руководителя зачитывается его отзыв);
- выступление рецензента (в отсутствие рецензента зачитывается его рецензия);
- ответы докладчика на замечания рецензента;
- выступления членов комиссии и присутствующих;
- заключительное слово докладчика.
Для доклада основных положений дипломной работы, обоснования выводов и предложений дипломнику предоставляется 10-15 минут.
Установлены следующие требования к содержанию и форме доклада:
- четкая формулировка темы и задач;
- краткое изложение сути и особенности методики;
- основные результаты (в чем состоят, насколько новы);
- четкое перечисление выводов;
- перечисление возможностей теоретического и практического использования результатов;
- сопровождение текста демонстрацией иллюстраций (при необходимости).
Критериями оценки дипломной работы являются:
- актуальность темы и задач работы;
- обоснованность результатов и выводов;
- новизна полученных данных;
- личный вклад слушателя (студента);
- возможность практического использования полученных результатов.
Актуальность дипломной работы определяется тем, как ее автор выбрал тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, что характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.
Обоснованность результатов и выводов определяется с позиций логичности в изложении и обсуждении собственных данных, их соответствия известным научным положениям и фактам, корректности использования методов исследований.
Новизна полученных данных определяется исходя из установления нового научного факта или подтверждения известного факта для новых условий, получения сведений, требующих дальнейшей проверки, адаптации известных методик для решения новых задач.
Личный вклад слушателя (студента) определяется степенью его самостоятельности при выборе темы, постановкой и реализацией задач планирования и проведения исследования, обработкой и осмыслением полученных результатов.
Возможность практического использования данных, полученных в результате дипломного исследования, определяется целесообразностью их применения при совершенствовании структуры и порядка деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов, правоприменительной деятельности.
Результаты защиты дипломной работы определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
«Отлично» выставляется за дипломную работу, которая имеет исследовательский характер, грамотно изложенную теоретическую часть, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. При ее защите студент показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения по улучшению структуры и порядка работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, совершенствованию нормативно-правовой базы и правоприменительной деятельности, свободно ориентируется в источниках права, знает действующее законодательство и правильно применяет его при изложении материала и решении практических задач, свободно оперирует юридическими понятиями и категориями, владеет современными методами исследования, а во время доклада использует наглядный материал, легко отвечает на поставленные вопросы. Дипломная работа имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента.
«Хорошо» выставляется за дипломную работу, которая имеет исследовательский характер, грамотно изложенную теоретическую часть, последовательное изложение материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями. При ее защите студент показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по улучшению структуры и порядка работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, совершенствованию нормативно-правовой базы и правоприменительной деятельности, ориентируется в источниках права, знает действующее законодательство и применяет его при изложении материала и решении практических задач, во время доклада использует наглядные пособия, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы. Дипломная работа имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента.
«Удовлетворительно» выставляется за дипломную работу, которая имеет исследовательский характер, теоретическую часть, базируется на практическом материале, но анализ выполнен поверхностно, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения. При ее защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного аргументированного ответа на заданные вопросы. В отзывах научного руководителя и рецензента имеются замечания по содержанию работы и методике анализа
«Неудовлетворительно» выставляется за дипломную работу, которая не носит исследовательского характера, не отвечает требованиям, изложенным в методических рекомендациях кафедры. В работе нет выводов либо они носят декларативный характер. При защите работы студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы, при ответе допускает существенные ошибки. В отзывах научного руководителя и рецензента имеются критические замечания.
Оценка дипломной работы дается членами ГЭК на ее закрытом заседании, на котором могут присутствовать с правом совещательного голоса научный руководитель и рецензент. Дипломная работа оценивается членами ГЭК на основании доклада дипломника и выступления рецензента. Комиссией принимается во внимание содержание работы, обоснованность выводов и предложений, рецензии (отзывы) на дипломную работу, содержание доклада дипломника, уровень его теоретической, научной, практической подготовки, соответствие оформления работы установленным требованиям, качество иллюстрирующего материала к докладу.
Оценки дипломных работ объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.
IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ
Существуют универсальные требования к оформлению письменной работы, свойственные академическому миру в целом. Все работы должны иметь следующие составляющие:
- титульный лист;
- оглавление (содержание);
- введение;
- основную часть, состоящую из глав и параграфов или только из глав;
- заключение;
- список литературы;
- приложения.
Необходимыми элементами научной работы выступают грамотность изложения, литературный слог, аккуратность выполнения, хорошее внешнее оформление и умелое иллюстрирование излагаемого материала Иллюстративный материал представлять только в черно-белом варианте. Желательно напечатать текст на принтере или пишущей машинке, но если такой возможности нет, то надо написать разборчивым подчерком без помарок.
Параметры страницы:
- формат - А4;
- поля (верх - 25 мм, низ - 25 мм, справа - 15 мм, слева -30 мм);
- гарнитура - «Таймс»;
- кегль - 14 пт;
- межстрочный интервал - 1,5;
- абзац (красная строка) - 1,25 см;
- табуляция - 1,25 см;
- количество символов в одной строке - 60-64.
На одной странице рукописи должно быть не более 30 строк.
Текст печатается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на обратной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места. Все сноски и подстрочные примечания оформляются (с меньшим интервалом) на той странице, к которой они относятся.
Заголовки структурных элементов работы (оглавление, введение, названия глав и заключение) печатаются заглавными буквами, а заголовки параграфов - с заглавной буквы строчными буквами, и располагаются в середине строки без точки в конце и без подчеркивания, выделяются жирным шрифтом.
Названия глав и их параграфов должны быть по возможности краткими. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Сокращения слов в тексте (кроме общепринятых) не допускаются.
Текст работы необходимо разбивать на абзацы, начало которых оформляется с красной строки. Абзацами выделяются тесно связанные между собой и объединенные по смыслу части текста. Они включают несколько предложений, объединенных общей мыслью.
Работа подписывается студентом (слушателем) с указанием даты ее подписания.
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей работы (номер страницы на титульном листе не указывается), на которой помещается следующая информация (приложение 1):
- наименование ведомства: академии, филиала, факультета, кафедры;
- название работы;
- фамилия и инициалы слушателя (студента), номер группы;
- фамилия и инициалы, ученая степень и звание научного руководителя;
- название города и год написания работы.
Оглавление
Оглавление (вторая страница работы) включает перечень заголовков всех структурных элементов работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте: сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности не допускается (приложение 3).
Введение
Во введении:
-обосновывается актуальность выбранной темы исследования;
- выделяется основная цель работы, и определяются задачи, которые предполагается решить для ее достижения.
Начинается введение с обоснования актуальности выбранной темы. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно показать главное - суть проблемы, из чего и будет видна актуальность темы. Далее дается характеристика предмета исследования и оценка современного состояния решаемой научной проблемы.
От определения предмета исследования логично перейти к формулировке конечной цели, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления: изучить, проанализировать, описать, выявить, исследовать и т.д.
Основная часть
Основная часть работы должна содержать существо, методику и основные результаты выполняемой работы. В ней обычно выделяются 2-А главы, в которых анализируются теоретические основы изучаемых вопросов, исследуется практика разработки проблемы, сообщаются результаты исследований и приводятся конкретные методы и способы решения проблемы.
Каждая глава должна иметь свое название и состоять, как правило, из 2-3 параграфов, содержащих законченную информацию. Более дробное деление глав не рекомендуется.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме научной работы и полностью раскрывать ее.
Заключение
В заключении содержатся краткие выводы по результатам выполненной работы, оценка полноты решения поставленных в ней задач. Здесь же отмечается практическая направленность и ценность работы, область ее настоящего или возможного будущего применения.
Список литературы
Список литературы содержит сведения обо всех литературных и нормативных источниках, используемых при написании научной работы.
Библиографический список является составной частью работы и отражает степень изученности данной проблемы студентом. Он может быть расположен, в зависимости от темы исследования, характера приведенных источников и их количества, алфавитным или систематическим способом.
Рекомендуется представлять единый список литературы к работе в целом. Список обязательно должен быть пронумерован. Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы.
Наиболее удобным является алфавитное расположение материала, т. к. в этом случае произведения собираются в авторских комплексах. Произведения одного автора расставляются в списке по алфавиту заглавий.
Официальные документы ставятся в начале списка в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.). Внутри каждой группы документы располагаются в хронологическом порядке.
Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке, образуя дополнительный алфавитный ряд.
Для каждого документа предусмотрены следующие элементы библиографической характеристики: фамилия автора, инициалы; название; подзаголовочные сведения (учебник, учебное пособие, словарь и т. д.); выходные сведения (место издания, издательство, год издания); количественная характеристика (общее количество страниц в книге).
Список литературы составляется с соблюдением элементов библиографического описания и их последовательности.
За основу описания книги принимается колофон (оборот) титульного листа, а если он отсутствует, то обложка. В состав описания книги входят обязательные и факультативные элементы.
К числу обязательных элементов библиографического описания книги относятся сведения о заглавии, авторе или авторах, месте издания, годе издания, количестве страниц.
К факультативным элементам описания относятся сведения о редакторах, переводчиках, иллюстраторах, об издательстве и др.
Сведения об авторах описывают в той очередности, в какой они значатся на титульном листе, в именительном падеже, отделяя фамилии запятыми. Инициалы приводят после фамилии.
Заглавие описывают без сокращения слов в том виде, в каком оно дано на титульном листе.
Иногда книга имеет помимо основного заглавия дополнительное, уточняющее смысл основного. В таком случае перед дополнительным заглавием, а также перед другими сведениями, относящимися к заглавию (учебник, учебное пособие, доклад и т. д.), ставится двоеточие.
Если книга имеет более трех авторов, сведения о них (а также о редакторах, составителях) приводятся вслед за данными, относящимися к области заглавия. В этом случае перед фамилиями авторов, редакторов, составителей ставится косая черта. При числе авторов более четырех после косой черты приводятся фамилии первых трех авторов с добавлением «и др.».
Наименование места издания дается в именительном падеже без сокращений. В сокращенном виде принято указывать только названия городов Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.) или Ленинград (Л.).
Перед названием издательства ставится двоеточие, а после него - запятая и год издания.
На составную часть издания (статью, главу, раздел и т. д.) составляют аналитическое библиографическое описание, включающее в себя сведения о статье (главе, части, разделе и т. д.) и сведения об издании, в котором она опубликована.
Перед сведениями об издании ставится условный разделительный знак - две косые черты «//». Вместо общего количества страниц указываются начальная и конечная страницы использованной части издания.
Элементы библиографического описания отделяют друг от друга точкой и тире.
Ссылка на газетный материал оформляется так: название газеты, дата ее выхода: год, число, месяц (строго в такой последовательности!).
Каждую новую запись при составлении библиографического списка следует начинать с новой строки.
Таблицы
Цифровой материал в работе оформляется в виде таблиц. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки, которые оформляются в виде заключенного в круглые скобки текста.
Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы помещается в правом верхнем углу над ее заголовком после слова «Таблица». Знак «№» перед цифрой и точка после нее не ставится. Номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы. Например: Таблица 2.4 (глава 2, таблица 4).
Текстовый заголовок таблицы располагается над нею посередине страницы и пишется с заглавной буквы без точки на конце.
Если таблица составлена на основании собственных исследований, это обязательно следует указать в примечании. Если же она заимствована из каких-либо источников, то необходимо сделать ссылку на источник с указанием страницы, на которой она помещена.
При переносе таблицы на следующую страницу шапку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы (номер)». Если шапка громоздкая, то допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице, а заголовок таблицы не повторяют.
Графики и схемы
Графики и схемы должны быть органически связаны с текстом работы. Каждый вид иллюстраций нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией. Номер состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации. Например: График 1.3 (глава 1, график 3).
Приложения
В приложения включаются материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть представлены в основной части, такие как:
- таблицы вспомогательных и цифровых данных;
- иллюстрации вспомогательного характера;
- инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения научной работы.
Приложения как элемент работы оформляются на последних страницах и располагаются в порядке появления на них ссылок в тексте работы, данных в круглых скобках. Например: Оглавление (Приложение 4) включает перечень заголовков...
Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет содержательный заголовок, напечатанный посередине страницы прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами печатается слово «Приложение».
Если приложений в работе более одного, то они нумеруются арабскими цифрами (без знака №).
В случае необходимости текст приложений разбивается на разделы, подразделы, которые нумеруются в пределах каждого приложения в соответствии с общими требованиями.
При использовании в качестве приложения документа, имеющего самостоятельное значение, его вкладывают в работу в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово «Приложение» и проставляют его номер.
Нумерация страниц
В работе используется сквозная нумерация страниц по всему тексту, включая библиографию и приложения. Титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию страниц, однако номера страниц на них не проставляются.
Страницы нумеруются арабскими цифрами, номер страницы проставляется в середине верхнего поля страницы без точки.
Структурные части работы (введение, каждая глава, заключение, библиография, приложения) начинаются с новой страницы.
Ссылки и сноски
В работах ценятся цитаты. Цитата - дословное приведение выдержки из какого-либо произведения - выделяется кавычками и снабжается сноской на источник (не рекомендуется ссылаться на неопубликованные источники). Если в цитату берется часть текста, т. е. не с начала фразы, а также с пропусками внутри цитируемой части источника, то место пропуска обозначается отточиями (тремя точками). При цитировании допустимо приводить современную орфографию и пунктуацию, опускать слова, обозначая пропуск многоточием, если мысль автора при этом не искажается. Недословное приведение выдержки из какого-либо произведения не выделяется кавычками, но также снабжается ссылкой на источник.
В тексте работы при упоминании какого-либо автора указываются сначала его инициалы, затем фамилия (например, по мнению А. П. Гайдара; как подчеркивает К. П. Сидоров, и т. д.). В сноске, наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициалы автора.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|