Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4-5. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами





Курс, филологи. Весенний семестр.

Модуль 2. Практикум по пунктуации.

Тема 1. Принципы русской пунктуации

Аудиторная работа

1.Формально-грамматический, смысловой, интонационный принципы русской пунктуации.

2. Функции знаков препинания

Задания для обязательной самостоятельной работы студентов.

Конспект: Скобликова Е.С. Пунктуация. Вопрос о принципах русской пунктуации // Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. Самара, СГПИ, 1993. С.192-224

Тема 2. Знаки препинания в простом предложении. Тире в простом предложении

Аудиторная работа

1. Тире между подлежащим и сказуемым.

2. Тире в неполном предложении.

3. Интонационное тире.

4.Соединительное тире.

Задание для обязательной самостоятельной работы студентов.

Спишите предложения. Укажите условия постановки/отсутствия тире между подлежащим и сказуемым (знаки препинания не расставлены).

1. а) Этот сад как лес.

б) Руки у Баринова длинны и толсты.

в) Я сын трудового народа.

г) Дети народ любопытный и наблюдательный.

2. а) Иванов по-видимому хороший врач.

б) Площадь этой комнаты двадцать квадратных метров.



в) Бедность не порок.

г) Назначение каждого человека развить в себе всё человеческое.

3. а) Кровь людская не водица.

б) Зимний лес словно сказка.

в) Охранять природу значит охранять Родину.

г) Пруд как блестящая сталь.

4. а) Ты меж сестёр словно горлинка белая промежду серых простых голубей.

б) Земля велика и прекрасна.

в) Анна Петровна конечно женщина рассудительная.

г) Выгонять перед вечером и пригонять на утренний заре табун большой праздник для крестьянских мальчиков.

5. а) Высота западной вершины Эльбруса пять тысяч шестьсот сорок два метра.

б) Путь в лесах это километры тишины и безветрия.

в) Он порча он чума он язва здешних мест.

г) Слепая ненависть плохой советчик.

6. а) Этот доктор был замечательным человеком.

б) Стремиться вперед вот цель в жизни.

в) Капли дождя словно алмазы.

г) Много знать мало спать.

7. а) Вечер тих и тёпел.

б) Она наша верная подруга.

в) А глазки у неё словно бусинки.

г) Читать вечером книги моё любимое занятие.

8. а) Умный смех как прекрасный источник энергии.



б) Иметь хороший почерк одно из правил вежливости.

в) Любовь есть великая сила.

г) Сердце не камень.

9. а) Город красив в любое время года.

б) Знание есть драгоценное сокровище.

в) Самая великая сила на земле мысль человеческая.

г) Воином быть народу служить.

10. а) Твои речи будто острый меч.

б) Видеть красоту жизни долг каждого художника.

в) Шестнадцатый век время расцвета художественных ремёсел.

г) Красота есть обещание жизни.

 

Тема 2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Аудиторная работа

1. Однородные члены, не соединённые союзами.

2. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами.

3. Однородные члены, соединённые парными союзами.

4. Обобщающие слова при однородных членах.

Задания для обязательной самостоятельной работы студентов.

Расставьте недостающие знаки препинания. Выделите маркером обобщающие слова при однородных членах, однородные члены подчеркните согласно их синтаксической функции в предложении. Составьте пунктуационные схемы предложений.

1. Я не верю ничему ни снам ни сладким увереньям ни даже сердцу твоему (А. Пушкин). 2. Всюду вверху и внизу пели жаворонки (А. Чехов). 3. И бело-голубой флаг и стремительные линии синей надстройки и разноцветные спасательные круги всё неожиданно красиво привлекательно (В. Липатов). 4. Вдруг всё вокруг стало мне необыкновенно дорого и это серое выцветшее небо и лысые бугры и застывшие в вечном поклоне ели и голодный беркут (Г. Федосеев). 5. Здесь всё было большим просторный, как зал, кабинет магазинные необъятные окна два громоздких старинных дивана кресла, тяжёлые, как рояли, стол, размером чуть не с палубу (И. Лавров). 6. Рубленые домишки под замшелым тёсом мохнатые охрипшие дворняги, кубарем катившиеся под колёса машины чумазые свиньи, с неимоверным трудом поднимавшие свои рыла к серому осеннему небу, всё это напоминало старую Россию (Е. Карпов).



Тема 3. Однородные и неоднородные определения

Аудиторная работа

1. Однородные и неоднородные определения.

2. Признаки однородности определений.

Тема 4-5. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Аудиторная работа

1.Основные признаки обособления.

2. Обособленные согласованные определения. Условия обособления согласованных определений

3. Обособленные несогласованные определения, условия их обособления.

4. Обособленные приложения. Условия обособления распространенных приложений. Употребление тире при обособленном приложении.

5. Одиночное приложение.

6. Приложения, присоединяемые союзами.

7. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами; одиночными деепричастиями; именами существительными; наречиями.

8. Обособление дополнений.

Задания для обязательной самостоятельной работы студентов.

1. Найдите обособленные и необособленные определения и приложения. Поставьте недостающие знаки препинания. Составьте пунктуационные схемы предложений.

1. Дружба должна быть прочною штукою способною пережить все перемены температуры и все толчки ухабистой дороги называемой жизнью (Д. Писарев). 2. Противник вскрывающий ваши ошибки гораздо полезнее, чем друг скрывающий их (Л. да Винчи). 3. В этой повести («Тамань») Лермонтов изобразил бесстрашных людей сильных и свободных. 4. В сумерки корабль занесённый снегом и освещённый огнём фонарей казался даже собственным матросам нарядным и лёгким (К. Паустовский). 5. Небо Италии простиралось в зените чистое и прекрасное с грядой лёгких розовеющих облаков (К. Паустовский). 6. Музыка рождается в одиночестве, но рождённая в одиночестве она способна объединять людей воспринимающих философское значение и глубинное содержание музыкальных звуков. 7. Любовь есть животворный огонь в душе человека, и всё созданное человеком под влиянием этого чувства отмечено печатью жизни и поэзии (Т. Шевченко). 8. Глубоко внизу виднелся закованный льдом ручей и маленькая вмёрзшая в лёд лодка похожая с высоты на скорлупу подсолнуха. 9. Опрокинутый истомой Тёркин дремлет на спине (А. Твардовский). 10. Высокая полная и статная с тихим румянцем на лице она была из тех русских женщин, которых долго не портят ни полнота ни годы. 11. Чёрные глаза серьёзные и пронизывающие вопросительно смотрели на старшего офицера (К. Станюкович). 12. Тайга стояла безмолвная полная тайны (В. Короленко). 13. Впереди всех быстро шёл небольшой сухонький старичок в чёрном длинном одеянии с рыжей бородкой с птичьим носом и зелёными глазками (М. Горький). 14. Мне гораздо больше нравился малозаметный увалень Саша Михайлов мальчик тихий с печальными глазами и хорошей улыбкой очень похожий на свою кроткую мать (М. Горький). 15. Меня учила тихая пугливая тётка Наталья женщина с детским личиком и прозрачными глазами (М. Горький). 16. Он узнал жену Шевцова Ефросинью Миронову и вышел ей навстречу (А. Фадеев). 17. Ах, будь она эта война проклята (А. Толстой). 18. Ровесники годами близкие родственники они почти никогда не разлучались (И. Тургенев). 19. Он всем по сердцу приходился сразу красавец, балагур и острослов (А. Сурков). 20. Мне как механику выполнить это ничего не стоит (А. Новиков-Прибой). 21. В таинственном храме весенних теней мечтатель он встретился с грёзой своей (В. Брюсов). 22. Выручал его велосипед единственное богатство накопленное за последние три года работы (К. Федин). 23. Современник Л. Толстого Чехова и Горького Н. Рериха и Рахманинова страстный и даже пристрастный свидетель бурных революционных событий в России Бунин нередко спорил с историей с веком с современниками (Крутикова). 24. По ночам часто плакал во сне пёс по прозванию Фунтик маленькая рыжая такса (К. Паустовский). 25. Слева сидел автор этой надписи Николай Козырев (А. Песков). 26. Фронтовой бродяга газетчик я в любом блиндаже родня (Сурков). 27. Я чувствовал, что нашему брату господам не совсем прилично смеяться над Поликеем (Л. Толстой). 28. Несколько особняком держался только молодой писатель волгарь из города Вольска Александр Яковлев (К. Паустовский). 29. Этим пожатием адмирал, казалось, не только прощал сына но и выражал как справедливый человек невольное уважением к юному «смельчаку» не побоявшемуся защитить своё человеческое достоинство (К. Станюкович). 30. Дрожат осинки чуткие барометры лесов (Некрасов).

2. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. В каком предложении выделенное слово – приложение? Обратите внимание на морфологическое выражение приложения и определяемого слова.

1. а) Дерево пихта принадлежит семейству сосновых.

б) В поле вьюга завируха, в трёх верстах гудит война.

…в) Псков город не раз спасавший нашу отчизну от нашествий врагов.

г) Это был настоящий десятирогий красавец олень.

2. а) Врач Иванова начала приём больных

б) На лесной дороге ему встретилась босоногая девочка крестьянка.

в) …И вот сама идёт волшебница зима.

г) Газета Правда одна из старейших в России.

3. а) Я выучил наизусть отрывок из поэмы Полтава А.С. Пушкина.

б) Коня взял к себе мельник Степан.

в) Торопится речушка ворчушка погостить у реки.

г) Над Волгой рекой расплескала гармонь саратовские страдания.

4. а) Ночевала тучка золотая на груди утёса великана.

б) Бабушки старушки у окна сидят.

в) Кремль стоит на берегу Москвы реки.

г) Отец очень любит читать журнал Вокруг света

5. а) Чижа захлопнула западня злодейка.

б) Он воспитывался учителем французом.

в) Нам улыбнулся сторож старик.

г) Среди старых книг он нашел роман Спартак.

6. а) Наш повар Климов заболел.

б) Одинокий юноша бродил вдоль реки Яузы.

в) Белые чайки рыболовы с криком носились над Доном.

г) Красавица зорька в небе загорелась.

7. а) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горней вышины.

б) Девочки подростки на том углу площади уже водили хороводы.

в) Хороша наша губерния славен город Кострома

г) Он искал телефон автомат.

8. а) Мороз воевода дозором обходит владенья свои.

б) Хлопотунья куропатка своим взлётом веселит и пугает стрелка и собаку.

в) Инженер Багрова внесла интересное рационализаторское предложение.

г) Я с интересом прочёл роман Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.

9. а) На берегу этой реки скоро вырастет завод гигант.

б) От полка спасибо наше вам за сына храбреца.

в) Старинный вальс Осенний сон играет гармонист.

г) Высоко стоит солнце на небе, печёт землю матушку.

10.а) Дорога шла вдоль реки Цна.

б) Друг скульптор рассказал историю этого монумента.

в) Никто из нас не видел таких исполинских грибов дождевиков.

г) На стволе дерева мы заметили птицу дятла.

 

3. Подчеркните обособленные обстоятельства, определите их морфологическое выражение. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Вечером пристроившись на попутную машину я выехал в Тельму (Песков). 2. Какой-то работяга дремал в тенёчке у стены сидя на корточках (Ю. Трифонов). 3. Приходилось сидеть сложа руки и думать (М. Салтыков- Щедрин). 4. Глебов волнуясь отошёл в сторону потыкался туда-сюда ища Ефима потом вошёл в магазин поспрошал там и ругаясь мысленно проклиная необязательных людей вновь вышел во двор (Ю. Трифонов). 5. Иногда Половцев оставив карты садился прямо на полу по-калмыцки сложив ноги и расстелив кусок брезента разбирал, чистил и без того идеально чистый ручной пулемёт (М. Шолохов). 6. Глебов стоял молча покачиваясь на своих скрипучих сандалетах и смотрел на работягу вспоминая его имя (Ю. Трифонов). 7. Шулепников выплюнул окурок и не посмотрев на Глебова пошёл вразвалочку в глубь двора (Ю. Трифонов). 8. Пашка Матвеев спал почти круглые сутки а просыпаясь приговаривал: «Знатно!» (В. Кетлинская). 9. Он опять достал из кармана фотографию, положил её на колени и смотря на неё освещаемую луной задумался (Б. Полевой). 10. Левашов мельком взглянул на него но ничего не сказал а придвинув телефон стал крутить ручку (К. Симонов). 11.За неимением места во флигеле мне отвели место в графских хоромах (А. Чехов). 12. Степан Аркадьевич учился хорошо благодаря своим хорошим способностям (Л. Толстой). 13. Полк благодаря строгости полкового командира был в прекрасном состоянии (Л. Толстой). 14. Опять это были чьи- то чужие театральные слова, но они при всей их вздорности и избитости тоже касались чего-то мучительно неразрешимого (И. Бунин). 15. У Гали по слепоте её весь день уходил на осторожную возню с разными небольшими делами (К. Паустовский). 16. И несмотря на решимость Серёжа всё-таки испытывал жестокий страх (К. Станюкович). 17. Несмотря на свою доброту он собрал несколько матросов на тайное совещание о поступках боцмана-зверя (К. Станюкович). 18. Анютка нередко проливала слёзы, когда барин по настоянию барыни отправлял Антона в экипаж для наказания (К. Станюкович). 19. Артиллеристы устроили на элеваторе наблюдательный пункт и несмотря на прямые попадания сидели там до конца (К. Симонов). 20. При всей беспощадности к врагам я не знаю человека более гуманного (С. Кремлев).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.