Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»





Особенности профессиональной деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования

(опросник)

 

1. Какими психологическими качествами должен обладать воспитатель детского сада, а какими не должен?

2. На что нужно обращать внимание при подготовке будущих воспитателей детского сада в колледже?

3. Что самое трудное с психологической точки зрения в работе воспитателя?

4. Какой отпечаток на личность воспитателя накладывает его профессия, что общего у всех воспитателей?

5. Какие типичные особенности, трудности имеются во взаимоотношении воспитателя с родителями?

6. Какие типичные особенности, трудности имеются во взаимоотношении воспитателя с детьми?

7. Интересуется ли воспитатель внутрисемейными отношениями своих воспитанников, пытается влиять на них (в каких случаях, для чего?).

8. Как, по мнению воспитателя, к нему относится группа в целом и почему?

9. Кто из детей ближе к воспитателю, чем другие (чаще общаются, часто находятся рядом) и почему?

10. Кто из детей отдален от воспитателя, избегает, конфликтует и почему?

11. Влияет профессия воспитателя на его отношение к собственным детям, на свои внутрисемейные отношения? Как и почему? Каковы взаимоотношения в коллективе воспитателей в их учреждении дошкольного образования?



12. Свои вопросы.

Бланк

к опроснику

«Особенности профессиональной деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования»

вопрос свой ответ ответы воспитателей
1. Какими психологическими качествами должен обладать воспитатель детского сада, а какими не должен?    
2. На что нужно обращать внимание при подготовке будущих воспитателей детского сада в колледже?    
И т. д.    
     

Вопросы лучше задавать по 2-3 в течение нескольких дней, не давая времени на обдумывание. Ответы записывать не дословно, но подробно и без искажений.

Сравнить свои ответы и ответы воспитателей. Написать свои выводы, анализ результатов опроса.

Критерии анализа ответов:

- что совпало с вашими взглядами на профессию воспитателя учреждения дошкольного образования, а что нет, почему;

- какие эмоции и чувства вызвали ответы воспитателей;



- что нового узнали о профессии воспитателя учреждения дошкольного образования;

- в чём не согласны с мнением воспитателей, почему;

- какие ответы показались наиболее интересными, почему.

Приложение Б.

 

Бланк

хронометража деятельности воспитателя

учреждения дошкольного образования

 

Время Режимный процесс Деятельность воспитателя Деятельность помощника воспитателя Деятельность детей
         
         

 

Приложение В.

Правила личностно-ориентированного взаимодействия

1. Никогда не наказывайте детей.

2. Не сравнивайте детей друг с другом, не ставьте друг другу в пример.

3. Не выставляйте детей на позор (не отчитывайте при всех, не заставляйте просить прощения).

4. Не укоряйте детей.

5. Не жалуйтесь на них родителям.

6. Не оскорбляйте.

7. Не приказывайте, не требуйте жестко.

8. Обеспечивайте успех во всех делах и, особенно, в творчестве, старайтесь вовремя ненавязчиво помочь ребенку.

9. Хвалите за успех.

10. Верьте и доверяйте безоговорочно.

11. Договаривайтесь, находите общее, уступайте желаниям.

Приложение Г

Профессионально значимые качества личности учащегося (ПЗКЛ)

1. Интеллектуальные параметры.

Владение устной и письменной речью, готовность к самосовершенствованию, остроумие, самокритичность, сообразительность, спокойствие, философский склад ума, хорошая память, чувство юмора, эрудиция.

2. Мировоззренческая направленность.

Желание работать с детьми, любовь к профессии, наличие профессиональной позиции, склонность к педагогической деятельности, стремление отдать себя детям, твердость, убежденность, честность, честолюбие.



3. Психо-типологические качества.

Воля, наблюдательность, самообладание, саморегулирование, самоуверенность, сдержанность, уравновешенность, смелость, стойкость, толерантность, требовательность, готовность к самосовершенствованию, спокойствие.

4.Экстравертивные качества.

Альтруизм, доброжелательность, коммуникативность, милосердие, нежность, общительность, понимание окружающих, справедливость, уважение к ученику, эмпатийность.

5.Трехфакторные параметры педагогической значимости.

(эрудиция, успех, власть)

Обаяние, простота, тактичность, эрудиция.

6. Образ жизни.

Общественная активность, организованность, осторожность, самокорректирование, самопрогнозирование, социальная активность,

физическое здоровье, целеустремленность, четкость, чистоплотность.

Задание:

1. Оценить проявление каждого из качеств у себя по 10-бальной шкале, где 1 балл обозначает полное отсутствие качества, 10 баллов – качество максимально развито и постоянно проявляется на высоком уровне.

2. Определить наименее развитые стороны и качества личности, как получившие наименьшее количество баллов.

3. Наметить пути развития своих личностных качеств

Бланк

к методике

«Профессионально значимые качества личности учащегося»

Личностные стороны Личностные качества Балл («1» - «10») Средний балл по параметру
1. Интеллектуальные параметры. Владение устной и письменной речью    
готовность к самосовершенствованию
остроумие
самокритичность
сообразительность
спокойствие
философский склад ума
хорошая память
чувство юмора
эрудиция
2. Мировоззренческая направленность.  
 
 

 

Приложение Д.

 

Формы педагогического взаимодействия воспитателя и ребенка как субъекта образовательного процесса

Наставничество. Главной особенностью такого взаимодействия является обращение к интересам детей. Руководство воспитателя в этой форме не воспринимается воспитанниками как прямое вмешательство в их жизнь, потому что направлено на то, чтобы увлечь всех детей общим делом, удержать этот интерес, дать им пережить результаты общих усилий и творчества.

Партнерство. Воспитатель принимается ребенком как авторитетный организатор деятельности и одновременно как интересный участник общения. В этой форме взаимодействия очень важно обеспечить (специальными педагогическими средствами) относительное равенство взрослого и воспитанников в совместной деятельности, особенно в игровой.

Сотрудничество. Это форма открытого взаимодействия двух субъектов процесса воспитания. Воспитатель безоговорочно принимает ребенка как личность и индивидуальность, признает его права и свободы, понимает его проблемы и искренне, по-человечески вместе с детьми участвует в их преодолении. Педагоги и воспитанники в таком взаимодействии личностно свободны, но этого возможно достичь только в достаточно воспитанном коллективе, где дорожат общим делом, где царит дружеская поддержка и помощь.

Сотворчество. Такое педагогическое взаимодействие принято считать высшей формой сотрудничества, где устанавливается определенное равновесие деловых и межличностных отношений воспитателя и воспитанников, а главное возникают отношения сопричастности к общим жизненным ценностям. Сотворчество является не результатом педагогического преобразования сферы совместной деятельности, а процессом «включения в отношения духовного родства и взаимоответственности, сопричастности всех каждому и каждого всем».

 

Ребеноккак субъект педагогического взаимодействия проявляет себя таким образом:

- открыт педагогическому взаимодействию с воспитателем, принимает его как старшего друга, доброжелательного наставника;

- принимает цели воспитания, организованные воспитателем, как свои, значимые для себя;

- проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совместной деятельности и общении;

- открыто выражает свое личностное достоинство, стремится отстаивать свои взгляды и убеждения.

Позиция ребёнка как субъекта деятельности проявляется также в самостоятельности и творчестве , в поиске способов действий и реализации замыслов, в общении, направленном на согласование и реализацию замыслов.

Приложение Е

Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»

 

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, воспитательница)».

*Цеева, Л.Х. Педагогическая практика (учебно-методическое пособие) / Л.Х. Цеева, В.П. Хакунова. - МАЙКОП, 2002.

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Бланк

к методике «Лесенка»

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой:

Способ выполнения задания Тип самооценки
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка  
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка  

Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил.

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которым дома не уделяется достаточно внимания.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые — папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто—то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

 

Приложение Ж.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.