Сделай Сам Свою Работу на 5

Коррекция стиля межличностного общения на основании данных Д MO.





Если речь идет о стиле руководства ил об вариантах воздействия (педагогической, родительской), то он проявляется соответственно преобладающему октату как лидерский (показатели I октата от 9 до 12 баллов) или догматически- властный, административный, деспотичный (выше 12 баллов); как дистантный или доминантный (II октат); как давящий или командный (III октат); как недоверчивый или конфликтный (IV октат); как пассивный или уступчивый (V октат); как сговорчивый или ведомый (VI октат); как сотрудничающий или компромиссный (VII октат); как доброжелательный или сверхвеликодушный (VIII октат). Аналогично интерпретируется и стиль подчинения: низкая подчиняемость или протестные тенденции (I октат), повышенное чувство независимости, отталкивание авторитетов (II октат), упрямство и агрессивность ( III октат), бунтарство и конфликтность ( IV октат), послушание или покорность (V октат), конформность установок или зависимость позиции ( VI октат), дружелюбие или ведомая позиция ( VII октат), доброжелательность или жертвенность ( VIII октат).

Для того, чтобы найти правильный подход к коррекции того или иного типа межличностного поведения, создающего конфликтную ситуацию, для разработки индивидуализированных мер воспитания и руководства, важно определить ключевой фактор, который может служить основой для ориентации в выборе наиболее адекватного способа воздействия на конкретную личность, а также позволит прогнозировать возможную ответную реакцию. Таким фактором является самооценка, а также особенности взаимодействия самооценки с оценкой окружающих как способ формирования социальной установки индивида и его ценностной ориентации. Рассматривая самооценку как интегративную оценку индивидом своего актуального "Я", сформировавшуюся в процессе самопознания, особое внимание следует уделить соотношению уровня самооценки с отношением индивида к оценкам окружающих, что способствует выявлению критического мнения значимых "других". Позитивные реакции окружающих способствуют положительным эмоциям , самоутверждению личности и являются мощным рычагом в формировании социальных установок; однако более сложным является процесс критического воздействия социальной среды на личность.





У лиц с преобладанием властно - лидирующим и независимым - соперничающим стилем межличностных отношений (I и II октаты) самооценка высокая, а реакция на мнение других - критическая. Прямолинейно - упорствующий и недоверчиво - подозрительный тип межличностных отношений (III и IV октаты) сочетается с преобладанием игнорирующего и негативного отношения к критике извне при тенденции к завышенной самооценке. Покорно - застенчивый и зависимый - послушный типы межличностных отношений (V и VI октаты) характеризуются заниженной самооценкой и переоценкой значимости мнения других, сотрудничающий- конвенциальный и ответственно- великодушный (VII и VIII октаты) -неустойчивой самооценкой и выраженной ориентацией на мнение окружающих.

Даже для лиц, показатели которых по всем октатам ДМО не выше 8 баллов, прямой императивный стиль воздействия со стороны личности, стоящей на более высокой ступени иерархической лестницы не является наиболее эффективным и приемлемым , хотя они лучше адаптированы к микросоциуму и их поведение проявляется более гибкими и гармоничными способами взаимодействия со средой. Еще более неприемлем и вызывает ответные негативные реакции авторитарный стиль руководства и воспитания у лиц с затрудненной социально-психологической адаптацией. Особенности ответной реакции находятся не только в прямой зависимости от преобладающего в психограмме ДМО октата, но и связаны косвенно со степень рассогласованности между оценкой актуального и идеального "Я". При низкой самооценке (преобладание V, VI октатов) и выраженной внутренней неудовлетворенности собой (разница по октатам актуального "Я" и идеального "Я" более 4 баллов) реакция на мнение окружающих позитивная, особенно, если это мнение больше согласуется с субъективным идеалом индивида. Чем с оценкой своего "Я". В процессе внутренней переработки критических замечаний окружающих при сопоставлении самооценки с идеальным "Я" у такой личности под влиянием императивного нажима формируется безоговорочная соглашательская реакция, нивелирующая любую творческую активность и подавляющая самостоятельность решений.



Напротив, при совпадении актуального и идеального "Я", что чаще всего наблюдается у лиц с преобладающим властно- лидирующим и независимо-доминирующего стиля межличностных отношений, выявляется полная удовлетворенность собой (самодостаточность), завышенная самооценка и критическое отношение к мнению окружающих, что затрудняет коррекцию извне. Если в варианте с заниженной самооценкой метод поддержки и поощрения повышает мотивацию достижения и готовность к ответственному выполнению указаний руководства (воспитателя), то у самодостаточных личностей такой подход малорезультативен, в то время как императивные способы воздействия наталкиваются на протест и реакции эмансипации. Критическое мнение других в этих случаях должно опосредоваться через внутреннюю интегративную оценку индивида таким образом, чтобы оно не ощущалось им как навязанное извне, а воспринималось как свое собственное, подмеченное и подсказанное другим в уважительной форме.

Наиболее распространенным является третий вариант, когда самооценка не полностью совпадает с идеалом "Я", т.е. отсутствует полная удовлетворенность собой (разница по октатам в пределах 4 баллов), когда при достаточно выраженном самоуважении и в целом позитивной оценке своей личности имеется тенденция к дальнейшему самосовешенствованию и известное недовольство собой. В этом случае реакция на критику окружающих наиболее адекватная, как это свойственно зрелой адаптивной личности, уровень достоинства и гибкости которой может служить мерилом гармоничных межличностных отношений. Такие личности осуществляют в коллективах бесконфликтные противодействия неразумным формам авторитарного давления и способствуют реализации других более демократических способов руководства или воспитания. Они как бы составляют ядро коллектива, на которое может опереться организационная, лидирующая верхушка.

 

Пример бланка ответов:

Актуальное "Я" Идеальное "Я"

Бланк ответов: Бланк ответов:

Ф.И.О._________________ Дата______ Ф.И.О. _______________Дата________

 

Метод портретных выборов.

Адаптированный тест восьми влечений Сонди.

Адаптация Л. Н. Собчик.

Стимульный материал методики представлен шестью сериями портретов, в каждой серии - 8 портретов психически больных людей, у каждого из которых в наиболее чистом виде представлена определенная патология. В процессе обследования испытуемому предлагается выбрать сперва 2 симпатичных (или наиболее приемлемых) портрета, а затем - 2 наименее симпатичных (неприемлемых) портрета из 8 предъявляемых и разложенных согласно их порядковому номеру портретов первой серии. Эта процедура повторяется каждый раз по предъявлении каждой новой серии - их всего 6. Выбранные портреты регистрируются согласно порядковому номеру каждого портрета от 1 до 8 и коду каждого портрета, отражающему его факторное значение:

 

h - сексуальная недифференцированность

s - садизм

e - эпилептоидные тенденции

hy - истерические проявления

k - кататонические проявления

p - паранойяльные тенденции

d - депрессивно- меланхолические черты

m - маниакальные проявления

Инструкция: "выберите, пожалуйста, два наиболее приятных или симпатичных портрета из лежащих перед Вами", оба выбранных портрета убираются и складываются в отдельную стопочку. Затем следует инструкция: "отберите, пожалуйста, 2 самых неприятных портрета и дайте мне их". Эти 2 портрета также убираются с поля зрения и складываются в отдельную стопочку отвергаемых ответов. При этом следует строить эксперимент таким образом, чтобы время на раздумье было ограничено.

 

Сетка для регистрации результатов однократного обследования.

 

S P Sch C
h s E Hy k p d m
               
               

 

По верхней линии сетки расположены символические обозначения четырех ведущих векторов влечений - S, P, Sch, C под ними - обозначения факторов (в каждый вектор входит два фактора). Количественные показатели по каждому фактору получаются при суммации выборов и отверзений портретов этого фактора. Наибольшее количество ответов может быть 6 , т.е. столько сколько портретов каждого фактора во всех 6 сериях. Для окончательных выводов в оценке профиля личности Сонди рекомендует анализ суммарных оценок по данным многократных повторных исследований. При этом преследуется две цели : во- первых ,уточнение устойчивых тенденций личности, во- вторых , выявление тех динамических характеристик, которые показывают нарастание или угасание какой- либо потребности на определенном отрезке времени. Аргументируя свой выбор данного набора портретов в качестве стимульного материала методики, Сонди опирается на ассоциации, которые вызывают разные серии портретов у лиц относимых к норме. Среди них были в основном учителя и психологи, т.е. люди, склонные к наблюдательности и анализу человеческого характера.

1. Портреты серии h: "гермафродиты". Реакция обследуемых: "неприятный, скользкий тип, вызывающий опасения, что он гомосексуал ".

2. Портреты серии s: "убийцы". Оценки экспертной группы испытуемых: "садист, убийца, человек с криминальной психологией".

3. Портреты серии e: "эпилептики". "Тенденция к взрывным реакциям, к бунту, к гневным вспышкам. Напряженность, готовность к неконформным поступкам.

4. Портреты серии hy: "истерики". "Демонстративность, стремление производить впечатление на окружающих, заниматься общественной деятельностью".

5. Портреты серии k: "кататоники". "Замкнутость, повышенная обидчивость, несчастливость, раздвоенность, внутренняя противоречивость".

6. Портреты серии р: "параноики". "Жестокость, изобретательный ум, стремление подозревать других в недоброжелательности, в желании отравить. Идеи величия".

7. Портреты серии d: "меланхолики". "Своеобразие интересов. Тяга к искусству, магии, оккультным занятиям. Верность, альтруизм, грусть и мысли о смерти".

8. Портреты серии m: "маньяки". "Гедонизм, шутливый настрой, веселое настроение, легкость переключения на новый объект привязанности, пристрастие к еде, вину... Разговорчивость. Склонность к переменам в настроении от приподнятого к подавленному".

 

Количественные показатели методики.

Выделяют четыре типа реакций: нулевая, средняя, полная и амбивалентная.

При нулевой реакции испытуемый не выбирает ни одного или выбирает как симпатичный ( или несимпатичный) только 1 портрет из соответствующего фактора. Это представляет крайнюю степень выраженности представленного данным фактором влечения, но в состоянии разряженности. Отреагирования, удовлетворения данной потребности.

Средней называется реакция на выбор портретов, когда испытуемый выбирает в среднем 3 (от 2 до 4) из 6 портретов одной серии (т.е. одного фактора).

Полная реакция : так обозначается выбор , при котором 6, 5 или самое меньшее 4 портрета одного и того же фактора отобраны- все равно как отвергаемые или предпочитаемые. Согласно опыту. Такой выбор указывает на то влечение или личностную тенденцию, которая оказывает наибольшее динамическое воздействие, т.е. требует разрешения. При этом реакция может быть позитивной (если все или почти все выборы симпатичны) и негативной (если все или почти все выборы несимпатичны). При комбинированном наборе речь пойдет об амбивалентной реакции.

Амбивалентная реакция выбора: реакции при которых испытуемый выбирает по - меньшей мере 2 портрета как симпатичных и как минимум 2 - несимпатичных.

Реакция типа +1 и -1 относятся к разряду нулевых.

Условные обозначения:

при 4 выборах ставится знак !

при 5 выборах ставится знак !!

при 6 выборах ставится знак !!!

положительные выборы обозначают знаком +

отрицательные выборы знаком -

Амбивалентные реакции не могут превышать 4 поэтому они обозначаются как +-, а при выборе 4 портретов в позитивном или негативном наборе еще и дополнительным знаком ! При этом, перевес в сторону позитивных реакций обозначается как +-!, а в сторону негативных -+!

 

Наиболее общие характеристики 8 факторов, объединяющихся в векторы влечений, приведены в таблице N1:

Психодиагностическая таблица N1.

Система влечений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.