Сделай Сам Свою Работу на 5

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИЗАЙН, МАКЕТИРОВАНИЕ И ВЕРСТКА





ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЯРОСЛАВСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИЗАЙН, МАКЕТИРОВАНИЕ И ВЕРСТКА

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 2308
РЕКЛАМА

 

 

Ярославль, 2003г.


ВВЕДЕНИЕ

Курс лекций предназначен для преподавателей ведущих дисциплину «Компьютерный дизайн, макетирование и верстка» на специальности 2308 «Реклама». Дисциплина состоит из 2-х разделов, «Векторная графика в программе CoreDRAW» и «Компьютерная верстка в программе Adobe PageMaker».

Цель курса лекций оказать помощь преподавателям в проведении практических занятий по изучению программ CoreDRAW Adobe PageMaker.

Программа CoreDRAW является одной из самых популярных среди программ предназначенных для создания векторных изображений, а Adobe PageMaker, - одной из самых популярных среди программ предназначенных для верстки публикаций.

В соответствии с рабочей программой дисциплины пособие содержит теоретические сведения по темам: виды компьютерной графики, векторная графика, форматы графических файлов; основы компьютерной верстки, разработка стилей, компоновка и оформление текста, верстка текста с иллюстрациями, формирование документа, печать публикаций.



Пособие может быть использовано и студентами для самостоятельного изучения программы векторной графики и правил компьютерной верстки, при оформлении курсовых и дипломных работ.

Необходимое программное обеспечение:

· операционная система Windows 95 (98/NT);

· программа векторной графики CorelDRAW;

· программа для компьютерной верстки Adobe PageMaker.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА В ПРОГРАММЕ CORELDRAW... 6

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА.. 6

Виды компьютерной графики. 6

Векторная графика. 6

Форматы графических файлов. 8

ПРОГРАММА CORELDRAW... 10

Документ CorelDRAW... 11

Параметры страницы.. 12

Работа с объектами. 13

Слои. 16

Работа с текстом.. 17

КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА В ПРОГРАММЕ ADOBE PAGEMAKER.. 19

ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ВЕРСТКИ.. 19

Формат книги. 19

Интерфейс программы Adobe PageMaker 20

РАЗРАБОТКА СТИЛЕЙ.. 21

Основные атрибуты стилей. 21

КОМПОНОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА.. 23



Правила верстки Основного текста. 23

Висячие строки. 24

Концевые строки. 26

Начальная (спусковая) полоса. 26

Концевая полоса. 26

Коридоры в тексте. 27

Переносы.. 27

Внутритекстовые выделения. 28

Текстовые выделения. 29

Набор Формул. 33

Таблицы.. 35

Выводы.. 37

Набор драматических произведений. 37

Специальные символы в программе Page Maker 38

ВЕРСТКА ТЕКСТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ.. 39

Иллюстрации. 39

Верстка вразрез. 40

Верстка в оборку. 40

Размещение иллюстраций на странице. 41

ФОРМИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТА.. 42

Заголовки (рубрикация) 42

Немые рубрики. 44

Колонцифры.. 44

Колонтитул. 45

Алфавитный указатель. 46

Оглавление. 46

ПЕЧАТЬ ПУБЛИКАЦИЙ.. 46

Виды и способы печати. 46

ЛИТЕРАТУРА.. 48

 

ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА В ПРОГРАММЕ CORELDRAW

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА

Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера. Без компьютерной графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа. Работа над графикой занимает 90% рабочего времени программистов, выпускающих программу массового применения. В связи с развитием Интернета, и благодаря службе World Wide Web, стала особенно ощутимой необходимость широкого использования графических программных средств. Потребность в разработке привлекательных Web-страниц превышает возможности художников и дизайнеров. В связи с этим, современные графические средства разрабатываются с таким расчетом, чтобы предоставить возможность для продуктивной работы тем, кто не имеет необходимых профессиональных навыков.

Виды компьютерной графики



Все виды информации, с которыми работает компьютер, должны быть представлены в цифровой форме (закодированы).

3 вида компьютерной графики: растровая, векторная, фрактальная. Отличаются принципами формирования изображения при отображении на экране монитора или при печати на бумаге.

Векторная графика

Основным элементом изображения является линия (контур). Линия – элементарный объект векторной графики. Линия представляется в виде формулы (нескольких параметров). При изменении линии изменяются ее параметры, хранящиеся в ячейках памяти. Количество ячеек остается неизменным для любой линии. Все изображения описываются в виде математических объектов – контуров. Иллюстрация состоит из линий. Простые объекты объединяются в сложные. Векторную графику называют объектно-ориентированной графикой.

Объекты векторной графики хранятся в памяти в виде набора параметров, на экран выводятся в виде точек. Перед выводом на экран объекта программа производит вычисления координат экранных точек в изображении объекта, поэтому векторную графику называют вычисляемой графикой.

Линии имеют свойства. К свойствам относятся: форма, толщина, цвет, тип линии. Замкнутые линии имеют свойство заполнения. Внутренняя область может быть заполнена цветом, текстурой, картой (растровое изображение). Простейшая не замкнутая линия имеет две вершины – узла. Узлы имеют свойства, от которых зависит, как выглядит вершина линии и как две линии спрягаются между собой.

В векторных редакторах применяют особый вид кривых третьего порядка – кривые Безье. Отрезки кривых Безье - это частный случай отрезков кривых третьего порядка. Они описываются 8 параметрами, добавить к ним свойства линии. Для хранения одного объекта достаточно 20-30 байтов оперативной памяти. Метод построения кривой Безье основан на использовании пары касательных, проведенных к линии в точках ее концов. На практике касательные исполняют роль рычагов, с помощью которых линию изгибают так, как это необходимо. На форму кривой влияет угол наклона касательной и длина ее отрезка.

Достоинства векторной графики:

1. Экономна в плане объемов дискового пространства, необходимого для хранения изображений: т.к. сохраняется не само изображение, а только некоторые основные данные, используя которые программа воссоздает изображение. Описание цветовых характеристик не сильно увеличивает размер файла.

2. Объекты легко трансформируются и ими просто манипулировать, что не сказывается на качестве изображения. В областях графики, где принципиальное значение имеет сохранение ясных и четких контуров, векторные программы незаменимы. Например, в шрифтовых композициях, в создании фирменных знаков, логотипов и прочего.

3. Максимально использует возможности разрешающей способности любого выводного устройства (изображение всегда будет выглядеть настолько качественно, насколько способно данное устройство).

4. Может включать в себя фрагменты точечной графики, фрагмент становиться таким же объектом, как и все остальные (с ограничением при обработке).

5. Развитые средства интеграции изображений и текста, единый подход к ним, и как следствие – возможность создания конечного продукта. Поэтому программы векторной графики незаменимы в области дизайна, технического рисования, для чертежно-графических и оформительских работ.

Очень популярны такие программы: CorelDRAW! , Adobe Illustrator Macromedia,

FreeHand.

Недостатки векторной графики:

1. Ограничена в живописных средствах, невозможно создавать фотореалистические изображения.

2. Векторный принцип описания изображения не позволяет автоматизировать ввод графической информации, как это делает сканер для точечной графики.

3. Элементы векторной графики начали использоваться в качестве вспомогательного средства для построения сложного контура выделенной области, для создания обтравочного контура.

Векторная графика предназначена для создания иллюстраций. В меньшей степени для обработки изображений. Используется в рекламных агентствах, дизайнерских бюро, редакциях и издательствах, чертежных и проектно-конструкторских фирмах. Художественная подготовка иллюстраций средствами векторной графики чрезвычайно сложна.

Форматы графических файлов

Формат точечной графики является стандартной формой, которая определяет способ организации массива цветовых значений совокупности пикселов.

ФОРМАТЫ PSD, TIFF, TrueVision TARGA, PHOTOSHOP EPS для RGB

Программа Adobe Photoshop ориентирована на работу с цветовыми каналами RGB, поэтому основными форматами файлов являются PSD (*.psd) TIFF (*.tif), TrueVision TARGA (*.tga), Potoshop EPS (*.eps).

Формат PSD является внутренним для программы Adobe Photoshop. Он поддерживает все типы изображений, от черно-белых штриховых до полноцветных CMYK. Формат PSD устанавливается по умолчанию для всех вновь создаваемых документов.

Формат TIFF был создан в качестве универсального формата для изображений с цветовыми каналами. Важным достоинством этого формата является его переносимость на разные платформы. Он импортируется во всех программах настольных издательских систем, его можно открыть и с ним работать практически в любой программе точечной графики.

Этот формат имеет самый широкий диапазон передачи цветов: от монохромного до 24-битовой модели RGB (True Color) и 32 – битовой цветоделенной модели CMYK.

Формат может включать и схемы сжатия для уменьшения размера файла, что является немаловажным параметром для работы с полноцветными изображениями большого размера.

Этот формат имеет открытую архитектуру, это значит, что в формате предусмотрена возможность, в заголовке объявлять информацию о типе изображения, а значит, и записывать можно будет то, что сейчас еще не известно.

Достоинства - основа для недостатков: универсальность, гибкость и открытость формата TIFF приводит к неограниченному разнообразию вариантов формата.

Формат Photoshop EPS поддерживается большинством графических векторных редакторов и программ верстки. Этот формат предпочтителен при интеграции точечных изображений в эти программы, особенно, если конечной целью является вывод на PostScript – принтеры или фотонаборные автоматы.

Формат TruVision TARGA был разработан в большей степени для видиоизображений, но получил распространение и в качестве стандарта сохранения графической информации.

ФОРМАТ РСХ

Формат, разработанный фирмой Z-Soft для программы PC Paintbrush, является одним из самых известных, и практически любое приложение, работающее с графикой, легко импортирует его. Формат неплох для штриховых изображений и изображений с индексированными цветами, поскольку несколько упрощен по сравнению с TIFF. Он содержит только один канал.

ФОРМАТ BMP

Формат предназначен для Windows, и поэтому поддерживается всеми приложениями, работающими в этой среде. Он использует только индексированные цвета, независимо от платформы, не поддерживает каналы.

Применяется в основном для создания значков и пиктограмм, которые отображаются в диалоговых окнах приложений. Для профессионально работы с цветом мало пригоден.

ФОРМАТ JPEG

Формат JPEG (Joint Photographic Experts Group) предназначен для сохранения точечных изображений со сжатием. Сжатие по этому методу позволяет уменьшить размер файла в 100 раз (практически в 5 –15 раз), но сжатие в этом формате происходит с потерями. Распаковка JPEG - файла происходит автоматически во время открытия.

Формат используется в документах НТМ - для передачи по сети WWW но в отличии от формата GIF, он сохраняет параметры цвета в цветовой модели RGB.

При сохранении в этом формате можно регулировать соотношение уровней качества изображения и сжатия. Чем выше уровень сжатия, тем хуже качество, тем с большими потерями распаковывается изображение и наоборот.

ФОРМАТ RAW

Формат RAW представляет собой файл из последовательности чисел (байтов), описывающих цветовую информацию и предназначается для передачи изобразительной информации между разными программами и платформами.

ФОРМАТ Scitex CT

Формат Scitex CT применяется для высококачественной обработки цветных изображений в моделях RGB или CMYK, а также изображений в градациях серого цвета.

ФОРМАТ CompuServe GIF

Формат CompuServe Graphics Interchange Format обычно используется для отображения изображения с индексированными цветами и изображений, включаемых в документ HTML для сети WWW и другие онлайновые службы. Формат предусматривает сжатие, что приводит к сокращению времени передачи по телефонным линиям.

ФОРМАТ PDF

Формат PDF (Portable Document Format) является разработкой фирмы Adobe как средство электронного распространения документов на платформах Windows, Unix, DOS, Macintosh. Файлы в этом формате создаются, редактируются и просматриваются с помощью пакета программ Adobe Acrobat.

Формат PDF, в основе которого положен язык PostScript Level 2, может использоваться для представления как векторных, так и точечных изображений. Преимущество PDF – файлов заключается в том, что они могут содержать элементы, обеспечивающие поиск и просмотр электронных документов, в частности, гипертекстовые ссылки и электронное оглавление.

ПРОГРАММА CORELDRAW

CorelDRAW – набор программ, предназначенных для создания публикаций любой степени сложности. В него входят программы подготовки иллюстраций (собственно CorelDRAW), создания и обработки растровых изображений (Corel PhotoPAINT), распознавания текста и трассировки растровых изображений (CorelTRACE) и другие.

Для запуска CorelDRAW, нужно выбрать в главном меню группу программ CorelDRAW 8 с изображением воздушного шара. После того, как программа загрузится, вы увидите ее главное окно.

Документ CorelDRAW

 
 

Под стандартным заголовком окна располагается строка меню. В CorelDRAW оно разветвленное, с множеством вложенных меню и отдельных команд. Как в любой другой программе, меню обеспечивает доступ к большинству функций CorelDRAW.

В левой стороне окна вертикально расположена панель инструментов, называемая Набором инструментов (Toolbox). С ее помощью можно выбирать режим работы программы.

В расположенной под главным меню Панели инструментов (Toolbar) находятся значки, соответствующие наиболее часто выполняемым командам.

В нижней строке панели инструментов по умолчанию находится Панель свойств (Property Bar). Она представляет собой пульт управления объектами, вид которого меняется в зависимости от выбранного объекта и инструмента.

Вдоль правой границы окна расположена Палитра цветов (Color Palette).

Слева от горизонтальной линейки прокрутки находится навигатор (navigator), который позволяет добавлять страницы в документ CorelDRAW и перемещаться между ними.

Левый и верхний края окна заняты линейками (rulers), служащими для изменения координат объектов и их выравнивания, т.е. для точного расположения на листе.

Интерфейс CorelDRAW включает свитки (roll-ups) и закрепления (dockers).

Параметры страницы

Параметры страницы и система измерения


После того, как вы создали новый документ, необходимо установить размеры страницы. По умолчанию страница нового документа имеет размер Letter (8,5 на 11 дюймов) и вертикальную ориентацию. Распространенный формат бумаги в нашей стране – А4 (210 на 297 мм). Для того чтобы установить этот формат, следует выбрать его из меню Тип / Формат бумаги, расположенного в левой позиции панели свойств. Кроме формата А4 список содержит большое количество форматов бумаги разных стандартов.

Разметка страницы

Для разметки страницы используются направляющие. Для ручной установки направляющей подведите курсор мыши к вертикальной или горизонтальной линейке и нажмите левую кнопку мыши. Буксируйте курсор в сторону рабочей страницы. За курсором потянется тонкая пунктирная линия черного цвета, параллельная линейке, из которой она была вытянута. Это направляющая. Она имеет бесконечную длину. Вы видите ее фрагмент. Видимые концы направляющей всегда упираются в края окна иллюстрации. Если отпустить кнопку мыши, то цвет направляющей изменится на красный, это означает, что данная вспомогательная линия активна. Для фиксации направляющей выполните щелчок левой клавишей мыши вне направляющей.

Работа с объектами

Все элементы рисунка построены из графических примитивов с последующей редакцией контуров.

 
 

Любой объект CorelDRAW вписан в невидимый габаритный прямоугольник, размер которого отражает высоту и ширину объекта. По углам и на сторонах габаритного прямоугольника, описывающего объект, появляется восемь маленьких квадратиков, а в центре – косой крестик. Это манипуляторы или управляющие центры объекта.

Центральный манипулятор характеризует положение объекта на странице. В панели свойств его местонахождение отмечается в поле слева, состоящем из двух строк, расположенных одна под другой. Они соответствуют положению центрального

 
 

манипулятора по оси абсцисс и ординат.

С помощью поля координат можно изменять положение объекта на странице, вводя в поля координат соответствующие числа.

Поле размеров, состоит из двух строк, в которых отражены горизонтальный и вертикальный размеры выделенного объекта.

Поле масштаба и кнопка непропорционального масштабирования, служат для изменения размеров объектов. В обеих строках при выделении объекта находится число 100% (объект не изменен). Степень увеличения (уменьшения) вертикального и горизонтального размера объекта задается в процентах к исходному размеру. Изменение размеров объекта зависит от кнопки непропорционального масштабирования. На ней изображен замочек. Если она нажата (замочек открыт), при изменении одного из размеров второй не меняется и размер объекта изменяется непропорционально, иначе пропорционально изменятся оба размера.

Строка вращения предназначена для поворота объекта.

Кнопки отражения позволяют создавать отражение по горизонтали или по вертикали.

Операции с объектами

Программа позволяет выполнять различные операции с объектами: перемещение, масштабирование, наклон, поворот, отражение и др. Перед выполнением операции объект выделяется и редактируется при выбранном инструменте Указатель (Pointer Tool).

Перемещение

Для перемещения объекта необходимо выделить объект, подвести курсор к центральному манипулятору. Когда курсор примет форму стрелки с четырьмя направлениями, перетаскивайте объект, пока он не окажется на нужном месте. Копия объекта смещается, первоначальная фигура остается на месте.

Перемещение строго по горизонтали и вертикали

Если при перемещении объекта удерживать нажатой клавишу Ctrl, то сдвиг будет осуществляться строго по вертикали или горизонтали.

Масштабирование

Для изменения размеров можно провести интерактивное изменение размеров.

Выделите объект. Щелкните мышью на одном из угловых центров управления и перетащите его. Курсор принимает вид двуглавой стрелки. Объект меняет размеры, следуя за движениями курсора. Добейтесь нужного размера объекта и передвиньте его на место.

Особые возможности масштабирования

Для того чтобы объект менял размер относительно центра, перемещение манипуляторов следует производить при нажатой клавише Shift. При нажатой клавише Ctrl увеличение происходит дискретно. Высота объекта прирастает на первоначальную величину, ширина увеличивается пропорционально.

Если вы щелкните на одном из манипуляторов на сторонах габаритного прямоугольника, то при перемещение курсора объект меняет размер только по ширине или по высоте, в зависимости от того, какой из манипуляторов используется.

Наклон

Наклон любого объекта также производится с использованием манипуляторов.

Выполните щелчок на уже выбранном объекте. Манипуляторы превратились в стрелки. В этом режиме вы можете наклонять и вращать объект.

Выполните щелчок на манипуляторе наклона в виде двуглавой стрелки, расположенном на верхней стороне. Курсор при этом примет вид двух стрелок, направленных противоположно друг другу. Перемещайте курсор влево. Фигура наклоняется: верхняя часть ее сдвигается, нижняя остается на месте.

 
 

Поворот

Поворот любого объекта в отличие от наклона предполагает отсутствие искажения при вращении.

Выполните щелчок на одном из угловых центров управления, имеющих вид изогнутых двунаправленных стрелок. Курсор также превратился в изогнутую стрелку, нажмите левую клавишу мыши и перемещайте манипулятор.

 
 

Средний манипулятор в режиме поворота превращается в кружок с точкой посередине. Он является центром вращения при повороте объекта и легко смещается в любое место окна иллюстрации. Вращение объекта производится относительно этого центра. При его смещении результат поворота будет различным.

Поворот и масштабирование

При удержании клавиши Shift одновременно с вращением объекта можно производить и его увеличение или уменьшение относительно центра.

Отражение

Если, удерживая клавишу Ctrl, перемещать любой из манипуляторов фигуры к ее противоположной стороне, произойдет отражение объекта.

Отражение и масштабирование

Если перемещать манипуляторы без удержания клавиши Ctrl, то объект сначала уменьшается, а уменьшившись до нуля, начинает расти в другую сторону – отражаться. В этом случае отражение получится произвольных размеров, а идентичное первоначальному объекту, как при удержании Ctrl.

Дублирование

Дублирование отличается от копирования тем, что копия объекта появляется сразу в документе, минуя буфер обмена. Копию объекта можно затем вклеить в любое место любого документа CorelDRAW или другой программы.

Для дублирования объекта необходимо выделить объекты и перетащить его в нужном направлении. Когда объект будет помещен на нужное место, нажмите правую кнопку мыши и удержите ее. Рядом с курсором появится знак “плюс в рамке”. Отпустите левую кнопку мыши и только затем – правую. Таким образом, будет создана копия объекта.

Операции с несколькими объектами

Для того чтобы выполнять некоторые операции с несколькими объектами, необходимо научиться еще одному приему: выделению нескольких объектов одновременно. CorelDRAW позволяет одновременно оперировать с любым числом объектов. Выделение сразу нескольких объектов производится щелчком мыши последовательно на каждом из них. При этом удерживается клавиша Shift.

Слои

При построении макета вы столкнетесь с уровнем расположения объекта относительно других. Каждый объект находится на своем уровне в «стопке» объектов на рабочей странице. В CorelDRAW существует более высокий уровень организации объектов на странице – слои.

Слои можно уподобить прозрачной пленке, на которой нарисованы объекты иллюстрации. Слои складываются в стопку на листе бумаги. Этот принцип позаимствован у мультипликаторов. Слои позволяют выделять композиционно связанные группы объектов. Слои можно временно изъять из иллюстрации, установить атрибут непечатаемости, закрепить.

Слои в Диспетчере объектов

Пиктограмма слоя в диспетчере объектов имеет вид полупрозрачной пленки на фоне белого прямоугольника.

Глаз позволяет управлять атрибутом видимости слоя.

Принтер - атрибут печатаемости.

Карандаш дает возможность закрепить слой и сделать его недоступным для редактирования.

 
 

Удобно располагать накладывающиеся объекты на отдельных слоях. Панель инструментов Диспетчера объектов содержит кнопку Редактировать послойно, разрешает редактирование любого неактивного слоя.

Создание слоев и перемещение объектов между ними

Для создания слоев используйте кнопку Новый слой Диспетчера объектов. Для того чтобы переместить на этот слой объект, нужно перетащить мышью его пиктограмму к пиктограмме слоя.

Работа с текстом

В программе Corel Draw существуют два вида текста: простой и фигурный.

Простой текст, предназначенный для верстки значительных объемов текста. Под «значительными» здесь понимается даже пара абзацев.

Фигурный текст, предназначенный для создания заголовков с использованием специальных эффектов – выдавливание, искажение, размещение вдоль графических объектов, создание контура, тени и другие.

Для ввода фигурного текста используйте инструмент Текст. Курсор примет форму буквы I. Щелкните мышью в любом месте страницы и введите текст.

Обратите внимание на изменение панели свойств. Теперь на ней присутствуют элементы управления текстом.

Программа позволяет, используя кнопки на панели свойств, осуществлять выбор шрифта, размера, начертания. Существует возможность посимвольного редактирования фигурного текста инструментом текст.

Для посимвольного редактирование фигурного текста предназначен инструмент фигура. При выборе этого инструмента, слева от каждого символа на уровне его базовой линии появятся маленькие белые квадратики, напоминающие узлы кривой. Щелчок левой клавишей мыши на узле, соответствующего символа. На панели свойств появятся кнопки команд, позволяющие изменять свойства только этой буквы. Узел при этом изменит цвет на черный. Для вертикального и горизонтального смещения выберите узел, соответствующий букве, и в поле Вертикальное смещение или Горизонтальное смещение панели свойств установите значение. Смещения в CorelDRAW измеряются в процентах от размера символа.

 
 

При изменение межстрочного и межсимвольного интервала под текстовым объектом появляются две стрелки. Одна из них направлена вниз и предназначена для регулировки интервалов между строками, а другая – вправо и управляет интервалами между символами. Щелкните правой кнопкой мыши на стрелке межстрочного или межсимвольного интервала и, не отпуская ее, перемещайте курсор мыши.

Инструмент Фигура позволяет перемещать символы. Для перемещения выделите узел нужной буквы, нажав и удерживая клавишу Shift, щелкните на узле следующей буквы и т.д. Захватите выделенные символы за любой из соответствующих им узлов и перетащите их на нужное место.

Преобразование фигурного текста

Длину выносного элемента буквы можно искусственно увеличить относительно стандартной для выбранного шрифта. Для этого необходима возможность редактирования кривых, образующих рисунок символа. Операция преобразования в кривые необратима, поэтому перевод текста в кривые следует выполнять только при крайней необходимости и тогда, когда все форматирование уже завершено.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
В ПРОГРАММЕ ADOBE PAGEMAKER

ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ВЕРСТКИ

Создание оригинала – макета книги подразумевает размещение всех элементов книги на страницах, приданию изданию того вида, в котором после верстки оно поступит в печать.

Текстовые и иллюстративные элементы:

· титульные элементы;

· основной текст;

· текстовые выделения (эпиграфы, стихи);

· рубрикация (заголовки, подзаголовки);

· колонтитулы;

· подрисуночные подписи;

· таблицы;

· математические и химические формулы;

· инициалы (буквицы).

Формат книги

Бумага, применяемая при печати книг:

· ролевая или рулонная – в виде рулонов, определяется шириной бумажной ленты (60, 70, 75, 84, 90, 100, 108, 120, 126, 140, 168 см);

· листовая или флатовая – в виде прямоугольных листов (60*84, 60*90, 75*90, 70*90, 70*100, 70*108, 84*108 см и др.).

По заказу издательства может быть изготовлена бумага других форматов.

Формат издания выражается:

· в мм (130*200, 220*165 мм);

· в формате бумажного листа и доле, которую страница данного издания составляет от целого листа (60*90/16, 84*108/32), дробная часть - определитель доли, показывает, на сколько равных частей, соответствующих формату страницы, делится лист; определяет формат издания. Наиболее распространенные доли 1/8, 1/16, 1/32.

Формат издания после обрезки, т.е. фактический формат книги, получается при уменьшении ширины издания на 5 мм, а высоты на 10 мм.

Форматы изданий по ГОСТ 5773-76.

Количество страниц в книге должно быть кратным доле (или, половине доли), т.к. монтажные формы создаются под размер листа выбранного формата.

Издание получают путем фальцовки - сгибания бумажного листа определенное число раз с последовательным чередованием взаимно перпендикулярных или параллельных сгибов.

Спускполос – расположение полос по определенной схеме, чтобы в типографии после двусторонней печати листа, разрезки и фальцовки получилась тетрадь с правильным чередованием страниц. Книги собираются из тетрадей, количество страниц в тетради равно определителю доли.

Полоса набора книги

Для верстальщика важно определить размеры полосы набора, т.е. границы текста.

Три варианта оформления полос набора:

· для методической литературы;

· для художественной, научно-популярной, технической, учебной и детской литературы;

· для оформления собраний сочинений, монографий, и др.

Многоколонная верстка

Может применяться одноколонная, двух-, трех-, и многоколонная верстка. Чаще всего это практикуется в изданиях справочного характера и научно-популярных книгах. Для каждой колонки текста должны соблюдаться все основные правила верстки. Как если бы она была единственной на полосе.

Все строки основного текста в смежных колонках должны быть выровнены по горизонтали. Между колонками необходимо соблюдать пробелы, размеры которых задаются в соответствии с разработкой макета. Если в пробеле между колонками помещают линейки или украшения, они должны быть отбиты от текста (с обеих сторон) не менее чем на 2пт.

Интерфейс программы Adobe PageMaker

Управление масштабами изображения страниц

1 способ. Меню Просмотр содержит команды выбора масштаба изображения: увеличить, уменьшить, реальный размер, целая страница, монтажный стол, масштаб... Наиболее часто приходится переключаться между масштабами Реальный размер и Целая страница.

2 способ. Клавиатурные эквиваленты этих команд – Ctrl+1и Ctrl+0.

3 способ. Двойной щелчок по инструменту с изображением руки —масштаб Целая страница. Двойной щелчок по инструменту с изображением лупы —масштаб Реальный размер.

4 способ. Инструмент с изображением лупы предназначен для многократного увеличения мелких деталей.

Команды настройки экрана

Меню Просмотр содержит команды управления некоторыми элементами экрана. Команда Показать линейки/Спрятать линейки включает/выключает линейки на экране. Режим Выровнять по линейкам позволяет разместить направляющие точно по делениям линеек. Команда Закрепить ноль позволяет закрепить положение начала координат. Команда Показать Направляющие/Спрятать направляющие включает/выключает отображение направляющих на экране. Команда Выровнять по направляющим включает/выключает режим выравнивания «прилипания» объектов по направляющим. По команде Закрепить направляющие их положение становиться фиксированным.

Настройка границ колонок

По команде Макет / Границы колонок можно задать многоколонный режим текста на текущей странице. Если страница двойная, то доступна опция Раздельная установка левой и правой страниц. Программа позволяет задать различное количество колонок для левой и правой частей разворота двусторонней страницы. Опция Настройка макета позволяет уже размещенный текст разместить по новым созданным колонкам. Полученные границы колонок можно смещать при помощи мыши.

РАЗРАБОТКА СТИЛЕЙ

Основные атрибуты стилей

Каждый элемент текста книги имеет свой стиль оформления. Стиль – это совокупность всех параметров оформления текста присущих данному ему отрезку. Атрибуты стиля включают следующие понятия:

· Гарнитура шрифта – набор символов определенного рисунка, включающий в себя все необходимые размеры, варианты начертания, насыщенность. 2 основных вида шрифтов: обыкновенные (с засечками) и рубленые (без засечек).

· Начертание– бывает нормальное (светлое прямое), полужирное, курсивное и полужирное курсивное, наклонное (имитирующие рукописный текст, наклоненные вправо, сжатое, растянутое, сверхтонкое и жирное.

· Кегль– это размер шрифта. Он измеряется в пунктах. В отечественной системе набора один пункт = 0,376 мм, а в англо-американской системе = 0,353 мм. Размер шрифта выбирают с учетом возраста читателя. Основные кегли имеют собственные названия.


3 – Бриллиант

4 – Диамант

5 – Перл

6 – Нонпарель

7 – Миньон

8 – Петит

9 – Боргес

10 – Корпус

12 – Цицеро

14 – Миттель

16 – Терция

18 – Двойной боргес

20 – Текст


· Интерлиньяж– это расстояние между базовыми линиями двух соседних строк. Стандарт 120% величины кегля.

· Межбуквенный просвет – это незначительный естественный просвет между очком двух литер, поставленных рядом. Размеры просвета определяются конфигурацией букв, так просветы овальных и открытых букв, таких как е, у, m должны быть меньшими, чем в прямоугольных. Есть шрифты «широкие» и «узкие» при переходе с одного на другой можно увеличить или уменьшить количество страниц в книге.

· Междусловный пробел– пробел между двумя словами. Он должен равняться половине кегля, которым набран текст. При верстке книг пробел допускается от ¼ до ¾ величины кегля. В строках, не заполненных текстом до конца, междусловные пробелы должны быть равными половине величины кегля или близкими к этому параметру. В пределах одой строки все междусловные пробелы должны быть равны между собой, а в смежных с ней строках не слишком отличались от соседних.

· Выключка– отражает расположение текста относительно вертикальных границ полосы. При выключке по левому краю – текст левого края ровный, а правый рваный при выключке по правому краю наоборот. При выключке по центру оба края текста имеют неровный силуэт, причем промежутки между границами поля набора и концами строки с обеих сторон равны. Выключка по формату дает правый и левый края текста точно вдоль границ полосы набора. Края будут ровными. Правило не распространяется на последнюю строку абзаца. Существует полная выключка, при которой последняя строка тоже должна быть дотянута до правого края.

· Отступ первой строки может быть положительным или отрицательным, т.е. все строки абзаца, начиная со второй, будут смещены либо вправо на фиксированное расстояние либо влево относительно первой строки. Абзац может и не иметь абзацного отступа – «тупая» строка (типографский термин).

· Втяжка (отступы справа и слева) и межабзацные отбивки - абзац может иметь отступ справа и слева и отбивки сверху и снизу кроме отступа первой строки. Эти параметры действительны для всех строк абзаца. Все строки будут отстоять от левого края поля на заданную величину. Отступ первой строки относительно текста сохраняется.

КОМПОНОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА

Правила верстки Основного текста

Независимо от тематики и объема, любая книга имеет основной стиль, которым набирается основная часть текста. На фоне основного текста оформляются текстовые выделения. Размер, гарнитура, начертание основного текста зависят от содержания и начертания книги, которую верстаем. Считается, что шрифты с засечками легче воспринимаются глазом. Рубленые шрифты используются для заголовков, подписей к рисункам, текстовых выделений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.