Сделай Сам Свою Работу на 5

Российский государственный торгово-экономический университет





 

«Россия не возродится, если духовно – нравственные
ценности не будут поставлены во главу угла!»
Святейший Патриарх Алексий II

 

В «Национальной доктрине развития образования до 2025 года» сказано, что духовно-нравственное образование – основная задача для России, которую необходимо решать ежедневно, ежечасно и всем миром.

Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и без преувеличения сегодня стала приоритетной с точки зрения национальной безопасности страны, так как именно молодежь олицетворяет будущее общества и всей страны.

Социально-экономические преобразования, происходящие на современном этапе, значительно изменили его социокультурную жизнь. Сейчас человечество способно в глобальных масштабах преобразовывать природу: современные компьютеры управляют сложными технологическими процессами, решают труднейшие математические задачи, предсказывают погоду, осуществляют поиск интересующей информации и т.д.. Все это дает множество возможностей для личной творческой работы и гармоничного развития себякак личности. С другой стороны, искусственная среда, называемая техносферой, порождает множество трудно решаемых глобальных проблем: экологические проблемы; вооруженные конфликты и терроризм; наркомания и СПИД; рост правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних; увеличивающийся разрыв между богатством и бедностью и др.



Самобытность каждого общества отражается, прежде всего, в его уникальной ценностно-ориентационной структуре, охватывающей все стороны человеческого бытия и выполняющей функцию регулятора поведения его членов. Ведущую роль в этой структуре играют нравственные ценности, выступающие как предельные высшие смыслы человеческой жизни, имеющие общечеловеческий характер и не существующие в отрыве от других ценностных отношений. Они как бы накладываются на все виды ценностей, облагораживая их, придавая человеческой деятельности гуманистический смысл, эмоциональную насыщенность. Какие же нравственные ценности характеризуют современное российское общество в представлении молодежи?



Конец XX в. и первые годы XXI в. – особое время в российской истории и образовании. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни: с энтузиазмом были приняты свобода слова, право выезда за границу, право на предпринимательство, обладание собственностью. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодёжи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку. Заметное ослабление государственной власти принесло вседозволенность, ослабление обязательств человека перед государством и обществом, законом и ближним. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. Резко снизился уровень гражданского согласия, общественной консолидации. Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. В этот период в России формируется идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом, без которых невозможно эффективное развитие любого народа.



В последнее время стало очевидным построение идеологии, основной идеей которой становится ориентация на потребление материальных ценностей. Общество переживает огромные нравственным потери, обеднение нравственных ценностей, включающих в себя веру, совесть, обязанность и ответственность, различение хорошего и плохого, благодатного и греховного, а также добродетель – как интеллектуальную (мудрость), так и нравственную (честность, доброта, неподкупность), определяющие отношение человека к себе и другим людям.

Особенностью нравственных ценностей как добродетелей человека, его душевных личностных качеств является то, что они социальны по своей природе, но индивидуальны по формам выражения. Развитие целостной гармоничной личности связано с формированием внутреннего «ценностного стержня», способного выполнять роль социально-личностного иммунитета к негативному внешнему влиянию, находить адекватные ее потребностям и возможностям формы и средства самореализации. Сущностной природой данного «ценностного стержня» является духовность как «интегральное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия, и «образ человеческий» в каждом индивиде» [1]. Духовность – это проблема обретения смысла, она формируется самой личностью. Бездуховному инстинкту противостоит дух в человеке, начало сердца, разумной воли, ответственного предстояния и совести» [2]. В каждом человеке преобладает та или иная тенденция, этим определяются возвышенные или плотские устремления, благородные или низкие поступки. [3].

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Иначе говоря, становление духовности определяется спецификой национального самосознания [4]. Ценности существовали во всех конкретно-исторических социокультурных условиях. Традиции российского народа формировались многими поколениями наших соотечественников.

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является не только преумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, но и укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» [5]. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Каждая из базовых ценностей на уровне личностного развития превращается в педагогические задачи духовно-нравственного воспитания молодого поколения: формирование морали, развитие нравственного самосознания личности (совести), принятие базовых общенациональных и национальных духовных традиций, способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора; трудолюбие; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей; укрепление веры в Россию и др.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие личности способствует формированию идентичности гражданина России, развитию патриотизма и гражданской солидарности; укреплению целостности российского народа, поддержанию межэтнического мира и согласия; повышению роли институтов гражданского общества, традиционных российских религиозных организаций в социализации детей и молодежи; преемственность (духовную культуру, социальную) поколений и др.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие личности ориентировано на укрепление и совершенствование правового государства; укрепление национальной безопасности; повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций и др.

Решение этих задач невозможно без обращения молодежи к содержанию истории России, российских народов, своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей, предков; традиционных российских религий; произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; фольклора народов России; общественно полезной и личностно значимой деятельности; учебных дисциплин; других источников информации и научного знания.

Важно учитывать, что носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно, национальный воспитательный идеал не может быть достигнут одной только системой образования. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов, имеющих отношение к социализации развивающейся личности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинаются в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Важным этапом развития гражданского самосознания являетсяукоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Наконец, высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности, ее гражданского, патриотического воспитания – формирование российской гражданской идентичности. В данном контексте россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Важным свойством духовно-нравственного развития современного гражданина России является также открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами. [6]

И это мечта современной молодежи о будущей России.

Список литературы

1. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Борытко Н. М.; Науч. ред. Н. К. Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.

2. О грядущей России: избранные статьи / И. А. Ильин ; под ред. Н. П. Полторацкого. - М.: Воениздат, 1993. - 368с

3.В. ХёслеКризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. — 1994.— №10.— С. 112—123.

4.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Педагогика. М. – 2009, – № 9. – С. 15-21.

5.Послание Президента Федеральному Собранию РФ / Д.А. Медведев. – 2009.

6. Психолого-педагогическая аспекты духовно-нравственного развития современной молодежи. Сборник материалов Международной научно-практической конференции / г. Псков, 2011. – 364 с.

 

 

А. В. Усиков

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.