Сделай Сам Свою Работу на 5

Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС





 

Духовно-нравственное неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами. Оно непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей и, конечно же, хронотопических (пространстенно-временных) представлений. Актуальность проблемы хронотопа в контексте межэтнического общения связана с изменениями экономического, политического, религиозного и собственно этнопсихологического характера. Можно по-разному оценивать ситуацию распада бывшего Советского Союза, неоднозначно относиться к отделившимся от него суверенным теперь уже государствам. Однако многие представители этих народов живут среди нас, в России, и мы постоянно с ними взаимодействуем. Одна из проблемных особенностей этого взаимодействия состоит в том, что представители разных этнических культур никогда не будут и, главное, не захотят нивелировать свои этнокультурные и этнопсихологические особенности.



Хронотоп – функционально-динамическое свойство личности, представляющая собой осознание неразрывного единства пространства, времени и их конкретных составляющих, развивающихся у личности в определенной системе координат, задаваемых социальными, культурными факторами, и/или пространственно-временная организация жизненного пути личности с учетом целей, системы ценностей, смыслов, установок, формирующиеся в реальном пространстве и времени. Основные составляющие хронотопа – это психологическое пространство (ППЛ) и психологическое время (временная перспектива) личности. ППЛ – субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий стратегию жизни человека, – включает комплекс физических, социальных и психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки). Функция СПП – защищать и развивать ППЛ, опираясь на опыт автономного поведения. СПП может быть понято как селекции внешних влияний, обозначающее пределы личной ответственности и идентичность человека [1]. Кроме этого, ППЛ само представляет собой развивающуюся систему, обладающую динамичным хронотопом. Временная перспектива - взгляд на свою жизнь с точки зрения того или иного времени: прошлого, настоящего или будущего, в также видение из взаимосвязей.



Цель исследования – выявление психологических аспектов становления и развития хронотопа (СПП и временная перспектива) личностей, сформировавшиеся в различных этнокультурных условиях (на материале исследований жителей Армении и России), а также исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов хронотопа (СПП и временной перспективы) и субъектности этих личностей.

Основные гипотезы исследования: - человеческий способ существования предполагает пространственно-временное – хронотопическое – оформление им своей жизни; - упорядочивание хронотопа опосредовано культурной формой – один из культурных канонов суверенность хронотопа (психологического пространства-времени). Эмпирические гипотезы исследования: - существуют статистически значимые различия в структуре хронотопа (по всем параметрам СПП и временной перспективы) у представителей армянской и русской национальностей, а также в молодом и взрослом возрастах; - особенности уровневой и структурной организации СПП связаны со структурной спецификой временной перспективы личности.



Участники: представители армянской и русской национальности - молодежь (студенты в возрасте 18 – 23 лет), а также взрослые - 25 – 50 лет (граждане Армении и России). В исследовании состоящей из двух этапов принимали участие всего 196 человек (126 человек в первом исследовании, 70 человек во втором). Методики: Опросник временной перспективы Зимбардо (ZPTI); «Суверенность психологического пространства» (С.К.Нартова-Бочавер); Графический тест Коттла; «Моя линия жизни»; Тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтева; Тест культурно-ценностных ориентации (Дж.Таусенд) и т.д., а также статистические методы (стандартизованный пакет SPSS 11.O).

Итоги исследования:

1. По всей выборке и в группах респондентов в зависимости от пола, возраста, национальности преобладают средние (нормальная суверенность) и высокие (сверхсуверенность) показатели по общему уровню СПП. Это свидетельствует о том, что более 70 % респондентов способны контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, обеспечивать успешность разрешения жизненных задач и, в конечном счете, устанавливать собственное авторство по отношению к жизненному пути в целом.

2. На основании полученных результатов первичной статистической обработки осуществлено респондентов по типам временной перспективы в целом по выборке: для 14,3 % респондентов характерна высокая ориентация на Позитивное прошлое, у 8,6% опрошенных наблюдается ориентация на Негативное прошлое, для 15,7% опрошенных характерна ориентация на Гедонистическое настоящее, для 20 % респондентов характерна ориентация на Фаталистическое настоящее, для 25,7% опрошенных характерна ориентация на Будущее, и, наконец, для 15,7% респондентов характерна Сбалансированная временная перспектива (ориентация).

3. При сопоставлении результатов различных групп с помощью U-критерия Манна-Уитни было установлено:

Группы опрошенных армян и русских различаются между собой по уровню выраженности следующих параметров: 1) по таким секторам психологического пространства как: территория (уровень которой выше в группе армян), мир вещей (уровень которой выше в группе армян), социальные связи (уровень которой выше в группе армян). 2) по временной перспективе гедонистического настоящего (уровень которого выше в армянской выборке). Группы молодых (студентов) и взрослых различаются между собой: 1) по общему показателю (уровень которой выше в группе взрослых). 2) по тенденции в принадлежности к определенному типу культуры (для группы взрослых характерен традиционный тип культуры, а для молодых – современный тип культуры).

4. На основе систематизации результатов исследования (результаты частотного, корреляционного, факторного анализа) мы выявили 3 типа хронотопа человека. Критериями выделения данных типов хронотопа являются различные взаимосвязи типообразующих характеристик: уровень СПП; ориентация на ту или иную временную перспективу; осмысленность жизни. Исходя из специфики составляющих компонентов, данные типы были условно названы (интерпретированы) нами следующим образом:

1) экзистенциально-ориентированный хронотоп – личность, с таким типом хронотопа характеризуется целостностью границ психологического пространства, способностью расширить, развивать и обогащать свое пространство; ориентирована на настоящее, переживают настоящий момент своей жизни во всей его полноте. Поиск смысла жизни, познание собственного «я», становление идентичности являются основными целями жизни. Для данного типа характерна стратегия “поиска смыла”.

2) интровертированный (личностно-ориентированный) хронотоп - личность, с таким типом хронотопа, характеризуется депривированностью психологического пространства, нарушением его границ, неспособностью защищать и развивать собственное психологическое пространство. Она ориентирована на негативное прошлое или же фаталистическое настоящее. Для них характерна стратегия “обороны-защиты” – стремление избежать трудных ситуаций либо же выйти из них с наименьшими потерями.

3) экстравертированный хронотоп (социально-ориентированный) – личность, с таким типом хронотопа, характеризуется сверхсуверенностью психологического пространства, ориентацией на гедонистическое настоящее и ли же будущее, не обременена поиском смысла собственного существования, рационально подходит ко всем обстоятельствам жизни. Характеризуется экспансивной стратегией основным способом справится с трудностями является принятие агрессивной позиции.

Выводы:

1. Разработан теоретико-методический подход к личности, в котором личность анализируется по схеме «психологическое пространство – время – субъектность». В данном случае психологическое пространство и временная перспектива рассматриваются в качестве составляющих хронотопа, а в контексте субъектности в качестве типообразующих аспектов хронотопа

2. Выявлены различия в уровне и структуре СПП и временной перспективы личности у представителей армянской и русской национальностей, в группах мужского и женского пола, а также молодого и взрослого возрастов.

3. Выявлены взаимосвязи между СПП и временными перспективами, а также их связи с субъектными свойствами личности и показателями осмысленности жизни.

4. Выявлены и описаны 3 типа хронотопа человека: - экзистенциально-ориентированный хронотоп; - интровертированный хронотоп; - экстравертированный хронотоп.

5. Суверенность психологического пространства и временная перспектива как составляющие индивидуального хронотопа является результатом социокультурного развития и в той или иной мере представлена на разных этапах онтогенеза.

Библиографический список

1. Нартова-Бочавер, С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер. – СПб.: Питер, 2008.

 

Е. В. Великанова

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.