Сделай Сам Свою Работу на 5

Волгодонский институт (филиала) ЮФУ, Волгодонск





Нынешний этап развития общества характеризуется коренными преобразованиями, которые накладывают свой отпечаток на все стороны жизнедеятельности человека. На фоне проводимых в России социально-экономических и политических реформ, внедряемые в массовое сознание западные аксиологические модели как социально одобряемые поведенческие стандарты, накладываются на традиционные ценности россиян и принимают подчас отрицательные формы. Общество постиг небывалый, беспрецедентный, нравственный провал, когда этические координаты сместились в сторону всеобщей безнравственности, вседозволенности и распущенности. Подобный провал особенно хорошо ощущается в сфере речевого поведения, где всё больше превалирующей становится ненормативная лексика. Так, по данным ВЦИОМа, 64% россиян прибегают к употреблению ненормативной лексики [2, с. 2].

В этих условиях перед научной общественностью стоит важнейшая задача раскрыть социально-психологические механизмы отклоняющегося от норм речевого поведения и найти оптимальные пути снижения и профилактики данного вида девиантного поведения среди подрастающего поколения.



К сожалению, в науке не накоплен материал, отражающий связь склонности к ненормативному речевому поведению с ценностно-мотивационными и смысловыми характеристиками личности, раскрывающий значение и специфику ценностей как основных регуляторов социального поведения, в том числе ненормативного речевого поведения. Этими обстоятельствами продиктован интерес к избранной теме исследования.

Человек, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должен оценивать себя, свою деятельность и свое поведение, в том числе и речевое, с позиций соответствия их требованиям социальной среды. Соответствие жизни и деятельности человека, принятым в обществе нормам и правилам, создает у него ощущение собственной социальной полноценности. Эта полноценность является условием нормального социального самочувствия, и напротив, ощущение несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, а так же может стать причиной тяжелых переживаний. Поэтому человек нуждается в постоянном контроле и регуляции своего поведения. Соблюдая установки и нормы современный человек придерживается определенного поведения, в том числе и речевого.



Речевое поведение – это обусловленные ситуацией общения эмоции, действия, поступки человека, выраженные с помощью языка и невербальных средств. Речевое поведение человека – сложное явление; оно связано с особенностями воспитания; с местом рождения и обучения, со средой, в которой человек привычно общается, со всеми особенностями, свойственными ему как личности, как представителю социальной группы, а также и национальной общности. По мере того как вырастает человек, речевое поведение становится привычным для него, поэтому оно выражается в требуемых окружающими стереотипных высказываниях, речевых клише (приветствия, извинения и т.д.), с одной стороны, и, с другой – в каких-то сугубо индивидуальных речевых проявлениях данной личности. К этому добавим и неречевые (невербальные) средства коммуникации – жесты, мимику, тональные и фонациональные особенности [3.].

Иными словами, в речевом поведении проявляется языковая личность, принадлежащая данному возрасту и времени, данной стране, данному региону, данной социальной (в том числе и профессиональной) группе, данной семье.

С древнейших времен существовал целостный подход к изучению проблемы речевого поведения человека — изучались взаимосвязь целей говорящего с избранными средствами общения, степенью их воздействия на аудиторию, их способностью вызвать эстетическое удовольствие и рефлексивную реакцию слушателей; цели оратора соотносились с ситуацией общения, учитывался социальный состав аудитории.



Проблемам речевого поведения человека посвящены труды таких исследователей лингвистики общения, как Дж. Локк, Г.В. Лейбниц, Т. Гоббс [1, с.6].

Идеи социолингвистического и психологического характера речевого поведения получили свое отражение и в трудах мыслителей и общественных деятелей России (И.П. Павлов, К.С.Станиславский).

Речевое поведение исследуется в работах таких современных отечественных лингвистов как Т. Г. Винокур, А. В. Ленец, Г. Г. Матвеева, Л. А. Моисеенко, Е. Е. Нужнова, К. Ф. Седов и др.

Речевое поведение людей в социально ориентированном обществе имеет ряд особенностей в сравнении с речью в межличностном общении.

Целесообразно выделить три уровня речевого поведения: низкий, средний и высокий. Низкий уровень владения компонентами речевого поведения характеризуется несоблюдением литературных норм языка, не владением собственным голосом и речевым этикетом, отсутствием национально- культурных знаний, не владением невербальными средствами общения. Средний уровень предполагает неполное соответствие нормам языка, поверхностное владение этикетной культурой, недостаточным владением собственным голосом, поверхностным наличием культурно-этнических знаний, частичным владением невербальными средствами общения. Высокий уровень владения компонентами речевого поведения характеризуется абсолютным соблюдением норм языка, владением в полной мере своим голосом, хорошими знаниями о культуре, обычаях и традициях народов, полным соблюдением этических норм и правил, отличным владением невербальными средствами общения[4, с.36].

В последнее время все чаще и тревожнее звучит вопрос о речевом портрете молодого человека на фоне картины нашего времени. Для описания речевого поведения молодого поколения следует учитывать следующий момент: нормы и ценности разных малых социогрупп могут не совпадать или даже резко противоречить друг другу. Поэтому в своем поведении, в том числе - речевом, человек вынужден приспосабливаться к разным групповым требованиям.

В целях изучения речевого поведения молодого поколения мы провели исследование. Особое значение необходимо уделить низкому уровню речевого поведения. Одним из составляющих данного уровня является употребление ненормативной лексики.

Проблема употребления ненормативной лексики становится с каждым днем все актуальней и актуальней. Студентам Волгодонского института экономики, управления и права (филиал) ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» задали вопрос «Как Вы относитесь к нецензурной лексике?» Ответы на поставленный вопрос были разнообразными, каждый из которых отмечал различные функции нецензурной брани. Эти мини-сочинения отражают сущность и допустимые условия использования нецензурных выражений в речевой практике.

Таким образом, проанализировав мини – эссе молодых людей, можно убедиться, что в речи проявляется феномен «переключения кода», где молодежь использует разный набор речевых форм в соответствии с речевыми требованиями конкретных малых групп, а также разные типы и формы речи в зависимости от типа коммуникативного взаимодействия и конкретной коммуникативной среды.

Каково же речевое поведение современной молодежи? Нами было проведено исследование, целью которого было выявление особенностей речевого поведения старшеклассников. Одной из особенностей является снижение речевой практики – употребление ненормативной лексики. Исследование проводилось с помощью разработанной нами анкеты, включающей в себя 9 вопросов.

На вопрос «Как вы считаете, употреблять в речи нецензурные выражения допустимо или недопустимо ни при каких обстоятельствах?» допустимо ответили 11,4%, недопустимо 60%. Старшеклассники отметили, что большинство их знакомых употребляют нецензурные выражения (68,5%). Не смотря на это 40% респондентов считают, что художественные произведения, в которых звучат нецензурные выражения следует запретить. 77% опрошенных старшеклассников отмечают, что слышат ненормативную лексику в общественных местах очень часто. Причем употребляют ее и молодежь (51,4%), и молодежь и зрелые люди в равной степени (45,7%). 68,5% респондентов редко употребляют ненормативную лексику, а если и употребляют, то только при сильных отрицательных эмоциях.

В соответствии с полученными данными можно сделать общий вывод: молодежь использует в своей речи ненормативную лексику, слышат ее везде, но при этом считают о необходимости запрета художественных произведений, содержащих обсценные слова.

Таким образом, ненормативное речевое поведение друзей, ближайшего социального окружения, как правило, не вызывает отрицательной реакции или реакции осуждения со стороны респондентов, в то время как по отношению к употреблению ненормативной лексики посторонними или незнакомыми людьми молодые люди чаще проявляют нетерпимое и осуждающее отношение. К сдерживающим факторам употребления ненормативной лексики, в зависимости от ситуации относятся семья, одноклассники. В большинстве случаев ненормативная лексика служит инструментом для выражения эмоциональных состояний, чаще негативных: ответной и демонстративной агрессии, раздражения, недовольства, обиды. В речевом поведении молодого поколения нередко употребление ненормативной лексики выполняет функцию понижения статуса адресата, междометную функцию, «контактоустанавливающую» и привлечения к себе внимания со стороны окружающих, а также функцию протеста против существующих в обществе норм и правил.

Список литературы

1. Гордон Д. Лакофф Дж. Постулаты речевого общения. Новое в зарубежной лингвистике (НЗЛ). - Вып.16. - М., 1985 . -504с.

2. Гринь Н.А. Речевое поведение студенческой молодежи в транзитивном обществе: управленческий аспект. //Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук: 22.00.08.- Новосибирск, 2003.- 209 с.

3. Пацыба В.И. Автореферат на соискание кандидата психологических наук. Взаимосвязь склонности к ненормативному речевому поведению и ценностных ориентаций личности". – Саратов, 2009. - 20с.

4. Попова Е.П. Компоненты речевого поведения в социально-культурном сервисе и туризме. // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки».- 2007. - № 5.

 

 

К. В. Мартиросян

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.