Сделай Сам Свою Работу на 5

Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС





Цель исследования: изучение жизненной перспективы и психологической суверенности в юношеском возрасте.

Объект теоретического исследования: психологическая суверенность и жизненная перспектива в юношеском возрасте.

Объект эмпирического исследования: юноши (студенты 18-19 лет).

Предмет исследования: психологическая суверенность и жизненная перспектива.

Гипотеза исследования: в юношеском возрасте суверенность психологического пространства связана с отдалённой временной перспективой личности.

В теоретической части работы описывается юношеский возраст. В частности, формирование жизненной перспективы и особенности психологической суверенности в данный возрастной период. Также рассматриваются сами понятия жизненной перспективы и психологического пространства личности.

Слободчиков и Е.И. Исаев кризис юности связывают со становлением авторства в собственной жизни (17-21 год), со вступлением в самостоятельную жизнь. В работе идёт речь о юношестве согласно данной периодизации. Юность – решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Большую роль в восприятие мира юношей и девушек начинает играть то социальное пространство, в котором они живут. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Каждый человек в определенный момент своей жизни задумывается над тем, что есть жизнь, в чем ее смысл, определяет для себя противоречия внешнего и внутреннего мира, ищет разнообразные подходы и способы их разрешения. Исходя из этого, человек ставит перед собой определённые цели, как на ближайшее время, так и заглядывая далеко в будущее. Их обозначение позволяет личности выстраивать перспективу жизненного пути. Перспектива – это виды, планы на будущее. Под перспективой жизни понимается целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых, по мнению человека, зависит его социальная ценность и смысл жизни.



С.К. Нартова-Бочавер определяет психологическое пространство как целостность личности, под которой понимается как субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Психологическое пространство включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки). Эти явления становятся значимыми в контексте психологической ситуации, приобретая для субъекта личностный смысл, и начинают охраняться всеми доступными ему физическими и психологическими средствами. Ключевое место в феноменологии психологического пространства занимает состояние его границ – физических и психологических маркеров, отделяющих область личного контроля и приватности одного человека от таковой области другого. Психологическое пространство – это территория, куда окружающие не вправе проникать без приглашения хозяина. Оно развивается в онтогенезе и взаимодействует с другими качествами личности. Но наиболее важным является прочность его границ, дающая человеку переживание суверенности собственного «Я», чувство уверенности, безопасности, доверия к миру. Психологическое пространство личности может быть определено как субъективно значимый фрагмент бытия, т.е. существенный, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Психологическое пространство включает физических и психологических явлений, с которыми человек отождествляет себя. Они становятся значимыми для субъекта, когда приобретают личностный смысл, и поэтому границы психологического пространства охраняются физическими и психологическими средствами.





В качестве первой методики на студентах 2 и 3 курса (36 человек) использовался метод мотивационной индукции Ж. Нюттена. Испытуемым предлагалось закончить 40 предложений в соответствии со своими желаниями, планами и намерениями. Исследование показало, что у 78% испытуемых большинство мотивационных объектов относятся к отдалённому будущему: «Я надеюсь на светлое будущее», «Я буду вполне доволен, если в конце пути смогу сказать “всё было хорошо”», «Я надеюсь на достойную смерть», «Любой ценой я хочу закончить вуз», «Я хочу крепкую семью», «Я страстно желаю найти высокооплачиваемую работу». Процентный показатель ответов данной категории, относительно всех остальных, составляет 51%. В то время как другие временные периоды всего набрали 16%: « Я ужасно хочу спать», «У меня есть определённое намерение написать курсовую», «Я принял решение о том, как проведу сегодняшний день», «Я хочу кушать», «Я сделаю всё зависящее от меня, чтобы хорошо выступить в субботу». Остальные мотивационные объекты было сложно отнести к определённому промежутку времени: «Наихудшим наказанием для меня является собственное неудовлетворение», «У меня сильное стремление к спокойствию», «Я хочу свободы сознания», «Я опасаюсь за любимых», «Я больше всего готов к боли», «Я прилагаю максимум усилий, чтобы приложить максимум усилий», «Я хочу хотеть», «Я ничего не пожалел бы для близких».

Следующим в эмпирическом исследовании применялся опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер. Исследование показало, что 83% результатов испытуемых по данному опроснику находятся в интервале от 40 до 60 Т-баллов, т.е. имеют средний показатель суверенности психологического пространства.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы, использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона. Переменными были ряды процентного соотношения отдалённой временной перспективы, полученные методом мотивационной индукции и общий балл суверенности психологического пространства. Корреляция равна 0,681, что говорит о достаточно тесной связи взятых показателей. Подтверждением является диаграмма, построенная по полученным результатам.

 

 

Формирование жизненной перспективы является важной и неотъемлемой частью формирования личности человека. Особое значение фактор жизненной перспективы приобретает именно в юношеском возрасте, когда столкновение желаний и осознанных возможностей, намеченных жизненных планов и реальных обстоятельств часто приводят к серьезным внутренним конфликтам, переживаниям. Важно формирование содержательной, глубокой жизненной перспективы будущего для полноценного развития личности человека. Исследования жизненной перспективы в юношеском возрасте имеют обоснованный характер, т.е. данный возраст является одним из важнейших периодов становления личности, когда человек уже может и должен ответственно обдумывать смысл жизни и то, как в дальнейшем будет продвигаться его жизнь. Устремленность в будущее в этом возрасте становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов и планов.

В результате анализа суверенности психологического пространства личности в юношеском возрасте, был сделан вывод, что «оптимальным» является средний уровень суверенности психологического пространства личности. В результате процедуры корреляционного анализа были выявлены связи между показателями суверенности психологического пространства и временной ориентацией на отдалённое будущее.

Малая изученность проблемы исследования дает перспективы и возможности для дальнейшего рассмотрения таких психологических явлений, как психологическое пространство личности и жизненная перспектива в юношеском возрасте.

 

Т. В. Швалева

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.