Сделай Сам Свою Работу на 5

Волгодонский Институт (филиал) Южного Федерального Университета





 

Проблема ценностного выбора молодежи в любом обществе волновала с древнейших времен. Существует достаточно много подходом, связанных с пониманием данного процесса. На наш взгляд, ввиду особой сложности данного процесса из-за множественности факторов, влияющих на изменения сознания молодого поколения, попытки понять и объяснить этот процесс может быть рассмотрен с помощью трансдисциплинарного подхода.

Если в качестве критерия классификации научных подходов выбрать степень полноты окружающего мира, то можно выделить четыре основных вида: монодисциплинарный, междисциплинарный, мультидисциплинарный(полидисциплинарный) и трансдисциплинарный подходы. [1]

Монодисциплинарный подход достаточно четко делит окружающий мир на отдельные предметные области. Проблемы, существующие в данной предметной области, именно этот подход делает возможным исследовать максимально тщательно и качественно. Каждая дисциплина имеет достаточно четкий образ предмета исследования, поэтому существует стремление сохранить и дисциплинарную методологию его исследования. То есть, используя методологию социологии для изучения проблемы ценностного выбора молодежи, мы рассматриваем полученные результаты исключительно с позиций социологии. Вместе с тем, желание сохранить дисциплинарную методологию привело к расширению сферы применения монодисциплинарной методологии, что, в свою очередь, повлекло появление междисциплинарных научных подходов.



Особенностью междисциплинарного подхода является то, он допускает перенос методов научного исследования из одной дисциплины в другую. Этот перенос определен обнаружением сходства исследуемых предметных областей. Но следует отметить, что применение другой дисциплинарной методологии чаще всего не приводит к изменению предметного образа данной дисциплины. Вместе с тем следует отметить, что для сохранения границ монодисциплинарности в междисциплинарных исследованиях всегда существует ведущая и ведомая дисциплины. Таким образом получается, что все результаты, полученные при помощи методологии ведомой дисциплины интерпретируются с позиций монодисциплинарного подхода ведущей дисциплины. Можно сделать вывод о том, что междисциплинарный подход чаще всего предназначен для решения монодисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина встречается с методологическими трудностями.



Для преодоления этих трудностей, при изучении сложных систем при помощи междисциплинарного подхода, объект исследования может быть заменен на другой, более простой, но сохраняющий все важнейшие параметры исходного объекта. В данном случае речь идет об имитационном моделировании, так как «любая модель является имитационной, поскольку принципиально отражает не абсолютно все элементы объекта, представляемого в виде системы, а лишь те, которые помогут понять изучаемые особенности, в противном случае модель стала бы необозримой по размерности»[2]. Одним из главных этапов моделирования является «обоснование допущений», в результате чего достигается следующее: с одной стороны, это упрощает объект, а с другой – сохраняет главные качества искомого объекта, которые необходимы для исследования. При этом необходимо отметить, что «при этом междисциплинарный ученый не исследует объект в его единстве, а исследует только то, что его интересует в этом объекте! Это не просто принципиальное замечание, а самый настоящий «подводный камень», о который могут «разбиться» стремления монодисциплинарных и междисциплинарных специалистов к трансдисциплинарности»[3]. Это обусловлено тем, что при моделировании в междисциплинарном подходе в самой модели может быть не учтены какие-либо компоненты объекта, которые могут оказаться существенными для исследователя. Используя междисциплинарный подход к исследованию молодежи прежде всего создаются модели, имитирующие молодежь как социально-демографическую группу, учитывая половые, возрастные, национальные, культурные (молодежные субкультуры), религиозные различия и т.д, а затем эта модель изучается посредством различных методов дисциплин, включенных в данное междисциплинарное исследование.



В основе мультидисциплинарного (полидисциплинарного) подхода лежит стремление к использованию обобщенной картины предмета исследования, по отношению к которой все дисциплинарные картины являются ее частями. В данном случае переноса методов исследования не происходит, то есть все методы работают в режиме монодисциплинарности, для изучения их особенностей применяются только соответствующие им монодисциплинарные методы. При этом при сопоставлении результатов монодисциплинарных исследований в рамках данного подхода удается найти новые качества или свойства изучаемого объекта.

В практической реализации данный подход нашел свое применение в работе экспертных групп. Как отмечается В.Н.Волковой «при использовании экспертных оценок обычно предполагается, что мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного эксперта. Основные преимущества мультидисциплинарного подхода проявляются в случае, когда для решения монодисциплинарной проблемы требуется учесть множество известных факторов, которые являются предметом исследований других дисциплин. При этом, как и в междисциплинарных исследованиях, трактовка полученных результатов происходит с позиций ведущей дисциплины, поэтому мультидисциплинарный подход способствует накоплению монодисциплинарных знаний, но он не способствует выявлению общих закономерностей и механизмов их взаимодействия внутри предмета. Вместе с тем, необходимо отметить очень высокую значимость и частоту использования этого подхода, так как он является эффективным для формирования общего поля знаний об окружающем мире.

Подводя итог рассмотрению данных подходов следует сделать вывод о том, монодисциплинарные, междисциплинарные и мультидисциплинарные подходы предназначены для обеспечения эффективного взаимодействия дисциплинарных методологий в случае исследования сходных предметных областей. При этом во всех подходах сохраняется ведомость одной дисциплины перед другой, и ни один из этих подходов не предназначен для исследования объекта в его единстве.

Согласно Международного центра трансдисциплинарных исследований (CIRET), ситуация трансдисциплинарности с одной стороны, предполагает нарушение жесткости дисциплинарных делений научного знания, они становятся «проходимыми», что способствует появлению разного рода систем «поверх» дисциплинарного деления, «меж»-системных образований, «экстра»-систем и т.д.[4] Образованные системы получаются лишь относительно автономными от той среды, из которых они вышли. Если дисциплинарные исследования касаются изучения одного уровня предметной реальности, то трансдисциплинарные исследования оперируют несколькими такими уровнями, отчего и появляются новые системы «поверх» этих уровней.

Трансдисциплинарность принадлежит к тем направлениям научного исследования, в которых «отчетливо выражен философский элемент внутри наук»[5]. При этом, с одной стороны, он ориентирован на философское прояснение единых оснований опыта трансдисциплинарности и явлений окружающей среды, с другой стороны, он содержит вопросы, которые решаются конкретными методами взаимодействия в достаточно сложном многообразии дисциплинарных областей. Опыт трансдисциплинарности находит свое отражение при решении экзистенциальных проблем в сочетании казалось бы несочетаемого: установленных норм дисциплинарного знания, которые различаются между собой по предмету и методу со знанием окружающего мира с его выраженными социокультурными особенностями.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что трансдисциплинарный подход может быть использован для анализа таких сложных и многоаспектных проблем как взаимовлияние ценностей общества и социализации молодежи.

Список литературы

1.Мокий В.С. Основы трансдисциплинарности. – Нальчик: ГП КБР, 2009.-368 с.

2.Волкова В.Н. Теория систем / В.Н.Волкова, А.А.Денисов. – М.: Высш. шк., 2006. – 511 с.

3.Мокий В.С. Основы трансдисциплинарности. – Нальчик: ГП КБР, 2009. -368 с.

4.Киященко Л.П. Философия трансдисциплинарности [Текст] / Л.П.Киященко, В.И.Моисеев; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2009.-205 с.

5.Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб., 2000.-174 с.

С. В. Гузенина

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.