Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственное научно-исследовательское учреждение «Совет по изучению производительных сил», Москва / Филиал ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» в г. Пятигорске





 

В условиях становления инновационной экономики, необходимо говорить о модернизации и развитии социальной сферы. Устранение региональных диспропорций развития социальной сферы возможно не только за счет средств федерального бюджета (т.к. эти средства нужны для развития отраслей народного хозяйства), необходимо говорить о поиске различных инструментов. Одним из инструментов построения и развития социальной сферы региона и страны является государственно-частное партнерство как составная часть механизма реализации принципа субсидиарности.

В условиях посткризисного развития мирового сообщества и перехода Российской Федерации к инновационной экономике возникает необходимость создания и поддержания устойчивого интенсивного экономического роста во всех отраслях и сферах народного хозяйства, а особенно в социальной сфере.

На современном этапе неизбежность социального неравенства обусловлена объективно существующими механизмами развития общества. Экономический рост возможен, через формирование «точек роста» на отдельной территории с наиболее благоприятными социально-экономическими условиями. Согласно теории поляризованного развития, сосредоточение инвестиций в «точках роста» необходимо для инновационных процессов, которые затем распространяются и на окружающую территорию, позволяя выйти из состояния отсталости. Региональные различия в уровне жизни, качестве оказанных услуг, и т.д. характерны для любой страны, они являются следствием территориальных диспропорций социально-экономического развития. Достижение полного выравнивания региональных диспропорций предоставляется невозможным, т.к. это связано с географическими, природными, демографическими, экономическими, социальными и иными особенностями территории.



При усилившейся мозаичности российского пространства разделить регионы по типам становится все сложнее. Эта задача не была легкой в командно-административной экономике, разнообразие территориального пространства СССР и его населения вносило свои сложности. Помимо сложности самого объекта исследований есть немало трудно решаемых методических проблем. Комплексную оценку можно провести в сочетании качественных и количественных методов исследования. В экономической науке чаще используются разнообразные математические методы (факторный анализ, многомерные типологии), но результаты расчетов в основном зависят от набора статистических показателей - «что заложишь, то и получишь» - и обычно не впечатляют ученых. В региональной экономике существует ряд общепризнанных типологий, но все они субъективны[16].



Результаты ранжирования на основе коэффициента социальной ориентированности (направленности) бюджетных расходов, следующие:

К первой группе «богатые самодостаточные» (10) (от -0,21 до 0), по показателю отклонения находятся регионы, которым присуще:

доля безвозмездных выплат колеблется от 3 до 20 %;

наличие предприятий, которые финансируют развитие социальной сферы региона (в Тюменской области компания «Ростнефть-Пурнефтегаз», Фабрика «Петро» Санкт-Петербург, ОАО «Нижнекамскнефтехим», республика Татарстан и т.д.).

Вторая группа регионов «богатые» трансфертнозависимые (от -0,21 до 0) из 5, характеризуются высокой долей трансфертных выплат (от 50 до 86%), что говорит о низкой доле решения социальных проблем в регионе.

Уровень федеральной поддержки республик остается более значительным, чем «русских» регионов, по доле федеральных перечислений в доходах бюджетов регионов. Однако максимальная поддержка обеспечивается лишь отдельным республикам, наиболее политически значимым для федеральных властей

Третья группа (22) регионов со средним уровнем финансирования (от 0 до 0,5) - вошли регионы со средним уровнем развития по стране, характерно перечисление на безвозмездной основе денежных средств от 10 до 50 % в региональные бюджеты из федерального. Необходимо говорить о том, что в этих регионах имеется потенциал для финансирования социальной сферы, через привлечение бизнеса.



Четвертая группа (4) со средним уровнем финансирования, зависящее от трансфертов (от 0 до 0,5) – характеризуется решением проблем только за счет средств федерального бюджета, социальное партнерство невозможно из-за высокого уровня безработицы, коррупции, т.е. отсутствуют условия для развития бизнеса.

Пятая группа «аутсайдеры» с уровнем отклонения ниже среднего (35) (от 0,5 до 0,10), в нее входят более урбанизированные регионы Центра, Северо-Запада, Поволжья, аграрные регионы Европейской части и юг Западной Сибири, ей присуща зависимость от безвозмездных выплат из федерального бюджета. Необходимо отметить, что регионы могут развивать социальную сферу за счет привлечения инвестиций крупных предприятий развивающихся на территории.

Шестая группа - слабоосвоенные (7) (от 0,10 до 0,15) регионы характеризуются слабой социальной модернизацией, высокой зависимостью от государственных трансфертов.

Рисунок 1.- Типология регионов Российской Федерации с учетом финансирования социальной сферы

 

По отклонению определен уровень обеспеченности собственными финансовыми ресурсами и проведена классификация.

Выборка делалась за несколько лет, необходимо отметить, что наблюдается движение регионов из одной в другую группу, к сожалению, не в сторону улучшения своего финансового положения, это обуславливается финансово-экономическим кризисом произошедшем в мире.

Проведя типологию с помощью коэффициента социальной ориентированности (направленности) бюджетных расходов приходим к выводу, что реализация принципа субсидиарности с подкреплением финансов возможна в регионах: богатых самодостаточных, регионах со средним уровнем финансирования, аутсайдерах, с уровнем отклонения ниже среднего.

Полученная типология показывает, что для России нужна социальная политика, адаптированная с учетом особенностей как минимум шести разных типов регионов. Те меры, которые способны «лечить» социальные болезни Ставропольского края, вряд ли окажутся столь же эффективными на Саратовской области или в Хакасии. Проблема не только в разной географии - даже в объединившихся Пермской области и Коми-Пермяцком АО социальная политика по единому «рецепту» может привести к усилению различий в качестве населения и его адаптивности. Для каждого региона необходимо прописывать свой механизм развития социальной сферы, но в основу можно положить общую идею социального партнерства как основу реализации принципа субсидиарности.

На основе проведенной классификации регионов, приходим к выводу, что эффективным инструментом развития социальной сферы является государственно-частное партнерство (ГЧП).

Государственно-частное партнерство можно определить как эффективный инструмент инновационного развития страны, региона и муниципальных образований. Реализация ГЧП способствует формированию предпосылок взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса, но необходимо говорить о дополнительных рисках в процессе осуществления совместных проектов (усложненный порядок реализации, высокие транзакционные издержки, риски формирования структуры корпоративного управления, неоднозначное отношение общественности и политические последствия)[17].

Для того чтобы обеспечить высокие темпы экономического роста, повышение конкурентоспособности, диверсификации российской экономики и перехода к инновационному развитию, необходимо привлечение инвестиционных ресурсов (как иностранных, так и из внутренних инвесторов). Таким образом, государственно-частное партнерство (ГЧП) сможет выступить в роли катализатора процессов финансирования приоритетных высокотехнологичных секторов экономики, которые в силу долгосрочности инновационных проектов, низкой доходности или повышенного риска инвестиций ограничены в поступлении частного капитала, что повлечет развитие социальной сферы и инфраструктуры.

Государственно-частное партнерство в современных условиях рассматривают как эффективный механизм управления социальной сферы экономики. Замена административных рычагов управления городом на экономические с целью развития инфраструктуры, оптимизации бюджетных расходов, повышения качества предоставляемых услуг, привлечения инвестиций является необходимостью в сегодняшних условиях[18].

Для решения этой задачи в некоторых субъектах Российской Федерации реализуются проекты на основе ГЧП с участием частного, в том числе, и международного капитала.

Примером реализации государственно-частного партнерства может быть Ненецкий Автономный Округ (который относится к группе «богатые самодостаточные» регионы, согласно классификации), где заключены следующие соглашения:

с «Роснефтью» с выделением на социально-экономическое развитие по 5 млн. долларов в год на срок действия лицензий на право пользования недрами на Черпаюском, Хасырейском, Нядейюском месторождениях округа;

с «Тоталь РРР» предусмотрено финансирование социальной сферы на сумму 250 тыс. долларов ежегодно на период действия лицензии на Харьягинском месторождении. С учетом инфляции указанная сумма постоянно увеличивается и сейчас составляет свыше 350 тыс. долларов США.

соглашениях с «Арктикнефтью» и «Арктикморнефтегазразведкой» предусмотрено финансирование объектов социальной сферы из расчета 100 долларов за 1 тыс. тонн нефти, добытой на Песчаноозерском месторождении и т.д.

На территории данного региона в результате действия государственного частного партнерства наблюдается улучшение объектов социальной инфраструктуры: в 2008 году такими объектами являются детский сад на 300 мест, родильный дом на 50 коек в Нарьян-Маре; средняя школа в п. Каратайка; автодорога Ираель - Н. Одес и прочие объекты[19].

В Тюменской области компания «Роснефть-Пурнефтегаз» активно участвовала в строительстве больничного комплекса. ОАО ГМК «Норильский никель» фактически содержит весь жилищный фонд Норильска, обеспечивает жильем своих пенсионеров в южных районах страны.

Приоритетом в развитии проектов партнерства власти и бизнеса на муниципальном уровне должно стать, решение вопросов законодательного и нормативного регулирования сферы ГЧП, качественной подготовки проектной и договорной документации, организации проектного финансирования с участием российских и иностранных финансовых институтов.

При переходе России на инновационный путь развития необходимы финансовые вложения в народное хозяйство страны и особенно социальную сферу, а также целый ряд мер государственного регулирования в области государственно-частного партнерства. Формирующиеся меры, призванные способствовать повышению мобильности инвестиций в народное хозяйство, что в свою очередь повлечет развитие социальной сферы.

Основной инструмент, способный вывести государство и регионы на принципиально новый уровень развития – государственно-частное партнерство, причем, при поиске партнеров необходимо сделать акцент на малые инновационные предприятия, которые при сохранении регулятивной роли государства способны обеспечить достижение необходимого для современной экономики уровня развития инноваций и модернизации социальной сферы региона.

Библиографический список

1. Ильин И.А. Социальное строительство на территории России. – М.: Наука, 2006.- 234 с.

2. Ларин С.Н. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии // Государственно-частное партнерство в инновационных системах / Под общ. ред. С. Н. Сильвестрова. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 312 с.

3. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Формирование институтов инновационного развития в России // Государственно-частное партнерство в инновационных системах / Под общ. ред. С. Н. Сильвестрова. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 312 с.

4. Независимый институт социальной политики Социальный атлас российских регионов / Тематические обзоры / Типология регионов электронный доступ / http://www.socpol.ru/atlas/typology/index.shtml/.

5. Форум регионов России: «Государственно-частное партнерство в комплексном развитии территорий», электронный доступ /http://www.ppp-lawrussia.ru/forum28/index3.htm/.

6. Широков В.Б. Механизмы организации государственно-частного и муниципально-частного партнерства в северных регионах России // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов / электронный доступ /http://www.jurnal.org/articles/2010/ekon84.html/.

 

 

Д. Д. Голышева

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.