Сделай Сам Свою Работу на 5

АНАЛИЗ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРАВА МОЛОДЕЖИ, В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ





Научный руководитель: к.ю.н., доцент В.Н. Тронева

Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС

 

Понятие "молодежь" является предметом долгих дискуссий, хотя существует рамочное определение, данное в рамках ООН при проведении Международного года молодежи в 1985 году. Оно указывает на того, кто является молодежью в сравнении с теми, кто есть дети или кто есть взрослые, и ставит в зависимость от конкретной нации и культуры.

В целях статистики ООН определяет молодежь как людей в возрасте от 15 до 24 лет. А вот в России под молодежью следует понимать граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет 33, а в странах Европы – лиц в возрасте до 30 лет. Следовательно, отличие в верхней возрастной границе прослеживается в зависимости от региона и государственной молодежной политики.

Принимая во внимание предмет регулирования и значимость общественных отношений, подлежащих регламентации, можно утверждать, что существует особая совокупность норм, регулирующая права молодежи. Но здесь выделяется такая проблема, как многоотраслевой характер стандартов прав молодежи, сочетающий одновременно нормы, регулирующие социально-экономические, политические и иные права и свободы молодежи, детей, женщин и других категорий. Таким образом, можно сделать вывод, что нормы, регулирующие права молодежи, восполняют разрыв между договорными актами и обычными нормами, регулирующими права детей и права человека в целом. Они стали ответом на современные проблемы, одной из которых является выделение прав молодежи в отдельный блок. Нельзя отрицать тот факт, что большинство документов, регламентирующих права молодежи, закреплены государством de facto, но не признаны de jure.



В то же время отсутствует единый международно-правовой акт о защите прав молодежи – в связи с тем, что положения универсальных и региональных международно-правовых актов необходимо рассматривать в свете действующих международно-правовых документов, посвященных как общим правам человека, так и отдельным правам (например, правам ребенка, женщин). Поэтому, на мой взгляд, в целях принятия универсального правового акта, необходимо разработать единый механизм защиты прав молодежи, а также систему мониторинга и имплементации уже существующих стандартов в области прав молодежи Государствами-членами ООН совместно с неправительственными организациями различного уровня. В этой связи уместно предположить возможность создания новых инструментов в области защиты прав молодежи. Представляется, что главная роль должна быть отдана Комиссии международного права ООН, которая целью своей деятельности имеет прогрессивное развитие международного права и его кодификацию, что позволит подготовить ряд международных проектов, касающихся прав и свобод молодежи.



Большую роль в провозглашении и защите прав молодежи играют неправительственные организации различного уровня. Молодежные и студенческие движения вносят значительный вклад в развитие идей поддержания мира, свободы, демократии и достоинства всех людей. Именно, исходя из этого, нельзя умалять значение неправительственных организаций в провозглашении и защите прав молодежи.

Международно-правовые документы уделяют особое внимание проблеме добросовестного ограничения воинской обязанности относительно молодежи. В современных условиях положения о воинской обязанности неразрывно связаны с возможностью участия в военных/вооруженных конфликтах. В связи с этим особое волнение вызывает реализация права на мир и безопасность, которое затрагивает защиту прав молодежи во время вооруженных конфликтов. Среди международно-правовых норм не существует конкретных, которые бы отвечали за защиту прав молодежи в период вооруженного/военного конфликта. В рамках ООН были приняты документы, направленные на предупреждение подобных посягательств на детей. В данном случае институты "права детей" и "права молодежи" слились воедино, что противоречит возрастному определению "молодежи". Разработка специального акта содействовала бы защите прав молодежи в период вооруженного конфликта, и тем самым явилась бы одной из форм добросовестного ограничения воинской обязанности касательно молодежи.



Более того, вопрос о создании универсальных международных документов, относящихся к специфике института прав молодежи, должен решаться исходя из культурного и религиозного разнообразия отдельных регионов и государств. Региональное регулирование прав и свобод молодежи обязательно должно быть с учетом важных проблем региона. Так, например, главной темой регламентации прав молодежи в Африке является признание дипломов, полученных за границей, однако документы, регулирующие права молодежи в Африке, не затрагивают вопросы участия молодежи в управлении делами государства и/или вопросы принудительного труда молодежи.

Государства азиатского региона направляют свои усилия для обеспечения прав молодежи на ассоциацию, свободу совести, права на получение информации о своих обязанностях, а также нормы, обеспечивающие защиту молодежи от сексуальной эксплуатации и вовлечения их на рынок принудительного труда.

В СНГ документов, регулирующих права и свободы молодежи, не существует. Отсутствие таких правовых актов является значительным пробелом в системе защиты прав человека в СНГ.

Несмотря на различия в обеспечении прав молодежи, существуют общие темы для всех регионов – это признание дипломов и самого образования между различными государствами и регионами, а также здоровье и борьба с наркотической зависимостью молодежи. Особое значение имеют и социально-экономические права молодежи, которые рассматриваются в соотношении с правом на образование, в частности, это предоставление первоначальной работы после получения определенного образования.

Большое значение в реализации права молодежи на труд имеет трудовая адаптация молодежи. Понятие трудовой адаптации было впервые введено МОТ, но, к сожалению, не нашло должного отражения в российском законодательстве. В трудовой адаптации особую роль могут играть общественные организации и социальные службы на уровне субъектов РФ, и на местном уровне.

Формально в России молодежная мобильность признана в Постановлении Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ», но фактически реализация молодежных обменов была затруднена в свете экономических проблем, существующих в России. Российское законодательство рассматривает молодежную мобильность в основном с точки зрения международных обменов, что противоречит содержанию выделенного права в рамках федеративного государства, где устанавливается, что сотрудничество должно осуществляться и в пределах государства, в связи с многообразием культур и традиций. Такой подход должен быть отражен и законодательстве субъектов РФ, которые не предусматривают возможности реализации молодежной мобильности в пределах России. Так, предполагаемая правовая норма должна содержать положения, направленные на содействие развитию молодежного сотрудничества путем заключения и реализации межправительственных соглашений о молодежных обменах, а также включение молодежи в образовательные, научно-технические и иные региональные программы.

Таким образом, права молодежи – это подотрасль международного права, которая состоит из совокупности принципов и норм, определяющих обязанность государств по обеспечению и соблюдению основных прав и свобод молодежи без каких-либо признаков дискриминации в любой промежуток мирного или военного времени.

 

А. М. Новицкая

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,

РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.