Сделай Сам Свою Работу на 5

Предпосылки принятия Конституции РК и ее структура





Конституция РК 1995 г. явилась отражением изменившейся за годы независимости политической, экономической и социальной жизни общества и вытекающей из этого роли государства.

Экономические предпосылки: необходимость введения частной собственности на землю и углубления экономических реформ.

Политические предпосылки: необходимость расширения политических и гражданских прав и свобод личности, более точного регулирования статуса языков, четкого закрепления формы государственного правления, определения государственных приоритетов, укрепления и реформирования государственных органов (судебной системы, законодательной власти и пр.).

Социальные предпосылки: необходимость более взвешенного подхода при закреплении социальных прав граждан, их реального обеспечения и соблюдения.

Структура Конституции РК: преамбула (вводная часть, фиксирующая исторические условия и цели ее принятия), основная часть (восемь разделов, закрепляющие форму государства, основы внешней политики, принципы организации государственной власти, статус высших и местных органов государства, основы организации местного самоуправления и т.д.), заключительные и переходные положения.



Порядок принятия и изменения Конституции РК

Особый порядок принятия и изменения Конституции РК обеспечивает ее стабильность – высокую степень устойчивости ее норм.

Все прежние Конституции Казахстана принимались Верховным Советом Республики. Конституция РК 1995 г. была принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. В компетенцию Парламента этот вопрос уже более не входит, т.е. принятие Конституции – исключительная прерогатива народа. Референдум назначает Президент. Референдум считается состоявшимся, если в нем приняли участие более половины граждан, внесенных в списки для голосование. Принятие Конституции осуществляется большинством голосов граждан, принявших участие в голосовании.

Изменяться Конституция РК может двумя способами:

1) через референдум, если за поправки проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании, не менее чем в двух третях областей, городов республиканского значения и столицы.



2) через Парламент. Инициаторы пересмотра обращаются к Президенту, который решает, в каком порядке этот вопрос будет решаться. Если проект изменений и дополнений в Конституцию выносится на рассмотрение Парламента, для его принятия необходимо, чтобы проголосовало большинство в 3/4 голосов депутатов каждой из Палат. Решение принимается на совместном заседании Палат. Если глава государства отклонит предложение Парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию, то Парламент вправе большинством в 4/5 голосов от общего числа депутатов каждой из Палат принять поправки самостоятельно. В этом случае Президент подписывает этот закон или выносит его на республиканский референдум.

Не подлежат пересмотру конституционные нормы о форме правления, унитарном устройстве и территориальной целостности РК.

Объекты конституционного регулирования

Объекты конституционного регулирования – этот общественные отношения, которые ею регулируются:

1) общественные отношения, образующие основы правового статуса человека и гражданина (права и свободы, вопросы гражданства, гарантии прав и свобод, принципы правового статуса личности);

2) общественные отношения, характеризующие демократическое гражданское общество (основы политической, экономической, социальной и духовно-культурной подсистем, организации местного самоуправления);

3) общественные отношения, образующие основы организации и деятельности государства (статус и полномочия высших и местных органов). [kgl]

[gl]Тема № 3. Конституционно-правовой статус личности в Республике Казахстан [:]



Понятие и структура конституционно-правового статуса личности

Конституционно-правовой статус личности – это совокупность норм конституционного права, закрепляющих положение человека и гражданина в обществе и государстве, определяемое достигнутым уровнем его экономического, политического и социально-культурного развития.

Структура конституционно-правового статуса личности: гражданство; конституционная правоспособность и дееспособность; конституционные права и свободы личности; конституционные обязанности личности; гарантии прав и свобод; принципы правового положения личности.

Гражданство – длительная и устойчивая политико-правовая связь между человеком и государством, порождающая их взаимные права и обязанности.

Конституционная правоспособность личности – это способность человека иметь конституционные права и обязанности, наступает с момента рождения. Конституционная дееспособность – способность своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, наступает в полном объеме с 18 лет.

Конституционное субъективное право (свобода) личности – закрепленная в Конституции возможность человека избирать вид и меру поведения, пользоваться материальными и духовными благами.

Конституционная обязанность личности – закрепленная в Конституции необходимость, предписывающая человеку определять вид и меру соответствующего поведения.

Гарантии прав и свобод – условия и средства, обеспечивающие их реализацию.

Принципы правового положения личности - признаваемые и охраняемые государством и правом основные начала, исходя из которых осуществляется использование конституционных прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

Институт гражданства

Обладание гражданством позволяет человеку в полной мере реализовать все права и свободы, закрепленные в Конституции РК. В то же время правом человека является изменение гражданства. Государство должно защищать своих граждан как на своей территории, так и за рубежом, но в то же время вправе требовать от них выполнения соответствующих обязанностей. Не допускается выдача граждан РК, если иное не предусмотрено международными договорами РК. В Конституции РК закреплены принципы гражданства, основы политики государства в отношении своих граждан, иностранцев и лиц без гражданства. Более подробно эти вопросы, а также основания приобретения и прекращения гражданства закреплены Законом “О гражданстве” от 20 декабря 1991 г., Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством, утвержденным Указом Президента РК от 27 сентября 1996 г. Вопросы гражданства могут регулироваться и международными договорами РК. В частности, такие договоры заключены с рядом стран СНГ.

Двойное гражданство- это принадлежность человека одновременно к гражданству двух или более государств. В РК оно не признается, в связи с возможными негативными последствиями, которое оно несет.

Основания приобретения гражданства РК:

1) По рождению на основе сочетания принципов “права крови” (по гражданству родителей) и “права почвы” (по месту рождения).

2) Прием в гражданство РК- разрешительный порядок приобретения гражданства путем подачи заявления.

Условия приема в гражданство: постоянное проживание в РК 5 лет либо состояние в браке с гражданином РК в течение 3 лет.

Основания для отказа в прием в гражданство РК: совершение преступлений против человечества; если лицо выступает против суверенитета и независимости РК, призывает к нарушению единства и территориальной целостности; осуществляет противоправную деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности; является особо опасным рецидивистом или террористом; состоит в гражданстве другого государства и пр.

3) восстановление в гражданстве РК - для бывших граждан РК, покинувших страну и потерявших гражданство и возвращающихся в РК;

4) упрощенный регистрационный порядок предусмотрен для лиц коренной национальности, приезжающим в Казахстан как на историческую родину (оралманов) при условии проживания не менее 4 лет либо состояния в браке с гражданином РК 3 года (репатриация);

5) в упрощенном порядке принимают в гражданство реабилитированных жертв массовых политических репрессий, потерявших гражданство без их свободного волеизъявления, их потомков, при условии их постоянного проживания в РК независимо от срока;

6) по основаниям, предусмотренных международными договорами РК – для военнослужащих, для лиц, прибывающими в Казахстан из некоторых стран СНГ (РФ, Кыргызстан, Беларусь) в регистрационном порядке;

7) упрощенный порядок приобретения гражданства РК (без условий) в иных случаях: для несовершеннолетних, недееспособных, лиц, имеющих особые заслуги перед РК; для граждан бывших союзных республик, имеющих близких родственников в РК;

Основания прекращения гражданства РК:

1) Выход из гражданства – подача заявления. В выходе из гражданства может быть отказано, если лицо имеет неисполненные обязанности перед республикой или имущественные обязанности (существенного характера) перед гражданами и организациями; привлечено к уголовной ответственности в качестве подозреваемого либо отбывает наказание в местах лишения свободы; выход лица из гражданства противоречит интересам национальной безопасности.

2) Утрата гражданства носит автоматический характер в случае: поступления лица на воинскую службу, в службу безопасности, полицию, органы юстиции или винные государственные органы другого государства за исключением случаев, предусмотренных межгосударственными договорами РК; приобретения гражданства РК в результате предоставления ложных сведений или фальшивых документов; по основаниям, закрепленным международными договорами РК; если брак с гражданином РК, ставший основанием для приобретения гражданства, признан судом недействительным.

Лишение гражданства РК не допускается.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.