Сделай Сам Свою Работу на 5

Оценка качества результатов интервью





 

Достоверность результатов исследования.

Репрезентативность результатов исследования.

Надежность результатов исследования.

Валидность результатов исследования.

 

 

Менеджеру, использующему интервью в качестве инструмента сбора информации о персонале, очень важно уметь определять качество результатов интервьюирования с тем, чтобы точнее понимать суть полученной информации, объективно, грамотно и ответственно ее оценить.

Поскольку метод интервьюирования имеет долгую практику применения в социологии и психологии, то имеет смысл воспользоваться опытом и методиками оценки качества опроса, применяемыми в данных науках.

Как, например, оценивает качество проведенного исследования социолог?

Полная оценка качества результатов социологического исследования осуществляется в соответствии с выработанной в социологии системой основных понятий, описывающих качество социологических исследований. Качество результата социологических исследований, прежде всего, задается такими параметрами как важность и достоверность социологического исследования[47].

Достоверность результатасоциологического исследования определяется качеством теории (таким ее параметром как истинность) и качеством эмпирической информации (ее надежностью).



Надежность эмпирической информации складывается на базе качества методологии (прежде всего — обоснованности методологии) и качества методики. Чтобы разработать качественную методику, необходимо обеспечить качество процедуры отбораи качество процедуры и инструмента измерения. И, наконец, качество процедуры и инструмента измерения можно обеспечить, если обеспечена высокая репрезентативность (вероятность отсутствия случайных и систематических ошибок), точность (вероятность отсутствия случайных ошибок) и правильность (вероятность отсутствия систематических ошибок).

Рассмотрим важнейшие параметры качества социологических исследований подробнее.

Достоверность результатов исследований — качественная характеристика социологических исследований, раскрывающая степень соответствия полученной в исследовании социальной информации действительным характеристикам и состояниям изучаемых объектов. Достоверность получаемой информации зависит от надежности исходной информации (базы данных); адекватности методик измерения; правильности интерпретаций и теоретических выводов[48].



Первое, чему уделяется внимание при оценке качества эмпирических методов исследования — это анализудостоверности источника информации. Социологи различают надежность, подлинность используемых для последующего анализа документов и достоверность сообщаемых в нем сведений. Это и понятно: достоверность информации во многом зависит от ее источника, а разные источники обладают различной степенью достоверности сообщаемых сведений. Считается, что в любых случаях первичные данные надежнее вторичных; а официальный документ надежнее неофициального. Поэтому данные интервью, позволяющие использовать первичные источники информации и сведения из официальных документов, рассматриваются как более достоверные[49]. Помимо этого, больше доверия вызывают также проверенные и перепроверенные данные, для чего используют несколько источников информации или проводят повторные интервью, включающие уточняющие и контрольные вопросы, а также параллельно применяют другие методы сбора информации.

Итак, наиболее достоверными являются:

— данные интервью с очевидцами событий;

— данные интервью с официальными лицами;

— данные интервью, включающие контрольные и уточняющие вопросы;

— данные интервью, совпадающие с данными, полученными при помощи других методов сбора информации.

Ещё один очень важный параметр, с помощью которого оценивается качество результатов социологического исследования — репрезентативность.



Валидность — одна из основных характеристик качества социологического исследования, а именно — показатель качества произведенного измерения. Валидность — это показатель степени соответствия измеряемого и измеренного качества.

В соответствии с целью контроля можно различать несколько видов измерений валидности: 1) измерение валидности отдельного признака или набора признаков исследуемого предмета; 2) измерение валидности инструментария, применяемого в измерении (иными словами, валидизация шкал, тестов и др.); 3) измерение валидности социологических индексов.

Измерить или оценить качество процедуры или результата исследования означает ответить на следующие вопросы: измерили ли исследователи то, что хотели измерить?; в какой мере им это удалось?; насколько позволяет провести требуемое измерение используемый инструментарий? Ответить на эти вопросы достаточно трудно, так как трудно отыскать объективные критерии оценки степени соответствия. Поэтому в ряде случаев исследователю остается довольствоваться анализом валидности, прибегая лишь к логическому инструментарию, т.е. измерениям логической валидности.

Логическая валидностьпредставляет собой показатель качества социологического исследования, раскрывающий степень соответствия выявленных (основных или базовых) понятий исследуемым свойствам и отношениям. Логическая валидность может измеряться на различных этапах социологического исследования, но особенно важна эта процедура при проведении операционализации понятий.

В случае если удалось найти объективный, внешний критерий соответствия измеряемого и измеренного, того, что получено при измерении тому, что подлежало измерить, речь может идти об измерении эмпирической валидности.Эмпирическая валидность с большей достоверностью подтверждает, обосновывает или, наоборот, опровергает адекватность инструментария, процедуры или исследования в целом. Однако, и в этом случае можно говорить только о вероятностной, а не абсолютной оценке качества социологического исследования.

Степень соответствия программы социологического исследования (цели, задач, гипотез, методов, выдвигаемых в социологическом исследовании) полученным результатам называют концептуальной валидностью.Различные исходные концептуальные установки при исследовании какой-либо темы могут приводить к различным результатам. Концептуальная валидность выше в тех исследованиях, в которых инструментарий и полученные результаты в большей мере соответствуют концепции, выдвинутой авторами. Чем выше валидность, тем адекватнее и объективнее результаты исследования.

Описанные выше параметры измерения разработаны в целях оценки эффективности, результативности и качества социологического исследования. Оценка качества социологического исследования по данным параметрам позволяет ранжировать социологические исследования по степени доверия к их результатам и, соответственно, руководствоваться или не руководствоваться их выводами и рекомендациями. Эти же критерии качества социологического исследования позволяют в известной мере предупреждать появление ангажированных социологических исследований, преследующих жестко прагматические манипулятивные цели[50].

Исходя из приведенного материала видно, что обеспечение высокого качества интервьюирования напрямую связано с качественным выполнением разработки всех элементов его программы и во многом задается задолго до применения методик измерения, то есть собственно интервью. Поэтому менеджеру по персоналу, даже если он использует готовый инструментарий интервьюирования, прежде, чем использовать его в практической деятельности, следует обязательно оценить качественные характеристики. Использование некачественных вопросников интервью или вопросов, не соответствующих поставленным перед менеджером целям, приведет к тому, что будет выявлена информация, не подлежащая целевой интерпретации или даже получена ложная информация. Разумеется, выводы и рекомендации, подготовленные на основе такой информации, не приведут организацию к успеху и в значительной мере могут навредить участникам интервью.

Для большей объективности оценки качества проведенного кадрового интервью отчет о его результатах следует предлагать для оценивания независимым экспертам, ориентируя их на: оценку следующих обязательных параметров: достоверность, валидность и надежность. При этом в ряде случаев, учитывая этические нормы и корпоративные ноу-хау, для оценивания предлагаются отдельные элементы программы и отдельные результаты.

Тенденция к корпоративной закрытости, если она последовательно реализуется, приводит к тому, что качество применяемых в организации интервью может зависеть только от уровня компетентности одного–двух специалистов службы персонала. В этом случае относительной формой страховки от применения некачественного инструментария может быть только специальное обучение интервьюированию ответственных в организации за данные виды деятельности.

К сожалению, во многих современных российских организациях от сотрудников служб персонала не требуется соблюдения всех выработанных в науке требований, в том числе, часто имеет место упрощение критериев оценки качества кадрового интервью. Это происходит по ряду причин: по незнанию, по неопытности, по небрежности, а иногда и по злому умыслу. Вместе с тем, есть основания полагать, что сегодня все-таки формируется тенденция профессионализации кадровой работы и повышения ее качества. Поэтому знание техник составления программ кадрового интервью, знание правил его проведения, параметров анализа и оценки результатов становится все более востребованным: уже сейчас во многих вузах для студентов управленческих специальностей читаются соответствующие лекционные курсы, проводятся тренинги и практикумы.

 

? Контрольные вопросы, задания и упражнения

1. Определите понятия «генеральная совокупность», «обследуемая совокупность», «выборочная совокупность». Какие способы формирования обследуемой совокупности вы знаете?

2. В чем состоит специфика выборочного метода? Что такое репрезентативность выборки, от чего она зависит?

3. Перечислите и охарактеризуйте этапы обработки и анализа эмпирической информации.

4. Назовите основные этапы исследования; укажите, когда разрабатывается программа.

5. В чем заключается основной смысл принципа итерации?

6. Какие параметры качества научного исследования вы знаете?

7. Что такое надежность исследования?

8. Какие виды валидности Вам известны?

9. Какие формы определения валидности инструментария существуют сегодня?

10. Как определяется надежность инструментария исследования?

11. Найдите в словарях определение понятий «репрезентативность», «генеральная совокупность» и «выборка». Сконструируйте на их основе определение понятия «репрезентативная выборка».

 

 

Таблица 12

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.