Сделай Сам Свою Работу на 5

Применяемые при ранжировании





 

При применении методик ранжирования не существует сколь-нибудь строгих специальных ограничений для использования шкал, поэтому возможно использование всех видов шкал. Факторами, ограничи­вающими применение некоторых видов шкал, являются:

1) сложность шкалы;

2) технические трудности воспроизводства шкалы на опрос­ные листы, которые по мере научно-технического совершенствования постепенно снимаются;

3) технические трудности, связанные с необхо­димостью считывания и анализа полученной информации;

4) психо­интеллектуальные особенности опрашиваемых (узкие границы поля восприятия, низкий объем памяти, неразвитые аналитические способ­ности, нежелание детально разбираться в анализируемых качествах).

Шкалы, используемые при ранжировании можно подразделить:

1) по специфической форме анализируемых величин (вербальные. числовые, графические, рисуночные, табличные, предметные);

2) по специфике применяемых техник анализа (сравнение, выбор из предла­гаемого списка, аналогия, синтез, классификация, типология, сорти­ровка);

3) по количеству измеряемых параметров (одномерная, мно­гомерная);



4) по количеству ранжируемых качеств;

5) по плотности ранжируемых качеств.

Выбор той или иной шкалы осуществляется в соответствии с це­лями, задачами, основными гипотезами исследования, а также в соот­ветствии с предполагаемыми условиями проведения опроса (измерения) и возможностями последующей обработки полученного эмпирического материала.

Наиболее часто используются вербальные шкалы, в которых в словесной форме представлены перечни каких-либо свойств, качеств или признаков анализируемого социального субъекта, процесса или явления. Вербальные шкалы компактны, удобны в применении и об­работке, их сравнительно легко откорректировать или изменить. По­мимо этого важно то, что вербальные шкалы информационно объем­ны. Например, можно предложить для одновременного ранжирования перечень из 10, 20 или 50 понятий и (с большими или меньшими вре­менными затратами, но сравнительно быстро) получить результат. Тогда как, например, представленные к экспертному ранжированию предметы (допустим 10, 20 или 50 автомобилей), рисунки или графики будут анализироваться в несколько раз дольше. Следует также отме­тить еще одно преимущество вербальных шкал: они могут быть как многозначными (многомерными), так и однозначными (одномерными). Иными словами, данный вид шкал позволяет обеспе­чить решение задач разного типа и разной сложности.



Графические шкалы, в свою очередь, имеют другое очень важное преимущество — наглядность. Они обычно применяются тогда, когда провести вербальное шкалирование представляется затруднительным.

Рисуночные шкалы используются для анализа социальных свойств и характеристик, которые, будучи изложены словами, зани­мают много места. Иногда рисуночные шкалы применяют для нагляд­ности или из рекреационных побуждений[39].

Табличные шкалы представляют собой вариант двойного (строки, столбцы) или тройного ранжирования (плюс баллы, ранги или оценки в клетках на пересечении столбцов и строк). Табличные шкалы чрезвычайно удобны, но иногда их использование затруднено но техническим причинам (например, при невозможности ксерокопи­рования опросных листов). По мере распространения оргтехники и компьютерной техники табличные шкалы будут использоваться до­статочно часто.

Предметные шкалы используются, прежде всего, для анализа со­циальных предпочтений, связанных с предметно-бытовой сферой. Од­нако, они могут быть использованы и для анализа ментальных, аксио­логических и иных характеристик субъекта (субъектов), производящих ранжирование. Границы применения предметных шкал связаны с по­тенциалом предметного обозначения социальных признаков (качеств, свойств), а также с материальными возможностями (ресурсами) орга­низаторов социологического исследования.



Относительно выбора количества ранжируемых элементов также не может быть каких-либо однозначных рекомендаций. Помимо оговоренных выше детерминант, здесь действуют и субъективные факто­ры: на выбор количества шагов в применяемой шкале часто оказывает влияние уровень профессиональной компетентности исследователя, его добросовестность и глубина интереса к исследуемой проблеме. При выборе количества ранжируемых качеств следует учиты­вать, что (1) чем более детально осуществляется составление шкалы (то есть чем меньше «зазор», меньше различий между ранжируемыми качествами) и (2) чем больше будет проранжировано качеств, тем бо­лее точными будут результаты. Вместе с тем, следует иметь в виду, что уже 50-шаговое ранжирование требует большого интеллектуального напряжения и развитых навыков «улавливания разницы» между ран­жируемыми признаками. Поэтому 50-шаговую шкалу следует предла­гать только людям, профессионально занимающимся интеллектуаль­ной деятельностью (ученым, преподавателям, писателям, студентам старших курсов и др.) и экспертам-профессионалам по предмету опро­са. Более того, респонденты должны чувствовать себя достаточно подготовленными к анализу перечисленных в шкале качеств (характеристик). В противном случае исследователи столкнутся с большим количеством отказов принять участие в исследовании и с большим процентом испорченных опросных листов (например, при неоконченном ранжировании).

Таким образом, следует еще раз подчеркнуть, что в социологии используются самые различные виды шкал, а сами термины «шкала» и «вопрос-шкала» трактуются очень широко.

Вопрос-шкала представляет собой некоторую, изложенную в определенной форме и имеющую определенный логический смысл ин­формацию, которая содержит указание на ее недостаточность, воз­можность или необходимость ее дополнения; а также включает набор стандартизированных вариантов ответов. Шкала является основным средством (способом) стандартизации ответов. Под шкалойв социо­логии и психологии принято понимать набор индикаторов, расположенных в опре­деленной последовательности (с убыванием, уменьшением или возрас­танием, усилением рассматриваемого качества или признака).

Следует иметь в виду, что работа по составлению во­проса-шкалы обычно предполагает выполнение следующих предвари­тельных этапов. Первый этап — определение проблемы, предмета, объ­екта, целей, задач и основных гипотез исследования. Второй этап — теоретический анализ предмета исследования, включающий определе­ние, операционализацию и интерпретацию основных понятий, имею­щих отношение к теме и предмету исследования. И лишь после этого можно переходить к третьему этапу — выбору и обоснованию методов и методик исследования и конкретной разработке инструментария — вопросов и шкал.

Общие принципы и технологию конструирования вопроса-шкалы можно пояснить на условном примере.

Допустим, тема, выбранная для проведения социологического исследования, включает три основных понятия, которые мы условно обозначим цифрами «1», «2», «3». Разбив каждое из этих основных по­нятий на несколько составляющих меньших по объему понятий (то есть выполнив логическую операцию деления понятий), допустим, мы получили следующий набор понятий: 1а, 1б, 1в, 1г (раскрывающие по­нятие «1»); 2а, 2б, 2в (раскрывающие понятие «2»); 3а, 3б, 3в, 3г, 3д (раскрывающие понятие «3»). Повторив процедуру деления понятий применительно уже к этим 12 понятиям, мы получим еще один ряд по­нятий, еще большей численности. После нескольких повторений опе­рации деления понятий мы, в конце концов, доберемся до далее нераз­ложимых «элементарных» понятий (признаков), из этих элементарных понятий и выстраивается по определенному, выбранному в соот­ветствии с целями, задачами и гипотезами исследования, принципу не­которая последовательность (назовем ее понятийной базой шкалы).

Допустим, мы таким образом составили набор из 21 понятия и построили понятийную базу шкалы (I), а затем спроецировали ее и построили шкалу оценок (II).

 

Схема 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.