Сделай Сам Свою Работу на 5

Руководителями обследуемых организаций





Воплощение принципа высокого профессионализма в получении информации и предлагаемых решениях проблем. Предоставление только полной и истинной информации.

Корректность, вежливость, соблюдение делового этикета.

Предельное внимание к содержанию и смыслу заявлений, замечаний и реплик руководителей, сотрудников.

Максимальная открытость в использовании инструментария, если это не мешает реализации целей исследования.

Обеспечение исследовательской независимости, избегание любых видов воздействия и давления на исследователя. (Зависимость результатов исследования от желаний заказчика является явным признаком непрофессионализма социолога в части подготовки договора об исследовании, технического задания, инструментария и отчета о проведении исследования.)

И вместе с тем, обязательное согласование с руководителями организации (подразделений) и заказчиками шагов, которые не включены в заявленный и утвержденный план работы и могут повлиять на результаты работы.

Обеспечение права контроля за использованием (в том числе — внедрением) результатов и рекомендаций по итогам исследования, включая случаи, когда результат труда социолога полностью принадлежит заказчику.



Забота о финансовом, организационном и ином благополучии организации, в которой работает социолог-исследователь; соблюдение принятых в ней режима и правил деятельности.

Обеспечение сохранения коммерческой, личной и иной тайны.

Обязанность выполнять любые принятые договорные обязательства.

Впоследствии, надо полагать, появятся детально разработанные типовые и специализированные профессиональные кодексы, поскольку можно с уверенностью сказать, что морально-нравственные ресурсы организации также будут рассматриваться как имеющие прямые материальные проекции. Поэтому, несмотря на всю трудность расчета материально-экономического эффекта от соблюдения нравственных норм в организации, а также на чрезвычайную сложность замера «меры моральности» поведения сотрудников, теоретические исследования и практические разработки в данной области будут разворачиваться и будут социально востребованы.



Поскольку интервьюирование используется полифункционально, и как метод сбора социальной информации, и в качестве прикладного целеориентированного исследования, и в качестве инструмента оценки персонала, и в качестве инструмента консультирования и управления, и в качестве способа поддержания коммуникации, то менеджер по персоналу должен всесторонне соблюдать и многие этические нормы профессионального психолога. В частности, менеджер:

— должен заботиться о соблюдении личной тайны сотрудника, если она стала ему известна вследствие исполнения должностных обязанностей;

— не должен вмешиваться в личную жизнь подчиненных и использовать свое служебное положение для получения подобной информации;

— обязан бережно хранить вверенные ему личные документы и сведения о личности подчиненных, включая результаты опросов;

— максимально бережно относиться к личности подчиненных и не допускать унижения личного достоинства и необоснованных оценок его деятельности;

— стремиться к раскрытию профессионально-личностного потенциала сотрудников организации;

— по возможности, воздерживаться от прямых советов, ориентируя сотрудников на самостоятельность в принятии решений;

— ни в коем случае не вредить, а, наоборот, помогать сотрудникам добросовестно и квалифицированно выполнять свои профессиональные обязанности;

— заботиться о предотвращении развития конфликтов в организации, содействовать формированию и поддержанию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и высокого уровня организационной и корпоративной культуры.



Поскольку менеджеры преимущественно используют качественные методы, то им следует ориентироваться на необходимые качества исследователя-качественника. Поскольку качественные методы направлены на изучение объекта исследования в процессе непосредственного длительного контакта в естественной обстановке, менеджеру необходимы:

— стремление к глубокому пониманию глубинных мотивов поведения людей;

— гибкость в процессе сбора данных;

— постоянный пересмотр инструментария исследования с учетом реальных обстоятельств;

— комплексность и концептуальность мышления;

— самокритичность и стремление к пересмотру инструментария и устранению противоречий;

— умение сохранять аналитическую дистанцию;

— наблюдательность и некоторые другие умения[23].

Ввиду того, что менеджер по персоналу непосредственно включен в деятельность организации и подчиняется её руководству, ему весьма трудно оставаться на позициях абсолютно независимого исследователя, да этого, в принципе, в большинстве случаев и не требуется: в конце концов всегда есть возможность пригласить для выполнения тех или иных исследовательских функций специалистов «со стороны». Скорее, наоборот, менеджеру по персоналу как и необходимо учитывать свое знание организации, персонала, особенностей управления, чтобы делать более глубокие научно обоснованные выводы. В данном случае в зоне ответственности менеджера находятся именно грамотная разработка и адекватное применение научного инструментария и на научной основе формулировка рекомендаций. Для того, чтобы уметь отстаивать право влияния на руководителей организации, в частности, при выборе инструментария исследования, необходимо кропотливо нарабатывать авторитет в организации и каждодневно подтверждать свой профессионализм; помимо этого, необходимо учиться обстоятельно и убедительно аргументировать свою позицию.

Нарушение этических профессиональных норм часто обусловлено тенденциями к манипулятивному управлению. В данной связи необходимо знать признаки скрытой манипуляции, проанализированные С.Г. Кара-Мурзой:

— использование особо сложных языковых форм (сложные, незнакомые непонятные термины, сложные речевые конструкции, неопределенность высказываний);

— использование ярких негативных эмоций (за которыми скрыто стремлений уязвить, разозлить, оскорбить);

— применение аргументов типа «сенсационность» и «срочность»;

— использование приемов многократных повторений;

— необоснованное дробление (информации, проблем, событий) и целевая дефрагментация восприятия;

— изъятие событий и процессов из контекста и их абстрактный анализ;

— тоталитаризм источника сообщений;

— тоталитаризм решений;

— смешение информации и мнения;

— прикрытие авторитетом;

— активизация стереотипов;

— некогерентность высказываний;

— сокращение контактов (рекомендации типа : «не следует ни с кем обсуждать и консультироваться»);

— применение стратегии ухода от захвата;

— изменение темпа подачи информации;

— непредсказуемость поведения и решений;

— отключение эмоций;

— диалогичность мышления;

— создание контекстов;

— создание альтернатив;

— поиск корня проблемы;

— включение памяти, проекция в будущее (то есть уход от настоящего);

— смена языка[24].

Существуют и другие манипулятивные приемы и техники, некоторые из которых открыто разрабатываются в рамках модных направлений практической психологии и практического менеджмента, например, некоторые техники нейро-лингвистического программирования и психологического влияния.

 

? Контрольные вопросы, задания и упражнения

 

1. Выделите основные этические требования, предъявляемые к организации интервьюирования.

2. Как Вы можете обозначить зону профессиональной ответственности интервьюера?

3. Какие этические погрешности допустимы при интервьюировании?

4. Разработайте нравственный кодекс интервьюера.

5. Разработайте рекомендации для интервьюеров с учетом существующих этических норм.

 


_________________________________________________

 

 

Глава 7

Применение специальных Методик при интервьюировании персонала

Выборочные методики.

Ранжирующие методики.

Выборочные методики

Выборочные методики позволяют выстроить выборку — совокупность элементов объекта исследования, подлежащую непосредственному изучению. Поскольку главным критерием оценки качества выборки является репрезентативность

Выборочные методики применяются в случаях:

— необходимости быстрого получения оперативной информации;

— невозможности по тем или иным причинам проведения сплошного обследования респондентов;

— организации мониторинговых наблюдений;

— проведении точных научных исследований.

Выборочные опросы нашли широкое применение в политологии, политической социологии, политической психологии, экономической психологии, педагогики, рекламном бизнесе и всё более активно применяются в других сферах экономики и управления.

В управлении персоналом выборочные исследования могут быть использованы при решении многих проблем, в том числе:

— для сбора информации при разработке стратегий организаций;

— при необходимости выявления и оценки общественного мнения;

— при разработке миссии, имиджа и элементов корпоративной культуры организации;

— для разработки оценочного инструментария для оценки и аттестации персонала;

— для апробации новых методов стимулирования и мотивации персонала;

— для лучшего организационного обеспечения коллективных мероприятий и различных видов внутриорганизационных работ;

— в целях выборочного информирования персонала и в ряде многих других случаев.

Более других заинтересованы в проведении выборочных исследований крупные компании и те, что имеют много филиалов и региональных отделений. Это связано с возможностью получения в ходе выборочного обследования достоверной информации, которая отражает мнение практически всех сотрудников организации.

Тем не менее, организация выборочных опросов в практическом менеджменте в современных российских организациях поставлена не очень профессионально или вовсе отсутствует. Руководители довольствуются выявлением мнений руководящего состава организации и особо «приближенных» рабочих. Принятые на основе столь неполных представлений решения часто не отражают действительного положения дел в организации и не воспринимаются персоналом как легитимные. Рабочие часто рассуждают так: «Нас не спрашиваете, думаете, что Вам там в Москве виднее, ну сами и выполняйте свои решения». Учитывая факт роста образованности специалистов и рабочих, а также мировую тенденцию в демократизации и гуманизации управления, целесообразно использовать в управлении новые методы сбора информации и воздействия на персонал, в частности, выборочный метод.

Интервьюирование с использованием выборочной методики имеет сравнительно немного особенностей.

Во-первых, при его использовании следует познакомиться с основными принципами методики и понятийным аппаратом.

Во-вторых, необходимо научиться правильно строить выборку.

В-третьих, важно разработать адекватный выборочным группам инструментарий, который бы одновременно позволял осуществлять сравнение мнений представителей различных категорий работников и, вместе с тем, был адаптирован к их профессиональным, возрастным, образовательным, статусным, языковым и культурным особенностям.

И, в-четвертых, учитывать необходимость корректировки выборки в случае трудностей её построения.

Построение выборки опирается на выявлении ряда её элементов.

Таблица 5

Основа выборки[25]

 

Структурная основа выборки:
Генеральная совокупность Пример:
Генеральное распределение Пример:
Выборочная совокупность Пример:
Единица выбора, наблюдения, опроса, обследования Пример:
Единица отбора Пример:

 

 

? Контрольные вопросы, задания и упражнения

 

1. Заполните приведенную выше таблицу какими-либо примерами.

2. Выпишите из словарей и энциклопедий определения понятий, данных в таблице.

 

Понятийный аппарат выборочного метода не слишком сложен и легче воспринимается в виде схем и таблиц.

Таблица 6

Основные понятия, описывающие выборочный метод исследования

 

Выборочный метод —совокупность способов, принципов, методик, приемов, процедур и техник отбора элементов, подлежащих изучению
Выборочное обследование (исследование) —способ получения информации, основанный на построении выборки (специально, в соответствии с определенным алгоритмом, сконструированным объектом исследования, отличающимся специально выбранными, значимыми для цели исследования характеристиками)
Типы выборок
Системати-ческая выборка Случайная выборка Квази-случайная выборка
Виды выборок
Сплошная   Квотная Вероятностная Серийная Целевая На основе суждения Повторная Безповторная Кластерная
                     

 

Приступая к сбору информации с помощью созданного инструментария, социолог в большинстве случаев сталкивается с тем, что он не в состоянии исследовать все элементы, составляющие изучаемый объект (например, в случае изучения трудового коллектива предприятия — всех работающих на нем). Поэтому исследователь вынужден использовать тот или иной способ выделения из большой совокупности элементов, подлежащих изучению, некоторой их части, предполагая, что при изучении этой обследуемой совокупности могут быть выявлены свойства объекта исследования в целом. Элементы, составляющие весь объект изучения, формируют генеральную совокупность.

Существуют различные способы формирования обследуемой совокупности. Сплошное исследование требует полного охвата всех элементов изучаемого объекта без исключения (обследуемая совокупность идентична генеральной), что обеспечивает высокую надежность получаемой информации. Исследование основного массива предполагает исследование большей части объекта или его важнейших элементов. Данный способ отбора элементов не строго формализован, поэтому получаемые социологические данные не могут быть признаны достаточно надежными. В монографическом исследовании внимание сосредоточивается на изучении части объекта по ряду критериев. При этом в качестве исследуемой части объекта (которая может состоять всего лишь из одной исследуемой единицы) выбирается та его часть, которая типична для всего объекта. Например, можно изучать потребности и проблемы руководителей среднего звена посредством детального ознакомления с мнениями на этот счет какого-либо типичного представителя данной категории работников организации. Данный метод не дает абсолютно надежной информации, однако в ряде случаев он является единственно доступным методом сбора информации. Выборочный метод относится к формализованным методам, хотя при его применении возможна различная степень формализации. Основное отличие выборочного метода от других способов формирования обследуемой совокупности (кроме сплошного исследования) состоит в том, что этот метод обеспечивает возможность распространения выводов, полученных на основании анализа выборки (выборочной совокупности, построенной по определенным строго заданным правилам), на изучаемую (т.е. генеральную) совокупность.

Выборочный метод широко применяется в социологических исследованиях, применим он и в работе служб персонала. Главное преимущество выборки заключается в том, что ее использование, с одной стороны, позволяет добиться наибольшей степени репрезентативности результатов, а с другой стороны, — позволяет значительно сократить материальные и временные затраты на сбор информации. Репрезентативность — это важная характеристика качества опроса, представляющая собой свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования. Требование репрезентативности выборки означает, что по выделенным параметрам (критериям, признакам) состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Строго говоря, критерий репрезентативности не применим к другим способам отбора, кроме выборочного: сплошное исследование будет, конечно, полностью репрезентативным, но оно применяется крайне редко — тогда, когда количество единиц наблюдения относительно невелико и есть возможность охватить исследованием каждую из них.

В случае применения выборочного метода отбора единиц анализа для социолога очень важно точно оценить репрезентативность выборки, т.е. вычислить погрешность, с которой можно отождествить установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности. Такая оценка репрезентативности производится на основе анализа и расчета ошибок выборки математико-статистическими методами. Сами ошибки могут быть двух видов — процедурные, т.е. допущенные при регистрации признаков, и случайные, т.е. зависящие от степени изменчивости изучаемого признака.

Важно иметь в виду, что выборочный метод позволяет добиться репрезентативности только при изучении тех объектов, элементы которых обладают качественной однородностью признаков, значимых с точки зрения исследования. Для объектов с качественно неоднородными элементами применяются другие методы отбора единиц анализа и формирования обследуемой совокупности, прежде всего — метод исследования основного массива. Именно наличие в генеральной совокупности качественно однородных признаков позволяет обеспечить репрезентативность выборки математико-статистическими методами. Эти методы основываются на свойстве качественно однородной случайной величины иметь определенную форму распределения ее значений. Такая форма распределения называется нормальным распределением, она описывается математической формулой и имеет кривую в форме симметричного колокола. Нормальное распределение признаков наблюдается в тех случаях, когда на величину признака действует множество случайных независимых факторов, каждый из которых играет в общей сумме примерно одинаковую роль[26].

Вычисление конкретных показателей по собранным статистическим данным в случае выборочного метода представляет собой, по сути, оценку параметров генеральной совокупности по выборочным данным. Вычисление ошибки выборочной оценки основывается на свойствах нормального распределения. Для вычисления ошибки выборки социолог должен быть уверен в однородности полученных данных по измеряемым признакам и, соответственно, иметь представление о характеристиках изучаемых признаков в генеральной совокупности. Получить такое представление можно по данным проводившихся ранее на данном объекте исследований, либо проведя предварительное исследование по разведывательному плану. Когда о распределении значений признаков элементов генеральной совокупности ничего не известно, то следует придерживаться рекомендаций по объему выборки пробных опросов — от 100 до 250 человек или около 10% от генеральной совокупности[27]. Некоторые исследователи полагают, что идеальная выборка составляет от 201 до 400 человек[28]. Так или иначе, речь идет о выявлении информации на основе сотен измерений и поэтому подобные методы исследования требуют большой подготовительной и организационной работы.

Степень репрезентативности выборки зависит главным образом от двух факторов — ее объема и дисперсии признаков в генеральной совокупности. Дисперсия представляет собой разброс значений признаков, т.е. разность их числовых значений (в случае количественных признаков), или разброс абсолютных частот значений признаков (в случае качественных величин). Существуют формулы для расчета объема выборки, который зависит от объема генеральной совокупности и дисперсии в ней. Чем выше дисперсия — тем больше должен быть объем выборки.

Существует ряд способов формирования выборочной совокупности или типов выборки. Приведем некоторые из них. Простая случайная выборка строится с помощью таблиц случайных чисел. Систематический отбор производится через интервал в перечне объектов генеральной совокупности. Серийная выборкав качестве единиц случайного отбора рассматривает определенные гнезда, группы. Многоступенчатая выборкапозволяет производитьслучайный отбор в несколько ступеней, при этом на каждой ступени единица отбора меняется. Комбинированный отборпозволяет менять как единицы, так и техники случайного отбора на каждой его ступени. Многофазовая выборкастроится на основе сформированной выборки большого объема, при этом на основе сформированной выборки бoльшего объема производится подвыборка меньшего объема без изменения единицы отбора. Стратифицированная выборкаэто случайная выборка с любой техникой отбора, если процедуре отбора предшествует выделение в генеральной совокупности однородных групп (страт). Квотная выборка строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения признаков изучаемых объектов. Стихийная (или случайная) выборкапредставляет собой отбор по принципу «первого встречного», то есть определенные критерии выбора не заданы.

Следует отметить, что последние две разновидности выборки несмотря на видимость случайности отбора единиц анализа на самом деле строго случайными методами отбора не являются, так как всегда имеются какие-либо основания для выбора той или иной единицы для анализа. Просто в данном случае эти основания по ряду причин не подвергаются анализу. Именно поэтому получаемые при помощи применения таких способов отбора данные не могут считаться репрезентативными (особенно при стихийном отборе). На этом основании некоторые исследователи эти две разновидности отбора не относят к выборочному методу.

 

? Контрольные вопросы, задания и упражнения

 

1. Что такое комбинированный отбор и чем он отличается от других методов построения выборки?

2. Какая информация более истинна: выявленная на основе сплошного исследования или на основе выборочного?

3. В каких случаях в менеджменте необходимы выборочные исследования?

4. Какое преимущество дает применение выборочных методик в процессе интервьюирования?

 

Характеристики (свойства) выборки описывается следующими терминами.

Таблица 7

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.